ДВОР Nowa Fantastyka 212


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Wladdimir» > ДВОР ("Nowa Fantastyka" 212 (305) 2/2008). Часть 6
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

ДВОР («Nowa Fantastyka» 212 (305) 2/2008). Часть 6

Статья написана 5 января 18:05

12. В номере печатается очередная статья Адама Пшехшты/Adam Przechrzta, и мы поступим с нею так же, как и с предыдущей – вначале дадим слово автору, а комментарии и иллюстрации разместим после авторского текста. Итак, статья носит название:

СПОРТ на РАССВЕТЕ, или Несколько слов о дуэлях

(SPORT o PORANKU czyli o pojedynkach słów kilka)

Дуэли известны с древности: Давид и Голиаф, Гектор и Ахилл — самые известные примеры. Однако уже Юлий Цезарь совершенно серьезно упоминал в своей книге «Commentarii de bello Gallico» о распространенности дуэлей среди некоторых племен.

Похоже, что по мере распространения германской экспансии этот обычай становился все более популярным. В Средние века дуэли нашли себе место среди так называемых «божьих судов» — это были поединки, целью которых ставилось доказательство правоты одной из сторон спора в той ситуации, когда спор нельзя было разрешить в судебном заседании. Это случалось тогда, когда не было доказательств вины, или когда одна из сторон, либо даже обе, отличались исключительной изобретательностью в даче ложных показаний. В этих случаях для доказательства вины и воздаяния кары прибегали к ордалиям. Поединки быстро стали наиболее часто используемым их вариантом, что неудивительно, ведь в отличие от таких методов, как испытание железом или водой, они давали потерпевшей стороне высокий шанс на победу. Один из вариантов «испытания водой» заключался, например, в погружении руки в кипящую воду на определенное время. Если испытуемый не получал ожогов, его признавали невиновным, а в противном случае приговаривали к смертной казни. При «испытании железом» критерием была способность быстрого заживления ран, оставленных раскаленным докрасна железом. Если принять во внимание состояние тогдашней европейской медицины, надежд на благоприятный исход было мало.

На этом фоне дуэли были куда более безопасным вариантом. Какое-то время в судебных поединках не проявлялось никакой гендерной дискриминации. Случалось, что женщины сражались не только с женщинами, но и с мужчинами. В таком случае спортивный дух Средневековья проявлялся в том, что мужчине приходилось драться, стоя по пояс в яме. Свидетельством дуэлей такого типа выступают описанные в старинных учебниках технические приемы, обеспечивающие достижение победы. Поскольку авторами таких учебников были мужчины, нет ничего удивительного в том, что приемам схватки, обеспечивавшим преимущество женщин, придавалось меньшее значение.


Давид и Голиаф. Библейская легенда… Несколько иллюстраций в напоминание.

А вот Ахилл и Гектор из «Илиады» Гомера…

Темы судебных поединков мы с паном Адамом уже касались в предыдущей статье (см. тэг «Пшехшта А.»). Еще несколько иллюстраций…

Судебные поединки, где женщины сражались с мужчинами. Опять же в качестве напоминания (подробности см. предыдущую статью пана Адама).

Забыл упомянуть, что победившего (победившую) в таком поединке считали невиновным (невиновной). А проигравшего (проигравшую) предавали лютой казни (мужчину вешали или отрубали ему голову, женщину сжигали заживо).

Впрочем, некоторые женщины умели за себя постоять не только в судебных поединках.

Вообще-то женские (то есть между женщинами) дуэли – это особь статья. Утверждают, что «пик моды на дамские дуэли пришелся на середину XVII века. Во Франции, Италии, Англии и Германии женщины скрещивали шпаги или вскидывали пистолеты практически по любому поводу. Одинаковые платья, любовники, косой взгляд — лишь часть того, что было причиной для поединка. Женщины словно сошли с ума. А жестокость, проявляемая ими на дуэлях, шокирует. Из десяти дуэлей между женщинами восемь имели смертельный исход (для сравнения: мужские дуэли завершались убийством в четырех случаях из десяти). Женские дуэли, по сути, не имели правил. По ходу дуэли к сражающимся соперницам нередко присоединялись и их секундантки; дуэлянтки смазывали кончики шпаг раздражающими составами, чтобы каждое ранение причиняло жуткую боль; дерясь на пистолетах, соперницы стреляли до тех пор, пока одна из них не оказывалась убитой или тяжело раненной…»

Последняя в этом ряду иллюстрация – французская почтовая открытка. А следующая – «Дуэль журналисток» из иллюстрированной книги АЛЬБЕРА РОБИДЫ «Двадцатый век».

«Иногда женщины сражались с обнаженным торсом. Считалось, что, во-первых, женская одежда стесняет движения, а во-вторых, корсет может слишком хорошо защитить от ударов клинка, да и спрятать под ним броню было гораздо легче. Ну и, в-третьих, кусочки одежды могли попасть в рану, что привело бы к заражению. Разумеется, такой поединок проводился в чисто женском обществе, даже слуги-мужчины должны были отойти на приличное расстояние и ждать отвернувшись, пока их не позовут».

«В Россию мода на дворянские дуэли пришла из Европы, и особенно ярко они проявили себя во времена Екатерины II, которая и сама в молодости дралась на дуэли с троюродной сестрой, так что на шалости своих подданных смотрела сквозь пальцы. В эту эпоху прославилась и княгиня Екатерина Воронцова-Дашкова, которая в 1770 году, во время пребывания в Лондоне, поссорилась с местной аристократкой, немедленно отправившись драться с ней на шпагах в саду. Получив незначительные раны, дамы разошлись с миром.

Позже, в XIX веке, дворянки организовывали закрытые дуэльные клубы, для прикрытия называвшиеся «литературными салонами». Так в салоне некой госпожи Востроуховой, по некоторым данным, в 1823 году прошло семнадцать женских поединков. Конечно, столичная мода докатывалась и до провинций, и вот, в июне 1829 года, помещицы Ольга Заварова и Екатерина Полесова сражаются на саблях своих мужей, при этом так рьяно, что погибают обе. Их дело подхватили взрослеющие дочери, и через пять лет уже Александра Заварова зарубила Анну Полесову на такой же дуэли, о чем она с удовлетворением записала в своем дневнике, откуда мы и знаем подробности».

(Продолжение следует)





67
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх