Античность Древние и Тайный


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «ZaverLast» > Античность, Древние и Тайный культ
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Античность, Древние и Тайный культ

Статья написана 28 сентября 2022 г. 02:06

.

«АНТИЧНОСТЬ, ДРЕВНИЕ И ТАЙНЫЙ КУЛЬТ» (2015).

«L’Antico, gli Antichi e il culto segreto».

Pubblicato il 23 Aprile 2015 · in «La luce Oscura».

.

Данная публикация является литературной рецензией к изданию книги «Г.Ф. Лавкрафт: Тайный культ» (изд-во «Aradia», 2015), итальянского исследователя эзотерических традиций Анджело Черчи, и в начале дополнена небольшим интервью с автором. Несколько лет назад, поднятая в работе Черчи тема оккультных познаний Лавкрафта и его возможных отношений с секретным культом, породила достаточно обширную волну интересных дискуссий в интернете.

.

Автор рецензии: Данило Арона (Danilo Arona, р.1950) — известный итальянский писатель, эссеист и внештатный журналист. Автор десятка романов и более сорока повестей и рассказов в жанре нуар, фэнтези и спекулятивной фантастики, а так же двух десятков очерков и эссе. В 1970-ые годы был гитаристом итальянской рок-группы «I PRIVILEGE», выпустившей несколько удачных виниловых миньонов-сорокопяток на студии «Cobra Record». С начала 1980-ых увлёкся литературной деятельностью. В течение многих лет занимался фантастикой и мистикой, читал лекции по фантастической литературе и сотрудничал с различными кинокомпаниями в написании сценариев для художественного кино. Написал несколько исследовательских эссе о рок-музыке, а так же об итальянском и мировом жанре фильмов ужасов и некоторых ведущих деятелях этого направления, таких как Альфред Хичкок, Уэс Крейвен, Джордж Ромеро, Стивен Кинг, в том числе об авторах 19-го века Мэри Шелли и Джоне Полидори. Произведения Данило Арона публикуются многими итальянскими издательствами. В настоящее время писатель проживает в родном городе Алесса́ндрия (Пьемонт, Италия).

Автор книги: Анджело Черчи (Angelo Cerchi, р.1966) — независимый исследователь религии и оккультизма, с детства увлекается оккультными тайнами и творчеством Говарда Филлипса Лавкрафта, а также длительное время занимается библейскими и эзотерическими исследованиями, периодически выступая с лекциями. Его обучение — как автодида́кта (самоучки), простирается от знаний Каббалы до ритуальной магии и культа Телемы, проходя через исследования масонского и христианского мистицизма, включая сложный духовный феномен называемый Мормонизмом. Будучи заядлым читателем всех версий «Некрономикона», определяемых им как апокрифические, в 2012-ом году он описал собственную теорию, опубликованную под названием «Г.Ф. Лавкрафт: Тайный культ» (изд-во «Aradia», 2015). Теорию, предполагающую, что во время своих путешествий по сельской местности штатов Коннектикут и Массачусетс Лавкрафт мог встретить людей, практикующих колдовство и вдохновивших его на то, чтобы довести созданный им фантастический мир до зрелости, от которых он также мог получить знания и подсказки, вставленные затем в его сложную фреску фантастического повествования. В 2017-ом году Черчи опубликовал вторую книгу, под названием «Корни Некрономикона» (изд-во «Lanterna Magica Edizioni»), с Предисловием писателя Данило Арона, являющуюся логическим продолжением первого издания. В настоящее время автор живёт и работает в итальянском городе Спе́ция (Лигурия, Италия).

.

«ЛАВКРАФТ и Тайный культ. ИНТЕРВЬЮ с Анджело Черчи» (2016).

автор: Вольф Бруно.

.

Говард Филлипс Лавкрафт — писатель, который больше, чем кто-либо другой, своими историями из Мифоса Ктулху, повлиял на ведущих эзотериков ХХ века, включая таких как Кеннет Грант, Майкл Бертье, Антон Шандор ЛаВей, Майкл Аквино, Венджер Сатанис, и многих других. Если некоторые воспринимают Лавкрафта только талантливым писателем с богатым воображением, то другие вместо этого считают его своего рода «бессознательным магом», чьи литературные произведения находились под неосознанным влиянием могущественных существ. Однако существует и третья возможность, возникающая при анализе некоторых оккультных и малоизвестных аспектов жизни писателя и многочисленных подсказок, разбросанных в его работах. Сам Лавкрафт утверждал, что написанные им рассказы о «сверхъестественном ужасе» (как он их называл) проистекают из его собственных фантазий и, в особенности, из ярких и ужасающих сновидений. Однако не все уверены, что в этом утверждении заключается полная правда. После длительных исследований, итальянский автор Анджело Черчи предлагает свою теорию о происхождении Лавкрафтовской мифологии. Мог ли Лавкрафт знать кого-то, кто, подобно семье Уэйтли из «Данвичского кошмара», владел древними традициями, пришедшими издалека, быть может из тех же мест откуда возникли первоначальные Библейские рукописи? Действительно ли, сельская Америка до сих пор скрывает тайные колдовские культы, как свидетельствовал в 1947-ом году американский фольклорист и этнолог Вэнс Рэндольф (1892-1980) в своей книге «Суеверия Озарка»? Лавкрафт: писатель несомненной фантазии, пророк скрытых реалий... или кто-то ещё? Что, если он вдохновился чем-то или кем-то, чтобы затем изложить свои мифы о Ктулху? Возможно ли что писатель вступил в непосредственный контакт с тайным культом во время своих путешествий по Новой Англии?

Влияние странной и в достаточной степени негативистской мифологии Г.Ф. Лавкрафта на современную культуру хорошо известно. Знаменитый «псевдобиблиум» Некрономикон даже вошёл в народную веру, так что писатели-фантасты с определённой известностью либо публиковали его, авантюрно мотивируя словно некое «открытие» (как Спрэг де Камп), либо же почитали как реальный секретный фолиант из семейной библиотеки деда-масона Говарда, Уиппла Филлипса (как Колин Уилсон), впрочем уже через несколько лет после смерти Лавкрафта «Некрономикон» прочно «осел» в каталогах антикварных книжных магазинов и различных библиотек. Другие авторы-оккультисты — такие как Роберт Тернер, Кеннет Грант или известный английский писатель, критик и историк научной фантастики Дэвид Лэнгфорд (р.1953) — прямо пытались доказать реальность существования культов, посвящённых Лавкрафтианским божествам. Автор Анджело Черчи также посвятил этому книгу «Г.Ф. Лавкрафт: Тайный культ» (2015), которая ни в коем случае не является объёмной, но компактной и при этом крайне плотно насыщенной информацией, а скоро у неё появится продолжение «Корни Некрономикона». Пользуясь случаем я познакомился с автором и задал ему несколько вопросов:

Почему «Тайный культ»?

«Тайный культ» — это моя гипотеза о Говарде Лавкрафте, основанная на интуитивном понимании некоторых элементов его произведений, в первую очередь из так называемого мифоса Ктулху, которые могли быть вдохновлены встречей или несколькими встречами с людьми, живущими в отдалённых сельских районах Массачусетса или Коннектикута, часто посещаемых Лавкрафтом в поисках новостей и остатков колониального прошлого так называемой Новой Англии, страстным исследователем которой он был. Эти люди, вероятно по их собственной просьбе, оставшиеся анонимными, могли практиковать синкретический культ, хранившийся в тайне и содержащий элементы колдовства сродни нео-языческой Гарднерианской Викке (от имени основоположника «Викки», Дж.Б. Гарднера) со смесью древних ближневосточных традиций, определённым образом отфильтрованных в Новом Свете. Следы этих элементов, почёрпнутых у Лавкрафта и разбросанных по всем его произведениям, я выделил благодаря терпеливому сравнительному анализу с основными известными магическими традициями, убедив себя в том, что эта гипотеза может быть не просто фантазией, а вполне вероятной реальностью. Из этих исследований родилась моя первая книга, а вскоре выйдет следующее издание на эту тему, под названием «Корни Некрономикона», дополнительно расширяющее и подтверждающее мои первоначальные интуитивные идеи, открывая новые элементы, такие как так называемый «Дагонизм», термин, созданный биографом Лавкрафта, писателем Уиллом Мюрреем, чтобы дать название Культу, который, как считается, действительно существовал (хотя почти ни у кого не промелькнула мысль о том, что Лавкрафт мог непосредственно знать о нём)».

Каким образом к вам пришла эта идея?

«В следствии того простого факта, что вопреки общепринятому мнению, в отличие от прочих мест Лавкрафт в течении многих лет посещал эти глухие сельские районы, о которых в его произведениях сохранилось бесчисленное количество следов и свидетельств: от сленга, который он использовал при разговоре с сельскими жителями, соответствующего реальным диалектам тех местностей где бывал писатель; до многих элементов, встроенных в ландшафт, например, таких как так называемые «Шумы Мудуса», подземные шумы (предположительно глубинных землетрясений) из реально существующего района в штате Коннектикут, посещавшегося Лавкрафтом, ставшие затем в соответствующем рассказе грохочущими подземными гулами Данвича... Не говоря уже о том, что, по словам тех же биографов, у Лавкрафта оказывается имелось множество друзей и знакомых, которых он приобрёл в тех краях (подробнее об этом упоминается мной в одной из глав), рассказывавших ему о местных традициях и легендах. Почему бы он тогда не мог встретить, допустим, приятелей друзей, познакомивших его с совершенно иными, более древним традициями? Традициями, следы которых, на мой взгляд, сохранились в таких Лавкрафтовских рассказах, как, например, «Праздник» (1923), где главный герой, по случаю ведущий повествование от первого лица, становится свидетелем грандиозного обряда поклонения Великим Древним (даже, если воображение Лавкрафта затем делает этот рассказ сновидческим и фантастическим: но ведь в этом и заключается великий талант писателя — превращать реальные факты в фантастические описания)».

Как бы вы сформулировали данное предположение в обобщённом смысле?

«Я пишу об этом в своей книге: «Если, как мы пытаемся доказать, ядро Мифологии Ктулху в своём зародыше происходит от Тайного Культа, с которым Лавкрафт вполне мог быть знаком, тогда сила различных магических ритуалов, вдохновлённых его произведениями и его «Некрономиконом», и подсознательная, я бы сказал, сублиминальная сила, переданная читателям его литературными работами, приобретает абсолютно иное значение и конкретную магическую силу, прямо проистекающую из реального древнего Культа».

/Journal «Fogli di Via», 2016/.

____________________________________________________

«АНТИЧНОСТЬ, ДРЕВНИЕ И ТАЙНЫЙ КУЛЬТ» (2015).

                                                                                                                                                ~••~

Эта дискуссия ведётся уже давно. И она неумолимо возобновилась снова после выхода первой книги Анджело Черчи «Г.Ф. Лавкрафт: Тайный культ» (2015). С одной стороны, в мощном и неадекватном синтезе находятся защитники Лавкрафтианской догмы, свидетельствующие о чуждости внутреннего мира писателя Провидения к безграничной религиозно-эзотерической «магме», порождённой рядом с его творчеством, прежде всего благодаря литературному созданию «Некрономикона», а с другой стороны — расширяющееся движение, считающее возможным более или менее сознательное соучастие Лавкрафта в некоторых связующих темах его творчества, прежде всего в оккультизме, практикуемом — как во времена писателя, так и сегодня — теми, кого писатель-эзотерик Кеннет Грант удачно окрестил «тёмными культами». В своей первой книге автор Анджело Черчи задаётся вопросом о происхождении магико-ритуальных аспектов, которыми изобилует фантастическая литература Лавкрафта. В новом исследовании корней Некрономикона и Лавкрафтовских знаний, он ещё глубже погружает свой «скальпель» в царство фантастической реальности (но всё же Реальности...).

/Из предисловия Данило Арона к книге «Корни Некрономикона», 2017/.

------------------------------------------------------ --------------------

Говард Филлипс Лавкрафт, знаменитый и, тем не менее, всё ещё загадочный писатель. Прокомментированный и подвергнутый жёсткой вивисекцией культурной критики, которая в Италии, и во всём мире посвятила ему тысячи страниц, так называемый «отшельник из Провиденса», пользующийся большой поддержкой авторов-подражателей, фанатов, и раскрывших свои карты неординарных кинорежиссёров, вдохновляющихся им (Джон Карпентер, Стюарт Гордон, Гильермо Дель Торо, Ридли Скотт, и другие), и даже не подозревающих об этом писателей, находящихся вне всяких подозрений (см. эссе Мишеля Уэльбека «Г.Ф. Лавкрафт: Против человечества, против прогресса», 1991).

И Лавкрафт наслаждается этим всё больше и дольше. В том смысле, что его так никогда ещё не читали, не перечитывали, не интерпретировали и не препарировали, как в последнее время – буквально недавно, в 2015-ом году итальянским издательством «Mondadori» был опубликован новый монументальный и заново отредактированный фолиант «Г.Ф. Лавкрафт. Все истории: 1897-1936» – 1644 страницы – последняя прижизненная работа одного из ведущих итальянских исследователей и переводчиков Лавкрафтовского творчества — Джузеппе Липпи. Причина такой растущей удачи — парадоксальна, и если вспомнить короткую и скудную жизнь писателя – в общем-то проста, хотя и оксюмори́чна: если не считать тех немногих, кто продолжает видеть в нём архаичный, а значит устаревший способ понимания ужаса, Лавкрафт — писатель всё более и более экстраординарной современности – и, действительно, оксюморо́н заключается в том, что мы говорим об авторе, который в своё время, ещё прежде современников, считал самого себя «анти-современным». У меня нет места в этой рубрике, чтобы вступать в растущие последнее время дебаты о связях, возможно, далеко не случайных, между Лавкрафтом и квантовой механикой, я лишь хочу мимоходом, перефразируя Лавкрафта, процитировать то, о чём говорится во введении к книге известного Слове́нского философа и теоретика культуры — профессора Сла́воя Жи́жека (см. «Остальное неделимо. О Шеллинге и связанных с ним вопросах», Edizioni Orthotes, 2012): «... как пророчествовал Говард Лавкрафт в истории «Зов Ктулху», следует опасаться, что в один прекрасный день, возможно, совсем скоро, соединение разрозненных знаний может открыть перед нами ужасающее видение Реальности и нашего шокирующего положения в ней. В этот момент, вопреки философским взглядам Георга Гегеля и Жака Лакана, не станет ли самой милосердной вещью для нас неспособность человеческого разума соотнести собственное содержание?», — хотя я, скорее обратил бы внимание — операция, конечно, не беспрецедентная — на причудливый и мрачный мир так называемой псевдо-библейской литературы, растаскиваемой в течение последних тридцати лет легионами авторов бестселлеров, различными провидцами и мистическими профилировщиками, зажатыми между «кодами» в стиле Дэна Брауна и прошлыми/будущими апокалипсисами. Бескрайнее море названий, среди которых, справедливости ради стоит отметить, существуют имена великолепного качества, такие как у моего приятеля, писателя Марчелло Симони. (прим., — обладатель нескольких престижных итальянских литературных премий, автор популярных исторических романов-триллеров: «Торговец проклятыми книгами», «Остров безымянных монахов», «Аббатство ста преступлений», и других).

Центральным и знаменитым элементом древней Вавилонской Библиотеки являлся постоянно цитируемый и никогда по-настоящему ни кем «не тронутый» Некрономикон, написанный (безумным ли?) арабом Абдул Альхазредом. Столько всего сказано о нём самыми разными авторами, что за прошедшие десятилетия уже стало «истиной», и всё-таки, всегда полезно помнить, что его автор, история, содержание и библиография — всё это, как ни забавно, является их собственными вымышленными изобретениями.

Легенда начинает формироваться когда в 1960-ые годы некоторые читатели и поклонники ужасов, приняв «Историю и хронологию Некрономикона» за правду, отчасти ради забавы, отчасти по наивности, стали разыскивать его копии в книжных магазинах и библиотеках. Некоторые, наиболее активные исследователи фантастической литературы Лавкрафта, вынюхивая хронологию событий пытались понять из каких книг писатель черпал свои знания, необходимые для изобретения этой литературной подделки. Наиболее достоверной и интересной работой, когда-либо сделанной в этой теме, несомненно, является совместный труд Роберта Тернера, Джорджа Хэя, Дэвида Лэнгфорда и Колина Уилсона, под названием — «Некрономикон»: книга мёртвых имён» (1978). Учёные и эссеисты ограничивались относительно узким сектором инсайдеров первой тройки, в то время как тот же автор Колин Уилсон, скончавшийся в 2013-ом году, был весьма эклектичным английским интеллектуалом, успешно делившим своё время между написанием не столь далеко ушедшей от Лавкрафта научно-фантастической художественной литературой (романы К. Уилсона: «Космические вампиры», «Философский камень», «Паразиты сознания») и «пограничной» литературой «нон-фикшн» («Оккультизм: история», «Философия Ассасинов», «Боги иной Вселенной»). Именно общий проект от четырёх вышеупомянутых авторов по расшифровке запретного фолианта, послужил толчком к написанию подделки, — инициатива, которая уже на протяжении более сорока лет продолжает активно порождать всё новые тексты и дальнейшие интерпретации.

Как многим известно, в 1926-ом году Лавкрафт начал писать то, что сделает его бессмертным (и неприкасаемым) в истории фантастической литературы, — цикл знаменитых «Мифов о Ктулху». Своими визионерскими концепциями Вселенной, населённой злобными и непостижимыми божествами способными взаимодействовать с человечеством через сновидения и пространственно-временные врата, Лавкрафт создал направление ужасов резко контрастирующее с интимистическими страхами современников Эдгара По, оказав заметное влияние на большинство авторов того же жанра до такой степени, что сформировал собственную «школу» авторов-единомышленников (Август Дерлет, Роберт И. Говард, Кларк Эштон Смит, Роберт Блох, и среди прочих сам Колин Уилсон), использовавших в качестве философской основы, разработанную им сложную космо-мифологическую систему описания мира, стоящего на краю пропасти инопланетного хаоса, истоки которого теряются в тумане времён. Именно с Мифов о Ктулху в фантастической литературе Лавкрафта начинают прослеживаться очевидные параллели и сходства с немалым количеством аспектов древних восточных религий. Ключ к пониманию изобретённой Лавкрафтом загадочной мифологической системы, временами идеально совпадающей с древнемесопотамской, даёт нам одно из его утверждений:

«Все мои рассказы, даже если они могут показаться не связанными между собой, основаны на фундаментальной легенде, согласно которой этот мир когда-то был населён другой расой, которая, практиковала Чёрную магию, потеряла своё господство и была изгнана, но обитает за пределами, всегда готовая вновь вернуть себе власть над Землёй». (Г.Ф. Лавкрафт).

Именно в основу мифологии предков писатель положил богохульную и запретную книгу, называемую «Некрономиконом», от первоначального арабского названия «Аль-Азиф», о котором он также составил псевдо-библиографическую справку «История и Хронология Некрономикона» (1927). В письме Уиллису Коноверу, от 29 июля 1936-го года, Лавкрафт написал следующее:

«Мы подходим к «ужасным запретным фолиантам», о которых я вынужден сказать, что они, в значительной степени, являются вымышленными произведениями. Абдул Альхазред и Некрономикон никогда не существовали, потому что я сам придумал эти имена. Роберт Блох придумал идею Людвига Принна и его «De Vermis Mysteriis» (Тайны Червя), в то время как «Il Libro di Eibon» (Книга Эйбона) была изобретена Кларком Эштоном Смитом. Покойный Роберт Э. Говард ответственен за барона Фридриха Вильгельма фон Юнца и его книгу «Unaussprechlichen Kulten» (Безымянные Культы)».

Написанное за несколько месяцев до его безвременной кончины и взятое из огромного эпистолярного корпуса Лавкрафтовской переписки, это одно из многих признаний целью которого было искренне ответить на многочисленные вопросы его друзей-литературов о знаменитом запрещённом манускрипте. Из сотен писем, написанных за тридцать лет рабочей деятельности, можно вывести этапы, последовавшие в сознании писателя за созданием знаменитого гримуара. Книга предстаёт как игра между литераторами, начатая самим Лавкрафтом со своего рода исторической хронологии. Лавкрафт признался что настоящее происхождение книги (по мнению целого ряда читателей, когда-то действительно существовавшей) было основано на его сновидении, вызванном из-за прочтения необычной чарующей фразы «во тьме без отражения из бездны...», взятой из «Книги Чудес» (1912) ирландского писателя Лорда Дансени (1878-1957). Также в переписке Лавкрафта мы читаем: «Абдул — мой вымышленный персонаж: когда мне было пять лет, я называл себя так, восхищённый переводом «Тысячи и одной ночи».

Сегодня, как и тогда, на фоне иронии и литературных переживаний, многочисленные вопросы занимают умы энтузиастов и учёных-исследователей Лавкрафтовского творчества. Что, если автор солгал о подлинном генезисе (происхождении) запрещённого фолианта? Что, если сам простой факт его существования в сознании читателей может каким-либо образом привести к тому, что его гнусное влияние распространится на наш хрупкий мир? И, если это была и есть всего лишь обычная игра, то почему она, спустя столько времени продолжает так долго сохраняться?

