Остаться должен только один? Нет, пятеро!, или Еще раз о цене власти
Альтернативная Земля. Здесь магия не признак фантастической литературы, а грубая реальность. Телепатия, управления материей, воздействие на растения. Университеты магических искусств для самых одаренных медитов.
Но существует еще одна ступень, доступная лишь лучшим из лучших. Александрийское общество, раз в 10 лет, отбирающее шесть потенциальных кандидатов для вступления в свои ряды. Молодых волшебников уникальных умений, которым предстоит провести в штаб-квартире Общества целый год. Обучаясь работать в команде, открывая свой потенциал. Заключая союзы. Ссорясь. Соперничая.
Ведь к концу этого срока посвящение в Общество пройдут лишь пятеро из них.
Возникновение этой «альтернативки» c минимальными отличиями от нашего мира, Блэйк не объясняет от слова «совсем». Есть магия и фсе. Вечная проблема практически любой, даже качественной альтернативной фантастики, от подростковой до изысканной – точку бифуркации авторы упорно оставляют в тумане.
Зато саму магию и внутренние ощущения колдуна Оливи описывает недурно. Мы погрузимся в картину мира телепата. Его работу с мыслями, восприятие людей, использование открывшихся слабостей и тайн. Познакомимся с подходом эмпата, способного влиять на чувства и эмоции, вертеть людьми как куклами. Приобщимся к талантам магов, воздействующих на физический мир, станем свидетелями их умения менять материю, управлять стихиями, даже создавать червоточины! Взглянем поближе на действия природного волшебника – «повелителя растений», на то какую плату требует мать-природа от такого феномена.
Здешняя магия штука мощная, но энергозатратная, способная довести упрямого колдуна до цугундера. Сравнивается со спортом высших достижений, с его изнуряющими тренировками, вынимающими все жилы выступлениями на пределе возможностей, долгими и жизненно необходимыми периодами восстановления.
Раскрывается колдунство романа через персонажей.
Либби Роудс – «физик», одна из двух способнейших «повелителей стихий за несколько поколений», юная девица, только закончившая университет. Мещанка из семьи «маглов», пардон людей без способностей. Пережившая жуткую трагедию в детстве. Застенчивая, скромная, добрая, упорная, не чуждая самодисциплине и стремлению к познанию нового. Частенько не в ладах с собственной самооценкой. Но вот сомневаться в ее способностях не стоит никому. Когда разозлится – Либби напрочь забывает о собственных комплексах.
Николас Де Варон — богатенький мальчик-латинос из семьи медитов средней руки. Однокурсник Либби, ее вечный и заядлый соперник. Красив, умен, обаятелен, жутко талантлив. Талант и сила позволяет развиваться в разных областях магического искусства, не останавливаясь на управлении материей, что редкость для здешних волшбарей. Не особо умен, способен на большие глупости. Получает удовольствие от адреналина и драки. Имеет необычного друга, о котором искренне заботится.
Рэйна Мори – японка-натуралистка. Одиночка, не стремящаяся к обществу. «Повелительница» растений, слышащая, понимающая их. Дающая возможность расти как на дрожжах. Но не просто так. Флора идет в рост на энергии, эмоциях Мори, использует ее как батарейку.
Тристан Кейн. Сын главы магического криминального синдиката, ставший разочарованием для папаши, вследствие позднего раскрытия способностей. Порвал с отцом-тираном, решив власти и денег добиваться сам. По кратчайшему пути женитьбы на дочери миллиардера. Ответственный, амбициозный парень, готовый долго и тяжело работать. Не владеет боевой магией. Уникальный товарищ, видящий иллюзии насквозь. И не только иллюзии. Человек, пронзающий взглядом саму суть мира, вплоть до атомов. Его потенциал едва раскрыт и какие еще сюрпризы таятся внутри Кейна, неведомо никому.
Каллум Нова — африканер-блондин из крутого и богатого семейства. Прагматичный эмпат, способный приманить многотысячную толпу, за пяток минут через чувства вскрыть любого оппонента как консервную банку. Не зря его сравнивают с качественным гипнотизером. Игрок, азартен, беспринципен. Подвержен скуке, ищет развлечений и достойного соперника.
