О мифе в жизни и


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «rusty_cat» > О мифе в жизни и литературе...
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

О мифе в жизни и литературе...

Статья написана 25 июля 2010 г. 12:17

Короткое вступление перед отзывом на роман Шеймаса Дина «Чтение в темноте» неожиданно превратилось в полновесное эссе, поэтому пост о романе будет чуть позже.

_

Лет десять назад, когда я читал Хайнлайна, потихоньку подбирался к Шекли и Саймаку, и даже шесть лет назад, когда я уже попробовал на зуб Сэллинджера, Сартра или, например, Маркеса — я еще совсем не задумывался о Мифе. Как категория он еще не существовал в моем сознании. Нет, конечно же, я читал школьником мифы древней Греции, русские былины, позже пробовал взяться за Библию, — но ни о каком Мифе я не помышлял, вместе эти произведения духовной культуры не связывал. Однако, так стало получаться, что вот уже несколько последних лет, Миф в той или иной форме оказывается передо мной снова и снова. И, хотя полновесных литературоведческих и философских работ о мифомышлении я не читал (пока), определенное понимание у меня сформировалось. Миф занял прочное положение среди других привычных категорий — жизнь, воспоминания, правда, фантазия...

Итак Миф — [сказание, передающее представления людей о мире] является первоосновой литературы вообще. В тот момент, когда научная картина мира вытеснила мифическую, когда рацио стало преобладать над стихиями и духами, именно литература вобрала в себя мифологию полностью, не отбрасывая ничего и не вычеркивая. С тех пор в литературе происходит возрождение того или иного мифа в реалиях нового времени. Причем, происходить это может как сугубо развлекательно (яркий пример — переиначивание греческих мифов у Олди), так и глубоко — психологически, философски, эстетически (Джойс, Сартр, Рансмайр). Тот же процесс происходил в древние времена — ни для кого не секрет, что Мифы разных народов имеют общие эпизоды — Потоп, падение Башни. А образ Христа — это ли не инкарнация мифа о Прометее?

Миф никогда не бывает сам по себе, мифы разных народов образуют законченные системы, призванные полностью описать окружающий человека мир. С другой стороны, отдельные мифы охватывают краткие эпизоды — назовем их события — рождение или смерть, победу или поражение, возвышение или падение, встречу или расставание, путешествие или возвращение. Таким образом, любая мифология [древнешумерская, ассирийская, греческая, христианская] включает в себя — все множество событий, которые могут произойти в жизни отдельного человека или жизни группы таких людей. Для чего?

Во-первых, миф — это иррацио. Первой из наследниц мифологии является поэзия, и ее иррациональная составляющая — лирика. Вот, что относят к характерным чертам мифологии:

цитата

произвольное (алогичное) соединение сюжетов и тождественность означающего и означаемого, персонификация явлений природы, зооморфизм

Но не этот ли спектр методов — основа поэзии, с ее аллегориями, метафорами, метонимиями и пр.? В основе любой метафоры — соединение несоединяемого, по второму диалектическому принципу, алогичность, противоречивость, иррациональность — принципиальная невозможность разложить в логически тождественную цепочку определений. Но именно к этой иррациональности от начала времен до наших дней человек мучительно стремится — об этом свидетельствуют дошедшие до нас мифологии, позднее трансформировавшиеся в поэзию, и мистику, и фантастику, и сюрреализм, и постмодернизм и многое другое. Рационального явно недостаточно человеку для полноты жизни, поскольку сама жизнь и итог ее — смерть, по сути своей, иррациональны. И поэтому требуется Миф, который умеет связать необъяснимое, сделав его понятным, оставляя при этом необъясненным. Миф позволяет найти смысл в бессмысленном, в жизни, в смерти, в рутине дней, в жесте самопожертвования, во всем.

По большому счету, достаточно связать поездку на работу с путешествием Ясона, мытье посуды со схваткой Геракла и Гидры, — а человеческое сознание способно устанавливать такие связи — ассоциативно, иррационально, необъяснимо, — и вот человек уже живет внутри Мифа, и тогда все тревоги, все попытки и неудачи начинают обретать иной, более глубокий смысл. По сути бессмысленное существование обретает Значение. А человеческий дух обретает Место внутри Мифа. Чем является Библия, с этой точки зрения? — Полная система мифов. Человек-христианин получает возможность видеть свою жизнь внутри этой Мифической картины, совершать подвиги, жертвовать, умирать и воскресать. И когда на службе в церкви несколько сотен людей стоят со свечами и поют молитву, в мифическом понимании — происходит совсем другое, происходит рождение Спасителя, или его Воскрешение или любое другое из Мифических событий.

