«Воскрешением мертвых» называет писатель возвращение к жизни людей, погруженных в анабиоз, и в рассказе 1926 года «Ни жизнь, ни смерть»…
Но гораздо важнее, что именно так Беляев определяет идею «Головы профессора Доуэля» в предисловии к первой публикации рассказа:
«Вернуть к жизни голову умершего человека, вернуть после смерти сознание, — ведь это было бы уже подлинное „воскрешение из мертвых“, что в век религиозного суеверия считалось прерогативой (исключительным правом) „божества“».
И можно думать даже, что слова о веке религиозных суеверий и «божестве» — это не просто дежурная дань воинствующему атеизму.
Суть здесь иная — «Философия общего дела» Николая Федорова, самого оригинального русского мыслителя на рубеже XIX–XX веков. Природа, которую принято называть «Божьим миром», встретила в нем непримиримого врага. «Природа, — писал он, — представляет извращение образа Божия». Каково же назначение человека в этом мире? Разорвать цепь круговорота веществ в природе! Не дать человеку превратиться в прах! Цель человека — воскрешение мертвых! Победа над смертью и бессмертие!
Достичь этого Федоров полагал посредством науки, считая, что никакой иной задачи перед наукой и стоять не должно.
Такое естественно-научное богословие пленяло многих — от Циолковского до Маяковского и Платонова. И в 1920-е годы идеи эти буквально носились в русском воздухе. Но Беляеву открылась редкая возможность ознакомиться с ними почти что из первых рук.
Поступив в 1923 году на службу в Наркомат почт и телеграфов, Беляев стал вскоре активнейшим сотрудником ведомственного журнала «Жизнь связи». А в 1924 году в журнале начал печататься только что поступивший на работу в Наркомпочтель 35-летний Николай Сетницкий. По образованию он, как и Беляев, был юристом, но интересы его простирались намного шире: политэкономия, психология, теория стихосложения и статистика как метод исследования литературного процесса… Командированный Временным правительством в Одессу, он посещал заседания ХЛАМа — объединения «Художники, литераторы, артисты и музыканты», где познакомился со всей местной литературной элитой — Эдуардом Багрицким, Валентином Катаевым, Ильей Ильфом и Юрием Олешей… Но главным оказалось знакомство с Александром Горским, поэтом и ярым приверженцем учения Н. Ф. Федорова. Эта встреча оказалась для Сетницкого судьбоносной — теперь на все он будет смотреть по-федоровски. Даже на экономику. Здесь он разглядит два противоположных принципа мироустройства: эксплуатация и регуляция.
Эксплуатация — это когда «один член взаимодействующего целого признается самоцелью, а другой — только средством и всегда средством». Оттого неприемлем любой капитализм. Но от марксизма здесь ничего нет: эксплуатация лежит в самой основе нынешнего несовершенного, «падшего» порядка вещей, на всех уровнях — от социального до растительного и животного, когда одни служат пищей другим.
Совсем иное дело — регуляция. Здесь уже не взаимная рознь, вытеснение и борьба, а согласное, питаемое любовью единство частей целого. Это что, социализм? Нет! — соборность и слиянно-нераздельное единство ипостасей Пресвятой Троицы.
И тогда половинчатое, атеистическое строительство рая в одной отдельно взятой стране для одного только класса становится лишь первым шагом на пути христианского дела — всеохватного (храм, общество, частная жизнь) и космического (регуляция природы, одушевление косной материи и упразднение смерти)…
Смотря на вещи под таким углом, можно объявлять большевиков невольными орудиями Божьего Промысла. А значит, нет никаких моральных препятствий для искреннего участия в социалистическом строительстве. И пусть большевики закрывают церкви (ведь православие по сути своей — это культ смерти), пусть изничтожают родимые пятна капитализма вместе с их носителями (частная собственность — это Зло)… Главное, что и при большевиках можно жить, не изменяя ни себе, ни Богу.
Конец у этих прекрасных мечтаний был, естественно, один — в 1937 году Сетницкого арестовали и расстреляли. А Горского в 1937-м как раз из тюрьмы выпустили, чтобы снова посадить в 1943 году. В тюрьме он через несколько месяцев и скончался.
Но пока на дворе 1925 год — можно погружаться в иллюзии и увлеченно пророчествовать. И то, что именно с этих пор тема воскрешения мертвых властно овладевает Беляевым, разумнее всего объяснить его беседами с Сетницким. Тем более что на роль партнера в богословских спорах Беляев, выпускник духовной семинарии, подходил как нельзя лучше. А начаться разговоры могли с обсуждения темы, на которую писали оба, — НОТ, «научная организация труда»[219].
Принцип НОТ заключается в разделении трудового процесса, дроблении производственных операций и специализации. Но Сетницкий никак не мог назвать такой принцип прогрессивным, поскольку он целиком вытекает из нынешней несовершенной цивилизации и является уделом «нашей современной жизни, всецело построенной на субординации, взаимном ограничении и вытеснении»[220]. Этому ущербному НОТу следует противопоставить сознательную организацию труда: «Идеальным было бы выполнение всего трудового акта — от замысла до полного воплощения, от первой творческой мысли до последнего жеста при отделке результата — одним существом, единичным или коллективным, сознающим себя совершенно единым (преобразованное человечество)»[221].
Не знаю, что думал по поводу этих мечтаний Беляев, но мне такое преобразованное по Федорову человечество больше всего напоминает сверхмарионетку Крэга…
В Наркомпочтеле Сетницкий проводил статистическое обследование работников связи — их положение, деятельность и социальный состав… На один из таких трудов Беляев откликнулся рецензией[222]. Вот еще один повод для бесед.
Не исключено, что Беляев встречался и с Александром Горским, в 1925–1928 годах возглавлявшим в Москве литературно-философский кружок.
Украшением кружка был давний знакомый Горского Эдуард Багрицкий.
