ФЕНОМЕН ТОРГАЛЯ Nowa


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Wladdimir» > ФЕНОМЕН ТОРГАЛЯ (Nowa Fantastyka 198 (291) 12 2006). Часть 6
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

ФЕНОМЕН ТОРГАЛЯ (Nowa Fantastyka 198 (291) 12 2006). Часть 6

Статья написана 26 июня 2023 г. 22:29

(ФЕНОМЕН ТОРГАЛЯ – окончание)

Торгалемания

Сочиняя «Торгаля», Ван Амм написал сценарий, обладающий огромным потенциалом, но лишь художественный талант ГЖЕГОЖА РОСИНЬСКОГО позволил этому потенциалу преобразоваться в живой и красочный мир, брызжущий эмоциями и разворачивающийся в ходе активного действия.

В этот акт творчества польский художник внес редко встречающийся – также на Западе – заряд экспрессии и свободы в создании многоплановых и убедительных представлений фантастической действительности, а также естественную искусность в графическом повествовании. Мне приходилось слышать мнение (также и самих авторов), что первые эпизоды «Торгаля» были еще слабоватыми в графическом отношении, но мои впечатления от чтения противоречат этим мнениям.

Цикл открывается историей «Преданная чародейка», которая в Польше впервые представлена была в знаменитом журнале “Relax”. Она публиковалась в трех фрагментах, вскоре после бельгийской премьеры, и уже тогда динамика интриги, увлекательность сюжета, художественная красота кадров и замечательное словесное повествование поразили читателей.

Эффектные приемы комиксного изложения (от которых РОСИНЬСКИЙ позже отказался, объясняя это тем, что стремится к прозрачности и эффективности всего повествования) немедленно откладывались в памяти. А великолепно скомпонованные панели и красивейшие обложки прекрасно экспонируются как в альбомах, так и на стенах картинных галерей или в коллекциях собирателей.

Поначалу комикс приняли довольно холодно, но он быстро снискал себе популярность среди читателей и критиков. В 1980 году, после публикации трех первых эпизодов на страницах журнала “Tintin”, издательство решило выпустить комикс в виде альбома (первая, короткая история была дополнена добавочной историей «Почти рай…»).

«Торгаль» стал локомотивом издательства “La Lombard”, а своим авторам он обеспечил статус международных звезд комикса, открывая им путь к дальнейшим успехам.

Ван Амм ныне автор других столь же популярных серий, таких как “XIII”

и “Largo Winch”,

а также многих удачных комиксных one-shot-ов. Два из них, реализованные совместно с ГЖЕГОЖЕМ РОСИНЬСКИМ – «Шнинкель» (“Sсhninkel”)

и «Вестерн» (“Western”)

– можно вне всяких сомнений зачислить в канон современного европейского комикса. В свою очередь РОСИНЬСКИЙ, сотрудничая с такими сценаристами, как Андре-Поль Дюшато (Andre-Paul Duchateau),

Жан Дюфо (Jean Dufaux)

и Ив Сент (Yves Sente),

показал, что все комиксы с его участием – гарантированные бестселлеры.

«Торгаль» во всем мире имеет верных читателей. Серия переведена на множество языков, а продажа одной только французской версии превысила семь миллионов экземпляров. Явственным доказательством торгалемании является тот факт, что фэны дают своим детям имена героев комикса. Также в Польше, где серия выходила в трех издательствах, «Торгаль» был и все еще остается читательским феноменом, а его тиражи намного превышают нашу мизерную комиксную норму. Оригинальные панели этого комикса – желанная «добыча» для многих из коллекционеров. В прошлом году один из таких коллекционеров купил обложку тома «Над Страной Теней» (“Au-delà des ombres”) за 60 000 евро.


Продолжение следует…

Несмотря на несомненные достоинства, серии Ван Амма/РОСИНЬСКОГО не везет с адаптациями. Из-за организационных неурядиц не был реализован проект мультипликационного сериала, неудачной оказалась компьютерная игра, написанная по мотивам этого комикса. До сих пор никто не взялся за киноэкранизацию, хотя рано или поздно до этого, несомненно, дойдет. Зато время от времени появляются интересные издательские предприятия, связанные с самими комиксами. Цикл «Страна Кьюа» (“Le pays Qâ”) дождался версии “BDVD”, то есть комикса в электронной форме с подложенными голосами актеров, читающих реплики персонажей.

Что интересно, компьютерный диск изготовлен в трех языковых версиях: французской, английской и… польской. Недавно в том же виде была издана очередная подборка комикса под названием «В когтях Крисc де Вальнор» (“W szponach Kriss de Valnor”).

Хотя польский художник уже многие годы живет за границей (его вынудило эмигрировать военное положение, а точнее связанные с ним почтовые ограничения, из-за которых РОСИНЬСКИЙ не мог исполнять свои обязательства перед издателем, оговоренные подписанным контрактом), он не теряет близкой связи с Польшей и исполняет обязанности неформального посла нашей культуры в Европе, а также покровителя искусства комикса в Польше. Доказательством того, что его усилия оцениваются должным образом, является недавнее награждение художника Офицерским Крестом Ордена Возрождения Польши (Kryż Oficerski Orderu Odrodzienia Polski).

Верных читателей «Торгаля», которые на протяжении тридцати лет взрослели вместе с серией, взволновали распространившиеся в последнее время слухи о том, что серию собираются закончить, а ее авторов отправить на заслуженную пенсию. В конце концов все выяснилось. Жан Ван Амм действительно собирается прекратить работу над очередными эпизодами.

Последний, двадцать девятый альбом, выполненный по его сценарию, носит название «Жертва» (“Le sacrifice”) и как раз в это время выходит из печати.

Но готов и сценарий следующего эпизода, написанный издателем серии, Ивом Сентом (Yves Sente),

уже создавшим с ГЖЕГОЖЕМ РОСИНЬСКИМ двухтомный комикс «Месть графа Скарбека» (“La vengeance du comte Skarbek”). А сам художник даже не помышляет об уходе на пенсию. Написанные в живописной манере панели комикса «Жертвы» являются материальным доказательством того пыла и творческой радости, с которой РОСИНЬСКИЙ вновь погружается в пленительный мир своих героев.

В подобной художественной манере будет выдержан и следующий том, над которым художник уже начал работать. Все указывает на то, что Торгаль и его родственники еще не раз доставят нам множество радости.





76
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх