марс и энгельс


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Ray Garraty» > марс и энгельс
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

марс и энгельс

Статья написана 16 июля 2010 г. 12:05

Red Planets: Marxism and Science Fiction,  Ed. by Mark Bould and China Mieville

Wesleyan University Press, 2009

В этой книге с интригующим подзаголовком «Марксизм и научная фантастика» все-таки не соблюдены равные пропорции между составными его частями. И хорошо ли это – для книги и для читателя – ответить однозначно нельзя.

Одиннадцать статей плюс, музыкальным языком выражаясь, интро и аутро от редакторов книги исследуют тему взаимоотношений между теорией Маркса и собственно фантастикой с разной успешностью. Если работы Маркса появились еще в середине XIX века, то критическое осмысление научной фантастики через марксизм получило свое начало веком позже, в 60-х годах прошлого века. Родоначальником левацкого подхода стал критик Дарко Сувин (в России практически не известный), который, в общем-то, упоминается в каждой статье рецензируемой книги.

Тему «марксизм и НФ» каждый из авторов трактовал по-своему, поэтому так или иначе варьировались обе подтемы книги. Так, научная фантастика в сборнике представлена примерами не только из классики, будь то Жюль Верн или Урсула Ле Гуин, но и более современными авторами НФ, примерами из кино и даже живописи. Это, безусловно, ход навстречу читателю: тот, кто мало знаком с кинематографом, будет вчитываться в статьи, предметом которых стала литература, тот, кто мало подкован в НФ-книгах, может с удовольствием прочитать статьи о кино.

Еще одним фактом, вызывающим двоякое чувство, стало то, что критики, исследователи, академики, представленные в книге, для своих статей выбирали примеры всем известные. Если это кино – то Ланг, Кубрик, Уайлдер, Вендерс. Если это литература – то Диш, Стросс, Ле Гуин, Стэнли Робинсон, Верн. Это, с одной стороны, способствует наилучшему пониманию статей: всегда легче понимать о том, что когда-то смотрел\читал сам, не полагаясь только на пересказ критика. С другой, это как будто говорит об узости круга рассматриваемых критиками произведений, об их неначитанности\ненасмотренности.

Авторы статей, несмотря на марксистский подход, словно бы чувствуют, что опоры на одни только работы критиков левого крыла им недостаточно, едва ли не в каждой статье вызывая на помощь Жижека, Лиотара, Бадью, Адорно, Альтуссера, Лакана и проч.

Среди числа статей книги неожиданно наибольший интерес вызывают те, которые посвящены отношениям марксизма и кино, а отнюдь не литературы. Так, Карл Фридман в своей статье сравнивает фильмы нуар с НФ-картинами с точки зрения марксизма, а образцовым фильмом, показывающим идеальную смесь нуара и НФ, находит не Blade Runner и не Alphaville, а Dark City Алекса Пройяса. Обстоятельным получился разбор кинокритики времен Веймарской республики у Айрис Люппы в «”Madonna in Moon Rocket with Breeches”: Weimar SF Film Criticism During the Stabilisation Period». Она проанализировала отношение немецких кинокритиков к ранним картинам Фрица Ланга, где показала, что политизированная кинокритика тех времен еще сама не знала, что требовать от кино, смотрящего в будущее, отсюда нетеплый прием фильмов Ланга. Джон Райдер нашел марксистские корни у Вима Вендерса в его «Когда наступит конец света», отмечая ярко выраженную проблему колониализма и технологий в этом фильме.

Книга, безусловно, для своего более полного понимания требует от читателя знакомства с работами многих философов, не обязательно левого толка. Без этого не простой язык статей книги может стать непреодолимой преградой к тому, чтобы книгу дочитать. Сборник выпущен все-таки университетским издательством, так что этого следовало ожидать.

Еще раз возвращаясь к обложке книги и ее подзаголовку, стоит все же признать, что марксизма в книге оказалось все-таки больше, чем фантастики.





173
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх