НОЧЬ СВЯТОГО НИКОЛАЯ Nowa


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Wladdimir» > НОЧЬ СВЯТОГО НИКОЛАЯ ("Nowa Fantastyka" 214 (307) 4/2008). Часть 9
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

НОЧЬ СВЯТОГО НИКОЛАЯ («Nowa Fantastyka» 214 (307) 4/2008). Часть 9

Статья написана 9 февраля 21:28

ВОЙЦЕХ ХМЕЛЯЖ

Войцех Хмеляж/Wojciech Chmielarz (род. 21 марта 1984) – польский журналист, писатель криминалов, horror-а и фантастики.

Родился в г. Гливице, в настоящее время живет в Варшаве. Первые пробы пера датирует своим 10-летним возрастом. Работал журналистом и публиковал статьи в ряде периодических изданий, в т.ч. “Polityka”, “Puls Biznesu”, “Pressa”, “Pocisk”, был главным редактором не существующего уже веб-сайта niserwis.pl, посвященного аналитике терроризма, организованной преступности и вопросам безопасности. Работал также бизнес-аналитиком в компании, занимавшейся мониторингом серого акцизного рынка.

Опыт, приобретенный в этих областях, позволил ему добиться несомненных успехов в криминальной литературе, хотя популярность книг Хмеляжа нельзя объяснить только точным описанием реалий работы полиции и криминальной деятельности преступников. Его проза сочетает в себе лучшие черты криминальной литературы с психологической достоверностью, сопереживанием персонажам и успешными попытками выйти за рамки жанра.

Дебютировал в художественной криминальной литературе романом “Podpalacz/Поджигатель”, открывающим серию детективных историй о комиссаре Якубе Мортке, опытном следователе варшавской полиции. На первый взгляд, Мортка — типичный полицейский, каких в литературе (не только польской) немало. Он в разводе, у него есть двое сыновей, с которыми он не может ужиться и проводит слишком мало времени, потому что «горит» на работе. Однако чем лучше читатели его узнают, тем более неординарным и интересным персонажем он оказывается. Мортка умен, упорен и, хотя иногда нарушает закон и очень часто действует вопреки приказам начальства, он честен, чего не скажешь о многих полицейских в мире, описываемом Хмеляжем. Беспомощность в частной жизни в сочетании с эффективностью на работе – черта, которая определенно отличает комиссара Мортку. И автор не избавляет его от мелких унижений: зарплаты полицейского едва хватает на съем квартиры в компании с двумя студентами, компьютер в полицейском участке отказывается работать, удачливость коллег вызывает зависть.

К настоящему времени серия романов о следователе Якубе Мортке включает в себя 6 томов:

“Podpalacz/Поджигатель” (2012),

“Farma lalek/Кукольная ферма” (2013),

“Przejscie/Переход” (2014), “Osedle marzeń/Жилой квартал мечты” (2016),

“Cenie/Тени” (2018), “Długa noc/Долгая ночь” (2022).

Следует особо отметить, что Хмеляж ищущий автор, стремящийся сломать шаблоны. Это можно увидеть в указанной серии романов, в которой классическое криминальное чтиво переплетается с элементами нуарных романов и точными социальными наблюдениями, вызывая в памяти ассоциации с книгами скандинавских авторов. Хмеляж также не боится прибегать к эстетике романа ужасов («Кукольная ферма», действие которой происходит в горах Карконоше – обложку украсила соответственно атмосферная фотография с изображением ряда шезлонгов, брошенных в темной пещере, сделанная самим автором) или триллера: детектив «Тени», являющийся в то же время притчей о морали и предательстве, легко можно представить как добротное голливудское зрелище.

Однако, когда Хмеляж выходит за рамки сериала про комиссара Мортку, он позволяет себе еще большие формальные эксперименты. Так называемая серия «Гливице» (или «Детектив Давид Вольский»), которая в настоящее время состоит из трех романов – «Wampir/Вампир» (2015), «Zombie/Зомби» (2017) и «Wilkołak/Оборотень» (2021) -- представляет собой отечественную вариацию на тему черной криминальной истории с одним из самых интересных главных героев последних лет.

