Юный Шерлок из банды Робин Гуда встречает Жанну Д’Арк – такую отправную точку, наверное, можно было бы угадать где-то в замыслах автора. Хотя в книге, разумеется, и главный герой совершенно не напоминает Холмса ничем, кроме наблюдательности, и главарь разбойников похож на Робин Гуда только в легендах местных крестьян, да и дева-воительница лишь несколькими характерными особенностями напоминает Орлеанскую.
Молодой Элвин – вначале книги бесфамильный – воспитывается в разбойничьей банде Декина Скарла, который называет себя Королём Разбойников всего Шейвинского леса. Элвин отличается проницательностью и неординарной способностью распознавать ложь. На удивление, эта особенность героя не просто декларируется автором – Элвин на протяжении всей трилогии оценивает выражения лиц, и это помогает ему (и читателю) понимать настроение и замыслы персонажей, а в ключевых моментах даже кардинально влияет на сюжет.
Действие происходит в вымышленном средневековом королевстве Альбермайн, где в самом разгаре война с Самозванцем – бунтовщиком, которому, подобно нашему Пугачёву, удалось поднять на восстание не только местных крестьян, но и некоторую часть недовольного дворянства.
Помимо короля, ключевой силой в Альбермайне является религиозный культ под названием Ковенант Мучеников. В нём почитают мучеников, которые давным-давно проповедовали о тамошних ангелах и демонах – Серафилях и Малицитах, и о том, что если люди будут жить неправильно, отвергая благодать Серафилей, то Малициты повторят апокалипсис – Бич, якобы поразивший эти земли тысячи лет назад.
Название «Ковенант» шотландец Энтони Райан, вероятно, взял от независимой пресвитерианской церкви в Шотландии. В 1558 г. шотландские протестанты, объединившись для защиты своего исповедания, составили так называемый ковенант (covenant – по английски – договор, соглашение). Здесь же «Ковенант Мучеников» – это, как утверждают священники, божественный договор между человечеством и Серафилями, скреплённый кровью мучеников.
Главарь разбойников Декин Скарл желает воспользоваться дрязгами в королевстве и отхватить кусочек себе, и это становится для Элвина началом череды мрачных событий – предательства, смертей товарищей, тягот и обучения у опальной священницы (после которого он и получает прозвище Писарь). А потом Элвин Писарь встречает леди Эвадину Курлайн – набожную аристократку, возглавившую недавно созданную роту Ковенанта, которая идёт на помощь королю в войне с Самозванцем. Эвадину, по её словам, посещают разные видения, в том числе о Втором Биче, о чём она регулярно рассказывает в зажигательных проповедях. А Элвину, вопреки его воле, приходится вступить в её роту и участвовать в разных сражениях.
Больше всего мне в трилогии понравилось повествование. Рассказ ведётся от лица пожилого средневекового учёного, который на страницах манускрипта повествует о своих похождениях весьма бурной молодости. Он постоянно обращается к современному ему читателю, что нередко звучит примерно так: «И, как ты уже наверняка знаешь, дорогой читатель, это привело к…» – подобные микроспойлеры ничего, разумеется, не раскрывают, зато неплохо цепляют настоящего читателя.
Впрочем, манера повествования наверняка понравится не всем. Любители плотного экшена, сражений и непрерывных приключений, возможно, найдут эту книжку слишком тягучей. Рассказчик в книге любит порассуждать и повспоминать всякое. Нередко после первой фразы в диалоге перед ответом следует пара абзацев с кратким обзором того, как героев занесло в эту точку.
Ну и вообще, историк по профессии Энтони Райан пытается придать повествованию оттенки средневековой рукописи. Конечно, без того усердия, как, например, Умберто Эко в «Имени Розы», где герой может четыре страницы подряд разглядывать портал церкви, описывая его полустраничными предложениями – но всё же, Элвин Писарь считает себя не последним учёным и периодически старается это демонстрировать (пусть и со всей показной скромностью). Впрочем, не забывает он и о своём разбойничьем прошлом, а потому крепкое словцо также использует регулярно. Собственно, эта попытка соединения средневековой хроники с современной гримдарк-фэнтези и показалась мне наиболее интересной.
Персонажи Райану в целом всегда неплохо удаются, и эта книжка исключением не стала. Даже более того, Элвин Писарь – разбойник и учёный, рыцарь и подлец, скептик и романтик – мне, пожалуй, понравился больше прочих у данного автора. Уже в этой книжке интересно следить за тем, как он меняется, как меняется его мотивация, как уживаются в нём различные противоречия.
Наблюдать за тем, как раскрывается Эвадина, пожалуй, не менее интересно. Тем более, что следим мы глазами Элвина, который, естественно, не может проникнуть в её мысли, а все суждения составляет только на основании её слов и выражений её лица – пускай он и обладает такой необычной способностью, но она всё же не сверхъестественная, и не гарантирует стопроцентного понимания, как мы наглядно убедимся в дальнейшем.
И вообще, в книжке получилось немало интересных колоритных персонажей – и король разбойников Декин Скарл, и его роковая подружка Лорайн, и опальная священница Сильда, и многие другие – даже те, кто лишь мимолетно появляются на страницах книги. Интересно, как Элвин, бывает, с течением времени переосмысливает их роль в каких-либо событиях и меняет (или не меняет) своё к ним отношение. И хорошо, что подобные переосмысления в книжке не праздные, а вполне практические – они обуславливают дальнейшие поступки героя и, как следствие, изменения сюжета.
Магии в этом фэнтези совсем немного. Собственно, на всю книжку примерно два с половиной эпизода и некоторое количество разговоров. Сам Элвин в целом относится к мистике скептически – как и к религии, хотя по его оговоркам практически сразу становится ясно, что в истории он фигурирует как заметный деятель Ковенанта Мучеников. Но в этой книжке хорошо показано, что не столь важно, есть ли на самом деле магия или нет, и насколько истинны религиозные догматы – важнее то, как к этому относятся люди. К одному из мистических событий, свидетелем которого становится Элвин, люди относятся очень по-разному – одни истово верят, что налицо божественное вмешательство; другие полагают, что имели место грязные колдовские ритуалы, а третьи считают участников лжецами. И все желают так или иначе использовать его в своих интересах. В результате событие, о котором в нашем мире сегодня максимум поболтали бы на РЕН-ТВ, в пронизанном мистикой религиозном средневековом обществе становится ключевым, и приводит к радикальным изменениям во всём королевстве. Но это будет уже в следующих книгах трилогии – впрочем, там и накал мистики несколько усилится.
В описаниях сражений Райан, на мой вкус, заметно прибавил. Если в первой его трилогии, «Тень Ворона», нередко случалось, что персонажи, заявленные как великие полководцы, творили на поле боя какую-то чушь, вели людей в психические атаки и побеждали только благодаря внезапному вмешательству магии, то здесь в битвах магии практически нет, зато важную роль играют ландшафт, стратегия, дисциплина, тренировки и соотношение сил. При этом на битвы читатель смотрит глазами Элвина, который всегда в гуще сражения, и потому выглядит всё весьма бодро и реалистично. Конечно, дотошный читатель увидит тут и рояли в кустах, и найдёт к чему придраться по части исторических соответствий – но это всё-таки не документальная хроника, и для фэнтези описано, пожалуй, достойно.
В общем, книжка «Пария» – первая из трилогии «Ковенант Стали» – получилась весьма интересной и необычной, как для Энтони Райана, так и для фэнтези в целом. И, забегая вперёд, стоит отметить, что вторая и третья книжки тоже не подкачали.
PS. В развлекательных целях изготовлен любительский перевод данной книжки (отдельное спасибо камраду anisette за вычитку).
Желающие приобщиться — пишите мне на адрес tupoebydlo@yandex.ru