Филип Дик «Доктор Смерть, или Как мы жили после бомбы»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Постапокалиптика )
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Генетические эксперименты, мутации
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Беззубые люди, мутанты, разумные крысы с кошками, выжженные земли... Это — мир, который мог стать для нас настоящим, если бы люди не образумились. Правда, не стоит думать, что здесь все случилось по воле сверхдержав, позабавившихся с ядерным оружием. Нет, все сложнее, ведь есть Доктор Смерть, от которого зависит равновесие на весах мироздания.
Роман написан на основе неизданного при жизни писателя рассказа «Терранская одиссея».
Награды и премии:
лауреат |
Научная фантастика: 100 лучших книг / Science Fiction: The 100 Best Novels, 1985 |
Номинации на премии:
номинант |
Небьюла / Nebula Award, 1965 // Роман | |
номинант |
Финская премия "Блуждающая звезда" / Tähtivaeltaja-palkinto, 2011 // Научно-фантастическая книга (США) |
- /языки:
- русский (4), английский (5), итальянский (1), польский (1)
- /тип:
- книги (11)
- /перевод:
- П. Киракозов (2), Н. Перевезенцева (2), Д. Пиньоло (1), Т. Яблоньский (1)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
shurik321, 12 января 2012 г.
Прочитал роман. Прочитал также и комментарии. Я могу сказать только одно тем людям, которые осуждали здесь книгу из-за того, что «никаких погружений в постъядерный мир не произошло», вы ошиблись адресом! Филип Дик настоящий гений,который в этой работе настолько качественно погружал читателя в миры героев. Они все совершенно разные. В его книгах они живые! А, вот к чему я клоню то — он не столько хотел показать вам мир после бомбы, сколько поставить совершенно нормальных людей в ненормальную обстановку. Это его излюбленный прием. Ну так вот, мир после бомбы, это только прикрытие, удобная обстановка для того, чтобы герои успели показать свою настоящую сущность, которую раньше прятали.Чтобы разобраться в каждом. Мне очень жаль, что некоторые не понимают насколько эта работа гениальна. Филип Дик отлично разбирается в психологии.
Теперь поподробнее и мои мысли по поводу этой книги. Сначала все начинается совершенно нормально, после непоправимой ошибки в расчетах физика-атомщика — Бладмана мир снова начал активную жизнь, она налаживалась. Дальше нам представили двух калек, можно и так сказать, если заглянуть в будущее — душевнобольных людей, то бишь д. Бладман, который сошел с ума, осознав то, что он сделал, а именно погубил миллионы людей. Каждый божий день люди проклинали его за это. Ему казалось, что все его преследуют. И второй персонаж — Хоппи, то есть фокомелус. Человек — калека, родился без рук и без ног, но правительство снабдило его инвалидной коляской и экстензорами, вместо рук. Он стал невыносимым, после того. как над его бедой надругался священник. прямо у всех людей на глазах. Он сказал что-то вроде: «Смотрите каких уродов пораждают эти бомбы«! — указав на, еще тогда маленького, Хоппи. И он это запомнил до конца своих дней, стремился стать лучше чем все остальные. И ещё одна бомба...
Мир стал совершенно другим...Все главные герои, кроме уже названных мной, продолжали жить, не меняясь внутри. А Хоппи, не буду описывать как, стал лучше всех, как ему казалось. На самом деле это была бессмысленная месть. Такое состояние мира дало Хоппи возможность проявить себя... но он направил свои способности не в положительную сторону. Он готовился к мести.
Доктор Бладмани оказался человеком, наделенным сверхъестественными силами, он мог вызывать бомбы, и все таки не исправил свою давнишнюю ошибку...Хотел ещё раз повторить ее.
Эти два персонажа явно убивают стабильность в этой книге. С ними все становится не так. Но, они оба сделали неправильный выбор. Их могли снова полюбить. Случай дал им проявить себя в положительную сторону. Но они не поняли этого...остались в глазах людей калеками.
Как я понял, суть в том. что нельзя никогда осуждать людей. Нельзя над ними издеваться за то, что они не такие как все. Ведь эта глубокая рана не заживет, и Филип Дик показывает, что все может обернутся в другую сторону, когда придется надеяться только на таких, как Хоппи. Когда только от чем-то обделенных природой людей будет зависеть ваша жизни. То бишь здорового физически. Этак книга о том, что нужно ценить людей не за внешность. Ведь катастрофа в книге сделала миллионы существ мутантами. У здоровых людей стали выпадать зубы! Ну и что же вы скажете? Когда вы в таких условиях — становится плевать на внешность.
Если у кого-то другие мысли, пожалуйста, пишите комментарии. Я мог и не понять всей сути, хочу потом ещё раз перечитать роман. Хочется почитать и чужие, справедливые мнения, чтобы создать общую картину, воссоединить и сформулировать точный посыл книги.
morbo, 21 декабря 2013 г.
Роман, сравнимый по качеству с «Сдвигом времени по-марсиански». Те же маниакальные мысли воспалённого разума, страдающего от однообразия и серости окружающего мира. Каждый персонаж одержим каким-то своим, свойственным ему безумием. Один старается компенсировать отсутствие конечностей стремлением к власти. Другой страдает от оголтелого соллипсизма, считая себя причиной всего происходящего, что, кстати, весьма неожиданно оказывается правдой. Третьей не даёт покоя собственная сексуальность. Четвёртый страдает от клаустрофобии и меланхолии... На протяжении всей книги нет-нет да и умрёт очередной персонаж.
Читать этот бред было тяжело и противно — в нём нет ни рационального зерна, ни оптимизма. Какая-то бесконечная однообразная беспросветная серость, загаженная мистикой в духе историй на РенТВ.
osipdark, 6 октября 2014 г.
Не буду расписывать все; отличный роман, показывающий будни мира после глобальной ядерной войны, так сказать, во всей красе.
Первоначально я, как и многие из вас, не особо уловил более глубинный смысл этого произведения Дика. Кажется, что это не самый удачный его, если считать сюжет, роман. И действительно, мало что заметно кроме описания мутантов и недурного постапокалипсиса. Заметил я это только сейчас, заново прочитав название книги:
Alphaflex88, 30 сентября 2013 г.
Написанный в начале 1960-х, «Доктор Бладмани...» стал ещё одним образцом в прямом смысле наркоманской прозы Ф. Дика. Только представьте, что всё повествование сосредоточено на небольшом посёлке, где проживают, например: девочка, разговаривающая с собственным братом, растущим внутри неё (и умеющим переселяться в другие тела, которые при этом перемещаются в саму девочку); её мать, изменяющая своему мужу направо и налево без всяких разумных причин; бывший физик, усилием мысли запускающий водородные бомбы; говорящая собака; мутант с манией величия, обладающий телекинезом и передвигающийся в «мобиле» собственного производства; негр, изготавливающий автоматизированные и автономно передвигающиеся ловушки для крыс... Это — не пост-апокалипсис и не социальная фантастика. Это — самая худшая книга из всех, которые я когда-либо читал. 0 баллов из 10.
mogzonec, 20 мая 2013 г.
Апокалипсис. Сотворенный руками и мыслью людей. А потом станет еще хуже. Люди мутировали. Здравому смыслу в апокалиптическом мире места нет и не будет. Это будет мир идиотов, умеющих убивать на расстоянии. А, может быть, и того хуже. Это будет мир убийц-созидателей или наоборот. Мир, в котором грань между Спасителем и Смертью либо отсуствует вообще, либо очень условна и почти не существует. При этом написано легко, со злой иронией. Так и не разглядел в романе ни одного положительного персонажа, хотя все герои — привычные, литературные американские персонажи. Парадоксальная книжка.
Nexus, 13 июня 2012 г.
В «Докторе Бладмани» Дик рисует картину своего виденья апокалипсиса, вызванного глобальной ядерной войной.
«Своего», потому что мир после Катастрофы не претерпел почти никаких ужасающих изменений, которые мы все так привыкли лицезреть в подобных произведениях других авторов...
Люди потихоньку восстанавливают города и свое прежнее окружение, вполне сносно соседствуя с мутантами как животными, так и человеческими. Бурными темпами идет освоение пригодных для сельского хозяйства территорий. В местных школах даже проводятся занятия...
Самыми ценными в обществе становятся так называемые «мастера», обладающие ценными техническими знаниями... Что вполне логично и добавляет достоверности тексту, несмотря на его общий гуманистический настрой.
Вообще, сюжет романа видется мне как борьба двух одаренных, но угнетенных либо психически либо физиологически, личностей с враждебно настроенным против них миром «нормальных» людей.
Главным оружием в этой борьбе будет выступать своего рода магия, у каждой из личностей своя, в результате чего одна сила поглотит другую, а якобы победившая сторона, в свою очередь, падет от руки еще более сверхъестественного существа.
Существа, которое в отличие от тех двух, не чувствует ненависти к человечеству... Оно просто хочет жить, быть как все, ощущая себя человеком в душе...
Ведь это гораздо важнее любых внешних отклонений...
Кстати, замечу, что перевод П. Киракозова выглядит более выигрышно по-сравнению с переводом Н. Переверзевой. У последней уже в первой главе встречаются «корявости», типа «Стюарт Макконти» вместо «Стюарт Маккончи» (в оригинале — «Stuart McConchie») и несуразное «Модерн ТВ. Продажа и ремонт телевизоров» вместо «Современные ТВ — Продажа и Ремонт» (в оригинале — «Modern TV Sales and Service»)...
vsvld, 6 февраля 2011 г.
Как известно, НФ — это не литература, это фантастика. Поэтому в ипостасях, свойственных высокой литературе, она не работает: сравните хотя бы фантастические и реалистические вещи Г.Дж. Уэллса — какие из них хочется читать и перечитывать? Лем почти единственным удачным (хоть и не бесспорно удачным) симбиозом НФ с реалистической прозой считал Брэдбери — да, согласен. И придется согласиться с тем, что Д-р Бладмани Дика неудачен, пот. что жанру НФ нет хода ни в антиутопию (даже «451 по Фаренгейту» — не лучшая вещь в жанре), ни в апокалиптические жанры, к 60-м годам уже разработанные литературой. У Дика все то, что посвящено выписыванию характеров, личным драмам и т.д. — ходульно и штамповано. М.б., это и не его недостаток, а родовая травма НФ, изначально призванной к жизни ради изображения того, чего не бывает. Поэтому попытки сделать НФ социальной, актуальной всегда выглядят неуклюже. Вспомнить хотя бы Стейплдона — «Последние и первые люди» воспринимаются безбожно глупо, пока автор пытается писать о ближайшем будущем, вырастающем из реалий того 1930 года, когда он писал роман. А вот когда темп повествования убыстряется и уходит вперед на миллионы лет, книга делается дико интересной. К сожалению, с 1930-х гг. многие авторы наступили на те же грабли. Исключение — НФ, созданная в тоталитарном обществе как фига в кармане официальным доктринам (Стругацкие). Но эта НФ было как знамя. На Западе же тоталитаризм был воображаемым, книжным. Антиутопии там служили не знаменем, а предостережением. Глупо и неестественно выглядят развлекательные жанры, когда их призывают к высокоморальным задачам.
Теперь о том, что хорошо. Хорошо описание самой катастрофы. Хороши картины постъядерного мира. Хороши некоторые (некоторые, подчеркиваю) психологические моменты — вроде того, как жители городка, дезориентированные тем, что Хоппи убил Бруно, собираются вынести ему благодарность (для Дика вообще характерно умение одновременно дезориентировать своих персонажей и читателей). Сама же сказочка безмерно слащава, а полеты Билла в сове и особенно то, что она его выблевала, по безвкусности примыкают к пелевинским говорящим лошадям и Достоевскому, живущему в компьютерной стрелялке.
Vlad Tot, 21 июля 2010 г.
Произведение объёмное, атмосферное и располагающее к крайне вдумчивому чтению. В самом деле, динамика сюжета крайне низкая и любителям масштабной приключенческой постапокалиптики в духе того же «Макса» её рекомендовать не следует.
