ТЕЛО и КРОВЬ Nowa


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Wladdimir» > ТЕЛО и КРОВЬ ("Nowa Fantastyka" 224 (317) 2/2009). Часть 3
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

ТЕЛО и КРОВЬ («Nowa Fantastyka» 224 (317) 2/2009). Часть 3

Статья написана 28 июня 12:04

8. На стр. 5—7 размещена статья польского журналиста Михала Висьневского/Michał R. Wiśniewski, которая носит название:

КАПУСТА РЕАЛЬНОСТИ

(Kapusta rzeczewistości)

Недавняя польская премьера японского мультфильма «Призрак в доспехах 2. Невинность» — хороший повод приглядеться к творчеству Осии Мамору (Mamoru Osii) и заложенным в нем идеям.

В середине 1980-х годов Осии Мамору был безработным и образовавшийся избыток свободного времени проводил за компьютерными играми. Изначально его наняла для выполнения проекта “Anchor” знаменитая студия “Ghibli”, но из этого ничего не вышло. Осии Мамору должен был стать режиссером, а Миядзаки Хаяо (Hayao Miyazaki, «Принцесса Мононоке») и Такахата Исао (Isao Takahata, «Могила светлячков») — продюсерами. Проект не был реализован из-за того, что Осии Мамору, как его руководитель, не хотел разделять главенство с Миядзаки Хаяо. Но это была не единственная причина провала проекта. «Основная причина, по которой я не работаю в Studio Ghibli, -- сказал Осии Мамору в 1995 году, -- заключается в том, что в этом районе нет хороших мест, где можно поесть. Я не терплю плохую еду. А вот Миядзаки и Такахату еда вообще не интересует» (стоит отметить, что, несмотря на творческие разногласия, Осии Мамору и Миядзаки Хаяо дружат, а в производстве «Невинности» участвовала компания Ghibli).

Вообще-то, при просмотре оскароносного «Унесенных призраками. В стране богов» Миядзаки Хаяо даже может сложиться впечатление, что для отягощенного послевоенными комплексами режиссера (подробнее об этом в “Nowa Fantastyka” 8/08) еда ради удовольствия – нечто неуместное: родителей маленькой Сен, жадно пожиравших блюда, предназначенные для божеств, в наказание превращают в поросят. Подобных сцен вы не найдете в фильмах Осии Мамору, который моложе Миядзаки Хаяо на десять лет.

Осии Мамору наиболее известен пост-киберпанковским «Призраком в доспехах», названным братьями Вачовски одним из главных источником вдохновения для их «Матрицы». В одной великолепной сцене они приблизились к тому, чтобы уловить суть темы, поднятой японцами: предатель Сайфер наслаждается виртуальным стейком, который намного вкуснее реальной протеиновой каши.


О поисках своего места

Осии Мамору родился 8 августа 1951 года в Токио и был младшим из трёх детей. Отец Осии, частный детектив, часто был безработным и уделял много времени своим детям, водя их в кино 4–5 раз в неделю. Юный Осии Мамору посмотрел в кинотеатре «Кавасаки» американский научно-фантастический фильм «Война миров», который произвел на него огромное впечатление. В старших классах он жадно поглощал научно-фантастические романы и фильмы студии “TOHO” («Годзилла»), а потом захотел стать писателем. Он также вступил в клуб дзюдо и ел курицу, чтобы набрать вес. В 1967 году начал учиться в средней школе Коямадаи. В бурном 1968 году одним из эпизодов его бунтарской юности стало участие в так называемой «Войне за Ханеду», когда он вместе с группой студентов присоединился к протесту против строительства аэропорта под Токио. Осии Мамору участвовал в молодежных движениях, что нашло отражение в его работах: «Главное — это был прежде всего побег, неважно куда -- из реального мира».

В марте 1970 года Осии Мамору приступил к учебе в Токийском университете на педагогическом факультете по специальности искусство, и планировавшимся завершением такого карьерного пути была работа учителем в начальной школе. В течение первого года обучения у него появилось сильное желание заняться режиссурой. С этой целью он вступил в кинокружок, но из-за конфликтов с коллегами ушел, чтобы основать собственный клуб под названием «Ассоциация исследования кино». За это время он познакомился с достижениями мирового кино (Бергман, Годард), в том числе польского (Анджей Вайда, Ежи Кавалерович, Анджей Мунк), которые произвели на него большое впечатление. Юноша начал снимать самостоятельные фильмы на 8-миллиметровой пленке -- первым был фильм «о девичьих глазах», второй имел название "Над крышей". В 1971 году он купил себе 16-миллиметровую камеру и в течение года снял с ее помощью около 1000 короткометражных фильмов, в том числе дипломную работу о птицах (с этой целью он устроил голубятню на крыше собственного дома), которые с тех пор займут важное место в его творчестве.

