БЕЗЛЮДЬЕ Nowa Fantastyka 186


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Wladdimir» > БЕЗЛЮДЬЕ (Nowa Fantastyka 186 (279) 2005). Часть 13
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

БЕЗЛЮДЬЕ (Nowa Fantastyka 186 (279) 2005). Часть 13

Статья написана 20 января 2023 г. 22:57

(ПРЕДТЕЧИ, НАСЛЕДНИКИ, БУНТОВЩИКИ… — продолжение)

Искатели, копиисты, лоялисты

После войны польские фантасты ориентировались на избирательно переводившуюся американскую новую фантастику и соцреалистическую советскую фантастику. Более поздняя проза братьев Стругацких, Кира Булычева дала нашим автором конструктивный урок литературного бунта.

Царствовал Станислав Лем.

Это он после короткого соцреалистического эпизода предложил не только польскому воображению специфический взгляд на космос, инопланетный разум, проблему случайности и искусственного разума. Он придумал в своих эссе фантоматику, доносил до читателя и высмеивал англосакскую фантастику и футурологию. Знаменитое «Podróż jedenasta/Одиннадцатое путешествие», в котором Ийон Тихий прилетает на планету, где живут люди, выдающие себя за роботов,

и повесть «Kongress Futurologiczny/Футурологический конгресс/»

— это предтечи более поздней социологической фантастики; «Solaris/Солярис»

и «Głos Pana/Глас Господень»

— религиозной.

Из Лема «есть пошли» писатели-ровесники (Кшиштоф Борунь и Анджей Трепка,

Адам Холлянек,

Чеслав Хрущевский,

Стефан Вейнфельд,

Богдан Петецкий),

а также писатели следующего поколения (Конрад Фиалковский,

Януш Зайдель,

Адам Висьневский-Снерг).

Станислав Лем создал мир НФ и установил его законы и правила. Снерг и Зайдель после некоторого периода ученичества модифицировали модель, обогащая ее результатами своих исканий – Снерг добавил философские хлопоты с бытием, Зайдель – навязчивую идею свободы.

Внимательно читаемые Кшиштоф Борунь и Анджей Трепка тоже не ограничиваются поддержкой коммуны, прогресса и чудес космической цивилизации. Борунь за четыре десятилетия до фантастики, обратившейся к польским реалиям, публикует смелые рассказы “Koszmar/Кошмар” и “Antyświat/Антимир”.

У Чеслава Хрущевского находим вызывающе сказочное изложение. Богдан Петецкий первым стал развивать космическую оперу.

(Продолжение следует)





124
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх