Юрий Олеша и Борис Стругацкий


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Lartis» > Юрий Олеша и Борис Стругацкий о старости
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Юрий Олеша и Борис Стругацкий о старости

Статья написана 2 июня 23:48

Юрий Олеша писал в 1955 году:

«8 февраля

С Никулиным, Бугаевским, Сергеем Смирновым, Светловым, Вольпиным, в Клубе за столом. Я выпил маленькую рюмку портвейну. Смирнов пьян.

Очевидно, я очень физически (главным образом внутри) изменился, постарел. Мне не хочется, например, пить. Подумать только, что когда пил, то это сопровождалось сперва долгим сидением, криками, спорами, ссорами, скандалами за столом; потом опять куда-то отправлялись пить и там те же процедуры за столом; потом какие-то эротические стремления; потом, в конце концов, столкновение на улице на грани ответственности даже в уголовном плане. Сколько нужно было для этого здоровья! Теперь не хватает сил, энергии, чтобы вечером пойти в кино».


Юрий Олеша. Книга прощания. — М.: Вагриус, 1999 г. Серия: Мой 20 век.


Юрий Карлович Олеша написал это в феврале 1955 года, ему как раз исполнилось 56 лет. А я впервые прочёл эти строки в его «Книге прощания», изданной «Вагриусом» в 1999 году (мне было 43 года), и выделил зелёным фломастером. Потому как всё очень верно подмечено про «процедуры за столом» и «эротические стремления».

Перелистываю «Книгу прощания» Олеши сейчас, в середине 2024-го, натыкаюсь на выделенные зелёным фломастером строчки о питие и здоровье… Недавно мы всей семьёй отмечали день рождения внука, подарили ему футбольный мяч и ворота. Мне – 68, я выпил полбутылки армянского коньяка и играл с сыном и внуком в футбол, иногда даже попадал в эти самые ворота.

И всё-таки Олеша прав, пойти вечером в кино не тянет.


Семинар БНС празднует семидесятилетие Бориса Стругацкого. На снимке: Борис Стругацкий и Владимир Ларионов. Санкт-Петербург, ЦСЛиК. 14.04.2003.


Уже собираясь разместить эту запись, я вспомнил, как в апреле 2003 года спрашивал у знаменитого фантаста Бориса Стругацкого, что он испытывает в связи с надвигающимся собственным семидесятилетием? Борис Натанович мне тогда грустно ответил: «Ничего хорошего. 70 лет — это уже старость. А что хорошего может быть в старости?». Я, пытаясь как-то поднять настроение БНС, заявил: «Сергей Михалков только что своё девяностолетие отметил. Какие ваши годы!». Ответ Стругацкого был следующим: «Если есть деньги и хотя бы остатки здоровья — жить можно, разумеется, — и в семьдесят и в девяносто. Но как хочется быть пятидесятилетним!».

Теперь-то я лучше понимаю Бориса Натановича и Юрия Карловича))





98
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение3 июня 00:49
Ну, у тебя хотя бы сын и внук есть. Уже жизнь прожита не зря. И вообще: ты-то всего на 5 лет меня старше, а гляди — какой активный...)))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 июня 18:14
У меня ещё есть дочь + трое её детей, мои внуков (два парня и девочка Алиса). Старший внук совсем взрослый...
 


Ссылка на сообщение3 июня 18:22
А я у тебя как раз хотел спросить, поскольку ты был составителем «Времён учеников»: откуда брали художников? В каждом томе — несколько разных иллюстраторов. Ну с большинством-то понятно... Но там даже Лев Рубинштейн имеется на шмуцтитуле к рассказу Лукьяненко «Ласковые мечты полуночи» во «Времени учеников-2».
 


Ссылка на сообщение3 июня 18:39
цитата Lartis
откуда брали художников?


Ну, там по-разному было. С кем-то я сам договаривался, благо знал товарищей лично, а с кем-то по моей просьбе договаривался Ютанов — через свои контакты. В частности, так было и с Львом Рубинштейном — он ведь не только для ВУ рисовал, но еще и для всей серии «Миры БС», где мы перепечатали все его иллюстрации из ленинградских изданий АБС советского времени. А еще он, кажется, нарисовал иллюстрации для Ольги Ларионовой в серии «Далёкая Радуга», — но это я уже неточно помню. Но с ним встречался именно Ютанов, а меня он к нему не подпустил (а мне тогда и некогда было — со всеми общаться). Когда я собирал в рукописях очередной сборник ВУ, то я сразу прикидывал, кого из художников я хотел бы привлечь к иллюстрированию той или иной вещи. Согласовывал это с Ютановым, ну и потом мы начинали договариваться уже конкретно. А технические детали иллюстраций и оформления с художниками согласовывал наш художественный редактор Анатолий Нечаев — он же контролировал и вёрстку каждой книги. Хотя и я, конечно, за всем этим следил.
 


Ссылка на сообщение3 июня 19:22
Принял к сведению, спасибо!
 


Ссылка на сообщение3 июня 19:30
Да пожалуйста. Спрашивайте — отвечаем...)))


⇑ Наверх