Энциклопедия всеобщих


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «glupec» > Энциклопедия всеобщих заблуждений #4: "Принц Гамлет"...
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Энциклопедия всеобщих заблуждений #4: «Принц Гамлет»...

Статья написана 2 июля 2010 г. 23:08
Как я и обещал, теперь — о Шекспире...
Это не писатель, это просто клад для того, кто собирает материал в пресловутую Энциклопедию заблуждений. Уж если самые известные его пьесы, пройденные нами от корки до корки еще в школе [учебник Маранцмана, 8-й... простите, 9-й класс], оказываются сборищем «расхожих мифов» — то что уж говорить о... не самых известных? «А-а, грехи юности, не более»... Ну вот кто сейчас вспомнит комедию Вильяма нашего, в которой был такой себе глуповатый слуга Ланс и собака его Краб? А между тем, если верить уважаемым во время оно основоположникам марксизма — «один Ланс со своей собакой Крабом больше стоит, чем все немецкие комедии, вместе взятые» (письмо Энгельса Марксу, легко нагугливается в сети).
Поэтому я начну со всем известных пьес, а через некоторое время посвящу креатив другим (не столь знаменитым, но от этого ничуть не менее хорошим).
Заблуждение №1. «Гамлет страдал так называемым гамлетизмом — нерешительностью, склонностью к сомнениям и боязнью действовать».

Гамлет Смоктуновского — не «человек действия», но «человек мысли»

Обычно толкуют так: Гамлет-де считал, что, если убить злого дядю-короля, то это ведь не отменит ВСЕЙ мировой несправедливости разом — а коли так, то и мстить «в локальных масштабах» нет смысла.
И все-таки... известно, что лучшие исполнители этой роли (тот же Высоцкий, например) отвергали подобную трактовку. Если внимательно вчитаться в пьесу — там совершенно четко написано, почему Гамлет не убил короля сразу: он не был уверен, что ему явился действительно призрак отца.

цитата

Дух, представший мне,
Быть может, был и дьявол; дьявол властен
Облечься в милый образ; и возможно,
Что, так как я расслаблен и печален, —
А над такой душой он очень мощен, —
Меня он в гибель вводит.


Романтический ум XIX в. (тот же Гёте, например) видел здесь аллегорию, попытки Принца хоть как-то оправдать перед собой свою беспричинную рефлексию... но во времена Шекспира такие слова понимались совершенно буквально. Дьявол есть дьявол, и с ним шутки плохи. Гамлет всего лишь хотел сперва перестраховаться, а уж потом — хвататься за меч...
Но, когда Гамлет удостоверился, что дядюшка таки да виноват — ему банально «не дали» взять меч в руки: дядя сам предпринял «контратаку»: отослал принца куда подальше — то есть в Англию. По возвращении откуда Гамлету пришлось ещё расхлёбывать кашу, заваренную дворянином Лаэртом (кровная месть, всё такое) — т.е., на короля уже банально не оставалось времени. Поэтому, само собой разумеется, когда подвернулась случайная  возможность отомстить дяде — он за нее и ухватился, как утопающий за соломинку.
Где же здесь «гамлетизм»? Здесь имхо только «затурканный» со всех сторон человек, который хочет навести порядок в государстве — а ему не дают (и королева-мать, из совершенно добрых (:-D:-D) побуждений, и всякие там лаэрты — «винтики в машине» кровавой  гэбни эльсинорщины... и сама «гэбня» в лице короля...) Короче, совершенно понятная ситуация. Не стоит придумывать что-то «от лукавого», чтобы ее объяснить.
ПС Если же допустить, что Принц действительно сомневался какое-то время в целесообразности своей мести — то вряд ли его сомнения были подобны сентиментальным переживаниям юного Вертера (как это хотел внушить, и таки да внушил, многим поколениям шекспироманов Йоханн-Вольфганг Гёте). Высоцкий в своем стихотворении прекрасно показал, КАКИЕ сомнения могли по-настоящему одолевать Принца:

цитата

Офелия! Я тленья не приемлю.
Но я себя убийством уравнял
С тем, с кем я лёг в одну и ту же землю.


Как вариант — вполне возможно такое: светлый гуманист, истинный сын Ренессанса («О, как прекрасно человечество!»), вдруг обнаруживший, что на его совести 6 смертей — не мог, конечно же, не задуматься о том, правильным ли путем пошел... И что ему, пардон, остается после этого, как не принять удар отравленной шпаги?

Гамлет Высоцкого — «человек борьбы», поражённый окружающей подлостью и неправдой

А вы говорите — «трагедия в нерешительности»... Для читателя позапрошлого века — ну, видимо, да. Современный читатель (режиссер А. Тарковский, например) будет искать эту трагедию несколько глубже...




300
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение3 июля 2010 г. 01:41
Полностью согласен, с твоей трактовкой, только после неоднократного пересмотра Гамлета в исполнении Смоктуновского и отрывков из Высоцкого я смог осознать все разночтения этого так, казалось бы, избитого произведения.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 июля 2010 г. 08:33
Ну, Смоктуновский, на мой взгляд, тоже играет на самом деле человека, все время пребывающего в действии. У него лицо (мимика) «думателя, не делателя» — но сыграть сам характер он не может иначе, чем то, что написано в пьесе. И это вполне понятно8-)


Ссылка на сообщение3 июля 2010 г. 04:23
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 июля 2010 г. 08:30
интересно, да. Спасибо8-)


Ссылка на сообщение3 июля 2010 г. 19:51
Есть такой взгляд, есть. Никак не могут понять, что хорошо играющих атлетов даже меньше, чем приличных постановок «Гамлета».
У нас этой фигней еще Гиляровский страдал, на Западе же идея обыгрывается и в литературе — «Неладно что-то» Ффорде, и в кино — «Последний киногерой». Немцы или датчане даже фильм сделали по Саксону Грамматику, про принца Амлета. В «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» принц действует в глухой обороне, на лезвии меча палача он не может позволить себе ни малейшей ошибки, что и тормозит его действия.
Насколько помню, трагедия Гамлета в том, что все мотивы его — внутренние. Он — наследник аж двух королей, сын здравствующей королевы и жених дочери канцлера/министра. Никаких «проблем» государства он улаживать не может, т.к. они и не упоминаются до его английского вояжа. Да и знает ли он что, смотря из-за стен Эльсинора? Для контраста — сравните с воспитанником Фальстафа. На Гамлета не давит никакая внешняя сила, кроме того самого, немецкого взгляда про принц поверил призраку. Только он сам может принять решение. Ну, а дальше — история про то, что если кто-то ходит, выглядит и крякает как утка, то он — утка, как бы не мучался.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 июля 2010 г. 20:01
По мелочам —
а) фильм про принца Амлета — банальный экшен, мало чем интересный. Никаких «...себя убийством уравнял», скорее, «кто смел, тот и съел».
Поединок с дядей-королем («вместо Лаэрта», к тому же и не по саге) добил окончательно.
б) Гамлет — не жених Офелии, у них просто была связь.

цитата

Он внял на зов, был снят засов,
Затвор с души он снял.
Впускал к себе он деву в дом,
Не деву отпускал.

Король и Полоний, насколько помню, ко всему этому относились очень подозрительно... так что «жених Офелии» — это заблуждение №2:-)

цитата

Для контраста — сравните с воспитанником Фальстафа

Не вижу ничего общего:-) У одного «все хорошо» (королем стал без особых проблем, на войне исключительно удачлив), у другого «все плохо»... Как их можно сравнивать?8:-0
По главному — что он атлет, я и не говорил:-) В 30 лет одышка — какой тут атлетизм???


Ссылка на сообщение3 июля 2010 г. 20:23

цитата glupec

фильм про принца Амлета — банальный экшен
О чем и речь. Это ложный путь.

цитата glupec

В 30 лет одышка — какой тут атлетизм
Обычный. Который за счет молодости.

цитата glupec

Не вижу ничего общего
Этого уже не понял сам. Король? Сколько секунд Гамлет был королем? У них равное стартовое положение, только один косил под сумасшедшего, а второй — под персонажа для «Радио шансон»;-).

цитата glupec

цитата Он внял на зов, был снят засов
Доказано: glupec эрудированнее Гугла, тот этой цитаты не знает.

цитата

«жених Офелии» — это заблуждение №2
эээ? Прошу прощения, обручения не было. Но у меня сложилось впечатление, что Полоний этой связи активно способствовал, а он, прежде всего, царедворец... И понятно, почему король отнесся к этому раскладу с подозрением.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 июля 2010 г. 20:43

цитата ааа иии

В 30 лет одышка — какой тут атлетизм
Обычный. Который за счет молодости.

По ссылке в ЖЖ — «he's fat and scant of breath». Как-то не вяжется...

цитата ааа иии

Полоний этой связи активно способствовал, а он, прежде всего, царедворец

Может, и способствовал... чтоб был повод Гамлета «закопать». Кому это выгодно — ясно8:-0

цитата

цитата Он внял на зов, был снят засов

Песня безумной Офелии. Акт 4, сцена 5. Тот же гугл и выдал:-)
апд.: пардон, таки неточно процитировал

цитата

Он встал на зов, был вмиг готов,
Затворы с двери снял;
Впускал к себе он деву в дом,
Не деву отпускал


цитата

О чем и речь. Это ложный путь.

Еще раз: я и не спорю. Гамлет априори не был ни «живчиком», ни суперменом. Обычным человеком он был, не более того — правда, умным не в меру...
Тут еще надо принять во внимание, что на сцене слово, как правило, приравнивается к действию. Поэтому, ничего не делая, а только говоря, говоря и еще раз говоря, Принц производит впечатление «Homo Activii».
При чтении пьесы — нет (откуда и трактовка Гете). Но Шекспир-то для сцены писал...

цитата

Сколько секунд Гамлет был королем?

О том и речь(;-)). Ему это не удалось, а принцу Гарри — вполне.
Один — везунчик и баловень судьбы, другой — наоборот.

цитата

один косил под сумасшедшего, а второй — под персонажа для «Радио шансон».

То, что Гамлет «косил под сумасшедшего», было вынужденной мерой — иначе бы он не мог «проталкивать» свое вИдение мира в придворной среде.
Даже Гильденстерна с флейтой куда подальше послать — это поступок (почти по-лермонтовски) «странного человека». Короче, маска нужна, чтоб разрешили быть таким, каков есть.
Где что-л. подобное у принца Гарри?

офф: изобилие болдовых выделений посты не очень-то красит. Покорнейше прошу Вас привести его в божеский вид:-)

 


Ссылка на сообщение3 июля 2010 г. 21:23
увидел только что. Что имелось в виду? Вроде ничего не выделял, курсивом не пользовался, не подчеркивал, цитата цитаты — по необходимости.
 


Ссылка на сообщение3 июля 2010 г. 21:30

цитата

Что имелось в виду?

Да, цитата цитаты — о ней говорил

цитата

цитата glupec
цитата Он внял на зов, был снят засов
Доказано: glupec эрудированнее Гугла, тот этой цитаты не знает.
цитата glupec
«жених Офелии» — это заблуждение №2

Три глупца (:-)) болдом, один под другим. ИМХО, надо бы снять болд с второго из них:-) — и будет аккуратнее.


Ссылка на сообщение3 июля 2010 г. 21:20

цитата glupec

По ссылке в ЖЖ
Шекспир ведет ЖЖ?!! Как все запущено.:-)
А серьезно, эту знаменитую ремарку знаю: толст и пыхтит. Что имелось в виду — никто не знает, ибо вскоре Гамлет даст мастер-класс фехтования с оружием потяжелее современного спортивного. Потеря формы с возрастом — естественнейший процесс, а для спортсменов, показывавших высокие результаты в молодости — более чем. А вот мгновенное оной возвращение... Может, подразумевалось патриотичное «на английских харчах отожрался»? Вроде, у Хогарта была картина, как французы на английский ростбиф пялятся.

цитата glupec

Может, и способствовал... чтоб был повод Гамлета «закопать». Кому это выгодно — ясно
Здесь любопытный крючок: придворный вельможа времен Гамлета-Шекспира — не член правительства времен пастернака и прочей кукурузы. Он богат и родовит, он — лицо влиятельное за счет своих резервов и вассалов. Если угодно, потенциальный фрондер и мятежник. И кто шепчет дочке Полония на ухо, и что она, послушная овечка, отвечает — вопрос, важный не только сплетникам, но и «контрразведчикам». Пробуждение королевской паранойи совершенно законно.

цитата glupec

Тут еще надо принять во внимание, что на сцене слово, как правильно, приравнивается к действию.
^_^

цитата glupec

Ему это не удалось, а принцу Гарри — вполне.
о чем спорим? Приводил как контраст.
По-настоящему было бы интересно сделать из пьесы комедию. Сделали же артисты из чеховской комедии трагедию, не поменяв ни слова, так почему бы не наоборот?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 июля 2010 г. 21:36

цитата

толст и пыхтит. Что имелось в виду — никто не знает, ибо вскоре Гамлет даст мастер-класс фехтования с оружием потяжелее современного спортивного

Ну, вот же шекспироведы предлагают читать — «hot and scant of breath». Только от чрезмерной пылкости тоже в спортивную форму не особо-то войдёшь — сосредоточение, всё такое...

цитата

По-настоящему было бы интересно сделать из пьесы комедию

Гамлет в роли Треплева?..

«Жизнь надо изображать не такой, как она есть, и не такой, как представляется в мечтах, а такой, как должна быть?» (текст исправлен с учетом характера героя:-))

И «пусть кто-нибудь уведет королеву-мать... Дело в том, что Гамлет Гамлетович застрелились-с.»

(Самое смешное, что оно почти так всё и есть:-))

 


Ссылка на сообщение3 июля 2010 г. 22:03

цитата

Только от чрезмерной пылкости тоже в спортивную форму не особо-то войдёшь — сосредоточение, всё такое
Коли речь про старинное фехтование, совершенно не факт, что современники Ш. видели бой аналогичный тому, что поставили для Смоктуновского. Еще во времена Монтеня дворяне относились к подобному искусству с прохладцей. А вот агрессия, вспышка ярости, готовность переть на настоящий рожон — ценилась.

цитата

Гамлет в роли Треплева?
скорее, «Треплев в Эльсиноре», если судить по примерам реплик.
 


Ссылка на сообщение3 июля 2010 г. 22:13
Ну да, ну да, мечемахание :-)
Только при этом риск «размахать» Принца пополам — сами понимаете какой. Так что он все-таки должен был быть в форме, следить и т.п. «Что можно быку (Лаэрту)...»

цитата

«Треплев в Эльсиноре»

...автор — Ибсен:-)
 


Ссылка на сообщение3 июля 2010 г. 22:24

цитата glupec

..автор — Ибсен
Правда, что ли?
 


Ссылка на сообщение3 июля 2010 г. 23:40
«Что ли» шутка, но было б забавно:-)
 


Ссылка на сообщение3 июля 2010 г. 22:44

цитата glupec

Только при этом риск «размахать» Принца пополам — сами понимаете какой.
А нечего с боевым выделываться. Тренировочное оружие еще гладиаторам выдавали.
 


Ссылка на сообщение3 июля 2010 г. 23:41
Я и не говорю, что он бы сам себя изувечил. Просто... если дуэль больше похожа на драку, то у Лаэрта (не менее пылкого) такие же шансы, как и у Принца.


Ссылка на сообщение3 июля 2010 г. 22:52

цитата glupec

Обычно толкуют так: Гамлет-де считал, что, если убить злого дядю-короля, то это ведь не отменит ВСЕЙ мировой несправедливости разом — а коли так, то и мстить «в локальных масштабах» нет смысла.
Если честно, впервые такую трактовку слышу. Хотя о нерешительности Гамлета говорится действительно много — и, по мне, зря говорится. Ибо у него были серьезные причины (о чем тут уже говорилось) не кидаться очертя голову дядю убивать. Сначала он хотел проверить, не бес ли его дурачил. Потом его отослали в Англию. Потом ему ведь хотелось не просто прирезать дядю из-за угла, уподобившись ему же самому, а так, чтобы а) дядя попал в ад, и б) чтобы всем сразу всё про дядю стало ясно. А такой момент так вдруг не подворачивается. И даже если он просто слишком долго решался на убийство — то вряд ли по вышеизложенным причинам, а потому, что не был убийцей, в отличие от дяди. Но пришлось.

цитата glupec

фильм про принца Амлета — банальный экшен, мало чем интересный

Мне нравится, но он совсем о другом :)

цитата glupec

Гамлет — не жених Офелии, у них просто была связь.

цитата glupec

«жених Офелии» — это заблуждение №2

Насчет связи — право, не знаю, стОит ли делать выводы о том, как далеко зашла эта связь, на основании песни Офелии. Любофф вроде была — однако «портить» дочь первого министра как-то вроде неблагородно и вроде не в характере Гамлета? Это ж не дворовая девка — развлекся и дальше пошел. И как-то стиль их отношений, писем, разговоров — как нам показывают — скорее на уровне ухаживаний. Ну а по поводу жениховства — с одной стороны, Полоний королю говорит, что он дочери сказал, что «лорд Гамлет — принц и не тебе ровня», с другой — на похоронах Офелии королева заявляет, что она ее «хотела видеть женою Гамлета». Кто из них говорит правду? Хотя официального обручения явно не было.

цитата glupec

«he's fat and scant of breath»

Да, но —

цитата ааа иии

Что имелось в виду — никто не знает, ибо вскоре Гамлет даст мастер-класс фехтования с оружием потяжелее современного спортивного

И упоминается в пьесе, что Гамлет — очень хороший фехтовальщик. Не вяжется. Возможно, Шекспир имел в виду конкретного актера, который должен был тогда играть Гамлета? Что-то мне кажется, я подобное читала...

цитата glupec

«hot and scant of breath»

И это может быть :) «It was celebrate, not celibate»;-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 июля 2010 г. 23:37

цитата

Если честно, впервые такую трактовку слышу

У Маранцмана, кажется, есть подробный анализ такой точки зрения. На примере игры разных актеров — от Качалова до Марцевича...

цитата

на похоронах Офелии королева заявляет, что она ее «хотела видеть женою Гамлета». Кто из них говорит правду

Я уверен, Вы понимаете разницу между «хотела видеть» и «был реальный шанс». Мало ли кто чего хочет...
Королева в пьесе вообще настолько прекраснодушна, что даже и глупа:-)

цитата

Возможно, Шекспир имел в виду конкретного актера, который должен был тогда играть Гамлета? Что-то мне кажется, я подобное читала...

Шекспир имел в виду, что Гамлет по натуре — меланхолик. «Мелан холео» — черная желчь; по тогдашней медицине, ее переизбыток в организме вел к тучности.
Впрочем, тут еще надо иметь в виду, что «меланхолик» для В. Ш. — это не слезливый Пьеро; скорее, это просто... как сейчас говорят? Интроверт. Погруженный в себя. Таким и был Принц, независимо от того, считать его нерешительным или не считать...8:-0
 


Ссылка на сообщение4 июля 2010 г. 02:48

цитата

Мало ли кто чего хочет...

Ну это да. Впрочем, возможно также, что это говорится для Лаэрта, дабы он не обвинил короля в смерти сестры: ну как же, мы же вот...

цитата

Шекспир имел в виду, что Гамлет по натуре — меланхолик. «Мелан холео» — черная желчь; по тогдашней медицине, ее переизбыток в организме вел к тучности.
Хм... насчет тучности меланхоликов не слышала. Но меланхолик он, пожалуй, и есть.
Но все же насчет конкретного тогдашнего актера мне что-то... а вот, хотя бы у Аникста: «Ричард Бербедж, для которого была написана роль Гамлета, был в 1601 году, когда играли пьесу, господином весьма плотной комплекции. Заметьте, кстати, что главный герой трагедий Шекспира от пьесы к пьесе становится старше (юный Ромео, затем тридцатилетний Гамлет, затем зрелые воины Отелло и Макбет, затем старец Лир…). Герой стареет потому, что старше становится премьер труппы, он же главный ее пайщик.» http://fictionbook.ru/author/...

В скобках: где-то в пьесе указан возраст Гамлета? Откуда эти 30 лет? Он же студент, его из университета сорвали на похороны.
 


Ссылка на сообщение4 июля 2010 г. 08:34
Акт 5, сцена 1.

цитата

Первый могильщик

это было [он начал работать] в тот самый день, когда родился молодой Гамлет, тот, что сошел с ума и послан в Англию.

                                   Гамлет

    Вот как, почему же его послали в Англию?

                             Первый могильщик

    Да потому, что он сошел с ума, там он придет в рассудок; а если и не
придет, так там это не важно.

                                   Гамлет

    Почему?

                             Первый могильщик

    Там в нем этого не заметят, там все такие же сумасшедшие, как он сам.

                                   Гамлет

    Как же он сошел с ума?

                             Первый могильщик

    Очень странно, говорят.

                                   Гамлет

    Как так «странно»?

                             Первый могильщик

    Да именно так, что лишился рассудка.

                                   Гамлет

    На какой почве?

                             Первый могильщик

    Да здесь же, в Дании; я здесь могильщиком с молодых годов, вот уж тридцать лет

.

И Тарковский на это ссылался, утверждая, что Смоктуновский сыграл «неправильного» (слишком молодого) Принца. Так что...
 


Ссылка на сообщение5 июля 2010 г. 00:37
И то правда... странно, честно говоря. По тем-то временам, в 30 лет еще студент?.. Или, может, папенька ему тоже не слишком доверял, вот и держал от себя подальше? Знаем мы этих благородных королей... (мои домыслы, не более).
А Гамлет Смоктуновского вполне может сойти на 30 лет, имхо.


⇑ Наверх