Кобо Абэ Женщина в


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «kerigma» > Кобо Абэ "Женщина в песках"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Кобо Абэ «Женщина в песках»

Статья написана 28 мая 2010 г. 20:27

От концовки просто пробирает ужасом. Вообще мне кажется нет ничего страшнее подобной безысходности одновременно физического и морального плана — вот почему за все времена люди не изобрели лучшего наказания, чем тюрьмы.

Интерсная и страшная тема — где же проходят границы цивилизованности и нормальности? И почему человек такая тварь, что может привыкнуть ко всему, даже к тому, что первоначально казалось ему чудовищным и совершенно нестерпимым. Абэ прекрасно удалась реконструкция того, как происходит это изменение — его даже сломом не назовешь, потому что дело не в какой-то травме или одном событии, а просто в проходящем времени. Прошло всего лишь немного времени — и человек уже перестает дергаться, выискивает в существующем положении какие-то подозрительные положительные стороны и вообще rolling stone has no moth. Так можно привыкнуть и к жизни в песчаной яме, большая часть которой происходит в отгребании песка от своего жилища, постели с песком, еде с песком, отсутствии всего привычного и необходимого — на практике оказывается, что для физического выживания все это не нужно.

Психологическое выживание — другой вопрос. Яма с песком, это, конечно, крайний и очень жесткий образ, но легко экстраполировать его и на все остальное. Провинциальный город, из которого мечтали уехать и не уехали. Работу, которую мечтали найти и не стали искать. Пару музыкальных инструментов, которые мечтали освоить, но в конце концов прекрасно обошлись и без них. Действительно, без всего этого вполне можно жить. «Зеленые замыслы, встаньте как пламень, вечная память, мечта и надежда, ты вышла на паперть? вечная память!»

Разумеется, это было предопределено и понятно, что все завершится именно так. Попав в круговорот рутины, привычки, усталости, психологической и какой угодно зависимости от других, из него уже сложно вырваться. Но тем лучше, что есть этот роман, потому что без метафор иногда трудно оценить, насколько глубока яма с песком, в которой ты сидишь.



Тэги: абэ


164
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение31 мая 2010 г. 12:36
в своих произведениях Кобо Абэ обычно берет какую-либо экзистенциальную проблему человеческого бытия и двоводит ее до гротеска, окуная читателя в ощущения почти физического кафкианского абсурда... Такова и «Женщина в песках» и «Человек-ящик» и «Чужое лицо» (наверное самое сильное произведение Абэ) — наверное это какая-то особенность японского подхода к осмыслению западной культуры, от которой делается порою жутковато и вспоминаются документальные фильмы вроде «Шокирующей Азии»...
Хотя метафора «Женщины в песках» в общем-то понятна для представителя любой культуры — человек может привыкнуть ко всему, даже к собственным цепям, и они могут стать для него привычными и родными, символизируя тем самым крайнюю инертность человеческого мышления...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение31 мая 2010 г. 12:51
Про Кафку я тоже думала, да) Но Кафка все-таки сильнее и страшнее для меня, потому что у него во-1 герои как-то подергиваются, хоть и неэффективно, во-2, у него нет такой притчевости и сглаженности деталей. Все не так просто, изящно и ловко подогнано, как у Абэ, кажется. Хотя я у Абэ больше ничего не читала, признаться, но все равно это для японской культуры правда очень характерно, похоже, внешний минимализм проявлений и большое внутреннее напряжение.


⇑ Наверх