Но книга хороша. Продуманные образы и ситуации, очень качественный «пролог» (жизнь до начала атомной вакханалии). Мне показалось, что продемонстрированная жизнь «после бомбы» несколько более благоустроенная, чем это обычно представляется...
Oswald, 26 марта 2009 г.
Очень реалистичный постапокалипсис. Особенно удались автору бзрадостные картины жизни в этом чудом уцелевшем обществе. Этот роман роман являет собой предупреждение, о том к чему могла бы привести ядерная война если бы она все-таки разразилась в то неспокойное время ( а книга была написана в 1965 году, холодная война была в разгаре ). А еще здесь присутствует явный намек на то, что только сумасшедший был способен создать ядерное оружие и использовать его как аргумент для того чтобы решать какие-то проблемы в свою пользу. И это только один из смысловых пластов романа, отнюдь не самый содержательный и глубокий.
k2007, 22 марта 2011 г.
Постапокалиптика в исполнении Дика. Мир маленьких общин и людей, которые занимаются мирными делами – учат детей, делают очки, изготовляют бренди и табак. Нет никаких феодальных баронов, каннибалов (по крайне мере, в том обществе, которое описывается). Просто рассказ о людях, которые пережили апокалипсис и остались людьми.
Constantin, 26 мая 2009 г.
Все связи потеряны, многие достижения цивилизации забыты, пути сообщения разрушены, и это всего лишь через небольшой промежуток времени после катастрофы, но человечество все равно движется вперед пусть в новой, пугающей действительности — многочисленные мутации среди живого мира (в том числе и людей), «уродокинез», крыса, играющая на флейте, говорящий наивный пес...
Мир постъядера, созданный Диком, поражает прежде всего обилием ярких запоминающихся персонажей, психологизмом каждого из них и общества в целом. Все это, помноженное на иронию автора, оставляет прекрасные впечатления по прочтении романа.
Сказочник, 29 мая 2006 г.
Пожалуй,это второй по качеству постъядер, прочитанный мной до сих пор (первый, безусловно, — «Безумный Макс» Говарда Хайнса) — простите rovego и olesher :-) Очень психологически тонкая и выверенная работа. Думаю, русские способны понять это произведение лучше, чем кто-либо. Почему? На Руси издревле всяческие уродцы вызывали симпатию. Культивировалось мнение, что человек с противозачаточной внешностью, скорее всего, прекрасен внутри (взять хотя бы русские былины и сказки). Филип Дик показывает, что это не всегда так, и зачастую, будучи ублюдком с рождения, существо остаётся таким же даже после какого-либо события (катастрофы, обретения особого дара итыды), изменяющего как его, так и окружающих. И если кого-то это откровение меняет в лучшую сторону, то существует определнная категория нелюдей, которых как лишения, так и Дар Божий делают еще большими ублюдками.
Такие дела.
seregaS, 21 сентября 2007 г.
Ничем не зацепило. Все ждал, когда же станет интересно — так и не стало. Показалось сплошной мутью. Ни о каком погружении в мир постъяда не произошло. Дочитал только из принципа. Не ожидал, что роман Дика так сильно мне не понравится.
Paf, 11 марта 2007 г.
Дик умеет полностью передавать атмосферу созданного им мира. Этому способствует и его фирменный стиль (вообще у него их несколько :smile:). Показать мир глазами разных людей, их внутренний мир, эмоции, отношения с другими. Складывается ощущение, что речь ведется от первого лица, но автор рассказывает со стороны (что позволяет моментально менять действующее лицо), проникая в душу к своим персонажам.
Создалось ощущения полного погружения в постапокалиптический мир. Хотя автор иногда перегибает палку (особенно в конце, и поэтому 9, а не 10), но роман от этого много не теряет.
AxoNoff, 25 октября 2006 г.
Гм... Мне язык и стиль этого писателя не очень по душе. Идея — интересна, не спорю, а вот реализация... Атомная катастрофа описанного масштаба намного страшнее, чем это в книге изложено!