Пожалуй, в качестве черново́го наброска можно предположить, что произведение, всего лишь «воображаемое», но в течение длительного времени, в какой-то момент имеет способность (силу) «ожить», независимо от того что, в этом плане, изначальная пружина идеи была операцией чистого творчества. Это можно наблюдать в некоторых магических кругах, вдохновлённых оккультным гуру Алистером Кроули, а так же в группах, происходящих от знаменитого ордена «Ordo Templis Orientis» (О.Т.О.), в которых языческие церемонии, инопланетные демоны и, более того, сам Некрономикон, сочетаются с видимой лёгкостью. Так же обстоят дела и с «Эзотерическим Орденом Дагона» Стивена Гринвуда, «Культом Чёрной Змеи» Майкла Бертье и «Храмом Сета» Майкла Аквино.

В частности, внутри «Культа Чёрной Змеи» Майкла Бертье существуют ритуальные методики для установления контакта с «нижней частью Четвёртого измерения», называемой «Вселенная Б», где встречаются «духи других миров». Именно работая с Некрономиконом, среди сущностей живущих во Вселенной «Б», можно «с пользой» связаться с устрашающим демоном Хоронзоном, о котором неоднократно упоминал Алистер Кроули и, которого, можно вызвать с помощью так называемой «мессы хаоса», по крайней мере, так утверждают адепты. Хоронзон — это имя, на котором возможно было бы полезно остановиться. Если, с одной стороны, учёный-эзотерик Стивен Сеннитт связывает имя Хоронзон, которое он называет «одним из наиболее сложных символов западного оккультизма», с примитивным архетипом «демона ветра и чумы, обитающего в пустыне», сочетающего в себе древнеегипетского бога-разрушителя Сета и «лису пустыни» Шугал (первый архетип — это «мужская» часть «Зверя 666», а второй — женская часть «Зверя» с числом «333» — как раз и являющаяся Хоронзоном), а так же знаменитого демона Пазузу (в ассирийско-вавилонской мифологии — повелитель духов ветров), то ни один толкователь Лавкрафтовского «Некрономикона», ищущий параллели для подтверждения его подлинности, сравнивая древне-шумерский пантеон с Лавкрафтианскими божествами Мифоса Ктулху и оккультной магией Алистера Кроули, уже неоднократно приходил к выводу, что Хоронзон, а также, описанное в истории «Данвичский кошмар» огромное «Нечто» и демон Пазузу, в действительности, всегда и везде представляют из себя одно и то же существо.

Однако, разве мы не говорили о плодотворных изобретениях одинокого и прозорливого писателя из Провиденса? Да. Но иногда легенда может материализовываться, особенно если магические группы, использующие различные Некрономиконы с начала 1980-х годов, утверждают что подобные гримуары точно так же работают для призывов (эвокаций), направленных в другое измерение, и что «функционирование» совершенно не зависит от их апокрифического характера и истинных намерений тех, кто их создал.

Выходит тогда, что Лавкрафт — это «бессознательный инструмент», открывающий определённые врата? Автор фантастического повествования, маскирующего реально пережитый оккультный опыт, способный зацепить другие параллельные миры? В мире современного оккультизма все «инсайдеры» в последние годы убеждены, что, хотя Некрономикон и является продуктом фантазии, он наделён своей собственной зловещей и автономной формой существования и способен открыть запечатанную дверь и позволить чудовищным существам Иной Реальности проникнуть в наш мир. На практике, говорят они, Лавкрафт мог интуитивно воспринимать его содержание как результат бессознательных внушений со стороны потусторонних сущностей, воздействовавших на сознание без его ведома. У истоков подобного убеждения также стоял известный британский оккультист Кеннет Грант, один из наследников магической мысли Алистера Кроули. Ниже приводится важнейший отрывок из статьи, в котором Грант иллюстрирует и обосновывает своё мнение об «инопланетном» происхождении Некрономикона:

«Говард Филлипс Лавкрафт скончался в 1937-ом году, но его «Мифы Ктулху», распространённые в непревзойдённых историях о Космическом ужасе, сделавших его одним из величайших современных писателей хоррора, до сих пор ставят вопрос о том, являлись ли они просто фантастическим творением, порождённым галлюцинировавшим разумом малоизвестного (в то время) писателя из Новой Англии, или же они не предвещали никакого зловещего «оккультного вторжения». Согласно устоявшейся эзотерической традиции, когда Атлантида ушла под воду, не все её жители погибли. Одни нашли убежище в иных мирах и измерениях; другие погрузились в преднамеренный и неестественный «сон» и в грёзах прошли свой путь через огромные эоны времени. Некоторые из них проснулись: и сегодня они гнездятся в неведомых безднах и скрытых изгибах космического пространства. Как правило, физический механизм человеческого разума неспособен воспринимать их бесконечные тонкие вибрации, но существуют те, кто знает способы фильтрации данных сообщений до своего осознания. Отголоски этой традиции также образуют одну из главных тем в творчестве Г.Ф. Лавкрафта». (Кеннет Грант).

.

Не ощутимые для всех «тонкие вибрации», Вселенная «Б», «астральный низ» Чётвертого измерения... Неужели мы так далеки от современных диспутов о квантовом сознании и многомерности вселенной? Разве «Вселенная Сновидений» ведущего американского теоретика квантовой физики Фреда Алана Вольфа не отдаёт межпространственными вратами, за которыми проглядывают Великие Древние? (см. книгу «Вселенная Сновидений: расширяющее сознание путешествие в царство, где встречаются Психика и Физика», Ф.А. Вольф, 1994).

.

Я лишь, так сказать, бросаю несколько камешков в этот пруд, и к тому же в хорошей компании. В первую очередь самого Лавкрафта, вспоминающего, что его собственный литературный пантеон основан на «легенде» о том, что наш мир — эоны лет назад — был населён древней расой, практиковавшей Чёрную магию, которая была изгнана за невидимые Врата, но всегда готовая вернуться в Альдикву́. (прим., — «Альдиква» — мир живых существ; «Uni-verso = Aldiquà + Aldilà»; Вселенная/Universo/Uni-verso {uni — соединение, verso — направлений}; Вселенная/Uni-verso = Мир живых/Альдиква́ + Мир потусторонний/Альдила́). Далее, исследователь Анджело Черчи, неоднократно утверждает в своей ранее вышедшей книге «Г.Ф. Лавкрафт: Тайный культ» (2015) о том, что Лавкрафт был гораздо более сведущим в оккультизме, чем можно предположить по его интеллектуальным играм с друзьями-писателями и литературным псевдо-изобретениям, и что он распространял в своих фантастических произведениях подлинные магическо-ритуальные подсказки, которые находят прямую поддержку, с одной стороны, в работах египтолога и фольклористки Маргарет Мюррей (1863-1963), автора таких книг как «Культ ведьм в Западной Европе» (1921) и «Божество Ведьм»(1933), — а с другой стороны, что гораздо более значительней, в трудах известного британского писателя-оккультиста и основоположника нео-языческого учения «Викка» — Джеральда Б. Гарднера (1884-1964), автора книги «Сегодняшнее Ведовство», опубликованной в 1954-ом году и, касающейся тех же самых Лавкрафтовских «магических» тем и оккультных аспектов, изложенных, однако, только спустя 17 лет после смерти отшельника из Провиденса.

Впрочем я нахожусь в компании, не знаю насколько она хороша, тех магических кругов, о которых говорилось выше, а это не только Кроули, Бертье и Аквино; Лавкрафтианская материя циркулирует, совершенно не опасаясь отрицания, от Культа Глубоководных до Космического «Потока 777» — горнила инициатического знания, что предвещают древние Демоны Тени и Подземного мира, названные Лавкрафтом «...такими, как Ньярлатхотеп, ползучий Хаос, безымянный Хастур, чёрная коза Шуб-Ниггурат, повелитель форм Йог-Сотот и великий Ктулху...». Демоны, которые, по мнению религиозно-эзотерического писателя Маурицио Маджони (автора книги «Между магией и сатанизмом», 2001), вовсе не были выдуманы, потому что «Лавкрафт под влиянием Амброуза Бирса, Лорда Дансени, Артура Мейчена, Алджернона Блэквуда и Монтегю Р. Джеймса воспринимал тонкие вибрации — макроскопические Калачакры Хаоса (прим., — калачакра — санскр. «колесо времени» — в буддийской религиозно-мифологической системе «Ваджраяна» — это отождествление макрокосма с микрокосмом, Вселенной с Человеком) — космические вибрационные явления параллельной вселенной «Б» и её тёмных сияющих демонов из ужасающих космических и хтонических мифов Ктулху». И снова Маурицио Маджони: «Эти невероятные ночные видения ужаснули Лавкрафта до такой степени, что он начал подробно описывать их в своих произведениях, реконструируя таким образом зловещий Пантеон Древних». Иначе говоря, картина такова: писатель передаёт через собственную литературу изначальное инициатическое знание, настоящий гнозис, который в дальнейшем подхватывает далеко не единственная американская оккультная группа — среди многих, «Ковен Лавкрафта» Майкла Бертье, «Культ Хаоса Ктулху» и организация «Завет Древних» — с заведомой самоцелью «намеренно генерировать устрашающие и атавистические встречи с потусторонними сущностями, совершавшиеся главными героями Лавкрафтовских историй, исключительно против их воли». И здесь мы на время прекратим бросать камешки.

Принимая во внимание все изложенные здесь теоретические установки, вышеупомянутая книга Анджело Черчи «Г.Ф. Лавкрафт: Тайный культ» выдвигает гипотезу, по-своему подтверждающую солидную магико-ритуальную субстанцию, которой изобилуют Лавкрафтовские произведения. Несмотря на своеобразный имидж, из-за которого большую часть своей жизни писатель провёл отшельником в Провиденсе, начиная с середины 1920-х годов Лавкрафт неоднократно странствовал по американским штатам: Массачусетсу, Вермонту, Вирджинии, Южной Каролине, Мэну, Теннесси, Флориде, Луизиане, Коннектикуту, Нью-Гэмпширу, и даже добирался до само́й Канады. Другими словами, он находился в определённом контакте с так называемой сельской Америкой, в которой на тот момент процветали более или менее скрытые культы и конвентикулы (прим., — «конвентикулы или конвенты» — небольшие и неофициальные, подпольные религиозно-мистические собрания мирян). В особенности в Массачусетсе или же в Коннектикуте, некто, возможно, мог передать Лаврафту очень древние тайные знания, которые находят отклик в работах американского фольклориста Чарльза Годфри Лиланда (1824-1903), написавшего книгу «Арадия, или Евангелие ведьм» (1899), представляющую собой сборник ритуалов и заклинаний, применявшихся группой ведьм-язычниц из итальянской провинции Тоскана, и оказавшей полвека спустя существенное влияние на развитие современного нео-языческого течения «Викка», а так же, что гораздо важней и о чём уже говорилось, в более поздних трудах английского писателя-оккультиста Джеральда Б. Гарднера, большую половину жизни прожившего в странах Юго-Восточной Азии, изучавшего местные религиозные верования и магические практики, и опубликовавшего две книги, впоследствии ставшие центральными фолиантами религии «Викка»: «Ведовство Сегодня» (1954) и «Смысл Ведовства» (1959), где он описывает оккультную традицию, в которую впервые был посвящён в 1939-ом году (британский масонский орден «Братство Кротона», и его ответвление — тайная ведьмовская группа «Ковен Нью-Форест»). В начале 1940-х Джеральд Гарднер познакомился с Алистером Кроули и по приглашению последнего вступил в его оккультный орден «Ordo Templis Orientis» (О.Т.О.), где Кроули почётно принял Гарднера в адепты с IV° градусом посвящения. Несмотря на то, что некоторые журналисты называли Гарднера «аферистом», другие источники утверждали, что несколько его родственников из разных поколений (в том числе он сам) обладали яркими экстрасенсорными способностями, а одна женщина из предков семейства Гарднеров, в 16-ом веке была сожжена на костре по обвинению в колдовстве.

.

Сам Джеральд Гарднер неоднократно утверждал, что его фэнтезийно-приключенческий роман «Помощь Высокой Магии», написанный в 1949-ом году и ставший первым (художественным) образчиком учения «Викка» — был прямой попыткой описать магические традиции под маской литературного произведения, не раскрывая её тайн. Будучи связанным в 1930-1940-е годы обетом молчания, он получил разрешение раскрыть «истинную суть колдовства» только после соответствующей отмены «Колдовского Акта» (Witchcraft Act), вышедшего в 1951-ом году.

Действительно, имеются различные теории об источниках Мифоса Ктулху: талант и живое воображение «отшельника из Провиденса» или теория «бессознательного мага» — возможность, приписываемая Лавкрафту оккультистами для дальнейшей популяризации культа Великих Древних. Однако, если в отношении путешествий Лавкрафта по сельской Америке между 1920-1923 годами и в 1935-ом ядро истины существует, то возникает и извечное сомнение относительно его рациональности или иррациональности. Объективно привлекая внимание читателя, Анджело Черчи сопровождает нас в открытии тёмной стороны писателя-провидца через его рассуждения, сформулированные между путешествиями по Новой Англии, в многочисленной частной переписке и в отрывках произведений. В книге подробнейшим образом рассматриваются некоторые смысловые намёки и межстрочный подтекст таких писателей как Кеннет Грант, Филипс Дженкинс, Лайон Спрэг ДеКамп, а также отдельные фрагменты из произведений «Данвический кошмар», «Морок над Иннсмутом» и «Дело Чарльза Декстера Уорда», подтверждающие гипотезу о том, что Лавкрафт действительно мог вступить в контакт с тайным культом во время переправы в долине реки Мерримак, в штате Массачусетс. В таком случае важно отметить, что роман американского критика, биографа и писателя Герберта Ш. Гормана (1893-1954) — «Место под названием Дагон» (1927), процитированный самим Лавкрафтом в его знаменитом эссе «Серхъестественный ужас в литературе» (1927), имеет очень важные аналогии с произведением «Морок над Иннсмутом».

В этом плане так же заслуживает внимания юношеское эссе Лавкрафта 1921-го года под названием «В защиту Дагона» (In difense of Dagon), в котором, Лавкрафт, защищая эстетику своих произведений впервые формулирует собственные теории фантастического повествования, позднее положенные в основу его «Космического ужаса» (Космицизма). Один из биографов Лавкрафта Уилл Мюррей пишет, что божество Дагон было известно в штате Массачусетс ещё с ранне-колониальных времён. В поселенческой колонии Мерримаунт некогда существовала гора под названием «Маунт-Дагон», а таже «Филистимлянский культ» Томаса Мортона, писателя и юриста, основателя поселения, которого соседи-колонисты открыто называли «язычником», установившим на главной площади языческий «майский столб» и поощрявшим частые народные празднества, по сути создав в Мерримаунте «школу атеизма». (прим., — в итоге, эта колония просуществовала только 7 лет и была намеренно сожжена вооружёнными ополченцами в 1630-ом году; ныне на месте Мерримаунта находится жилой комплекс города Куинси, но память об этом поселении, как прогрессивной альтернативе пуританским и сепаратистским моделям, всё ещё время от времени отмечается там сегодняшними почитателями Томаса Мортона). Кроме прочего, несколько надгробий 17-го века на местном кладбище, которое в поездке посещал Лавкрафт, украшают фигурки Дагона, созданные неизвестным мастером-резчиком, оставившим инициалы «Дж.Н.». О «Филистимлянском Культе» Томаса Мортона из Мерримаунта, Лавкрафт упоминает в письме Уилфреду Бланшу Талману от 24-го марта 1931-го года:

«Эзотерический Орден Дагона (Esoteric Order of Dagon) можно сравнить с названиями трёх обществ в Массачусетсе, наиболее бурно набиравших популярность в 1920-ые годы: Герметический Орден Золотой Зари (Hermetic Order of the Golden Dawn), Орден Восточных Тамплиеров (Ordo Templi Orientis) и секта Эзотерического знания и Мудрости (Esoteric Knowledge and Wisdom Sect)».

Далее Лавкрафт пишет, что сектанты из Ордена Дагона приносят в жертву людей и должны прилюдно отказаться от своей прежней веры, а затем трижды принести клятву Дагону, после чего их тела преобразятся, — что очень напоминает договор с Дьяволом о продаже души.

Как свидетельствует в своей книге Анджело Черчи: «этот культ, завезённый в Америку из старой Англии и имеющий общие корни с «Виккой» (изначально проистекающий из языческих верований древних кельтов и шотландских друидов, поклонявшихся «силам природы»), с которым также, находясь в Британии столкнулся Джеральд Гарднер, имел традиции, переданные из глубокого прошлого, и поклонялся божествам, аналогично зовущимися «Древними» и «Старыми». Эта кельтская религия, тайно передававшаяся среди англо-саксонских крестьян на протяжении тысячелетий, была отмечена странными ритуалами и дикими шабашами, проводившимися в уединённых местах, в густых лесах или на вершинах отдалённых холмов, в Вальпургиеву ночь и в канун Дня Всех Святых, став источником наследия для огромного количества легенд о колдовстве, а также спровоцировав различные гонения на ведьм, из которых Салемский эпизод является главным американским примером. Этот культ практиковал колдовские обряды и, по всей вероятности, с элементами ритуальной магии». Если это так, то, перефразируя тезис А. Черчи, сила различных магических ритуалов, вдохновлённых мифологией Ктулху и запретным «Некрономиконом», приобрела бы совершенно иное значение, чем просто воображаемое или литературное, став ключом к энергии, оперативной и конкретной, передаваемой через письменные страницы современным группам, утверждающим, что они вдохновляются Лавкрафтовским творчеством. В своей книге Черчи предполагает, что Великие Древние, возможно, когда-то действительно призывались под небом штата Массачусетс. (прим., — в современной Америке существует немалая часть почитателей Лавкрафта, которые сегодня уже достаточно уверенно полагают, что писатель мог входить в тайную, возрождённую оккультную организацию «Ритуал масонского Устава Дагона», или нечто подобное).

Возможно кто-то среди упомянутых выше разнообразных эзотерических групп, и сегодня всё ещё вызывает их, используя старые магические ритуалы. В широко известном Салеме до сих пор действует не один Тёмный культ. Как свидетельствует художник и писатель-оккультист Питер Смит, адепт нынешнего возрождённого Эзотерического ордена Дагона, «E.'.O.'.D.'.» (в своей книге «Безымянные Эоны», Logos Press, 1989):

«Сам Лавкрафт, очевидно, оставил нам не совсем удовлетворительное объяснение истинного происхождения Мифов Ктулху, но оно, безусловно, представляет собой огромную ценность для тех, кто в настоящее время практикует тёмные искусства».

Так что гипотеза, выдвинутая Анджело Черчи, приветствуется, потому как, ещё раз процитируем Питера Смита:

«Оккультный опыт Лавкрафта, замаскированный под вымысел, обнаруживает вторжение сил полностью совпадающих с теми символами и архетипами, которые были получены такими оккультными персонажами, как Елена Блаватская и Алистер Кроули, в тот период, когда они сами контактировали с астральными сущностями «из-за пределов». 

И здесь на передний план выходит другая, не менее любопытная гипотеза о том, что значительная часть фантастической литературы, вчерашней и сегодняшней, может являться подлинным проводником оккультных знаний.

                                                                                                                                                     ~••~

.

Author: © 2015 di Danilo Arona.

Carmilla ® 1989-2022, Supplemento a Progetto Memoria. Bologna, Italia.

Rivista web «Carmilla»: Letteratura, immaginario e cultura d'opposizione.

Direttore Responsabile Valerio Evangelisti.

Перевод: © 2022 ZaverLast.

Ссылка: https://www.carmillaonline.com/2015/04/23...

______________________________________________________ ____





838
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение28 сентября 2022 г. 12:24
Ладно, пусть это буду я — дорогой автор, освойте «кат», пожалуйста. Вам секунда делов, а остальным ленту листать удобнее.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 сентября 2022 г. 12:47
No problem. Давно освоили, но иногда забываем про размер. За напоминание спасибо.
 


Ссылка на сообщение28 сентября 2022 г. 12:53
:beer:
Спасибо за понимание и интересные материалы!


Ссылка на сообщение28 сентября 2022 г. 13:03
Ух ты, как много всего интересного! Спасибо большое за новые материалы!^_^:beer: Копилочка пополняется:-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 сентября 2022 г. 13:26
Как всегда, любезно благодарю всех за проявленный интерес. :cool!:


Ссылка на сообщение28 сентября 2022 г. 13:26
цитата
«Тайный культ» — это моя гипотеза о Говарде Лавкрафте, основанная на интуитивном понимании некоторых элементов его произведений,
Когда желаемое выдают за действительное. Но, за материал спасибо, тренировка кругозора.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 сентября 2022 г. 14:41
Возможно, да. В принципе, эта работа может в какой-то мере даже претендовать на художественную фантастическую литературу. Хотя по отзывам большинства читателей, книги Анджело Черчи плотно насыщены интересной и объективной фактологической информацией, поданной к размышлению.
 


Ссылка на сообщение28 сентября 2022 г. 16:43
Любая мифическая основа может быть подкреплена фактическим материалом. Есть факты интерпретируют в угоду гипотезы, то мистификация не становится реальностью. НЛО, рисунки Наска, истуканы о. Пасхи, Стоунхендж... А если взять истерические поиски сатанинских культов в США в прошлом веке? Людям нужны тайны, они готовы их придумать и воплотить.
 


Ссылка на сообщение28 сентября 2022 г. 17:11
DeMorte: «Людям нужны тайны, они готовы их придумать и воплотить».
Абсолютно согласен. :beer:


Ссылка на сообщение30 сентября 2022 г. 00:53
Одна из независимых рецензий на публикацию книг Анджело Черчи.

Как справедливо отмечает автор Пол Роланд в своей версии биографии писателя — «Сон и Кошмар: жизнь и творчество Г.Ф. Лавкрафта» (2017) — недавно опубликованной в Италии издательством «Tsunami Editions» — отшельник из Провиденса «оставался писателем для немногих до возрождения оккультизма в конце шестидесятых годов» и ассоциирует его имя с именами Алистера Кроули, Антона ЛаВея и Денниса Уитли. Лавкрафт, несмотря на то, что его произведения создавались под знаком «тёмного космического ужаса», не лишённого внушений и отсылок к оккультным наукам, был признанным материалистом. Это проявляется в чтении его монументального письменного эпистолярия: однако он также утверждал, что в фолиантах по магии и оккультизму можно найти формулы и идеи, подходящие для создания нужной атмосферы для его историй.

Неоспоримым фактом является то, что фигура Говарда Лавкрафта продолжает очаровывать, и именно эта его мощная сила сохраняется до сих пор, независимо от того, что и кто думает о его предполагаемых связях с магией. Оккультист Кеннет Грант проводил параллели между Лавкрафтовскими богами и божествами Алистера Кроули, а кто-то, например, француз Серж Хутин, утверждал, что описание Лавкрафтом некоторых магических ритуалов, является фактическим описанием реально пережитого оккультного опыта. Именно в этом направлении движется Анджело Черчи, автор и большой почитатель Лавкрафта и оккультизма, новая книга которого «Корни Некрономикона» только что вышла в издательстве «Lanterna Magica Edizioni». В своей предыдущей работе «Г.Ф. Лавкрафт: Тайный культ» (2015), Черчи выдвинул не лишённый увлекательности, но несколько рискованный тезис, в котором он предполагает, что во время своих странствий по Новой Англии писатель вступил в контакт с сектой посвящённых в секретный культ.

Как справедливо указывает писатель-фантаст Данило Арона в своём предисловии к новой книге Анджело Черчи, реакция на его предыдущую книгу о «тайном культе» разделилась на тех, кто не может принять такую теорию, и тех, кто считает, что можно найти явные параллели между эзотерическими знаниями и Лавкрафтовским творчеством. Со своей стороны, хотя я скептически отношусь к возможной принадлежности Лавкрафта к какой-либо секте, однако я в любом случае «открыт» для утраченных знаний эзотерической культуры. В этом я согласен с политологом Джорджио Галли — экспертом по взаимотношениям между официальной историей и эзотерикой — когда он говорит о том, что несмотря на материализм Лавкрафта, «именно благодаря таким авторам, как он, вновь возраждаются те древние культуры, которые казалось были отброшены человечеством далеко в сторону... и хотя, Лавкрафту самому было трудно признать эти влияния, это не умаляет того факта, что они были».

В этом плане новая книга Анджело Черчи чрезвычайно интересна и увлекательна. На страницах его текста можно найти тщательнейшее изучение магических формул, использованных Лавкрафтом в таких произведениях, как «Данвичский кошмар» и «Случай Чарльза Декстера Уорда»: из этого исследования появляются ссылки на такие источники, как «Книга Еноха» с её легендой о великанах-нефилимах, а так же ссылки на загадочные и неясные древне-еврейские тексты, столь же древние, как Каббала. Божество Йог-Сотот, таким образом – согласно мнению Черчи и выводам участвовавшего в исследовании знатока древне-еврейских языков (под сетевым псевдонимом «Barionu») — происходит из эзотерической традиции, которую ещё предстоит расшифровать. В заключении, Черчи выдвигает предположение о возможном существовании некоего неуловимого оккультного фолианта под названием «Liber Damnatus», из которого Лавкрафт мог черпать информацию, и некоторые фрагменты которого он реконструирует в своей книге. В ожидании новых исследований от Анджело Черчи, могу лишь пока порекомендовать ознакомиться с его увлекательными книгами, в особенности тем кто глубоко интересуется тёмной стороной космо-оперы под названием «Лавкрафтиана».


Di Caesar (Ver Sacrum), 7 Luglio 2017.


Ссылка на сообщение1 октября 2022 г. 22:37
Ещё одна из любопытных независимых рецензий на книги А. Черчи:

«Отшельник из Провиденса».


И всё ж таки, когда речь заходит об оккультных и сверхъестественных историях, первое имя, которое приходит на ум, — именно его. Многие авторы создали идеальные «другие» миры, описывая их (иногда действительно очень необычным образом) с обилием различных деталей, как если бы они были реальными: от переделанного средневековья Толкина до социальной научной фантастики Джека Вэнса (две фантастических серии: «Планета приключений» и «Князья демонов», являются вехами), проходя через фэнтезийный поджанр «Меч и колдовство», между магами и доблестными воинами Роберта Ирвина Говарда и Кларка Эштона Смита... Но Говард был забыт и заново открыт лишь тогда, когда кинематограф завладел его «Конаном-варваром». И кто теперь помнит циклы Смита «Аверуан» и «Зотика»?

Разница между этими писателями и Лавкрафтом только одна: мифы Ктулху — это сказания, в которых была создана инопланетная мифология, не имеющая себе равных. Впрочем, после смерти Лавкрафт тоже канул в лету, между Второй Мировой войной и пришедшими на смену новыми авторами, но в 1960-ом году произошло нечто неожиданное: была опубликована книга «Утро Магов» (Le Matin des Magiciens), — ставший культовым трактат, написанный двумя французскими писателями-фантастами и оккультными исследователями Луи Повелем (учеником знаменитого гуру Г. Гурджиева) и Жаком Бержье (братом известного учёного Г. Гамова), и положивший начало особому типу публицистики под названием «фантастический реализм» (non-fiction). Как отмечает Анджело Черчи:

«Центральная идея этой книги заключалась в том, что, хотя средства массовой информации намеренно игнорировали магию, она присутствовала среди общества и влияла на него скрытым, неосязаемым образом. Одним из персонажей, рассмотренных Повелем и Бержье, совершенно неожиданно стал именно Г.Ф. Лавкрафт, с анализом его жизни и мифоса Ктулху».

Они назвали Лавкрафта «неосознанным магом», на литературные произведения которого повлияли таинственные сущности, побудившие его написать о них. Таким образом, рассказываемые мифы отсылаются к чему-то реальному. Исходя из этой теории на Ктулху были пролиты реки чернил, особенно когда Кеннет Грант в своей книге «Магическое возрождение» (1972) проанализировал мифы с эзотерической точки зрения, ища связи с магическими системами, используемыми в оккультных братствах. В том числе родились десятки версий «Некрономикона», гримуара, упоминаемого в Лавкрафтовских произведениях, вдохновлённого как древне-шумерскими, так и другими нечёткими божествами, а также возникли Ордена Посвящённых, которые смешивали «откровения», взятые из рассказов Лавкрафта, с ритуалами Алистера Кроули и других авторов...

Где же лежит истина? Был ли Лавкрафт писателем с необузданным воображением или бессознательным хранителем ужасающих тайн? Пробуя внести ясность, Анджело Черчи приходит на помощь со своей интересной и хорошо документированной книгой. Лавкрафт был автором, для которого определение «плодовитый» является редуктивным (упрощённым): он был настоящим графоманом, и после него осталась огромная литературная и эпистолярная продукция, с которой подробно ознакомился Анджело Черчи, чтобы попытаться пролить свет как на характер автора, так и на концепции, выраженные в его произведениях, давая нам необычный портрет писателя, гораздо более сложный, чем можно себе представить. И, самое главное, в своей книге Черчи ищет третий путь к разгадке тайны, длящейся уже много десятилетий. Эта работа станет источником обсуждения и увлечения как для читателей рассказов Лавкрафта, которые просто любят его за темы и стиль, так и для исследователей оккультизма и магии, которые найдут в ней материал для дальнейших исследований и волнующих возможностей.


Автор: Девон Скотт.


Ссылка на сообщение2 октября 2022 г. 17:52
Ну и последняя рецензия по этой теме:

«LIBER DAMNATUS».

На мой взгляд, Лавкрафт был самым цельным и исчерпывающим писателем. Каждый его рассказ или роман чудовищно детализирован, не только благодаря его врождённой изобретательности... но и культуре знания каждой мельчайшей детали, без тени опечаток (возможно, этот термин не очень уместен, но вы должны уловить его дух), обстановки, о которой повествуется, политического момента, этнической культуры, кропотливого поиска соответствий даже для историй всего в несколько страниц, исторических дат и реальной обстановки, в которых можно найти обратную связь. Об этом убедительно свидетельствует его работа по редактированию произведений других писателей, если не полное переписывание оригинального текста, не говоря уже о заказных работах, в том числе для самого Гарри Гудини. Дотошный до крайности, «отшельник из Провиденса» был известен тем, что писал и многократно переписывал свои повествования, доводя их до совершенства. Тогда можно было бы задаться вопросом, зачем публиковать новый очерк о Лавкрафте, если его переписка и рассказы полностью исчерпывают все возможности? Потому что в данном случае, уже начиная с прекрасного предисловия автора, возникает ощущение, что между строк этого очень интересного эссе можно разглядеть нечто иное, нежели в бесчисленных текстах, даже если сам автор не определяет это таковым, и я могу сказать... ошибочно!

Насколько я понимаю, даже если верно то, что Лавкрафт всегда признавал — а эта задокументированная концепция подтверждается прежде всего его бесконечной перепиской — что «Некрономикон» и «Великие Древние» являются его литературным изобретением, следует почти с уверенностью признать, что его обширная просвещённость в области науки и оккультизма могла черпать вдохновение из реальных основ для развития его произведений космического ужаса. В отличие от «среднего» человека, который верит только в то, что видит, и в силу науки, не рассматривая определённые «голоса» как, возможно, единственно правдивые, избегая их как чумы и подлинной глупости. Тем не менее, мы должны сделать паузу и подумать, какими бы непредвзятыми к этому ни были некоторые из нас, что гримуара под названием «Некрономикон», конечно же, никогда не существовало, но в то же время мы не должны ошибаться, полагая, что он не мог быть создан опираясь на документальную основу, тем более, когда мы говорим о предмете, называемом «оккультным», предмете, который далеко не все воспринимают рационально. И, на мой взгляд, таковым был дух и намерение автора эссе Анджело Черчи по мере того, как он продвигался в своих плодотворных исследованиях, и нельзя отказать ему в благодарности, особенно за то, что он изложил свои мысли, сжав их в чёткий и аргументированный текст по рассматриваемой теме.

Для читателя, увлечённого жанром «Weird», в особенности творчеством «отшельника из Провиденса», это, безусловно, панацея, погрузиться в новое приятное чтение, анализирующее истоки произведений Лавкрафта. Понятно, что в контексте рецензии нельзя полностью препарировать содержание текста, тем более что речь идёт не о художественном романе, а о трактате, даже если в некоторых отношениях настоящее сочинение так же увлекательно, как если бы оно было таковым. В результате, я приведу некоторые соображения, субъективно заинтриговавшие меня сильнее всего, не всегда вдаваясь в подробности, избегая лекции, в большей мере зависящей от автора. Третья глава книги Анджело Черчи под названием «Мёртвые имена» посвящена созданию мифоса Ктулху, и никогда ещё название не было столь подходящим. Особенно интересны сходства, обнаруженные между путешествиями Лавкрафта, начиная с 1920-ых годов в Массачусетсе, и его произведениями сразу после этого, включая обнаруженные аналогии с научно-популярными работами известного американского оккультиста и писателя Пасхала Беверли Рэндольфа (1825-1875), подтверждающие гипотезу возможности того, что Лавкрафт во время своих путешествий узнал о «Тайном культе», о котором говорится в названии книги.

Возможно, превозношение Лавкрафтом понятия рациональности (о чём справедливо утверждает Анджело Черчи, учитывая, что сам Лавкрафт жил, колеблясь между двумя крайними полюсами, двусмысленность которых, «рациональное — иррациональное», так до конца никогда и не была им разрешена), привело его к тому, что он стал различать, можно ли объяснить то или иное иррациональное событие, не с помощью науки, конечно, но с помощью логических рассуждений, которые не заставляли его исключать априори возможную истинность, делая это частью его рациональности и намеренно избегая априорных, оккультных аргументов, которые он не считал действительными. Это тоже, если хотите, явное противоречие, даже если он и включал иррациональные аргументы, но вполне возможно, что он разработал свой собственный метод критериев, за что в итоге и называл себя «рациональным».

По мере продвижения этой новой теории о «Тайном культе» в подтверждение приводятся сведения и информация, развёрнутые автором в пунктуальном порядке. И это происходит в очень интересной четвёртой главе, которая, вместе с предыдущими теоретическими набросками, раскрывает очень точную и исчерпывающую картину идеи о том, что Лавкрафт был осведомлён о Древних Обрядах, изученных во время его вышеупомянутых путешествий, подтверждая этот тезис чётким логическим путём, цитируя оккультные работы Маргарет Мюррей и Джеральда Гарднера, касающиеся тех же самых «магических» тем, встречающихся в рассказах «отшельника из Провиденса». И здесь подобная теория становится не только возможной, но и наиболее реальной, позволяя на время отложить в сторону более «загадочные и заумные» теории, желая продемонстрировать в данном контексте, что Лавкрафт не действовал бессознательно, практически под диктовку, при написании своих произведений. Возможно, как теория она менее увлекательна, чем другие, но, безусловно, не менее, если не более, обоснована, чем предыдущие!

Две заключительные главы, ставшие сердцевиной данного эссе, анализируют происхождение этого «тайного культа», основываясь на информации, содержащейся в работах Лавкрафта, в особенности в его рассказе «Праздник», являющегося краеугольным камнем этой новой теории. В заключение хотелось бы привести все рассуждения, рассмотренные в тексте, чтобы прийти к этой гипотезе, повторяю, менее причудливой, чем другие, уже приписанные Лавкрафту. И то, как автор излагает свою блестящую теорию, почти беря читателя за руку, заставляя его путешествовать сквозь пространство и время, с конкретным увлекательным письмом, можно считать замечательным романом. И в конечном итоге, я надеюсь, что автор посетит те хвалёные места, отстаивающиеся словно «хорошее вино», которое должно подождать, пока его продегустируют, чтобы добраться до сути вопроса, на который пока нет окончательного ответа... Книга Анджело Черчи рекомендуется всем ценителям Говарда Лавкрафта, любителям истории, рассказанной между строк, всем почитателям неразгаданных загадок, и той мириады открывающихся возможностей и догадок, скрывающихся за разнообразием тайн!


Автор: Симона Деллера (2018).


⇑ Наверх