Париса Камали — телепат несравненной силы, работающая с разумом и подсознанием. Прекрасная аморальная девица, активно использующая секс в достижении своих целей, ведь в постели даже маг не может закрыться от ее дара. Еще одна жертва «родом из детства».
У каждого из героев масса детских психотравм и комплексов. Каждый готовая диссертация, когда по психологии, когда по психиатрии.
Каждая глава посвящена одному из шестерки, и постепенно вскрывает всех протагонистов до донышка. Кто-то удостоился больше авторского внимания, кто-то меньше, но, в общем, всем досталось сполна. Персонажи расписаны подробно, с чувством и расстановкой, с массой описаний мыслей, переживаний, рефлексий. Чрезмерная обстоятельность автора в описаниях постепенно становится одним из главных недостатков книги.
К сожалению, Блэйк до одури велеречива и многословна. И если поначалу это смотрится фичей книги (немногие вкладывают столько труда в раскрытие внутреннего мира персонажей), то со временем превращается в баг.
Внутренние монологи сменяются корявенькими диалогами, регулярными и патетичными порицаниями капитализма, длинными описаниями мыслей и ощущений героев. Лучше бы магических действий побольше описала, право слово. Ведь когда Блэйк демонстрирует очередную сторону профессиональной волшебной деятельности наших конкурсантов, или их восприятие мира – ей многое хочется простить.
Изрядно времени уделяется интригам и поиску союзников. В принципе, обоснованно, ведь к концу года один из компашки будет из нее исключен. Но не повелением сверху, а выбором самих членов коллектива.
Неординарный способ исключения становится ключевым моментом второй части романа. Позволяя автору заложить в книгу мощную моральную основу. Обратить читательское внимание на ситуацию, в которой приходиться продать душу, поступиться человечностью и моральными принципами. Дает возможность поговорить с нами о цене власти. Психологических извратах, способах самоубеждения и убеждения товарищей. Готовности нормальных людей, почуявших аромат небывалых высот, к ненормальным решениям и действиям. Закрутить к финалу свежий виток интриги, изрядно подняв градус напряжения. Подготовить читателю любопытный нежданчик. Завершив дело открытым, прям-таки зияющим концом.
Время от времени на поверхность всплывают мотивы, четко узнаваемые по Роулинг, Гроссману или Вачовски. Впрочем, автор особо и не скрывает источники своего вдохновения. Взамен исправляя пошатнувшееся впечатление свеженьким магдейством или описанием реакции колдуна. Появлением конкурентов и нелюдей. Любопытными экспериментами со временем, плодотворными размышлениями над наукой и магией. Или задорной и кровавой битвой (одной единственной на всю книгу), смешавшей колдовские поединки с работой спецназа и рукопашными схватками. Внешнего действия в романе негусто.
Что касается акцента на сексуальной жизни шестерки, столь возмутившего некоторых рецензентов. Нельзя сказать, что эротических моментов в романе слишком много, но они имеются, причем в неклассическом варианте тоже. Интересно, что они почти не отвлекают от сюжета. Введены сексуальные сцены обосновано и смотрятся на своих местах.
Эрго. Чертовски велеречивое психологическое размышление о цене власти. Из плюсов – поработанные герои, недурно описанные магвоздествия и внутренний мир колдунов. Воды бы убрать (причем кардинально) да динамики прибавить – могли б бути люди.
Отец Габриэле Аморта был известной личностью в церковной среде. Главный экзорцист Папы, священник, который провел тысячи изгнаний демонов.
Правда, сам Аморта считал, что 98 процентов случаев проходят скорее по ведомству психиатрии, чем религии.
Но оставались еще два процента. Редкие ситуации, когда в людей действительно вселялось великое Зло.
И, похоже, что одержимость мальчика, обитающего с родней в старинном испанском аббатстве, относится как раз к их числу. Ведь Габриэле в этот раз предстоит столкнуться со смертельно опасным «раскладом», чьи корни тянутся из покрытого туманом прошлого.
Тема одержимости обыгрывалась в десятках картин от классического «Изгоняющего» до Супернатурала. The Pope's Exorcist (прямой перевод «Экзорцист Папы»), пытается совместить классику с работами Дэна Брауна. Выходит коряво.
Фильм слабо выглядит как хоррор. По уровню саспенса он и в подметки не годится тому же Изгоняющему или шикарным Призракам, о которых активно напоминает завязка сюжета. Происходящее на экране использует массу привычных приемов от качественного труда гримеров и незримой для героев (но не для зрителя) опасности, до буйного телекинеза. Но почти не трогает: как пресловутые елочные игрушки, точнее в нашем случае — хеллоуинские маски. Сердечко не екает, поджилки не трясутся, за героев переживаешь вяло.
Общая шаблонность сюжета вистов картине не добавляет. С одной стороны глупо ожидать супероригинальности от этого поджанра, с другой – слишком уж очевидно читаются ходы и развитие событий.
Сюда же отнесу концепцию дьявола, хохочущего от того что люди, и конкретно священники не верят в его существование. М-да, тяжело католической церкви со священнослужителями, выросшими в эпоху тик-тока и инстаграмма.
Зато Страна Телят во всей красе – как они там во время заседания на кофий налегают, любо-дорого посмотреть.
Ну а о грехах, которые «будут преследовать нас» не говорил разве что ленивый. Да и грехи наших святых отцов не поражают воображение.
Разве что концепт того, что одержимость в большинстве своем психическое заболевание, и требует для борьбы с собой не молитвы, а «беседы, понимания и представления» — хорош.
Как и утверждение: «материнская любовь ближе всего к божьей», с которым, пожалуй, не поспоришь.
«Брауновскую» линию фильма шедевром не назовешь. Тему церковных секретов «Экзорцист» откровенно недожимает. Есть, правда, одна сильная идея, но даже она вряд ли станет откровением (инквизиция тесно связана с Денницей, кто бы сомневался. Кстати о птичках, точнее о работе этой слабоуважаемой структуры в мире с реальной магией недурно написали Попова с Пекарой).
О логике говорить бесполезно. Забывчивость Ватикана напоминает откровенный старческий маразм. «Церковь уже имела проблемы с этим местом» — хмурит бровь Папа (Неро). Вот только какие именно, мы не помним, прости Гэйб.
ТТХ демона и его поведение – отдельная история, порой напоминающая реакции наглухо беременной дамы. Вот такая я загадочная! Разве что двойной зрачок стоит упомянуть, это у нас отсылка к «глазам — зеркалу души»? Да, и по отношению к антагонисту обычно используется термин «Князь», а не «Король». Несколько разные вещи.
А вот работа Кроу понравилась. Обстоятельный бородатый святой отец, гасающий на мотороллере. Причем не только по Риму, но и из Италии в Испанию. Не дурак дерябнуть вискарика, по отечески игриво пугануть молодых монашек. Истово верящий в Господа. В момент готовый добавить стали во взгляд, обращенный к тому, кто засомневался в вере Гэйба. Ироничный, полный жизни. Не признающий авторитетов, кроме разве что Папы Римского. Допускавший серьезные ошибки, до сих пор тревожащие душу. С неплохим шлейфом роли и тяжелым партизанским прошлым. Выработавший определенные психологические методики, но не считающий себя врачом, а лишь определяющий клинические случаи. Готовый к долгой молитве и самопожертвованию.
Кроу чуток подтянулся (неужто ко второму Гладиатору готовится?) и не выглядит столь необъятно грузно. Да, определенные ассоциации с «Эфиром», пытающимся выехать на постаревшем Гибсоне налицо (и не будь Кроу в касте я вряд ли стал бы смотреть ленту), но все же у Exorcist козырей поболе.
Его невольный напарник отец Эскюбель (Дзоватто ). Молодой приходской священник не без скелета в шкафу (а у кого их нет?). Попавший как кур в ощип, но проявивший недюжинную веру и сыгравший важную роль в судьбе нашего ГГ.
Мать семейства Джулиа (Эссоу ). Семейство Васкес очерчено грубыми мазками, вот и Джулиа кроме любви к покойному супругу ничем не запоминается.
Разве что младшему Генри (дебютант ДеСоуза-Фейгони) постановщики прописали важную, сюжетообразующую психотравму. Грим для пацана сотворили хороший, но переигрывает новичок жутко.
Эрго. Шаблонный триллеро-хоррор об одержимости и борцах с ней, совместивший «Изгоняющего» с «Кодом». Кроу на уровне, а вот к общей структуре картины вопросов хватает.
Чистый разум – мессия для сапиенсов, или Бобов много не бывает/Инженер на страже человечества
Заключая контракт на криозаморозку в случае безвременной кончины, инженер Роберт Йоханнсон не думал о смерти.
Однако человек предполагает… И вот спустя 117 лет Боб в виде компьютерной программы уже готовится к управлению космическим зондом, летящим к звезде Эпсилон Эридана. Зондом, вооруженным технологиями, позволяющими производить новые корабли и клонировать других Бобов.
На матушке Земле тем временем благоденствием и не пахнет. Сверхдержавы, стоящие на пороге атомной войны, стараются опередить конкурентов в подготовке звездной экспансии. Собираясь оправить в небеса свои зонды под управлением репликантов – таких же экс-людей, как Боб. А точнее Бобы.
А значит, Робертам Йоханнсонам доведется не только исследовать звезды, искать планеты пригодные для жизни и двигать науку вперед. Но и сражаться в космосе с представителями других земных государств.
А там глядишь, и выступить последней надеждой угасающего человечества.
Канадец Деннис Тейлор известен в фэн-среде не своей работой программиста, и не тем, что ступил на писательскую стезю в уже зрелом возрасте. Намаявшись с отказами издательств принимать его выстраданные книги, в 2015 первый роман Ден опубликовал своими силами.
А второй — как раз наш сегодняшний герой, увидел свет двумя не слишком стандартными путями. Через издательское подразделение агента Тейлора. И в виде аудиокниги. Ставшей лучшей научно-фантастической аудиокнигой года и принесшей своему создателю заслуженную славу.
We Are Legion роман действительно интересный.
Тут поднимается или как минимум затрагивается огромное количество тем, привычных для science fiction. Криозаморозка в ожидании будущего исцеления (или воскрешения). Искусственный интеллект. Клонирование. Антиутопия с государственной диктатурой. Технологии, позволяющие совершить полет в далекий космос. Продвинутая 3д печать. Исследование звезд и планет. Первый контакт и чужой разум. Эволюция на других планетах. Звездные войны. Конец земной цивилизации. Колонизация далеких миров.
Картина будущего по Тейлору выглядит стройно. Краеугольный камень — оцифровка разума. Научные открытия (поданные без излишних подробностей), новые двигатели и дешевая энергия позволяют достигнуть звезд за вменяемые сроки. 3д принтеры готовы напечатать все, что угодно при наличии сырья и все той же энергии. Бессмертные репликанты (те из них, кто сохранят рассудок) готов взять на себя управление процессом. Роботы-«бродяги» становятся их пальцами, жаждущими соорудить из деталей необходимые фабрики, звездолеты, ядра для новых репликантов. И расползается паутина людской (или точнее людского разума воплощенного в ИИ) экспансии по вселенной.
Чтоб два раза не вставать: восстановление личности на компьютерных носителях влечет за собой философские вопросы уровня, остаюсь ли я прежним и вообще живым? есть ли у меня сознание?
А на Земле, как и полагается, все плохо. Сперва государства собираются в стаи и сверхдержавы (консолидация форевер), демонстрируя, к примеру, классическую религиозную антиутопию (но почему все же Бразилия? Да и Австралия знаете ли…). А потом разгораются конфликты, способные завершить существование нашей цивилизации. Людей Тейлор не слишком любит. Есть за что.
Эти важные темы подаются практически без пафоса (за редкими исключениями), по-человечески, с юмором.
Во многом благодаря протагонисту, ставшему главной фишкой книги.
Роберт Йоханнсон – программист и инженер. Чуток напоминающий незабвенного Марка. В отличие от Вейера автор уделяет гораздо меньше времени научному подходу (и описанию экспериментов), но мыслит Боб примерно как Уотни. Хороший технарь. Приятный парень, заядлый посетитель конвентов, фанат научной фантастики и Звездного пути. Любящий и ценящий одиночество, неловко чувствующий себя в толпе. Именно эти качества и склад мысли, отличающийся от общепринятого стадного, помогают Бобу преодолеть главную проблему репликантов (ну и контроль над эндокринной системой). Став своеобразным мессией для двух разумных рас.
Именно Боб, а точнее его взаимодействие с окружающим миром, позволяет выделить роман из длинного списка НФ, посвященных концу света и звездной колонизации.
В роли главного героя не обычный человек, или несколько гомо сапиенсов. Даже не модификант, андроид, киборг или еще какой робот.