После окончания учебы Осии Мамору брался за выполнение различных работ – был режиссером на одной из радиостанций и трудился в рекламном агентстве. Он решил приняться за работу в школе, что не мешало бы ему писать сценарии, но не сдал вовремя необходимый экзамен. Его временная безработица закончилась, когда он заметил на вокзале рекламу известной аниме-студии “Tatsunoko Productions”. 6 августа 1977 года Осии Мамору приступил к подъему по ступеням кинематографической карьерной лестницы: рисовал раскадровки для фильма «Яттэмен: Приключения во времени» (Yattaman”) и осуществлял надзор над производством эпизодов,

принимал участие в съемке, в частности, фильма «Гатчмен» (“Gatchaman”).

Именно тогда он познакомился с ЁСИТАКО АМАНО (Amano Yoshitako), художником и дизайнером (также известным в Польше сотрудничеством с Нилом Гейманом, проектами для игр Final Fantasy и появлением в экранизации романа Гибсона «Отель “Новая Роза”»). В начале 1980-х годов Осии Мамору вместе с группой сотрудников ушел из «Natsunoko Productions» в новую студию “Studio Pierrot”, где работал над реализацией сериала «Чудесное путешествие Нильса» (“Nirusu no Fushigi na Tabi”) по мотивам романа знаменитого романа шведской лауреатки Нобелевской премии Сельмы Лагерлёф.

Он взял на себя раскадровку, сотрудничал при создании планов и персонажей, а с десятой серии писал сценарий.


О космитах, извращенцах и всех остальных

В конце 1970-х годов известная рисовальщица ТАКАХАСИ РУМИКО (Rumiko Takahasi, «Ranma 1/2», «Inuyasha») завоевала признание читателей журнала “Shönen Sunday” своей мангой «Несносные пришельцы» (“Urusei Yatsura”).

В этом комедийном цикле рассказывается история нападения на Землю инопланетян расы они (oni, по-японски «дьявол»), происходящих с планеты Уру. Человечеству дан шанс – Земля не будет завоевана, если один случайно выбранный землянин выиграет игру в салки (onigokko) с представителем захватчиков. Защитником голубой планеты выбирают Морибоси Атару, семнадцатилетнего старшеклассника, неудачника и вечного ухажера. Инопланетная сторона выставляет дочь руководителя захватчика, зеленоволосую, красивую и сексуальную Лам, облаченную в тигровое бикини. Хотя инопланетянка умеет летать, Атару побеждает благодаря хитрости (стаскивая с нее лифчик), но в результате недоразумения Лам становится его женой. С тех пор на Земле толпами бродят более или менее сумасшедшие инопланетяне.

В 1981 году студия “Studio Pierrot” приступила к производству сериала по комиксам ТАКАХАСИ РУМИКО. Режиссером фильма выступил Осии Мамору. Он не придерживался рабского следования исходному материалу и позволил себе творческую свободу, воплощая собственные идеи (в том числе навязчивые) в поздних эпизодах. Он превратил простую романтическую комедию в постмодернистское произведение, опирающееся на поп-культуру (частые отсылки к кубриковскому фильму “2001”) и японскую культуру, порой поражая необычными для такого типа постановки тонами — не забывая при этом об их корнях и слэпстиковом юморе.

Сериал имел успех, и Осии Мамору получил премию “Anime Grand Prix” в 1982 году. На волне популярности Осии также снял два полнометражных фильма: “UY: Only You” (1983) и “UY: Beautiful Dreamer” (1984).

Стоит обратить внимание на 20-ю серию сериала. Она посвящена маленькой девочке Атару, которая во сне оказалась во сне. Является ли реальность чем-то вроде сна? «Даже если вы думаете, что совершаете акт свободной воли, если кому-то другому приснится сон, в котором вы так думаете, как вы можете определить, действительность это или нет?» Этот сюжет развернут в авторском фильме “Beautiful Dreamer”, где в такой сон погружен целый город. Мотив границы сна и действительности появляется практически во всех фильмах Осии Мамору.

Вторым важным фрагментом сериала является 122-й эпизод, который рассказывает о «тачигуиси» (tachiguishi) -- профессиональных… поедателей фастфуда, продающегося в уличных киосках (именно таких киосков не хватало Осии Мамору в околицах студии “Studia Ghibli”). Одна из таких профессионалок — Фокси Крокет О-Гин, позже появится в мультимедийной саге «Kerberos».

(Продолжение следует)



Тэги: кино


54
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх