Джин Вулф Тень и коготь


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «imra» > Джин Вулф «Тень и коготь». Первые две части из романа-эпопеи «Книга Нового Солнца». Цикл «Брия»
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Джин Вулф «Тень и коготь». Первые две части из романа-эпопеи «Книга Нового Солнца». Цикл «Брия»

Статья написана 27 января 2023 г. 11:54

Смерть в одежде цвета сажи, или Мир, плутающий во временах

ten_i_kogot

Севериан — подмастерье Ордена Взыскующих Истины и Покаяния, он же Гильдия палачей, не планировал надолго покидать Цитадель. Но в результате одной встречи, одного чувства и одного поступка парень отправляется в Трас — Град без окон.

По пути, который приведет Севериана прямиком к трону.


Книга Нового Солнца (первая из них увидела свет в далеком 1980-м, получив наименование «научное фентези») американца Джина Вулфа, которого тот же Суэнвик в свое время называл «величайшим из ныне живущих англоязычных авторов», привлекает в первую очередь миром, совместившим средневековые отношения, приправленные налетом античности, с продвинутыми технологиями и знаниями новейшего времени. Крайне любопытно, как Урд дошел до жизни такой.

Миром, и способом нашего знакомства с ним. Оно происходит постепенно, по кусочку.

Тонкими штрихами, от лица человека, не задумывающегося о том, что нужно расшифровывать политические или исторические наименования, а просто пользующегося привычными ему терминами, наименованиями, с минимальными пояснениями, а то и вовсе без них. Экзультанты встречаются с какогенами, а армигеры с оптиматами (стоит отметить обширное использование античных названий, особенно для властных и военных структур, некоторые пояснения по этому поводу автор, или переводчик, как он сам себя называет, дает в послесловии).

Мы познаем мир вместе с протагонистом. Сперва он ребенок, мест, которые он посещает – немного. Все связаны с Гильдией. Малыш растет – и увеличивается ареал его обитания. Затем птенчик вылетает из гнезда, кардинально расширяя для себя и для нас границы мира.

Остаются позади стены Старой Цитадели с ее Башнями, Некрополем, многоэтажными жилыми домами, архивами, библиотеками с тысячами книг. Приближается знакомство с другими районами огромной столицы. Города, известного балконами, усаженными фруктами и цветами, превращающимися в настоящие висячие сады, многообразием домов разных уровней и форм. Циклопической Стеной, с изрядным запасом окружающей гигантский Несс.

Уникальными зданиями целиком из стекла — Ботаническими садами. Залы которых, похоже, хранят в себе не только другие миры, но и другое время. Сад Древностей с сотнями и сотнями вымерших растений, Сад Непробудного сна – подводное кладбище с нетленными покойниками (это одна из фишек мира, любят здешние обитатели оставить в наследство свои неразложившиеся мощи). Место, где растут явные пришельцы с других планет – цветы аверна, растения с листьями — ядовитыми, острыми и прочными, как кинжалы, еще и искажающими зрение смотрящего на них.

Цветы, ставшие излюбленным оружием на Кровавом поле. Официально признанной дуэльной площадке для мономахии, где можно, не опасаясь возмездия, разрешить все недоразумения с любым обидчиком. Причем эти поединки далеко не всегда заканчиваются смертью.

Храм Когтя со жрицами-пелеринами, странствующими по континенту, хранящим Коготь Миротворца (запомните это имя) – реликвию, имеющую отношение к Владыке Силы, по преданиям способного выходить за пределы реальности, включая время, оживлять умерших, сотворять новых живых существ.

За пределами столицы тоже есть на что посмотреть – обезьянолюди не дадут соврать. А как вам напрочь закрытые дороги, за передвижение по которым нарушителей ждет казнь на месте? Все только по рекам – вот такой кардинальный способ решения проблем удобства взымания податей и заодно противодействие восстаниям – меньше свободы передвижения, меньше бунтарских настроений. Хотя судя по популярности Водала и его лесных парней – закрытие дорог не работает.

Добавляют в блюдо остроты некие сражения на севере, долгое время непонятно с кем. И пожиратели трупов, которые вкупе с определенным снадобьем обретают способность прожить заново жизнь жертв. С ними мы познакомимся вблизи.

И, безусловно, подземная Обитель Абсолюта, испещренная тайными ходами, с прекрасными садами, семейной тюрьмой-аванзалом и ниндзями-преторианцами.

С научными знаниями в этом средневековом по антуражу мире, как я уже сказал, изрядный когнитивный диссонанс. Башни Цитадели неуловимо напоминают нечто некогда летающее. Знать использует флайеры, подземелья Цитадели освещаются «вечными» (ну почти) древними светильниками. В разговоре всплывает ирригация на луне и межсолнечные путешествия. Обычные лавочницы щеголяют словами типа «биоценоз», а палачи рассуждают о правильном использовании подъемной силы в аппаратах тяжелее воздуха.

Вот такой у нас загадочный (и неуловимо родной) Урд. Мир с обширнейшим прошлым и неясным будущим. Мир, «в котором нет клочка земли, где копнув, не наткнешься на осколки прошлого – булыжник разрушенной мостовой, изъеденный коррозией металл». Мир, где солнце угасает, в пути можно встретить пришельцев со звезд и из других времен, а в океане и под землей прячутся непостижимые и могучие создания.

Роман стилизован под произведения ранешнего времени — неторопливые, многословные, с устаревшими словами и массой авторских ремарок. Эдакие мемуары, или дневник, если угодно. Изложение от первого лица — пространно, с обращениями к читателю, размышлениями, воспоминаниями, философскими отступлениями, рассказами об обычаях гильдии, обучении учеников, ритуалах палачей, праздниках, дне святой Катарины, когда ученики становятся подмастерьями и свершается церемония возложения маски.

Севериан – мальчик с феноменальной памятью, человек который ничего не забывает (за исключением одной ночи). Не знавший своих родителей, нафантазировавший родовитое происхождение. Он охотно делится с будущими читателями своими потаенными мыслями, вещими снами, чувствами, идеями, что добавляет прилично сопереживания.

Перед нами версия на тему антигероя, вызывающего воспоминания о Маддерине или Глокте. Впрочем, по сравнению с инквизиторами, перед нами почти хороший парень (да и собственно чернухи у Вульфа гораздо меньше, чем у Пекары). Севериан достаточно добр, не чужд морали, неплохо образован. Ну а то, что профессия смертоносная – так судьба сложилась. Свою работу, кстати, протагонист исполняет безо всяких садистских ноток, стараясь даже облегчить участь «клиентов» (а пытки в гильдии называют «процедурой» — еще одни любители эвфемизмов), максимально быстро и четко отправив их в лучший мир. Персонаж активно развивается, причем на наших глазах.

Вулф в своих романах избрал ретроспективное изложение: мы знаем, что ГГ не просто выживет, преодолев все перипетии, но и займет трон. В этом способе, как я уже говорил в обзоре к Квоуту или более свежим Клинкам, есть свои сильные и слабые стороны. Возбуждается недетское любопытство – как доберется до престола человек, настолько от него далекий? Но градус саспенса во время проблем, валящихся на голову Севериана, изрядно снижается – мы точно знаем, что палач уцелеет.

Встречаются недурные второстепенные персонажи. Как-то бродячие артисты умнейший и хитрый доктор Талос с простоватым (?) великаном Бальдандерсом или внезапный друг Иона (способный дать фору дамам в качестве и количестве нежданчиков).

Целый ряд женских образов: от единокровных сестер экзультантов, до мстительной Агии и любящей Доркас. Практически каждая из дам (и часть мужчин) скрывает какой-никакой секрет, порой не один.

Периодически автор разбавляет повествование от Севериана вставками-рассказами от лица других людей. Чтоб не привыкали к одной манере. Использует излюбленную американцами роад-муви и элементы квеста.

Экшена в романах негусто, как и динамики, лишь время от времени Вулф будоражит кровь неожиданной вспышкой активного действия. Нередко автор глубоко заныривает в некую тревожащую героя концепцию, идею или мысль, возвращаясь оттуда далеко не сразу. Некоторые из таких отступлений поражают (или пугают) фантасмагоричностью и налетом безумия. Вставляет Джин в книгу сказки и пьесы этого мира, порой чрезмерно увлекаясь отступлениями, философскими разговорами, напрочь забывая о развитии магистрального сюжета. Впрочем, к этому привыкаешь.

Любопытно происходит переключение между частями, идущими вроде как в хронологической последовательности – меж резким, как бы оборванным финалом одной и началом второй зияет дыра во времени. И как разрешилась острая ситуация — остается тайной.

«Тень и Коготь», начинаясь как история одного палача, постепенно приобретает все больше судьбоносных для всего мира черт. Подарит нам автор глобальную линию противостояния между «белыми» и «черными»: теми, кто за статус-кво в мире, и теми, кто хочет вернуть людям былое могущество. Причем даже автарх и Водал (да и с ними не все так просто) не самые главные представители сторон — за ними стоят более могущественные силы. И не только из этого мира.

Эрго. Завораживающее полотно мира, смешавшего продвинутые технологии и средневековые отношения. Неоднозначный, отлично проработанный ГГ, красиво описанные особенности Урда, намеки на глобальное противостояние, влияющее на судьбы мира. Можно получить немало удовольствия. Если настроиться на неторопливое повествование в старом стиле, с множеством отступлений и размышлений.





1308
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение27 января 2023 г. 17:11
Не зря купил оба тома, в котором четыре книги, спасибо за обзор!
Но не знаю стоит ли брать анонсированное от издательства продолжение, в котором будет пятый роман.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 января 2023 г. 17:27
Без всякий сомнений (брать пятый)
 


Ссылка на сообщение27 января 2023 г. 19:17
всегда пожалуйста) часть фанатов активно ругаются на 5-й том))
 


Ссылка на сообщение28 января 2023 г. 10:32
Тоже купил оба тома и теперь жду пятый роман)


Ссылка на сообщение27 января 2023 г. 21:25
цитата imra
Башни Цитадели неуловимо напоминают нечто некогда летающее.

Если я правильно помню, в тексте они прямо называются звездолетами. Навсегда застывшими на стартовых площадках, обросшими крепостными стенами и разными подсобными строениями. Также своими именами называются каюты, переборки, иллюминаторы.


Ссылка на сообщение28 января 2023 г. 14:02
Самое большое разочарование от покупки сразу двух томов,надо было сначала прочитать 1 том, увы мне совершенно не понравилось ,читала долго и мучительно,пытаясь отыскать что то ,что зацепит меня,но нет ,бросила не много не дочитав до конца.Совершенно это не мой автор, больше не поведусь на чужое восхваление автора..Было очень скучно ,увы
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 января 2023 г. 16:42
цитата космея
Совершенно это не мой автор, больше не поведусь на чужое восхваление автора..Было очень скучно ,увы

Тоже повелся на восторженную рекламу. Тем более, что, не смотря на весьма отдаленное время написания, произведение прошло мимо меня. Как впрочем и прочие произведения автора. Решил, так сказать, восстановить пробел.
Резюме: читать конечно можно, но вот не прям чтобы — ах. Ничего не потерял от того, что в свое время не ознакомился.
 


Ссылка на сообщение31 января 2023 г. 19:48
Здесь соглашусь, чтиво достаточно специфическое, но в этом и цимес


Ссылка на сообщение31 января 2023 г. 08:38
Прочитал запоем в электронке в своё время, цикл очень своеобразный, непохожий на стандартное нф/фэнтези, чем и понравился, новое издание приобрёл в коллекцию.


⇑ Наверх