В дебюте мы видим протагониста в состоянии чистого разума, лишенного возможности физически влиять на мир. Затем овладевшего периферийными устройствами, освоившего разные течения времени. Отправившегося в космос, управляющего кораблем и «бродягами» (при поддержке интерфейса с ИИ), создающими новые зонды и новых Бобов.
С появлением которых действие из линейного превращается в изрядно разветвленное. Ведь практически каждый из них выбирает свой путь и свою стезю исследования. Отправляясь к различным звездам в поиске землеподобных планет и ресурсов. В этой части с Бобами наступает небольшой перебор. К многоголосице разных вариаций протагониста надо привыкнуть.
На примере ГГ автор демонстрирует нам многообразие граней людской личности. Ведь появляющиеся на свет Роберты аж никак не являются одинаковыми клонами. Напротив, возникают абсолютно разные по поведению, реакциям, психологии люди (точнее разумы), основанные, тем не менее, на едином исходнике.
А также арку отцов и детей. Испуга родителя при появлении долгожданных (или не очень) чад. Стремление сбежать «свит за очи».
Ближе к экватору многообразие путешествий Бобов сводится к двум основным линиям.
Первая – Земля. Тут автор поиграет с апокалипсисом, попеняет гомо сапиенсам за их не лучшие черты, продемонстрирует необходимость исследования космоса. Мало ли, вдруг спасение придет именно оттуда.
Вторая — Дельта Эридана под девизом «Борьба за огонь». Здешний Боб примерит на себя нелегкую роль прогрессора, старшего брата по разуму и даже…
Не преминет Деннис также зацепить злокозненный внеземной разум. Далі явно буде.
Не забудет Тейлор о динамике. Встречаются экшен-сцены еще в самом начале. А после отлета корабля автор и вовсе подарит читателю пару-тройку натуральных космических сражений.
Познакомит нас поближе с планетами Солнечной системы и далекими, но относительно близкими звездами. Этих описаний, будем честными, можно было бы поболе.
Да, откровений от романа ожидать не стоит. Практически все составляющие мы уже встречали, и порой не раз. Язык простоват, многовато схематизма, часть линий стоило бы развернуть, кое о чем поговорить подробнее и не столь сухо. Но общего впечатления это почти не портит.
Эрго. Интересный микс из большого количества тем НФ, поданный через призму неординарного героя/ев.
P. S. В цикле «Вселенная Боба» на сегодня четыре романа, на русский переведены уже три.
Эдгин Дарвис повидал в жизни всякое. Даже был членом благородной организации Арфистов.
Но потом жизненные обстоятельства привели его в ряды воров. А следом в холодную тюрьму на далеком севере.
Теперь Эдигну и его напарнице-варварше с нужно выбраться на свободу. Вернуть дочь, а также уникальный артефакт ставший причиной их заключения.
И, похоже, помешать злокозненным Красным волшебникам, стремящимся уничтожить все живое.
Попыток экранизации жутко популярной настольной ролевой игры D&D было несколько. Ни одна из них не снискала ни одобрения фанатов, ни благосклонности критиков.
И вот новая версия.
Гораздо более вменяемая. Перед нами удачное комедийное фентези, не требующее знакомства с оригинальной игрой.
В первую очередь обращаешь внимание на милый, легкий, раздолбайский стиль картины, возможно вдохновленный Стражами. Герои подходят к проблемам с юмором, даже рефлексируют и страдают иронично. За исключением некромантки, остальные персонажи похожи на живых людей, а не на картонные образы из игры. Даже железобетонный паладин, в конце концов, позволяет себе улыбку.
Хватает на удивление удачных шуток и стебных моментов, типа «мы же вас оправдали», «это было обидно», супруга Хольги или «пятивопросного» поднятия мертвецов.
Протагонисты в большинстве своем радуют. Сперва о команде Дарвиса.
Эдгин (Пайн). Бард-неудачник, попробовавший путь защиты угнетенных, но вследствие собственного «косяка» и не вовремя проснувшейся жадности вынужденный стать на криминальную дорожку. Планировщик краж, считающий себя интеллектуальным человеком – как оказывается, зря. Хороший человек, во время преступлений изо всех сил старающийся не причинять вреда. Средний боец, не фанат силовых решений, иногда способный вовремя нанести удар.
Хольга (Родригес). Варварка, как раз отвечающая в команде за боевое взаимодействие с противником. У которой лучше всего выходит сражаться подручными предметами, чем личным оружием. Родригес средняя лицедейка, но в этом образе смотрится гармонично.
Дорик(Лиллис). Тифлинг (человек с примесью демонической крови). Друид, обращающийся кого угодно. «Дикий облик» Лиллис дарит нам немало динамичных сцен, в частности одну из самых напряженных с побегом из Невервинтера.
Саймон (Смит). Маг (точнее sorcerer – колдун/чародей)-полуэльф. Слабый волшебник, резко становящийся лучше в случае опасности.
Паладин Зенк (Пейдж). Высокопарный, светлый носитель справедливости, защитник обездоленных, не понимающий иронии с иносказаниями. Зато как он мечом машет!
Вдобавок в третьестепенной роли полурослика мелькает никто иной как Купер.
Теперь об антагонистах.
Фордж (Грант ) обаятельный мерзавец-мошенник. Беспринципный, сребролюбивый обманщик с сияющей улыбкой. Образ в последнее время привычный для Гранта, но чувствует он себя в нем как рыба в воде.
Софина (Дэйзи ). Красная волшебница, некромантка, собирающаяся «очистить мир от живой мерзости». С логикой у этих ребят не все ладно. Бог с ним с желанием править одними зомбями – должность обязывает. Но с какого перепугу они столь благородно держат слово данное пешке? (ситуация с кораблем: плыви — мол с богом), или отправление на арену вместо казни? Вы сами себе проблемы создаете?
Персонажи недурно прописаны, обладают каким-никаким шлейфом роли. Раскрываются перед зрителем не только собственными действиями, но и благодаря уместным флеш-бекам.
Во вторую радует локация картины.
Снежная тюрьма. Эпичный Невервинтер. Царство лесных эльфов. Подземье.
Исландия с Ирландией в очередной подтвердили свою «природную» репутацию. Ну и компьютерщики не подвели. 150 лимонов бюджета потрачены не зря.
Картинка хороша. Адекватно показанные магические воздействия. Щиты, остановка времени, забавы с гравитацией, противостояние рук, превращения друида. Шикарный совомедведь, подземный жердяй-дракон, милые киски на арене (почему никто не сказал кис-кис, и не почесал за ушком?)
Отличная динамика поединков, тут выделяется Хольга и паладин. Игры Солнцеворота с задорной беготней по лабиринту.
Имеется даже сложный моральный выбор в финале (ожидаемый, но все же), с соломкой, подстеленной постановщиками (я о теории, что «план Жизнь лишь одна из многих, и вернуть прежнюю жизнь, означает лишить новой»).
Да, сценарий штампованный, мир раскрыт слабо, нового Средиземья из него не вышло. Игровых условностей хватает. Расстояния едва обозначены. Артефакты на любой случай жизни. Магия, вроде как, не способна на что угодно, но без не никак. Но это все-таки D&D!
Страшная сказка, окутанная туманом, или Безголовое зло
1799. Нью-йоркский констебль Икабот Крейн был настоящим поборником прогресса и современных научных методов в расследовании преступлений. Вот только консервативное начальство не ценило продвинутого сотрудника.
Отправив его расследовать странные преступления в отдаленном поселении Сонная лощина. Где нашли уже три обезглавленных трупа, а местные жители во весь голос поминали всадника без головы, вернувшегося из врат Ада.
Вольная интерпретация новеллы Ирвинга «Легенда о Сонной Лощине» вовсю эксплуатирует густой туман, осенний лес, готичную атмосферу и молодого Деппа, который тут, как для своих ранних работ, на диво много гримасничает.
Вышло антуражно, с некоторой долей иронии, и разнообразием поджанров, толкающихся локтями за зрительское внимание.
Перед нами не совсем детектив. Расследование, безусловно, присутствует, но откровенно теряется за готичным обрамлением. На лавры никого из великих сыщиков Крейн не претендует, несмотря на все стремление к передовым инструментам полицейской науки. Так, плывет по течению, подмечая очевидное и заторможено соображая. Тем паче, что серьезных кандидатов на роль главгада у нас не сады.
Не совсем ужастик-хоррор. При всех попытках «нагнать жути», смотрится происходящее комиксно-карикатурно. Всерьез переживать за героев не получается.
Не совсем фентези. Есть фантэлемент, серьезно влияющий на сюжет, есть элементы колдовства (или нет?), но без «высокого штиля» создатели ленты обошлись, склоняясь скорее к сказочной подаче материала (все помнят, что сказки тех времен, аж никак не истории для малышей на ночь).
Не совсем триллер. Напряжение и «трепет» присутствует, но по саспенсу Лощина серьезно не дотягивает ни до Призраков ни до Места.
И аж никак не серьезная драма. А некий винегрет из всех вышеописанных элементов. Еще и с комедийными вкраплениями, за которые отвечает Уокен с шевелюрой, зубками и глазками, а также манеры и приблуды Деппа.
Больше всего внимания Бёртон уделяет атмосфере. Она, как почти всегда, вышла у него неплохо.
Давящие тучи, сумрачная погода, без единого проблеска солнца. Осенний, голый лес с сумрачными стволами. Гнетущая музыка. Вечный надоедливый туман (с этим компонентом Тим несколько переборщил). Инфернальное дерево мертвых. Вуалистая ведьма.
Обстановка Сонной лощины. Кладбище, первым встречающее приезжих. Неприветливые горожане, закрывающие ставни при приближении незнакомцев. Вышка, окружена частоколом, на которой караулят хмурые мужики с ружьями.
Добавляют перчику в блюдо костюмы, декорации, строения (дизайн и работа художника-постановщика собрала немало призов и номинаций) и прочий антураж конца 18 века.
Хочется отметить темпоритм ленты, чередующий плавные элементы, подчеркивающие обстановку темной сказки, с динамичными, взрывающимися бешеной скачкой, погонями и рукопашной. Причем, нередко эти два подхода монтируются в одной сцене. Мастерство не пропьешь.
Некоторое время мы, глядя на мир глазами прогрессивного констебля, можем себе позволить свысока относиться к предубеждениям забитых аборигенов Лощины. Однако в этом блаженном состоянии мы остаемся недолго. Достаточно скоро мистика властно вторгается в жизнь героев, не оставляя сомнений в своем существовании. «У зла много масок».
Заставляя нашего передового копа о многом задуматься.
Работа Джонни Деппа в этой ленте оставила противоречивое впечатление. Манерный, лощеный, неуклюжий, брезгливый юноша, боящийся пауков, слабо воспринимающий обезглавленных жертв (хотя к утопленникам отношение нормальное, да и вскрытие проводит без проблем). Парень с тяжелым прошлым и серьезной детской психотравмой, не желающий вспоминать былое. Самоуверенный позер («все в порядке я уже здесь!»). Искренне верящий в научный прогресс. Защищающий здравый смысл и правосудие, изобретающий различные устройства для криминалистики. Столкнувшийся с неведомым, достаточно быстро сумевший перестроить собственное мировосприятие.
Вроде и образ неплохой, но Депп злоупотребляет манерностью и гримасами, создавая изрядно фриковый персонаж, более привычный по его поздним работам. Видать это была проба пера.
Вторым главным образом картины стала юная Катрина (Риччи). Нежный ангелок, то ли всерьез, то ли в шутку заигрывающий с волшебством. Милое дитя, способное как на решительные действия, так и на обморок.
Ее мачеха Мэри (Ричардсон). Дама средних лет, сохранившая изрядную долю привлекательности и шарма.
Отец Балтус ван Тассель (Гэмбон). Самый важный горожанин. Гостеприимный хозяин (до определенного момента), лидер лучших людей Сонной Лощины, возглавляющий местный истеблишмент в лице доктора, священника, нотариуса и судьи.
Ухажер Бром (Ван Дин). Пылкий юноша, не чуждый дурным шуткам и безрассудным поступкам.
Гессенец (Уокен). Как я уже сказал с фарсовой злодейскостью постановщики перебрали, превратив потенциально жутковатый образ в изрядно комедийный.
Эрго. Страшная сказка для взрослых с качественной атмосферой и жуткой мешаниной поджанров.
В ролях: Джонни Депп, Кристина Риччи, Кристофер Уокен, Миранда Ричардсон, Майкл Гэмбон, Каспер Ван Дин, Джеффри Джонс, Кристофер Ли, Ричард Гриффитс, Иэн МакДайармид, Майкл Гоф, Лиза Мари