Имена прочих участников впечатляют гораздо меньше: братья Шманкевичи — Борис и Всеволод, донесшие идеи Федорова до Маяковского, А. Миних… Но забредала и молодежь — два Владимира (начинающие поэты Луговской и Державин), а также те, кто живо интересовался поэзией или искал немарксистских ответов на главный вопрос философии…[223]
Горский тогда упорно размышлял над «половой трагедией homo sapiens», которая заключается в «противоречии между властью высших мозговых центров и могуществом половых органов». В своем труде «Огромный очерк» (в той его части. что была закончена в 1924 году) Горский рассматривает и практиковавшиеся способы преодоления этой дилеммы:
«Употребляемое в культе Аттиса оскопление есть попытка достигнуть метаморфозы пола, не рискуя головой, то есть оставаясь при старом (немного лишь видоизмененном) самосознании…»[224]
Вот еще один возможный источник появления эротической темы в романе.
Воспоминание о труде Горского могло подсказать Беляеву и позднейший эпизод с одинокими манипуляциями мадемуазель Лоран — это позаимствованное из книги Хэвлока Эллиса (Havelock Ellis)[225] описание «типичного» случая, когда молодая 28-летняя женщина «чувствует себя особенно счастливой, когда она бывает одна, обнаженная в своей спальне. Она знает наизусть каждый уголок своего тела и гордится тем, что оно сложено согласно всем законам правильного построения человеческого тела»…[226]
Впрочем, круг московских знакомых и обсуждавшихся тем мог быть и шире.
До сих пор мы как-то обходили главную особенность беляевского произведения, а ведь рассказано в нем не просто об отдельной от тела жизни какого-то органа, но о части тела самой главной — голове! И о мозге, живущем и творящем после смерти остального тела.
И тут такое странное совпадение — в том же 1925 году, в той же Москве было написано произведение, посвященное жизни мозга, отделенного от своего носителя и помещенного в другое тело.
Речь, понятное дело, идет о повести Михаила Булгакова «Собачье сердце».
Читал ли ее Беляев? Откроем рассказ 1926 года «Человек, который не спит». Начинается он с «собачьего дела». Дело это слушается в суде, и вот что говорит обвиняемый — профессор Иван Степанович Вагнер:
«— Граждане судьи! Я не отрицаю факта похищения собак, но виновным себя не признал, и вот почему. Всякая кража предполагает корыстную цель. У меня такой цели не было. Вы сами огласили документы, из которых суд мог убедиться, что я преследовал исключительно научные цели. Я веду опыты, имеющие громадное значение для всего человечества. Та польза, которую должны принести эти опыты, несоизмерима с ничтожным вредом, который я причинил. <…>
— Но не объясните ли вы, почему вы сочли нужным прибегать к таким странным и незаконным способам добывания собак для ваших опытов? Если опыты представляют ценность, правительство обеспечило бы вас всем необходимым для работы!
Профессор Вагнер замялся.
— Эти опыты слишком смелы. Они могли показаться даже фантастичными. В успех я верил, но на пути лежали неизбежные неудачи. Они могли погубить и дело и мою репутацию прежде, чем я достиг бы положительных результатов. И я решил производить их в тиши своего кабинета, на свой страх и риск. Но у меня было слишком мало личных средств на приобретение собак для опытов. <…> И я был принужден…
— Красть собак? — с улыбкой добавил судья.
Профессор Вагнер выпрямился и ответил тоном глубокого убеждения в своей правоте:
— Собачий век — каких-нибудь двадцать лет. Стоимость собаки — рубли, много — десятки рублей. Уничтожив же несколько собак, я удлиню жизнь человечества втрое, а вместе с тем утрою и ценность человеческой производительности. Если за это я заслуживаю наказания, судите меня! Мне больше нечего прибавить».
Итак, у обоих профессоров — Преображенского и Вагнера — одинаковые наклонности: приманить на улице собаку, уволочь ее к себе домой, а уж там, в тиши кабинета, подвергнуть бедное животное убийственным опытам…
Так что ответ однозначный: читал. Конечно читал!
Но когда?
Рассказ «Голова профессора Доуэля» был напечатан в марте-апреле 1925 года. А на рукописи «Собачьего сердца» стоит дата: «Январь — март 1925 г.». Правда, 15 февраля Булгаков уже выступал с этой повестью на литературных чтениях…[227] Но, чтобы успеть вдохновиться булгаковским сочинением и написать собственный 70-страничный рассказ, — и этот срок совершенно недостаточный! Так что придется признать: Беляев прочел (или прослушал) «Собачье сердце» после завершения «Головы профессора Доуэля». А в 1930 году дал свою версию жизнеописания животного, которому пересадили человеческий мозг — «Хойти-Тойти».
Так что же, сходство беляевского рассказа с булгаковской повестью — чистая случайность?
Ни в коем случае! И доказательство тому: дата начала работы Булгакова над «Собачьим сердцем» — январь 1925 года, первая годовщина смерти В. И. Ульянова (Ленина).
Впервые на это обратила внимание Майя Каганская в послесловии к переводу «Собачьего сердца» на иврит. А еще она установила, что болезнь и смерть вождя мирового пролетариата интриговали Булгакова в крайней степени, даже тогда, когда о Ленине и речь как будто не заходила… Например, в «Роковых яйцах» ужасный «красный луч» изобрел профессор Персиков. При чем здесь Ильич? — спросите вы. А притом что Ленина лечил профессор Абрикосов[228].
И когда Ленин все-таки умер, изобретатель Лев Термен поспешил предложить свои услуги: похоронить ленинское тело в вечной мерзлоте, чтобы спокойно дожидаться того момента, когда наука позволит Ленина воскресить.
(Именно этой теме — замораживание и воскрешение — посвящен рассказ Беляева «Ни жизнь, ни смерть», напечатанный в 1926 году[229].)
__________
219
«Научной организации труда» Беляев посвятил две статьи: На путях к НОТ // Жизнь и техника связи. 1924. № 8. С. 103–106 (Подпись: Романыч; псевдоним раскрыт по отсылке во второй статье); О рационализации в НКТП // Жизнь и техника связи. 1925. № 12. С. 73–76.
220
Сетницкий Н. А. Единство трудового процесса // Октябрь мысли. 1924. № 3–4. С. 61.
221
Там же.
222
Что такое статистика и для кого она нужна (Популярное пособие для работников связи). Москва. Статистический отдел НКПиТ. 126 с. Коллективный труд В. Г. Песчанского, Д. В. Савинского, Н. А. Сетницкого, Я. С. Улицкого, под редакцией нач. статотдела НКПиТ Песчанского // Жизнь и техника связи. 1924. № 11. С. 180 (Подпись: А. Б-в).
223
Гойлов Н. С. Моя московская богема //Архивный фонд Музея-библиотеки Н. Ф. Федорова. Машинопись. 28 с.
224
Горский А. К. Огромный очерк// Горский А. К., Сетницкий Н. А. Сочинения. М., 1995. С. 229.
225
Эллис X. Автоэротизм. Для врачей и юристов. СПб., 1911. С. 77.
226
Горский А. К. Огромный очерк. С. 196.
227
Чудакова М. О. Жизнеописание Михаила Булгакова. М., 1988. С. 245.
228
Qaganskayah М. 'Or kelev, 'о hokhmath sophrim [Собачья шкура, или Мудрость писателей] // Bulgaqov М. Lev kelev. Tel-’Aviv, 2002. 'Am. 171–220; Каганская М. Собачья смерть // Солнечное сплетение. Иерусалим. 2002. № 24–25. С. 168–185.
229
Беляев А. Ни жизнь, ни смерть//Всемирный следопыт. 1926. № 5. С. 3—15; № 6. С. 3–14.
***
В 1932 году Беляев совершил самый удивительный, наверное, поступок в своей жизни. Страдающий костным туберкулезом писатель, для которого и ленинградский климат был непереносим, вдруг, бросив все, уезжает за полярный круг!
Тут надо ответить сразу на два вопроса — что заставило писателя оставить благоустроенный Ленинград и отчего пунктом назначения стал Мурманск?
Итак, год 1932-й… Чем он отличался от предыдущего? В области фантастики отличия громадные — за весь год во всем СССР было опубликовано — в периодике и отдельными книгами — 8 (восемь!) произведений научно-фантастического жанра. Это меньше, чем вышло в 1931 году произведений одного Беляева!
Многим пишущим пришлось в том году плохо — появился Оргкомитет по созданию Союза советских писателей. Союз создали лишь два года спустя, но все прочие литературные организации были упразднены немедленно. Остались только горкомы писателей при ЦК Союза бумажников и печатников. Означенный союз и созвал их на Всесоюзное совещание. А 21 июля 1932 года выяснилось, что «многие писатели из-за необеспеченности идут в бухгалтеры, переводчики и т. д., писателей также посылают на посевную, нет даже средств на их отправку на курорт, нет путевок»[282].
Итак, то была общая писательская беда. Но что вызвало такие гонения именно на фантастику и фантастов? Ведь, чтобы фантастику перестали печатать столь единодушно и одновременно, должно было появиться какое-то распоряжение, обязательное к исполнению. Но никто такого распоряжения еще не отыскал… Непроницаемая загадка!
И еще непонятно, почему от нужды пришлось спасаться именно на Крайнем Севере. Ведь кто-то устроился переводчиком. Образованных людей в России осталось мало, так что вакансии наверняка были. А Беляев не только знал иностранные языки, но и переводить ему случалось[283]. Почему же он такую возможность отверг?
Или не только призрак голодной смерти был причиной отъезда, а что-нибудь посерьезнее?
Вот, например, в том же 1932 году на Кольский полуостров спешно отъехал из Москвы Лев Ошанин, будущий поэт-песенник. Пошли слухи, что кому-то никак не дает покоя его социальное происхождение — из дворян. Тут-то друзья и присоветовали сменить место жительства. Три года провел он в добровольной ссылке — вначале работал на апатитовой фабрике в Хибиногорске, затем директором клуба горняков и, наконец, разъездным корреспондентом газеты «Кировский рабочий»… Здесь его и настиг донос — из комсомола исключили, из газеты уволили[284]. Ожидаемого продолжения, впрочем, не последовало — Ошанин вернулся в Москву и был принят в Литературный институт.
Так что о причинах отъезда Беляева позволительно строить самые разнообразные догадки…
Но почему же все-таки местом пребывания был избран именно Мурманск? И что такое Мурманск?
29 июня 1916 года министр путей сообщения Трепов (сын того самого, что в октябре 1905-го в Петербурге приказал: «Патронов не жалеть!», так что обошлось вообще без выстрелов) имел счастье всеподданнейше доложить Его Императорскому Величеству соображения свои о преобразовании возникшего у станции «Мурман» железнодорожного поселка в городское поселение. И Его Императорскому Величеству благоугодно было изложенное предложение Высочайше одобрить.
Об официальном существовании города торжественно объявили 21 сентября (4 октября) 1916 года и отслужили молебен.
Город получил имя Романов-на-Мурмане, а инженер Б. В. Сабанин представил его генеральный план. Размещался город на двух уровнях: первый — порт и железная дорога, второй — 17 проспектов и улиц. Три — параллельно железной дороге, две — перпендикулярно ей, еще две улицы обозначили дальнюю окраину, а десять веером разошлись от центральной площади. Главные улицы носили имена лиц царствующего дома: в честь великих княжон — Мариинская и Ольгинская, наследника — Алексеевская, августейшего брата — Михайловская, а нынешний проспект Ленина (бывший Сталина) — Николаевская…
Что было замечательного в том плане? А то, что в основу был положен план Петрограда. Случайно? Нет, с заранее обдуманным намерением.
Ведь что такое Петербург — Петрополь — Петроград? Столица империи и окно в Европу. И более двух веков окно это было открыто настежь. Пока в августе 1914-го Россия не вступила в Великую европейскую войну. И немцы это окно захлопнули. Даже форточки не оставили. И императорский Балтийский флот оказался заперт в портах, где невоюющим экипажам не оставалось ничего иного, как растить в себе революционную ярость.
А тут грандиозная идея — прорубить новое окно, незамерзающее и такое широкое, что ни минами, ни субмаринами его не перегородить.
Показать немцу, что Россию в угол не поставишь и не загонишь.
И станет твердой пятой на Ледовитом океане новый российский город.
Да не просто город, а град, во всем подобный Петрограду. Сегодня еще в колыбели, а завтра молодая столица России-победительницы. И Николай Второй войдет в историю как Николай Великий!
Вы никогда ни о чем подобном не слыхали? Тогда читайте:
«Россия, заменив нынешнюю северную столицу полярною, у незамерзающего Варангерфиорда, вместе со всем христианско-европейским человечеством откроет новую борьбу на два фронта: с экваториальным, тропическим жаром с одной стороны и с полярным холодом — с другой».
Это пророчествовал Николай Федоров[285]. Не знаю, читал ли его инженер Борис Сабанин. Но Александр Беляев, скорее всего, это прочел или услышал от федоровца Сетницкого.
И идея замечательная — великая русская полярная мечта!
285
Федоров Н. Ф. Распределение задач всемирной регуляции природы // Федоров Н. Ф. Собрание сочинений: В 4 т. М., 1995. Т. 2. С. 302; ранее опубликовано во втором томе «Философии общего дела» (М., 1913).
ЗБС «АРБ» 2013
***
Введение. Что такое русский космизм?
Образ цивилизации будущего, вышедшей за пределы Земли, нарисовал в романах «Красная звезда» (1908) и «Инженер Мэнни» (1912) Александр Богданов, родоначальник организационной науки, которую с космизмом объединяет ненависть к хаосу, воля к космизации бытия. Продолжая этот космический вектор, Алексей
Толстой создал «Аэлиту» (1924), Александр Беляев — «Звезду КЭЦ» (1935), где,
опираясь на научные выкладки и художественные предвидения К.Э. Циолковского
(философ-космист был и автором научно-фантастических произведений), дал свое
проективное видение жизни людей, ставших, по мечте Циолковского, «гражданами
Вселенной». А еще Беляев, вдохновлявшийся и идеями Федорова, дал художественный образ человека летающего (роман «Ариэль», 1940), живущего в разных средах
(«Человек-амфибия», 1927) и напряженно дискутировал о бессмертии, одновремен-
но и мечтая о преодолении барьера смерти, и предостерегая от профанации, от частичных, а значит уязвимых решений («Голова профессора Доуэля», 1925).
Русский космизм. Хроника /в сокращении/
1925
Во Франции печатается статья В.И. Вернадского «Автотрофность человечества», где говорится о вечности жизни, роли разума в биосфере и перспективах перехода к искусственному синтезу пищи и далее к автотрофности человечества.Русский космизм. Хроника 403
«Жизнь должна рассматриваться как космическое явление в истории нашей планеты».
«Запасы энергии, находящиеся в распоряжении разума, неистощимы. Сила приливов и морских волн, радиоактивная, атомная энергия, теплота Солнца могут дать
нужную силу в любом количестве.
Введение этих форм энергии в жизнь есть вопрос времени».
«Что означал бы синтез пищи в жизни людей и в жизни биосферы?
Его создание освободило бы человека от его зависимости от другого живого вещества. Из существа социально гетеротрофного он сделался бы существом социально
автотрофным.
Последствия такого явления в механизме биосферы были бы огромны».
В.И. Вернадский
К.Э. Циолковский в Калуге печатает философские работы «Монизм Вселенной»
и «Причина космоса».
«После заселения нашей солнечной системы начнут заселяться иные солнечные
системы нашего Млечного Пути. С трудом отделится человек от земли. Гораздо легче
было одолеть солнечное притяжение, ввиду свободы движений в эфире и громадности
лучистой энергии всего солнца, которой мог воспользоваться человек. Земля оказывается исходным пунктом расселения совершенных в Млечном Пути».
К.Э. Циолковский. Монизм Вселенной
В.Н. Муравьев пишет работу «Культура будущего», в которой, опираясь на идею
антиэнтропийной сущности жизни, дает обоснование преобразовательной деятельности человечества, направленной на природу, космос, общество, собственный организм.
Биокосмист Павел Иваницкий выпускает брошюру «Искусственное вызывание
дождя и управление погодой путем регуляции атмосферного и земного электричества»,
в которой собирает материалы по проблеме управления погодой и искусственному вызыванию дождя, иллюстрирующие федоровскую идею атмосферической регуляции.
В журнале «Всемирный следопыт» печатается рассказ писателя-фантаста Александра Романовича Беляева (1884–1942) «Голова профессора Доуэля», позднее переработанный в роман.*
Казимир Малевич работает над архитектурными супрематическими моделями —
архитектонами и планидами, часть которых, по замыслу автора, представляют модели космических строений, основу для планов космических станций.
1926
Выходит в свет книга В.И. Вернадского «Биосфера».
«Вещество биосферы, благодаря космическим излучениям, проникнуто энергией;
оно становится активным, собирает и распределяет в биосфере полученную в форме
излучения энергию. Лик Земли есть не только отражение нашей планеты, проявление ее
вещества и ее энергии — он одновременно является и созданием внешних сил космоса».
В.И. Вернадский
В Москве создан Институт переливания крови, его директором становится философ, писатель Александр Александрович Богданов (1873–1928).
Циолковский в Калуге переиздает работы «Исследование мировых пространств
реактивными приборами» с предисловием, в котором излагает план завоевания межпланетных пространств и обозначает первые шаги к нему.
«Сначала неизбежно идут: мысль, фантазия, сказка. За ними шествует научный
расчет. И уже в конце концов исполнение венчает мысль».
К.Э. Циолковский. Предисловие404 Русский космизм. Хроника
Биокосмист Александр Ярославский издает роман «Аргонавты Вселенной».
В Харбине Н.А. Сетницкий издает богословский трактат «Смертобожничество»,
написанный совместно с А.К. Горским. В трактате рассматривается история христианского вероучения с точки зрения раскрытия в ней идеи о творческом назначении человека в мире, борьбы со всеми формами обожествления смерти.
Профессор Сергей Сергеевич Брюхоненко (1890–1960) создает первый в мире
аппарат искусственного кровообращения. Проводит эксперимент, в результате которого удается оживить и поддерживать в течение двух часов жизнедеятельность
собаки.
Возникает объединение художников-космистов «Амаравелла» (от санскритского Amaravella — Ростки бессмертия). В объединение входят А.П. Сардан (Баранов), Б.А. Смирнов-Русецкий, П.П. Фатеев, С.И. Шиголев, В.Т. Черноволенко и
В.Н. Пшесецкая (Руна).
Во время приезда азиатской экспедиции Н.К. Рериха в Москву члены группы встречаются с художником. На встрече присутствует и философ-космист А.К. Горский.
В переписке А.М. Горького и М.М. Пришвина обсуждаются идеи Федорова.
«А вот был у нас весьма оригинальный мыслитель Н.Ф. Федоров. <…> Интереснейший старик. Мне у него ценна и близка проповедь “активного” отношения к
жизни».
М. Горький. Из письма М.М. Пришвину от 17 октября 1926
1927
В Нью-Йорке по инициативе Н.К. Рериха проходит первая выставка группы
художников-космистов «Амаравелла».
В апреле в Москве открывается Первая мировая выставка межпланетных аппаратов и механизмов, которую за два месяца работы посетило более 10 000 человек.
Ученый и популяризатор авиации и космонавтики Н.А. Рынин начинает издание
серии выпусков «Межпланетные сообщения в фантазиях романистов и в проектах
ученых» (всего вышло 9 выпусков, в последнем, появившемся в 1932 году, была дана
летопись и развернутая библиография к теме).
Выходит футурологическая повесть писателя Сергея Тимофеевича Григорьева
(1875–1953) «Гибель Британии», представляющая утопическую картину будущего
Советской России: бесшумные машины, вечноцветущие яблони, ювенильная вода,
тысячи культурных растений, созданных в результате биотехнологий. Люди растопили ледники Гималаев и Памира, повернули реки, соединяя «работу солнца с работой воды», оросили пустыню.
«Труд человека стал геологическим фактором: мы способны сдвигать горы, участвовать в горообразовательных процессах».
«Земной мир должен быть объединен для регуляции природы: работы, вроде тех,
что провели мы, меняют физическое состояние всей земли».
Из повести «Гибель Британии»
Выходит 44-й том 7-го издания «Энциклопедического словаря Русского библиографического института Гранат», где в сокращенном виде печатается «Автореферат», в котором П.А. Флоренский определяет свою «жизненную задачу» как «проложение путей к будущему цельному мировоззрению» и дает определение культуры
как «сознательной борьбы с мировым уравниванием», т. е. с энтропией и смертью.
В Париже французский философ Эдуард Леруа читает цикл лекций, составивших его книгу «Происхождение человека и эволюция разума», где впервые появляРусский космизм. Хроника 405
ется термин «ноосфера». Автором термина был философ, палеонтолог П. Тейяр де
Шарден, обосновавший его еще в 1925 году в эссе «Гоминизация».
П. Тейяр де Шарден завершает книгу «Божественная среда», акцентируя в ней
идею восходящего творения, движения мироздания к Плероме, в которую вместе с
человеком входит вся тварь, созидания «Царствия Божия из всех сфер человеческой
жизни».
1928
В Харбине Н.А. Сетницкий начинает переиздание «Философии общего дела».
Выпускает работу А.К. Горского «Перед лицем смерти. Л.Н. Толстой и Н.Ф. Федоров», начинает издание его очерков «Н.Ф. Федоров и современность» (обе работы
выходят под псевдонимом А. Остромиров).
В.Н. Муравьев пишет работу «Философия действия», в которой ставит в основу действия идею коллективного преобразования мира.
27 ноября Максим Горький в статье «Еще о механических гражданах», напечатанной в газете «Известия», упоминает о Федорове, приводя его афоризм «Свобода без власти над природой и без управления ею то же, что освобождение крестьян
без земли». Эту цитату 11 декабря приводит в своем докладе на IV сессии ЦИК СССР
М.И. Калинин.
28 декабря в газете «Известия» выходит заметка А.К. Горского о Н.Ф. Федорове,
в которой он излагает идеи мыслителя так, чтобы показать их родственность научно-техническим и общественным преобразованиям Советской России.
Циолковский в Калуге выпускает брошюры «Будущее земли и человечества», в
которой рисует перспективы преобразования земли и расселения в околосолнечном
пространстве, и «Воля Вселенной», где высказывает гипотезу о существовании в
космосе множества высокоразвитых цивилизаций и о будущем объединении их усилий во благо управления Вселенной.
В журнале «Вокруг света» печатается роман писателя-фантаста А.Р. Беляева
«Человек-амфибия».
Молодой архитектор Г.Т. Крутиков, студент ВХУТЕМАСа, представляет в качестве дипломного проекта работу «Город будущего (эволюция архитектурных
принципов в планировке городов и организации жилища)», создав проект «летающего города».
В Германии в издательстве Р. Пипера выходит том подготовительных материалов к роману Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» с обширным исследованием
литературоведа В.Л. Комаровича о влиянии идей Федорова на этот роман: «Отцеубийство и учение Н.Ф. Федорова о телесном воскрешении» (Komarowitsch W. Der
Vatermord und Fjodoroffs Lehre von der «Fleischlichen Auferstehung» // Die Urgestalt
der Brüder Karamasoff. Dostojevskis Quellen, Entwurfe und Fragmente. München, 1928).
Завершается Центрально-Азиатская экспедиция Н.К. и Е.И. Рерихов. В Индии
в Кулу Рерихи создают Институт гималайских исследований («Урусвати»).
1929
Арест А.К. Горского и В.Н. Муравьева.
Философ, священник, богослов Павел Александрович Флоренский (1882–1937)
в письме В.И. Вернадскому высказывает идею пневматосферы.
«Со своей стороны хочу высказать мысль, нуждающуюся в конкретном обосновании и представляющую, скорее, эвристическое начало. Это именно мысль о существовании в биосфере или, может быть, на биосфере того, что можно было бы назвать406 Русский космизм. Хроника
пневматосферой, т. е. о существовании особой части вещества, вовлеченной в круговорот культуры или, точнее, круговорот духа».
П.А. Флоренский. Из письма В.И. Вернадскому. 21 сентября 1929
Циолковский в Калуге выпускает отдельными брошюрами работы «Космические
ракетные поезда», «Растение будущего. Животное Космоса. Самозарождение», «Цели
звездоплавания», в которых продолжает изложение своей космической философии.
Андрей Платонов завершает роман «Чевенгур», в котором испытывает на прочность идеалы коммунизма.
«Какой же это коммунизм? — окончательно усомнился Копенкин и вышел на двор,
покрытый сырою ночью. — От него ребенок ни разу не мог вздохнуть, при нем человек
явился и умер. Тут зараза, а не коммунизм. Пора тебе ехать, товарищ Копенкин, отсюда — вдаль».
Андрей Платонов. Чевенгур
Пакт о международной охране памятников культуры во время военных действий (Пакт Рериха).
1930
Александр Чижевский выпускает книгу «Эпидемические катастрофы и периодическая деятельность Солнца», обобщая в ней свои исследования зависимости
возникновения и распространения эпидемий от циклов солнечной активности.
В Калуге Циолковский печатает свою «Научную этику».
«Этика космоса, т. е. ее сознательных существ, состоит в том, чтобы не было нигде
никаких страданий».
К.Э. Циолковский. Научная этика
Писатель-фантаст Александр Беляев печатает очерк о К.Э. Циолковском «Гражданин Эфирного острова» и рассказ «Нетленный мир», в котором в художественной
форме показывает опасности непросчитанных и волюнтаристических вторжений
человека в природу, не предваряющихся, как на том настаивал Н.Ф. Федоров, доскональным изучением природных процессов.
Андрей Платонов создает повесть «Котлован», символически воплощая в ней
ряд федоровских мотивов (вечной памяти и невозможности всеобщего счастья при
существовании смерти).
1932
В Харбине философ-космист Николай Александрович Сетницкий (1888–1937)
издает книгу «О конечном идеале» (1932), в которой выдвигает концепцию проективности идеала.
«Идеал по самому смыслу своему есть крайнее, последнее и величайшее задание,
к которому стремится человечество».
Н.А. Сетницкий
В Харбине выходит в свет работа А.К. Горского «Организация мировоздействия», в которой рассматриваются перспективы сотрудничества науки и искусства в
деле преображения мира.
При Гидрометеорическом комитете СССР создан Институт искусственного
дождя.
В Москве по инициативе А.М. Горького создан Всесоюзный институт экспериментальной медицины, занимавшийся в том числе проблемами долголетия.
Поэт-обериут Николай Александрович Заболоцкий (1903–1958) вступает в переписку с К.Э. Циолковским.
«На днях я прочел Ваше сочинение “Растение будущего. Животное космоса. Самозарождение”, 1929. Ваши мысли о будущем человечества поразили меня настолько,
что теперь я не успокоюсь, покуда не прочту других сочинений Ваших».
Н.А. Заболоцкий. Из письма К.Э. Циолковскому.
7 января 1932
«Ваши мысли о будущем Земли, человечества, животных и растений глубоко волнуют меня, и они очень близки мне. В моих ненапечатанных поэмах и стихах я, как мог,
разрешал их».
Н.А. Заболоцкий. Из письма К.Э. Циолковскому.
18 января 1932
Выходит научно-юбилейный сборник, посвященный 75-летию со дня рождения
К.Э. Циолковского и 40-летию появления его первых научных трудов по дирижаблестроению. Циолковский печатает в сборнике юбилейную лекцию «Звездоплавание».
«На основании своих научных работ я твердо верю в осуществимость космических
путешествий и заселение солнечных пространств. Но я никогда не решусь сказать,408 Русский космизм. Хроника
когда это будет. Многое зависит от условий: успехов техники, распространения соответствующих идей, общественного устройства и новых открытий».
К.Э. Циолковский. Звездоплавание
1933
Писатель-фантаст Александр Беляев выпускает фантастический роман «Прыжок в ничто». Прототипом главного героя, немецкого ученого-пацифиста Лео Цандера, строящего космический корабль и ведущего его в пространства Вселенной стал инженер Ф.А. Цандер.
В журнале «Звезда» печатается поэма Н.А. Заболоцкого «Торжество земледелия», в которой он, опираясь на идеи Циолковского, рисует будущее земли.
Я дале видел красный светоч
В чертоге умного вола.
Коров задумчивое вече
Решало там свои дела. <…>
Там кони, химии друзья,
Хлебали щи из ста молекул,
Иные, в воздухе вися,
Смотрели, кто с небес приехал. <…>
Здесь волк с железным микроскопом
Звезду вечернюю поет,
Здесь конь с редиской и укропом
Беседы длинные ведет.
И хоры стройные людей,
Покинув пастбища эфира,
Спускаются на стогны мира
Отведать пищи лебедей.
Николай Заболоцкий. Торжество земледелия
1935
Съемки «Космического рейса» завершены. В газете «Комсомольская правда»
К.Э. Циолковский делится впечатлениями о работе над фильмом.
Выходит второе издание романа Александра Беляева «Прыжок в ничто» с
предисловием К.Э. Циолковского.
Циолковский пишет статью «Космическая философия».
Н.А. Сетницкий возвращается из Харбина в Москву.
Смерть К.Э. Циолковского.
1936
В журнале «Звезда» печатается научно-фантастический роман Александра
Беляева «Звезда КЭЦ». КЭЦ — инициалы Константина Эдуардовича Циолковского.
Н.А. Сетницкий безуспешно пытается встретиться с А.М. Горьким. В конечном
итоге пишет ему исповедальное письмо, рассказывая о своих усилиях ввести идеи
Федорова в горизонт советского строительства и подчеркивая важность борьбы со
смертью для «страны, строящей новый мир». Горький умер, а письмо так и осталось
непосланным.
«Трагично то, что никто из строителей социализма не рискует сказать, что без
борьбы со смертью нельзя и думать о социализме и что коммунизм не может быть
построен без победы над смертью».
Н.А. Сетницкий. Из письма А.М. Горькому. 3 мая 1936
1937–1943
А.К. Горский, поселившийся в Калуге, знакомится с дочерьми К.Э. Циолковского,
ведет переписку со старшей дочерью Н.А. Сетницкого, студенткой исторического факультета МГУ Ольгой Николаевной Сетницкой (1916–1987) и ее подругой Екатериной
Александровной Крашенинниковой (1919–1996). Эти философские письма — уникальное свидетельство подспудного развития идей космизма в СССР в эру репрессий.
1941
В Музее А.Н. Скрябина в Москве проходит юбилейная сессия, посвященная
25-летию со дня смерти А.Н. Скрябина. А.К. Горский делает доклад о композиторе,
осмысляя его личность и замыслы в контексте темы искусства как творчества жизни.
Выходит в свет роман писателя-фантаста Александра Беляева «Ариэль» — о человеке летающем.
Гачева А. Русский космизм в идеях и лицах. — М.: Академический проект, 2019. —
431 с. + 16 п. цв. вкл. — (Научно-популярная серия РФФИ)
* фактически: впервые опубликовано — в виде рассказа — в московской «Рабочей газете» 16 — 21 и 24 — 26 июня 1925 года, а затем в 3-м и 4-м номерах журнала «Всемирный следопыт» за тот же год. Годом позже в качестве заглавного рассказа вошло в первый авторский сборник фантастики Беляева (вместе с рассказами «Человек, который не спит» и «Гость из книжного шкафа»).
Сюжет рассказа тот же, что и романа, но значительно проще и беднее. Мисс Адаме (в романе — мадемуазель Лоран) попадает в лабораторию профессора Керна, большого ученого, который, однако, не остановился перед преступлением: оживив голову своего учителя, профессора Доуэля, он теперь заставляет эту голову работать на себя, служить «генератором идей». Мисс Адаме сразу же, как только проникает в тайну Керна, пытается разоблачить его, но безуспешно. Из почти безвыходного положения ее спасает сын Доуэля. Вместе им удается довести разоблачение до конца. Керн терпит поражение.
Рассказ был интересен своими научно-фантастическими идеями, но не литературным мастерством автора. Поэтому двенадцать лет спустя Беляев переработал его в роман — в том виде, в каком он опубликован сегодня. Впервые роман увидел свет в 1937 году на страницах ленинградской газеты «Смена» (1 — 6, 8 — 9, 11, 14 — 18, 24, 28 февраля, 1, 3 — 6, 9 — 11 марта), затем в 6 — 10 номерах журнала «Вокруг света» за тот же год.
Первое отдельное издание было выпущено издательством «Советский писатель» в 1938 году;
Также: ещё одна публикация «Головы профессора Доуэля» 1937 г. в рижской русскоязычной газете: «Когда мертвые оживут» фантастический роман необычайных приключений // Газета для всех: Воскресная газета для города и деревни (Рига), 1937, 12 сентября (№37) – с.9-10, 19 сентября (№38) – с.11-12, 26 сентября (№39) – с.11-12, 3 октября (№40) – с.11-12, 10 октября (№41) – с.11-12, 17 октября (№42) – с.11-12, 24 октября (№43) – с.14-15, 31 октября (№44) – с.11-12, 7 ноября (№45) – с.12, 14 ноября (№46) – с.11-12, 21 ноября (№47) – с.12-13, 28 ноября (№46) – с.12, 5 декабря (№49) – с.11-12, 12 декабря (№50) – с.14; 1938, 16 января (№3) – с.13-14, 23 января (№4) – с.9-10, 30 января (№5) – с.13-14, 6 февраля (№6) – с.13, 13 февраля (№7) – с.13, 20 февраля (№8) – с.13, 27 февраля (№9) – с.13-14, 6 марта (№10) – с.13, 13 марта (№11) – с.13-14, 20 марта (№12) – с.13, 27 марта (№13) – с.13-14.
***
Поступив в Москве в 1923 году на службу в Наркомат почт и телеграфов, 39-летний Беляев стал вскоре активнейшим сотрудником ведомственного журнала «Жизнь связи». А в 1924 году, когда журнал объединился с журналом "Техника связи" и стал называться "Жизнь и техника связи", в нём начал печататься только что поступивший на работу в Наркомпочтель 35-летний Николай Сетницкий, разрабатывавший с А. Горским и В. Муравьёвым теорию НОУТ (научной организации умственного труда). *
Николай Сетницкий с 1923 по 1925 гг. работал в Наркомпочтеле одновременно с А. Беляевым.
Подтверждение этому Анастасия Гачева нашла в переписке Н, Сетницкого и А. Горского, и особенно, в письмах А. Горского своим ученицам О. Н. Сетницкой и Е. А .Крашенинниковой.
Далее, в конце 1930-х гг., когда Беляев уже живёт в Ленинграде, Сетницкая с Крашенинниковой побывали там и встречались с двумя писателями. Первой была Ольга Форш, с которой они говорили о Н. Фёдорове, а вторым — Беляев. И в дневниках Ольги Сетницкой есть запись об этом посещении Беляева. Они говорили об его романах, а также об идеях Н. Фёдорова. Таким образом, мы уже знаем, что опосредованно, через Сетницких, Беляев ознакомился с "Философией общего дела" Фёдорова, а посредством переписки с Циолковским, получив работы последнего, и с идеями его в области космизма.
* как цепочка идей космизма Федоров — Богданов — Гастев (НОТ).
Анастасия Гачева
Что же увлекло Беляева в личности Циолковского? Куда вела Беляева интуиция, какие догадки он строил? 17 июня 1941 года в письме все тому же Воробьеву он роняет несколько слов:
«Константин Эдуардович Циолковский обжился в небе, как едва ли кто»[350].
И эта фраза позволяет догадаться, какой ключ к жизни и творчеству Циолковского отыскал Беляев. И тогда мы понимаем, что если не книга, то первый набросок ее до нас дошел — это очерк 1930 года.
«Гражданин Эфирного Острова
Константин Эдуардович Циолковский космический человек. Гражданин Эфирного Острова.
Кроме приведенной выше статьи «Изобретатели» (1916), см. также: Беляев А. Гражданин Эфирного Острова // Всемирный следопыт. 1930. № 10–11: Беляев А. К. Э. Циолковский // Полярная правда. 1932. № 60. 15 сентября: Беляев А. Памяти великого ученого изобретателя // Юный пролетарий. 1935. № 23; Беляев А. К. Э. Циолковский // Большевистское слово. 1938. 18 сентября; Беляев А. Великий транспортник // Большевистское слово. 1939. 28 сентября; Беляев А. Он жил среди звезд // Большевистское слово. 1940. 19 сентября. Часто приписываемый Беляеву анонимный некролог «Константин Эдуардович Циолковский» (Вокруг света. 1935. № 10. С. 14–16) является, по всей видимости, плодом коллективного творчества.
ЗБС
348
Ляпунов Б. В. Указ. соч. С. 85.
349
Там же. С. 86.
350
Там же. С. 85.
Здесь должны быть воспоминания о встречах с Беляевым:
ф.379 оп.6 ед. хр.679
Г.А. Гецевич, В.Г. Егоров, Н.А. Павлович, О.Н. Сетницкая. «Памяти Бориса Пастернака», «Борису Пастернаку при получении его стихов», «Пастернаковские стихи». Стихотворения.
1946 – 2010
8
ф.1334 оп.1 ед. хр.13
"Все спасены", "Марише", "Рождественские подарки". Сборники стихотворений. На лл. 27, 28, 29, 30 — стихотв-я О.Н. Сетницкой (псевд.: Аль-Алиса) — маш.; на л. 22 об. — письмо Б.Л. Пастернака Е.М. Уразовой от 26/XI-1945 г. — копия рукой А.Е. Крученых; на лл. 23, 28 — пометы Б.Л. Пастернака от 19.XI-1945 г.
1933 — 1945
31
ф.1334 оп.1 ед. хр.66
Тетрадь с набросками стихотворений, записями для памяти и др. Имеется автограф О.Н. Сетницкой
1942 — 1944
101
ф.1334 оп.1 ед. хр.67
Тетрадь с набросками стихотворений, записями дневникового характера и др. Имеются автографы Т.С. Грица, О.Н. Сетницкой, А.К. Тарасенкова
1944 — 1945
67
ф.1334 оп.1 ед. хр.68
Тетрадь с набросками стихотворений, записями о заумном языке и др. Имеются автографы Н.И. Глазкова, Б.В. Казанского, М.А. Светлова, О.Н. Сетницкой
1945
61
ф.1334 оп.1 ед. хр.69
Тетрадь с набросками стихотворений. Имеется автограф О.Н. Сетницкой
1945 — 1946
120
ф.1334 оп.1 ед. хр.71
Тетрадь с набросками стихотворений. Имеются автографы В.С. Барта, Б.Л. Пастернака, О.Н. Сетницкой, Я.В. Смелякова, Е.М. Уразовой и др.
1947
71
ф.1334 оп.1 ед. хр.72
Тетрадь с набросками стихотворений, записями для памяти и др. Имеются автографы О.Н. Сетницкой, Н.И. Харджиева и др.
1947
40
ф.1334 оп.1 ед. хр.73
Тетрадь с набросками стихотворений и записями дневникового характера. Имеются автографы С.И. Кирсанова, О.Н. Сетницкой, Н.И. Харджиева и др.
1947 — 1949
103
ф.1334 оп.1 ед. хр.76
Тетрадь с набросками стихотворений, записями для памяти. Имеются автографы Н.В. Богданова, О.В. Ивинской, О.Н. Сетницкой и др.
1948 — 1965
58
ф.1334 оп.1 ед. хр.82
Тетрадь с набросками стихотворений и записями дневникового характера. Имеются автографы О.Н. Сетницкой, Н.И. Харджиева
1952 — 1954
91
ф.1334 оп.1 ед. хр.83
Тетрадь с набросками стихотворений, записями дневникового характера, для памяти и др. Имеются автографы О.В. Ивинской, О.В. Сетницкой, Н.И. Харджиева и др.
[1954]
68
ф.1334 оп.1 ед. хр.129
Письма и телеграммы Асеева Николая Николаевича. Телеграммы с пометами А.Е. Крученых и О.Н. Сетницкой
[1920-е] — 21 февраля 1956
11, 8пп
ф.1334 оп.1 ед. хр.275
О.Н. Сетницкая. "Волшебное колесо". Сборник стихотворений, посвященных А.Е. Крученых
1948
18
ф.1334 оп.1 ед. хр.286
Библиография А.Е. Крученых, составленная О.Н. Сетницкой, справочно-библиографическим отделом Государственной Библиотеки им. В.И. Ленина и др.
28 января 1952 — 19 февраля 1965
14
https://www.rgali.ru/storage-unit/search?...