Частный детектив Давид Вольский – образцовый пример антигероя: он лжет, бездельничает, у него многое не получается в жизни. Это человек без характера и морального стержня, и в то же время к нему трудно не испытывать симпатии, тем более что он постоянно попадает в неприятности. К тому же он что бы там ни говорилось, всегда как-то из этих неприятностей выпутывается.

Другие романы: «Królewa głodu/Королева голода» (2014),

«Żmijowisko/Жмийовиско (Змеиное гнездо)» (2018),

«Rana/Рана» (2019),

«Wyrwa/Разлом», (2020),

«Prosta sprawa/Простое дело» (2020), «Dług honorowy/Долг чести» (2021), «Zwykła przyzwojtość/Обыкновенная порядочность» (2023),

«Za granicą/За границей» (2023). Два романа: “Skowyt/Визг” (2021) и “Niech to usłyszą/Пусть это услышат” Хмеляж написал в соавторстве с Якубом Цьвеком.

В «Королеве голода» Хмеляж объединил постапокалиптическое фэнтези с вестерн-сценографией и хоррором. «Простое дело», которое впервые было создано в эпизодах, опубликованных в Facebook во время пандемического локдауна, это нечто в духе романов Ли Чайлда, в то время как «Жмийовиско», «Рана» и «Разлом» — это в первую очередь психологические триллеры, в которых криминальная тайна является поводом рассказать историю о темных уголках человеческой души. В частности, «Рана» — роман о домашнем насилии и его неизбежных последствиях — был особо важной позицией в писательской карьере его автора.

Хмеляж пишет чисто, ясно, не допускает лишних прикрас и усложнений в языке, но охотно использует сдержанный юмор в своих мрачных романах («Криминальная литература — оптимистичный жанр», — говорит писатель). При этом он дотошен, добросовестно проводит исследования для каждой своей книги, не теряет нитей даже в многоуровневых интригах.

С 2013 по 2019 год Хмеляж неизменно входил в число финалистов премии “Great Calibre Award” – в 2019 году даже с двумя книгами («Тени» и «Гадюка»). В 2015 году он получил премию “Stauette Award” за роман «Переход». С другой стороны, роман «Жмиёвиско» завоевал награду, присуждаемую читателями. Роман также был удостоен премии «Золотая пуля» на Варшавском фестивале криминальной литературы.

Литературные достижения Войцеха Хмеляжа отнюдь не исчерпываются крупной формой. Его рассказы публиковались в журналах “Nowa Fantastyka”, “Pismo”,

“Pocisk”, “Okolica strachu”, “Fantastyka. Wydanie specjalnie”

а также вошли в состав антологий “Rewers/Обратная сторона” (2016), “Koma/Кома” (2017), “Trupów hurtowo trzech/Всего трупов: три” (2017),

“Opowiem ci o zbrodni/Я расскажу тебе о преступлении” tt. 1-5 (2018 – 2022),

“Stulecie kryminału/Век криминала” (2020), “Nadzeja/Надежда” (2020), “Zabójczy pocisk. Dziedzictwo/Убийственная пуля. Наследие” (2021),

“Sabat/Шабат” (2021), “Zimno, zimniej, zbrodnia/Холодно, холоднее, преступление” (2022), “Utopay. Przyszłość wystawią rachunek” (2022).

Литературные произведения Войцеха Хмеляжа издаются также за рубежами Польши, в частности сага о Мортке публикуется во Франции в переводах Erik Veaux, выдающегося переводчика (в т.ч. произведений Мирона Бялошевского и Тадеуша Боровского) издательством “Agullo Editions”. На русский язык произведения Войцеха Хмеляжа не переводились.

(Примечание. При подготовке справки активно использовалась статья, опубликованная ЗДЕСЬ: https://culture.pl/pl/tworca/wojciech-chm...

Другие статьи ее автора – Якуба Демянчука – можно найти ТУТ:

https://culture.pl/pl/autor/jakub-demianc... )

.





64
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх