Виктор Суханов


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «mak-grou» > Виктор Суханов "Аватара"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Виктор Суханов «Аватара»

Статья написана 22 августа 2022 г. 00:37


Жирным шрифтом выделены изменения и дополнения по сравнению с отзывом на страничке книги.


Прочитав несколько хвалебных отзывов в интернете, разыскал издание 1987 г. 256 стр., клеёный переплёт (на фото) и приступив к чтению, был разочарован: проходит 50, 80, 100, наконец 150 страниц (а это уже больше половины и так небольшого романа) и у меня только один вопрос — где остросюжетные фантастические приключения, погони и перестрелки? Закончив чтение, резюмирую — а нет их!

По сути, перед нами жалкая попытка отечественного автора склепать подобие Джеймса Бонда, а чтобы читатели не воспринимали роман исключительно как прямолинейную советскую агитку, его замаскировали под зарубежный.

Главнй герой романа — ВиктОр, молодой учёный-иностранец с русскими корнями по бабушке, волею судьбы попадающий в некую тайную организацию, возглавляемую учёным-гуманистом профессором Куртьё. Этот профессор борется за мир во всём мире, но довольно негуманистическими способами — убивая тех, кто на него покушается, а также вообще всех, кто что-либо узнаёт о его тайной организации.

Попал ВиктОр туда якобы за свою безупречную репутацию, правильность и честность (а на самом деле по рекомендации общего с профессором родственника по русской бабушке) и теперь с другими членами этой организации ему в качестве шпиона предстоит всласть попутешествовать по миру, соря деньгами и попутно избегая покушений.

Собственно, весь роман — это скучное перечисление перемещений бездельника ВиктОра по наиболее красивым городам мира с остановкой в дорогих отелях, перемежающееся длинными и нудными отступлениями автора на историческую и псевдоисторическую тематику — типа гипотезы о строительстве египетских пирамид, рассказом на треть книги о затерянной (и вымышленной автором) земле Друк-Юл в Индии и рассуждений о математических моделях сравнительного развития экономики США и СССР.

Фантастика в романе представлена, в основном, немногими фантастическими изобретениями профессора типа стреколёта или пылесоса-жука, а также стреляющего парализующим лучом лазера, т.е. насмотрелся профессор на поведение живых организмов (стрекоз и жуков) в природе, а также начитался (вероятно) Гиперболоида инженера Гарина и сделал наподобие, в общем – довольно примитивненько…

Шпионская часть романа не лучше и проработана автором настолько убого и неумело, что диву даёшься, зачем на главного героя периодически кто-то покушается и вообще, кому он такой нужен. Ибо вся работа ВиктОра заключается в беспечном прожигании жизни в компании красивых женщин, лишь иногда, посещая Дели, Токио или Париж, ему необходимо встречаться с другими шпионами и забирать шифрованные записочки.

Кстати, про женщин Суханов тоже писать не умеет, в книге их по большей части всего четыре, и все участники (читай – шпионки) тайной организации профессора, и все писаные красавицы! Естественно, что ВиктОр влюбляется в каждую из них, и в одну — особенно, но неестественно, что девушка, до этого дававшая от ворот поворот всем остальным, тут же отвечает ему взаимностью и в скором времени дело заканчивается свадьбой. Остальные три дамы тоже без дела не сидят – быстренько влюбляются в своих же партнёров и обретают счастье.

Ну так топорно написать про любовь – это надо постараться…

Между тем, одна из девушек по ходу дела оказывается «кротом», однако после раскрытия она слезливо просит у профессора прощения: мол, «никакая я не предательница, просто влипла в нехорошую историю, это всё из-за синего бриллианта, который мне подарил один ухажёр, но я уже сама намеревалась его вернуть...», и профессор её прощает!

Одна из целей организации профессора Куртьё — уничтожение секретного компьютера на одном из карибских островов. Этот мощнейший (по тем временам) компьютер размером с двухэтажный дом помогает буржуям просчитывать вариации последствий по воздействию на климат социалистических стран Европы, что эти самые буржуи ранее уже неоднократно проделывали с помощью распыления химических реагентов (многочисленные засухи и неурожаи — их рук дело). Однако последствия подчас выходили из-под контроля, задевая и буржуйские страны, вот компьютер и понадобился.

Наглядный пример убогости текста автора — герои проникают на остров, где находится компьютер и им необходимо перепрыгнуть через ограду секретной территории с помощью палки-шеста (причём в водолазных скафандрах!), а неосторожный прыжок грозит падением на провода высокого напряжения и как следствие, мгновенной смертью. ВиктОр никогда раньше такого не делал, но тут он вспоминает свои первые занятия спортивной гимнастикой в университете (тут же по тексту следует солидный кусок воспоминаний) и вуаля! — наш товарищ запросто перемахивает через забор. После чего ребята обезвреживают охранников (не забыв прикончить их на обратном пути) и взрывают компьютер. Кстати, взрывчатку они с собой не тащили, а раздобыли на месте — компьютер в целях безопасности (чтобы ценные данные не достались посторонним) был запрограммирован на самоуничтожение и ребятам с помощью миниатюрного передатчика оставалось лишь запустить процесс.

Центральная часть романа – воспоминания профессора Куртьё о том, как он путешествовал по затерянным в Индии странам Друссии и Мусатангу и помогал тамошним жителям (соответственно, друссам и мусатангцам) налаживать между собой отношения. Ну и заодно сколотил на этом целое состояние, которое теперь использует на благо мира во всём мире.

Кстати, «аватарой» называют воплощение бога в смертное существо ради спасения мира, в романе «аватара» – это профессор Куртьё, борющийся со злом.

Вот только не подумайте, что индийская часть романа — это увлекательная вариация на тему произведений Обручева или Жюля Верна, всё гораздо хуже и безвкусней – никаких описаний диковинной флоры и фауны, сплошь разбор классовых отношений между племенами, к которым автор приплёл ещё неких грибоедов — обитателей подземных пещер, к ним герои попадают в плен, а затем совершают побег.

Заканчивается роман всемирной конференцией по предотвращению гонки вооружений... Тут мне сразу вспомнился своей навязчивой увлечённостью всяческими конференциями политик Сергей Станкевич.

После прочтения «Аватары» я приступил к чтению «Дарвинии» Р.Ч. Уилсона – ещё одной вариации про путешествие в неизведанные земли, и поразился, насколько убого выглядит текст Суханова по отношению к хорошей, качественной литературе.

В общем, моя оценка «Аватары» 1 из 10, это полная ерунда, не стоящая даже однократного прочтения. Суханову бы научно-популярную литературу писать без фантастики и упора на политику, а не политическую фантастику про шпионов.

Единственно, что заслуживает внимания в книге – это двухстраничное послесловие автора, где он, цитируя Ленина, говорит о грядущей фашизации Европы и США – вот прям в точку попал!

В остальном это сухой, без капли юмора, убогий, примитивный текст. Недавно я оставил отзыв на роман из цикла историй о доке Сэвидже (https://fantlab.ru/blogarticle78262) – вот лучше почитайте их. Да, тоже в некотором роде шпионский треш, но весёлый и уровнем повыше текста Суханова.





172
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх