В Виндж Конец


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «sk-joker» > В. Виндж "Конец радуг"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

В. Виндж «Конец радуг»

Статья написана 30 апреля 2010 г. 09:27

...We're after the same rainbow's end, waitin' 'round the bend...

песня “Moon river” из  кинофильма “Завтрак у Тиффани

Согласно концепции Вернона Винджа, изложенной им в эссе “Технологическая Сингулярность” в далеком ныне 1993 году, к 2030 году компьютеры станут настолько  мощными, что появление сверхразума станет возможным. Однако же, он не отбрасывает еще один возможный вариант пути к сверхчеловеческому — компьютерные сети и машинно-человеческие интерфейсы. Симбиоз мыслящего, знающего существа и рабочей станции.

Как человек технический, Виндж восхищается техническими чудесами, но как писатель предвещает катастрофу человечества. Действие его романа “Конец радуг” разворачивается в 2025 году. Сингулярность еще не наступила, но человечество движется к ней семимильными шагами. На этот раз поклонников творчества Винджа ждет не космическая опера, а картина близкого будущего на нашей родной планете.

Дивный новый мир Винджа вполне узнаваем. Примерно так и может выглядеть наше будущее. Основной упор автор делает на информационных технологиях, на слиянии киберпространства и реального мира. Это мир опоясавших землю компьютерных сетей, к которым подключено оборудование вшитое в одежду, а интерфейс программной оболочки виден через контактные линзы.  Отныне вид окружающей среды можно менять по желанию: хотите мрачное мистическое жилище ведьмы вместо бабушкиного дома? — пожалуйста; хотите пожить в “Плоском мире” Пратчетта? — пожалуйста; хотите побыть виртуальным туристом в личине покемона? — и это возможно.

Будущее относительно стабильно, но угроза применения оружия массового поражения никуда не делась. С совершенствованием технологий оно становится все доступнее и доступнее, даже террорист-одиночка может являть собой угрозу планетарного масштаба. Но, выясняется, боятся стоит не только оружия физического.  Странная эпидемия и невероятные результаты одной рекламы, показанной во время футбольного матча оказываются испытанием новой технологии ТДМВ (ты должен мне верить), которая управляет сознанием людей. Глава индийской разведки объединяет свои усилия с главами секретных служб Японии и Европы, чтобы воспрепятствовать созданию и использованию этой технологии. Помогает им в этом загадочный Мистер Кролик, создающий свою агентурную сеть и проводящий операции руками агентов с мастерством истинного кукловода.

Втянутыми в опасную игру оказываются все члены семьи Гу. Старший член семьи — Роберт Гу, в прошлом великий поэт. Он в прямом смысле вернулся к жизни, победив болезнь Альцгеймера. К нему вернулся ясный ум, но его талант утрачен. И вот, попытки вернуть прежнего себя приводят к тому, что он становится марионеткой в чужих руках, навлекая неприятности на всю свою семью.

“Конец радуг” роман немного комический и на первый взгляд несерьезный. Все эти “игры” с киберпространством; забавный Мистер Кролик — джокер в колоде персонажей, одновременно похожий и на кэрролловского персонажа из “Алисы”, и на американского мультипликационного героя Багса Банни; потешный бой за библиотеку между кружками веры и т.д. Но это только верхний слой, за которым скрываются серьезно проработанные персонажи, которые обитают в мире, где техногенная безработица стала реальностью, где люди утратили чувство прекрасного. Виндж не рисует красочное будущее яркими цветами, но и краски не сгущает.

Отдельно хочется отметить удачный ход с внедрением читателя в будущее. Автор предлагает познавать мир вместе с отставшим от прогресса 75-ти летним противным стариком, которому приходится посещать школу под девизом “Изо всех сил стараться не устареть”, чтобы идти в ногу со временем. В конце романа Роберт Гу, в прошлом технофоб, все-таки  осваивается в новом мире, в котором наблюдаются признаки “пришествия сингулярности”. Она является то ли в форме сверхразумной человеко-машинной сети, то ли в форме искусственного интеллекта — автор намеренно не отвечает на этот вопрос. Возможно потому, что одним из признаков Сингулярности и есть что-то за пределами нашего понимания.

8/10





150
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение30 апреля 2010 г. 10:29
Меня удивляет как «Конец радуг» смог обойти «Эйфельхайм» на Хьюго. Как по мне он проигрывает намного
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение30 апреля 2010 г. 11:00
Аналогично
 


Ссылка на сообщение30 апреля 2010 г. 19:21
Видимо, читательский интерес был подогрет повестью «Горячая пора в Фэрмаунтской средней школе», которая получила Хьюго. Мне было забавно прочитать ее после романа, который вырос из неё. В ней много чего отличается от романа. Роднит их одно -- картина «дивного нового мира».
А роман Конец радуг -- всё равно хороший. Пусть и не лучший у Винджа.
 


Ссылка на сообщение30 апреля 2010 г. 19:53

цитата

Конец радуг -- всё равно хороший

Хороший. Но Эйфельхайм на голову выше

цитата

Пусть и не лучший у Винджа

Надеюсь в скором времени проверить это :-). А пока что читаю В стране слепых Флинна


Ссылка на сообщение30 апреля 2010 г. 10:51
Ждал от романа откровенно большего. Просто в восторге от «Глубины» и «Пламени».
Здесь же — проигрыш литературы/романа/сюжета — перед НФ-идеями.
Местами показалось, что Виндж слишком топорно играет теми фишками и сюжетами, которые в свое время отработал Гибсон в «Нейроманте»
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение30 апреля 2010 г. 11:03
«Глубину» и «Пламя» еще не читал. Сравнивать пока не с чем.


⇑ Наверх