Традиционный список — что и где у меня опубликовано за 2023 год:
• Что мы узнали из биографии Стражински: шокирующая правда и нелепый вымысел. (Об автобиографии режиссера, сценариста и писателя Джозефа Майкла Стражински «Обретая суперсилу»).
• Лавкрафт: общительный аристократ и прекрасный любовник. Что мы узнали из книги «Я — Провиденс». (О монографии С.Т.Джоши «Я – Провиденс»).
• Жизнь Ричарда Викторова: что мы узнали из книги «Тернии». (Рецензия на книгу «Ричард Викторов. Тернии» о режиссере Ричарде Викторове).
• «Библиотекарь»: сериал про волшебные советские книги — против книги. (Рецензия на телесериал «Библиотекарь» по одноименному роману Михаила Елизарова).
• Вечный двигатель Алана Мура. (Статья к 70-летию Алана Мура).
• Утопия. Конспирологическая фантастика о том, что всей правды нам не узнать. (Рецензия на телесериал «Утопия» режиссеров Марка Мандена, Алекас Гарсиа Лопеса и Уэйна Йип). — Спецвыпуск №12. Лучшие современные сериалы. С. 12-13
• Проповедник. Карты, деньги и поиски Бога. (Рецензия на телесериал «Проповедник» режиссеров Сета Рогена, Эвана Голдберга, Майкла Словиса и др.). — Спецвыпуск №12. Лучшие современные сериалы. С. 72-73
• Волшебники. Депрессивный Гарри Поттер в Нарнии. (Рецензия на телесериал «Волшебники» Серы Гэмбл и Джона Макнамара). — Спецвыпуск №12. Лучшие современные сериалы. С. 92-93
• Владимир Савченко. Инженер-электрик человеческих душ. (К 90-летию со дня рождения Владимира Савченко). №3. С. 52-55
• Беседа с Дмитрием Захаровым: «Чего нам сегодня не хватает, так это утопий». (Интервью с писателем Дмитрием Захаровым). — №4. С. 50-53
• Из гетто на кладбище. Полемические заметки о судьбе фэндом. — №12. С. 42-47
• Завтра никогда не бывает сегодня. (Рецензия на антологию «Новое будущее» под редакцией Сергея Шикарева).
• Хакеры, варвары и амазонки. Переводная фантастика зимы. (О романе Джона Браннера «На волне шока», сборниках Джона Варли «Голубое шампанское» и Сэмюела Дилэни «Повести Невериона»).
• За 90 лет до конца света. (К 90-летию со дня рождения Бориса Стругацкого).
• Конспирология, метапроза и Война Правок. Переводная фантастика весны. (О романах Кристофер Приста «Американская история», Чарльза Стросса «Оранжерея» и сборнике Филипа Хосе Фармера «Венера на половинке раковины»).
• Неуловимая мерцающая книга. (Рецензия на роман Константина Зарубина «Повести л-ских писателей»).
• Стигма жанровой прозы. (Интервью с лауреатом и финалистами премии «Новые Горизонты-2023, Алексеем Сальниковым, Татьяной Замировской, Дмитрием Даниловым и Тимом Скоренко).
• Орда против ветра, коллекция шрамов и заметки о мятеже. Переводная фантастика лета. (О романах Алена Дамазио «Орда Встречного ветра», Таде Томпсона «Роузуотер. Восстание» и сборнике Харлана Эллисона «Эликсиры Эллисона. От глупости и смерти»).
• «Ну какой же ты фантаст, старик, ты настоящий писатель!» (Рецензия на книгу Сэма Уэллера «Хроники Брэдбери. Жизнь Рэя Брэдбери»).
• Мультивселенная, ночь мертвецов и лабиринты сумеречного сознания. Переводная фантастика конца года. (О романах Иэна М. Бэнкса «Транзиция», Кейтлин Р. Кирнан «Утопленница» и сборник Йена Макдональда «Некровиль»).
• Зеркала Хорхе Луиса Борхеса. К 124-летию великого прозаика.
• Диалоги Станислава Лема: к 102-летию великого фантаста.
• Прекрасное далеко: впечатления от нового романа Виктора Пелевина. (Рецензия на роман Виктора Пелевина «Путешествие в Элевсин»).
• Фэнтези без границ и стереотипов: вспоминаем Урсулу Ле Гуин.
• Парадоксы Курта Воннегута: коронные приемы великого писателя.
• Иллюзии и двойники Филипа К. Дика: к 95-летию легенды научной фантастики.
• Слабое звено. (Рецензия на сборник публицистики Питера Уоттса «Это злая разумная опухоль»). № 18 (7347) от 01.02.2023. С. 4.
• Жизнь подражает искусству. (Рецензия на роман Шамиля Идиатуллина «До февраля»). № 87 (7416) от 17.05.2023. С. 4.
• Загадка по имени Лем. (Рецензия на книгу Вадима Волобуева «Станислав Лем – свидетель катастрофы»). № 106 (7435) от 14.06.2023. С. 4.
• АБС-премия-2023. Мемориально-ностальгическая. (Репортаж с вручения Премии им. Аркадия и Бориса Стругацких). № 117 (7446) от 29.06.2023. С. 4.
