Механические слуги


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «ameshavkin» > Механические слуги капитализма
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Механические слуги капитализма

Статья написана вчера в 19:10

Из статьи Т. Рокотова "На экранах сегодня и завтра":

цитата
Большие трудности стояли перед режиссером тов. Андриевским, осуществившим постановку своеобразной научно-фантастической картины. Его работа «Гибель сенсации» (производство Межрабпомфильм) имеет ряд значительных недочетов. Но и при этом она является несомненным свидетельством некоторого шага вперед нашего кино в деле освоения нового жанра, встречающего особое одобрение у зрителя.

Главный герой картины «Гибель сенсации» — вышедший из рабочей среды инженер Джим Рипль. Он изобрел особый вид механического человека — «робота», способного по воле и приказу изобретателя исполнять самые сложные работы. Открытие инженера заинтересовывает капиталистов, которые решают использовать «роботов» на производстве военного снаряжения, а в случае нужды и против восстающих рабочих.

Кадры картины, в которых участвуют «роботы», смотрятся с значительным интересом. Хорошо снят поход «роботов» под командой офицера, спрятавшегося в небольшом танке, против восставших рабочих. Высший момент напряжения в картине — борьба по радио между рабочими, раскрывшими секрет управления «роботами», и командующим ими офицером за перевес влияния на механических солдат капитализма. Сцены, когда «роботы», находящиеся под перекрещивающимися радиоволнами офицера и рабочих, сначала останавливаются, потом мечутся в разные стороны и в заключение поворачиваются против капиталистов, сделаны увлекательно и вызывают в зрительном зале эмоционально возникающие аплодисменты.

Этим и ограничиваются положительные стороны фильма. Сюжетная линия его надумана, бледна и схематична. Неудачу картины предопределил из рук вон плохой сценарий. В нем нет даже попытки раскрыть образы действующих в картине героев. В «Гибели сенсации» снимались многие выдающиеся артисты нашего кино вплоть до народного артиста республики В. Гардина. Однако они, скованные рамками роли, отведенной им по сценарию, ничего не могли сделать для изображения на экране настоящих живых людей. И получилось, что лучше всех в картине «сыграли» «роботы».

Неудача фильма не компрометирует самого жанра научно-фантастической картины. Тот факт, что зритель с известным интересом смотрел отдельные части драматургически совершенно беспомощного фильма т. Андриевского, свидетельствует о жизненной необходимости самого жанра. Нужна дальнейшая работа в этом направлении, а главное — более тщательный отбор литературных материалов, по которым будут ставиться научно-фантастические картины.

(Вечерняя Москва, 1935, № 123, 31 мая)

Автор статьи — критик Тимофей Адольфович Рокотов (1895-1945), пару лет был редактором журнала "Интернациональная литература". Именно он, посоветовавшись с НКВД, отказался от публикации очерков Оруэлла о гражданской войне в Испании. Вопреки тому, что пишут в интернетах, не Арнольдович, не репрессирован, и не отец валютчика Яна Рокотова.




Файлы: original.jpg (5672 Кб)


282
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщениевчера в 20:59
Посмотрел кадры к фильму — надпись на роботах (RUR) свидетельствует о чтении создателями Чапека.

А вообще идея механизации армии (вооружённых сил) с целью уменьшения влияния человеческого фактора (ненадёжности масс) была довольна популярна среди военных авторов в 20-е — 30-е годы.


⇑ Наверх