ЭКУМЕНИЗМ Nowa Fantastyka


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Wladdimir» > ЭКУМЕНИЗМ ("Nowa Fantastyka" 222 (315) 12/2008). Часть 3
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

ЭКУМЕНИЗМ («Nowa Fantastyka» 222 (315) 12/2008). Часть 3

Статья написана 24 мая 11:56

10. На стр. 10—12 размещена статья польского журналиста Бартломея Пашилька/Bartłomiej Paszylk, которая носит название:

ЖУТКОЕ РОЖДЕСТВО

(Upiorne Boże Narodzienie)

Кино «ужасов» любит пугать зрителей разного рода праздниками и ежегодными обычаями. Джон Карпентер (John Karpenter) показал нам мрачную сторону Хэллоуина в своем самом известном и наиболее удачном фильме «Хэллоуин» (“Halloween”, 1978),

Джордж Михалка (George Michalka) весьма убедительно попугал нас валентинками в фильме «Мой кровавый Валентин» (“My Bloody Valentine”, 1981),

а Фред Уолтон (Fred Walton) превратил в кровавый кошмар невинные первоапрельские шутки в фильме «День дурака» (“April Fool’s Day”, 1986).

Однако постановщикам фильмов «ужасов» наиболее приглянулось празднование Рождества Христова, что, впрочем, не вызывает удивления.

Настроение общего веселья вгоняет некоторых людей в глубокую депрессию — многие дети боятся Санта-Клаусов и эльфов, которые вдруг захватывают весь город, а бесчисленное количество обязательных рождественских гаджетов приводит к изобретению все новых и новых способов убийства киногероев – и вот уже кого-то подвешивают на рождественских гирляндах, а другого убивают умелым броском сюрикена, в который обратилась снятая с верхушки елки Вифлеемская звезда. Конечно, есть еще много возможностей извлечения ужаса из рождественского сезона: ведь могут убивать рождественские подарки, оживающие елочные игрушки или… стоящий под елкой бородатый психопат в роскошной шубе. Бывает и так, что праздники являются всего лишь фоном, придающим представленным событиям новый смысл. Такое решение обычно приносит самые тревожные результаты, хотя в ходе его реализации никто не украшает елочку человеческими органами и никто не съедается разъяренными оленями Санта-Клауса. Вот краткий обзор различных стилей рождественских страшилок.


Белого Рождества больше не будет

Одним из самых популярных и в то же время самых интересных фильмов «ужасов», действие которых происходит во время празднования Рождества, несомненно, является мрачное произведение Боба Кларка (Bob Clark), носящее название «Черное Рождество» (“Black Chrismas”, 1974), и хотя сюжет этого фильма ужасов вряд ли можно считать новаторским – аккурат перед Рождеством психопат пробирается на чердак женского общежития и оттуда нападает на группу героинь — его неповторимая атмосфера и интригующая загадка личности убийцы приводят к тому, что сеанс «Черного Рождества» закрепляется в памяти.

Ключом к успеху стало размещение действия фильма непосредственно перед рождественскими праздниками: густо падающий снег и погруженные в полумрак комнаты опустевшего студенческого общежития помогают создать напряжение. В чердачном психопате зритель начинает видеть фрустрата, которому не с кем сесть за рождественский стол, а волнующие темы, поднимаемые в праздничной атмосфере, набирают добавочной противоречивости (об абортах в 1970-х годах говорили в кино весьма неохотно, и то, что одна из героинь фильма Кларка решается на прерывание беременности в самый канун Рождества, и вовсе тянуло на скандал!). В 2006 году был поставлен ремейк «Черного Рождества» режиссером Гленом Морганом (Glen Morgan), соавтором сериала «Секретные материалы».

Однако новое «Черное Рождество» имело мало общего с оригиналом тридцатилетней давности. Да, конечно, это формально была все та же история о психопате в женском студенческом общежитии, однако в ней тщательно созданная атмосфера оказалась замененной серией фотогеничных смертей, злодей перестал быть таинственной и неуловимой личностью, а празднества использовались гораздо менее тонко (например, глазными яблоками, вырванными убийцей у жертв, постановщики украсили елку). Фильм Моргана раскритиковали за отказ от всех элементов, которые делали «Черное Рождество» уникальным фильмом, но, думаю, стоит отдать должное режиссеру хотя бы за то, что он не стал копировать удачный замысел – а ведь именно такие бессмысленные ремейки мы видим в последнее время все чаще и чаще. Ну и давайте честно признаем: «Черное Рождество», хоть его и нельзя отнести к амбициозным начинаниям, неплохо смотрится, и празднование Рождества Божьего представлено в нем достаточно гротескно.

(Продолжение следует)



Тэги: кино


58
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх