Срединное государство


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «AlisterOrm» > Срединное государство. Введение в традиционную культуру Китая (1998).
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Срединное государство. Введение в традиционную культуру Китая (1998).

Статья написана 11 ноября 2023 г. 23:55

Алимов И.А., Ермаков М.Е., Мартынов А.С. Срединное государство. Введение в традиционную культуру Китая. М ИД Муравей. 1998г. 288 с. Мягкий переплет, Обычный формат.

(Эссе-предисловие, подготовка к «ликбезу» по истории Китая)

Что есть Китай, или, как его сейчас официально именуют официальные документы — «Чжун хуа жэнь минь гун хэ го» — цивилизация, государство, или вовсе чуждое остальному человечеству образование, как считают некоторые матёрые публицисты?

Мой ликбез по Китаю только начинается, и, неискушённый взгляд воспринимает это социо-культурное пространство как одну из самых грандиозных в истории попыток унификации и стандартизации человеческой жизни, приведения её к определённого рода норме, постоянное стремление к Утопии. Но вот насколько эта утопия подходит людям, и за пределами самого Китая, да и внутри него? Как она воплощается в жизнь?

Первые два постсоветских десятилетия стали, наверное, пиком интереса к китайской цивилизации, причём во всём мире. Китайское кино собирало огромные кассы, печатались китайские классические романы и поэзия, чань-буддизм и даосские практики получали тысячи новых последователей, пусть даже зачастую и в вульгаризированной форме, экономисты и политики всерьёз обсуждали преимущества «китайской модели» и искали корневые основы успеха их модернизационного проекта. На волне этого интереса и выходит небольшая книжица, которую я сегодня принял к рассмотрению.

Основа любого общения — понимание. Нужно понимать Другого, как он мыслит, что им движет, как он видит мир. Нужно понимать его культуру, ту базовую основу, на которой покоится мировоззрение другого человека, и задумка авторов — приоткрыть для стороннего интерессанта мир китайской цивилизации, отвечает вызовам того времени, времени надежд и открытого будущего. Литературовед Игорь Алимов, буддолог Михаил Ермаков и культуролог Александр Мартынов постарались в увлекательной форме рассказать об основах китайской культуры — философии, языке и государстве.

Пересказывать книгу нет особого смысла, не в этом состоит наша цель. Куда интереснее, что почтенные авторы считают базовыми паттернами культуры Поднебесной, и как иерархизируют их. Итак:

В качестве основы, на которой строится всё здание цивилизации, они видят, собственно, понятие «Тянься», «Поднебесная», то есть то самое вынесенное в заглавие «Срединное государство», то, что находится под прямым управлением Неба. Небо делегирует свою волю в лице «Хуанди», «Тяньцзы», «императора», возглавляющего государство в профанном мире, и в сакральном пространстве ритуала и магии. «Тянься» является центром всего мира, всё прочее — его окраины, баланс и гармония в нём целиком и полностью зависят от следования добродетели «Дэ», то есть, соблюдению «Тяньмин», «Мандата Неба».

Другая основа — язык, точнее, его письменно-идеографическое воплощение, то, что представляет собой всю суть китайской культуры, выраженной в образе, символе и слове одновременно. Китайская иероглифика — то, что является главным воплощением культуры, и, парадоксально, едва ли не «тайным знанием» даже для массы жителей Поднебесной. Авторы предполагают, что в дальнейшем китайскому языку и письменности в любом случае придётся адаптироваться к реалиям своего глобального лидирующего положения, и некоторым образом «глобализироваться», упростить и унифицировать, сделать более доступными для освоения. Однако не нанесёт ли это ущерба самой культуре, на которой созданы великие философские труды и литературные шедевры? Впрочем, видимо, для современного Китая это не проблема — виденные мною в Саратове китайские студенты не имеют представления ни о Ли Бо, ни о Ду Фу, о Кун-цзы лишь слышали... Тренд на упрощение набирает обороты.

Ну и третья основа — глубоко проникшая в общественное тело философия, точнее, ряд философских систем, одинакого ведущих мир к гармонии — «сянь цзяо», конфуцианство, даосизм и буддизм. Причём авторы считают, что конфуцианская доктрина будет одним из главных трендов будущего глобального человечества, после заката эпохи «потребительского глобализма». Идеал «цзюнь-цзы», «благородного мужа», займёт достойное место, ведь она стремится стряхнуть с себя оковы человеческого несовершенства, и создаёт идеал «жэнь», человека. Даосизм не мог претендовать на роль синтетического начала китайского общества, это учение одиноких практиков-мистиков, проходящих свой путь одновременно в единстве со своими единоверцами, и в полном одиночестве перед личным богом, то же касается и чань-буддизма, более, вероятно, свободного, чем регламентированное конфуцианство.

Первое, что бросается в глаза при прочтении книги — её общий настрой и дух. Несмотря на общее скептическое отношение к глобализации и вестернизации, авторы рисуют Китай как сочетание здорового культурного традиционализма и модернизации, страной, устремлённой в будущее и прочно стоящей на ногах своего прошлого. Ну и, само собой, авторы уверены в глобальном лидерстве Китая в ныне текущем столетии (что на момент написания этих строк уже вызывает серьёзные сомнения), и необходимости понимания политической культуры Поднебесной как будущего лидера развитого мира. Как ни относись, к подобной постановке вопроса, понимание — необходимая и ныне изрядно подзабытая категория, которая должна вновь войти в инструментарий человеческой жизни, и познание великой культуры Китая необходиом для постижения культуры этих людей, и общения с ними.

Итак: Китай как социально-политическое и культурное единство под управлением Неба, язык и религия-философия, скрепляющая всё это воедино — вот что такое Поднебесная. Автор этих строк обещает, что его верный читатель ещё не раз приобщится к истории и культуре этой страны-цивилизации, материалов о Китае будет много. Будем постигать!





139
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение12 ноября 2023 г. 15:06
цитата AlisterOrm
Нужно понимать Другого, как он мыслит, что им движет, как он видит мир.
Очень расхоже, очень спорно.
цитата AlisterOrm
Авторы предполагают, что в дальнейшем китайскому языку и письменности в любом случае придётся адаптироваться к реалиям своего глобального лидирующего положения, и некоторым образом «глобализироваться», упростить и унифицировать, сделать более доступными для освоения.
Это следствие советского образования такое — что сначала нужно думать об интернационале и загранице.
Но да, коммунисты успели пропихнуть несколько реформ в этой области.
цитата AlisterOrm
Впрочем, видимо, для современного Китая это не проблема
Это вообще не проблема — отбросить пласт старой культуры, если жить стало хорошо. В случае с иероглификой это особенно видно на примерах Японии и Вьетнама, возможно, Ю.Корее.
В общем случае — эмиграция, языковые сдвиги...
цитата AlisterOrm
виденные мною в Саратове китайские студенты не имеют представления ни о Ли Бо, ни о Ду Фу, о Кун-цзы лишь слышали...
Охотно верю. Характерные для культуры маркеры внутри и извне разные, а тут еще и языковой барьер. Но в Институт Конфуция эти ребятки на работу вряд ли метят.
цитата AlisterOrm
Даосизм не мог претендовать на роль синтетического начала китайского общества, это учение одиноких практиков-мистиков
И почти все религиозные восстания в Китае начинали даосы.
цитата AlisterOrm
Причём авторы считают, что конфуцианская доктрина будет одним из главных трендов будущего глобального человечества,
Их право... И одна из иллюзий 1990-х.
цитата AlisterOrm
то же касается и чань-буддизма
Тут любопытна реакция властей на другой буддизм.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение12 ноября 2023 г. 23:11
цитата ааа иии
Это следствие советского образования такое — что сначала нужно думать об интернационале и загранице.

Ещё следствие представления, что весь мир будет тянуться к китайской мудрости, вот они и должны были начать движение навстречу.
цитата ааа иии
Охотно верю. Характерные для культуры маркеры внутри и извне разные, а тут еще и языковой барьер.

Насколько я понял, там очен слабо вообще изучают историю страны.
цитата ааа иии
И почти все религиозные восстания в Китае начинали даосы.

цитата ааа иии
Их право... И одна из иллюзий 1990-х.

Именно.
цитата ааа иии
Тут любопытна реакция властей на другой буддизм.

Читал только исключительно негативное сочинение Ли Гоу.
 


Ссылка на сообщение13 ноября 2023 г. 06:51
цитата AlisterOrm
Насколько я понял, там очен слабо вообще изучают историю страны.
Вполне возможно. Это вопрос, по большей части, сочетания традиции и прагматизма. Но есть ЖЖ автора «Школы в Кармартене», преподающей иностранцам русский в МГУ, там бывали моменты, типа китайский студент пришел с лекции по китайской философии в полном восторге — ничего знакомого не опознал.
цитата AlisterOrm
Ещё следствие представления, что весь мир будет тянуться к китайской мудрости, вот они и должны были начать движение навстречу.
Вот насчет движения навстречу — это и есть то, что выше.
цитата AlisterOrm
Читал только исключительно негативное сочинение Ли Гоу.
Есть факт — школы и традиции ученого и аристократического буддизма, китайских турбулентностей не выдержав, исчезли так же надежно, как в Средней Азии и Пакистане. Зато Китай очень проникся насчет прихода бодхисатвы с Запада, поездки за сутрами и т.п. и т.п.
Ламы, впрочем, дико раздражают не только компартию — см. Ленерт, Т. «Жулики в рясах»
 


Ссылка на сообщение13 ноября 2023 г. 10:25
цитата ааа иии
Это вопрос, по большей части, сочетания традиции и прагматизма.

Мне кажется, мы с куда большим вниманием относимся к китайской культуре, чем сами китайцы. Собственно, знакомые китайские студенты (которые с головой) говорили, что у них общекультурное образование не в почёте. Видимо, особой востребованности в изучении традиции нет ни среди людей, ни со стороны власти.
цитата ааа иии
Есть факт — школы и традиции ученого и аристократического буддизма, китайских турбулентностей не выдержав, исчезли так же надежно, как в Средней Азии и Пакистане.

Чань-буддизм, насколько я помню, целенаправленно вытравливали при Цин? Они вроде бы вполне себя неплохо чувствовали и при монголах, и при Мин.
 


Ссылка на сообщение13 ноября 2023 г. 13:11
При маньчжурском завоевании досталось много кому. В частности, Шаолиню.
Но тибетцы наоборот, прониклись.
цитата AlisterOrm
Видимо, особой востребованности в изучении традиции нет ни среди людей, ни со стороны власти.
Любопытное деление.
1. Насколько известно, для Китая характерно обилие синхронно идущих в разные стороны процессов и полный раскардаш, чуть в сторону — и другой мир. А рядом еще один. И в каждом свои традиции. Например, ненавидеть Японию.
Часть даосских родовых монастырей пережила культурную революцию.
Вот тут про то, что у буддистского настоятеля шантажом выманили 3 млн. юаней... Сколько из них пожертвовали ваши студенты? И вопрос, что сказали бы насчет традиций обучающиеся в педвузе или туристические гиды...
2.Конечно, та часть культуры, которая не имеет отношения к зарабатыванию денег, отторгается молодежью, особенно, уехавшей за границу. Но это не значит, что вернувшись и с возрастом они вдруг не прогнутся. Или не сочинят свои.
 


Ссылка на сообщение13 ноября 2023 г. 15:36
цитата ааа иии
1. Насколько известно, для Китая характерно обилие синхронно идущих в разные стороны процессов и полный раскардаш, чуть в сторону — и другой мир. А рядом еще один. И в каждом свои традиции. Например, ненавидеть Японию.

Ну, так об этом писали и романисты средневековые, и конфуцианские публицисты — что такой раскардаш надо исправлять, а то чего это?
цитата ааа иии
Сколько из них пожертвовали ваши студенты? И вопрос, что сказали бы насчет традиций обучающиеся в педвузе или туристические гиды...

Хе! У Ли Гоу есть немало гневных строк о жирующих на пустом месте буддийских монахах. Да, такое в религиоведческих сочинениях обычно обходят стороной.
цитата ааа иии
Конечно, та часть культуры, которая не имеет отношения к зарабатыванию денег, отторгается молодежью, особенно, уехавшей за границу.

Утверждается, что китайскую молодёжь в официозных учреждениях учат прежде всего дисциплине, знания для внутренней иерархии имеют второстепенное значение.
 


Ссылка на сообщение17 ноября 2023 г. 12:10
цитата AlisterOrm
Утверждается, что китайскую молодёжь
Это общее для дальневосточных культур, хотя и с оговорками. Прасол, вроде, писал об этом... Надо б уточнить.
цитата AlisterOrm
знания для внутренней иерархии имеют второстепенное значение.
А вот это общемировое, по-моему. Отсюда мечта о «гамбургском счете», рейтингах и проч.
Но, тем не менее, факт подготовки местных кадров для чего угодно — факт.
цитата AlisterOrm
У Ли Гоу есть немало гневных строк о жирующих на пустом месте буддийских монахах
С точки зрения государственника, что не пополняет казну — вредная дрянь, а «праздны вы, праздны», проникло даже в Ветхий завет, который обычно не на стороне труженика.
А вот Потанин отмечал, что лучшие монгольские юрты делают монахи. Скульптуру принесли в Китай буддисты. Японские монастыри удержали уровень гуманитарных и точных (аристократы учили только своих и не принимали идею распространения знаний как таковую (у Ершовой были любопытные мысли для Месоамерики). Пресловутая тибетская медицина — аналогично. И традиционным занятием для бонз Махаяны в Азии стала специализация на похоронных обрядах.
Но, конечно, главная претензия государства к монастырям, от Англии до Японии обратная. Они эффективные собственники и аккумулируют богатства так, что становятся конкурентами.
 


Ссылка на сообщение22 ноября 2023 г. 00:04
цитата ааа иии
Это общее для дальневосточных культур, хотя и с оговорками. Прасол, вроде, писал об этом... Надо б уточнить.

Знакомый инженер, живущий в Японии, говорил, что ссылка на авторитет способна в научной работе заменить любую эмпирику.
цитата ааа иии
А вот это общемировое, по-моему.

По крайней мере, когда теряется изначальный смысл существования какой-либо практики.
цитата ааа иии
Но, конечно, главная претензия государства к монастырям, от Англии до Японии обратная. Они эффективные собственники и аккумулируют богатства так, что становятся конкурентами.

Ага, если вспомнить их роль во «внутренней колонизации» в Европе, в строительстве монументальных храмов в Индии и созданию «экс-императорства» в Японии.
Государство, как централизованная бюрократическая система, стремится к упрощению, и такой игрок, как сеть монастырей, им ну вот вообще никаким боком не дался.
 


Ссылка на сообщение22 ноября 2023 г. 07:02
цитата AlisterOrm
ссылка на авторитет способна в научной работе заменить любую эмпирику.

С другой стороны, что ученый стоит на плечах гигантов, был трюизмом еще при Ньютоне. А из историков образования в Японии кто у нас, кроме?...
цитата AlisterOrm
По крайней мере, когда теряется изначальный смысл существования какой-либо практики.
Отнюдь. Проблема именно в практике, которая говорит:
— подчиненный поразвитей и пообразованней начальника скорее его подсидит или подставит, генератор идей дрянной исполнитель, а умники редко пишут полезное (есть исключения, вроде труда одного дипломата с советами, где в нью-йоркском здании ООН можно немного поспать);
— качество знаний оценить сложно или невозможно, готовность работать 7/18 без сверхурочных просто и легко;
— государственный механизм силен инерцией и аккумуляцией и насколько лучше образована третья шейка коленвала по сравнению с пятой, значения не имеет. Только б их шероховатость в пределах допуска.
— в развеселом «Да, господин министр» было удачно сформулировано, что приняв на веру все, что было курсом 11 правительств Я был бы кейнсианцем и фридманитом, защитником и разрушителем начальной школы, помешанным на национализации и маньяком приватизации; но, прежде всего, я был бы абсолютным шизофреником
цитата AlisterOrm
Государство, как централизованная бюрократическая система, стремится к упрощению, и такой игрок, как сеть монастырей, им ну вот вообще никаким боком не дался.
Так государство не всегда централизованная и бюрократическая система. А упрощение порой идет по иной схеме, как у мамлюков, которым изощрения бюрократов и мусульманского права оказались ненужными (действовали по Ясе).
Но, возвращаясь к теме — фокус в том, что на предыдущей фазе существования государства монастыри наоборот, всячески поддерживались и укреплялись, если не государством, то его «слугами».
 


Ссылка на сообщение22 ноября 2023 г. 17:10
цитата ааа иии
другой стороны, что ученый стоит на плечах гигантов, был трюизмом еще при Ньютоне.

Оно, понятно, да, но я думаю, что товарищ имел в виду нечто другое.
цитата ааа иии
Проблема именно в практике, которая говорит:

Чистый Бурдьё.
цитата ааа иии
А упрощение порой идет по иной схеме, как у мамлюков, которым изощрения бюрократов и мусульманского права оказались ненужными

Ну нет, насколько я помню, Мамлюкский султанат был вполне себе и бюрократическим, и централизованным.
 


Ссылка на сообщение22 ноября 2023 г. 18:57
цитата AlisterOrm
Мамлюкский султанат был вполне себе и бюрократическим, и централизованным.
Посмотрите, при случае, Аль-Холи «Связи между Нилом и Волгой в XII-XIV вв».
цитата AlisterOrm
Чистый Бурдьё.
Куда мне до него...
 


Ссылка на сообщение22 ноября 2023 г. 20:50
цитата ааа иии
Посмотрите, при случае, Аль-Холи «Связи между Нилом и Волгой в XII-XIV вв».

Надо будет глянуть. Я только по Семёновой могу судить.
 


Ссылка на сообщение22 ноября 2023 г. 21:12
Если интересно, как мамлюки встретили действительно централизованную бюрократию, лучше взять «Османское завоевание арабских стран. 1516—1574» Иванова.
Впрочем, что-то меня не на тот восток понесло...
 


Ссылка на сообщение22 ноября 2023 г. 21:43
цитата ааа иии
«Османское завоевание арабских стран. 1516—1574» Иванова.

Благодарю за наводку.


⇑ Наверх