Возвращаясь теперь к литературе, можно отметить, что через частности  — события — человеческой жизни любое произведение может быть связано с той или иной Мифологией и само является, по сути, Мифологией — через Миф о возвращении или Миф о рождении, через Миф о смерти или Миф о победе. Важно не то, с какой мифологической системой человек себя связывает, а то — что связь эта есть. Литературные памятники советских времен — по сути те же мифы о героях труда или войны, о победах, о смерти. Связывая себя мысленно с Матросовым, с Маресьевым, с Гагариным или Кожедубом, с Космодемьянской, советский человек также передавал свою жизнь Мифу взамен на Смысл своего бытия.

Мифомышление некуда не девалось, и с этим вряд ли можно спорить. Произведения «модного» магического реализма — по сути, и есть яркие воплощения современного мифомышления: «Сто лет одиночества», «Адские машины...» Картер, «Страна смеха» Кэрролла, «Маленький, большой» Краули, «Зимняя сказка» Хелприна, романы Сарамаго — все это Мифы. Говорить о современном мифотворчестве сложнее. Одно дело — оживлять старые мифы в новой реальности, другое — создавать мифы, которых до сих пор не было. Я не достаточно хорошо знаю ранние мифосистемы — от Шумера, Вавилона и Египта до древнего Китая и Индии, — чтобы утверждать, что тот или иной сюжет — является новым. Но вполне может оказаться, что Уэллс и Лем — не просто мифорассказчики, но и мифотворцы. А «Вечный воитель» Муркока — появившийся в условиях аромантизации войны — новый миф о Сизифе-воине, который не хочет воевать, и об оружии, которое убивает своего владельца.

Подводя краткий отмечу, что любой человек — живет в Мифе. Сценарии, о которых говорил Эрик Берн, — закостеневшие в поступках людей мифы. Особенно отчетливо значение Мифа встает перед человеком в попытке осознать Смерть. Всякий самоубийца должен во что-то верить — в чье-то раскаяние, в победу каких-то идеалов, в искупление, но тот сюжет, тот порядок событий о котором он думает и которого ожидает, и есть то «сказание» или миф. Равно как и человек, стоящий перед естественной смертью, что бы он ни думал — «моя душа переродится в другом человеке» или «моя душа встретится с умершими родственниками», или даже «я умру, тело станет землей, вырастет трава» — мыслит себя частью мифа, а свою будущую смерть — эпизодом большой мифической картины.

Я не знаю, вероятно, что все вышесказанное хорошо знакомо и очевидно литературоведам и философам. Может быть. Однако, я верю — что творю миф об обретении знания в моей собственной мифической картине мира. Почему нет?.. :-)))





215
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение25 июля 2010 г. 18:45
У Рея Олдриджа были рассказчики, предлагающие клиенту новый миф в психоаналитических целях. Дело происходило в далеком будущем, но мифы были чертовски архаичны.
По поводу прочего — тихий ужас.

цитата rusty_cat

В основе любой метафоры — соединение несоединяемого
Метафора работает со значением и парадоксом не больна.
Мифология, мифологическое мышление — чистая логика, не подкрепленное ни расчетом, ни экспериментом рассуждение по посылке. Синоним некритичного, если хотите.

цитата rusty_cat

Литературные памятники советских времен — по сути те же мифы о героях труда или войны, о победах, о смерти.
Да ну? А почему тогда приводите в пример пропагандистские штампы, созданные на основе реальных событий?
И т.п. и т.д.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 июля 2010 г. 20:05

цитата ааа иии

А почему тогда приводите в пример пропагандистские штампы, созданные на основе реальных событий?

Первое, что вспомнилось, и, кстати, существовали люди — знаю таких — кто мечтал умереть Матросовым. Я предполагаю связь между мифом и сценарием [термин из психологии], и буду стоять на мысли (пока меня не переубедят ;-) ), что мифология — совокупность «сказаний», полная система событий, в которую человек вписывает собственную сущность. Может быть, эта система мифов и есть сам человек, а может быть, она — высшая сущность над человеком, т.е. Бог. Заполнена эта система прецедентами, с которыми человек так или иначе сталкивался в жизни — в рассказах, в историях, в легендах, в книгах, в идеологических и пропагандистских лозунгах, в конце концов. Так что противоречия здесь не вижу. Я читал о жизни Космодемьянской — история того же плана, что и житие какого-нибудь святого. Разве нет?

цитата ааа иии

Метафора работает со значением и парадоксом не больна.

Наверное, как обычно, не разобравшись в тонкостях терминологии, я много чего навалил в одну кучу. Но! Появление мифов и появление поэтических метафор — мне представляются явлениями сходными и, может быть, даже имеющими общие корни. Конечно, я могу ошибаться.
Укажите, где мои посылки ошибочны, а выводы неверны — мне будет интересно разобраться:beer:
 


Ссылка на сообщение25 июля 2010 г. 22:30

цитата rusty_cat

кстати, существовали люди — знаю таких — кто мечтал умереть Матросовым.
Преимущества красивой и наполненной смыслом смерти существенны. Знаете таких, кто мечтает умереть в сокрытой от глаз публики реанимации, после дорогостоящих операций?
Но вопрос был — про литературные памятники советской эпохи.

цитата rusty_cat

полная система событий, в которую человек вписывает собственную сущность
Бррр. Система событий — что это, «классификация сценариев»? Тогда — миф может существовать не сам по себе, а только как часть всеобъемлющей системы, известной всем. А это не так. Допустим, миф о Сизифе, благодаря камешку, известен хорошо, а вот миф о ликантропах в Месении? Можно подобрать и другие примеры — йога, Битлз, витамины. Всегда если есть миф, появляется мифотолкователь. А по Вашему варианту человек все примеряет сам на себя.
   Потом, сценарная гипотеза очень нас ограничивает. Вот миф о Апполоне и Марсии. В какой сценарий эту историю о грехе исполнения альтернативной музыки на конкурсе классики?
 


Ссылка на сообщение25 июля 2010 г. 23:02

цитата ааа иии

Но вопрос был — про литературные памятники советской эпохи.

Не совсем понимаю суть вопроса. Пример? — из того, что читал «Поднятая целина» (1932-1960)

цитата ааа иии

Система событий — что это

Я вижу это так:
— миф существует объективно единожды выраженный — в рассказе, в истории, в мысли;
— человек может выдумать миф, может его увидеть, услышать, прочитать;
— человек строит собственную мифологию, т.е. собственную картину мира из разнородных мифов, с которыми так или иначе столкнулся в жизни; увязывает их между собой и находит собственное место в этой картине мира;
— некая система наиболее востребованных группой людей мифов — образует то, что мы называем мифологией группы (древний шумер, античные мифы, христианство, средневековье, социализм и т.п.)
 


Ссылка на сообщение25 июля 2010 г. 23:06

цитата rusty_cat

из того, что читал «Поднятая целина»
??? что из «Поднятой целины» вошло в мифологию? Вы, вроде, про Зою Космодемьянскую начинали...
 


Ссылка на сообщение25 июля 2010 г. 23:33

цитата ааа иии

что из «Поднятой целины» вошло в мифологию?

формулировки вопросов меня наводят на мысль, что мы друг дружку не понимаем.
Я говорю, что «поднятая целина», Штирлиц, Матросов, Космодемьянская — это мифология, в общем-то, того же порядка, что, например, мифология Библии, или древнегреческий эпос. По обобщенной форме и по сути для живущего под ее воздействием человека — это совокупность прецедентов, помогающая человеку найти свое место в мире.

Что же касается «...целины», то отдельные персонажи, в частности, Щукарь, стали вполне «образцовыми» (специально не говорю мифическими), хотя, если Вы имеете в виду веру в реальность — никто из них в действительности не «жил».


Ссылка на сообщение25 июля 2010 г. 19:32
Миф не есть выдумка или фикция, не есть фантастический вымысел. Почитайте Диалектику мифа А.Ф.Лосева, узнаете еще много интересного 8-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 июля 2010 г. 20:02

цитата swordenferz

Миф не есть выдумка или фикция, не есть фантастический вымысел.

Я этого не говорил. Это некоторое событие, которое принимается бездоказательно. Кроме Лосевского, если я не ошибаюсь, есть и другие подходы к Мифу.

цитата swordenferz

Почитайте

Все собираюсь. Думаю, в скором времени это произойдет:beer:
 


Ссылка на сообщение26 июля 2010 г. 12:56
Книга очень хорошая и читается довольно легко, хотя тема не самая простая. Толковать что-то о мифах без наработок Лосева все равно что описывать вселенную без теории Эйнштейна ;-)
 


Ссылка на сообщение26 июля 2010 г. 12:59
Понял. Исправлюсь;-) :beer:


⇑ Наверх