• «Дюна», Урсула Ле Гуин, Стругацкие и другая фантастика, которую стоит прочитать после «Аватара». (О романах «Принцесса Марса» Эдгара Берроуза, «Луна – суровая госпожа» Роберта Хайнлайна, «Дюна» Фрэнка Герберта, повестях «Слово для "леса" и "мира" одно» Урсулы Ле Гуин, «Беспокойство» Аркадия и Бориса Стругацких, книге «История научной фантастики Джеймса Кэмерона»).
• Что читать, если любите «Дюну»: 5 потрясающих научно-фантастических вселенных. (О циклах Дэна Симмонса «Песни Гипериона», Джина Вулфа «Книги Нового Солнца», Урсулы Ле Гуин «Хайнский цикл», романах Роберта Хайнлайна «Чужак в стране чужой» и Роджера Желязны «Князь Света».
• Будущее подкрадывается на цыпочках. Каким предстает наше общее завтра в произведениях фантастов прошлого и настоящего. – РБК. № 01-02. С. 96-101.
• Нейромант, вакуумные цветы и конец радуг. Новые сценарии будущего в романах писателей-фантастов. (Упоминаю о «Нейроманте» Уильяма Гибсона, «Лавине» и «Алмазном веке» Нила Стивенсона, «Конце радуг» Вернора Винджа, «ИИ-2041. Десять образов нашего будущего» Кай-фу Ли и Чэнь Цюфаня, «Вакуумных цветах» Майкла Суэнвика, «Когда под ногами бездна» Джорджа Алека Эффинджера, «Видоизмененном углероде» Ричарда Моргана, «Глине» Дэвида Брина, «Ложной слепоте» и «Эхопраксии» Питера Уоттса, «Аччелерандо» Чарльза Стросса).
• Итоги 2022 года: фантастические книги, которые нельзя пропустить.
• Журналы фантастики в России. Они еще живы?!
• Советская фантастика оттепели и перестройки.
• Потерянные страницы. Какую зарубежную фантастику стоит издать или переиздать на русском?
• Премиальный сюжет. Зачем премия фантасту?
• Где читать лонгриды о фантастике?
• Киберпанк: мир, в котором хочется жить.
• Врет как очевидец. Как разобраться в биографии фантаста.
• Фантастическое надувательство. О литературных мистификациях в фантастике.
• Воскрешение отцов. Бессмертие в научной фантастике.
• Краткий курс постсоветской фантастики.
• Типичные черты советской кинофантастики.
• Восток дело тонкое? Что мы знаем о китайской фантастике.
• Меняю фантастику на детектив – и обратно.
• Что случилось с премиями «Хьюго» и «Небьюла»?
• Что такое кроссоверы и зачем они фантастам?
• Как переводили фантастику в СССР.
• Как переводили фантастику на постсоветском пространстве.
Рецензий в этом сезоне писал мало. Не то чтобы я против, я б со всей душой. Но нет внутренних ресурсов, чтоб работать за совсем уж символические гонорары. Достаточно того, что я сотрудничаю с несколькими СМИ, которые гонорар наверное когда-нибудь заплатят, но когда, как и сколько – знает только ветер.
Освоил новый для себя формат – подкаст. Совсем безгонорарный. Да, я вижу противоречие с тем, что писал в предыдущем абзаце. Но у подкаста есть перспективы, есть живая реакция слушателей, я нарабатываю опыт, который, возможно, пригодится. Вроде неплохо получается, живенько. Отдельное спасибо звукооператору Андрею Быкову, без его компетентной и безвозмездной поддержки, без редактуры и монтажа аудио я бы над этим подкастом сдох.
Написал несколько рецензий на телесериалы. Наверное, еще напишу, если выдастся возможность. «Кинокритик» в резюме смотрится более выигрышно, чем «книжный обозреватель». Но главное – написал уйму «датских» материалов, и к важным юбилеям (большие статьи о Савченко и Муре), и просто колонки к ДР писателей. Появляется повод в очередной раз перечитать хорошие книги, это особенно ценно.
Что еще? Трудился как составитель и ответред над парой сборников, писал предисловия, выступал перед публикой, читал лекции для слушателей школы Бэнд. Два раза ездил в Переделкино по разным поводам, понравилось. На книжные ярмарки и фестивали не приглашали, но это, наверное, и к лучшему – лишние хлопоты. Бодренько участвовал в подкастах «Мира фантастики» как спикер и пару раз как модератор (в результате один из выпусков надо перезаписывать), несколько раз ходил на другие подкасты. Написал пару энциклопедических статей о фантастике и отредактировал полтора десятка чужих.
Вместе с Сергеем Шикаревым подвел итоги «Новых горизонтов-2022» и запустил следующий сезон. Участвовал в организации премий «Двойная звезда» и «Вавилонская рыбка». Опять номинировался на премию «Неистовый Виссарион», но снова не был удостоен. Дважды болел гайморитом – это тоже рабочие итоги, в том смысле, что пара-тройка недель каждый раз выпадала из рабочего графика.
Ну и конечно Мегана. Ее внезапный трагический уход аукнулся и продолжает аукаться во всем. Тут уж частное от рабочего не отличить. Очень больно.