Павел Санаев Похороните


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «sham» > Павел Санаев - Похороните меня за плинтусом
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Павел Санаев — Похороните меня за плинтусом

Статья написана 3 августа 2010 г. 16:57

Давно хотел познакомиться с этой книгой. И вот возможность представилась: взял почитать у друзей.

___________________________

Издательская аннотация:

Книга, номинированная на Букеровскую премию, буквально взорвала отечественный книжный рынок и обрела не просто культовый, но — легендарный статус!

Повесть, в которой тема взросления будто переворачивается с ног на голову и обретает черты сюрреалистического юмора!

Книга, в которой гомерически смешно и изощренно зло пародируется сама идея счастливого детства.

Чуткий и умный Санаев все правильно понял. Оттого ценность его повести возрастает, и ей гарантировано место в истории русской литературы.

___________________________

Понятно, что под Букеровской премией понимается «Русский Букер», но всё-таки интерес с моей стороны к произведению не ослабевал, особенно из-за протеворечивых отзывов на эту книгу.

Если читать эту книгу, не зная историю российского и советского кино, то наверно (после прочитанных Бэнкса, Суси, Джексон) читателя наврядли потрясет история несчастного мальчика, на долю которого выпала такая тяжелая судьба. Если же быть в курсе, то все меняется и произведение становится действительно скандальным.

В романе перед нами семья из 5 человек:

1. Мальчик Саша, главный герой, от имени которого идёт повествование.

2. Ольга, его мама, которая, разведясь ушла к другому мужчине.

3. Анатолий, отчим мальчика.

4. Семен Михайлович, дедушка мальчика.

5. Нина Антоновна, бабушка мальчика. На бабушку не даю никаких ссылок, ибо она простая домохозяйка. Такая вот семейка! %-\

Четверо из пяти представленных людей, являются людьми публичными, и, как минимум, двое из них (Быков и Санаев-старший) являются великими и любимыми актерами советского кино, поэтому читаемое становится вдвойне страшно, что осознаешь, что это было на самом деле!

О чём книга: Ольга уходит жить к Анатолию; дед и бабушка проклинают свою дочь, забирают к себе внука и воспитывают его по-своему...

Книга представляет собой роман в рассказах (около 10 штук), написанных от лица семилетнего мальчика. Если в уже названных книгах Бэнкса, Суси, и т.д. мы видим безумных взрослых и их безумных детей; то здесь безумна одна бабушка, но от этого менее страшно не становится. При прочтении постоянно вертелась одна мысль: «Бедный ребенок»; как вообще после такого можно оставаться нормальным человеком — удивительно! Книга читается в начале весело: ребенок попадает в различные ситуации; бабушка смешно кричит. Но чем дальше читаешь, тем веселья становится всё меньше и открывается судьба семьи Санаевых.

Павел, безусловно, талантливый автор, и его интересно читать (с 2007 года книга уже переиздавалась 5 раз), но мне при чтении было как-то не по себе от прочитанного. Есть такое слово: «неловкость». Вот именно это я и ощущал при прочтении. У меня перед глазами стояли все эти актеры, а чтение некоторых сцен было подобно ковырянию с корзине с грязным бельём. Из названных персонажей, кроме автора жива только его мать! Каково это было читать ей! Мне кажется не очень приятно... Именно с этим и связан основной минус книги: она через чур личная, на мой взгляд!

ИТОГ: В остальном это очень любопытная проза. И я не зря поставил книгу Санаева в один ряд с названными авторами. Конечно тут нет безумства доводящего до смерти, в остальном же очень много похожего — это книги о сломанных детских судьбах. И в общем-то, несмотря на то, что автор российский и относительно молодой, у него получилось написать интересную книгу, пусть и автобиографическую (8 из 10).

PS. У Санаева есть еще книга «Нулевой километр», а скоро в книжных появится его новый роман «Хроника Раздолбая». С удовольствием бы продолжил знакомство с автором.





148
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение3 августа 2010 г. 17:10

цитата sham

Павел, безусловно, талантливый автор, и его интересно читать (с 2007 года книга уже переиздавалась 5 раз), но мне при чтении было как-то не по себе от прочитанного. Есть такое слово: «неловкость». Вот именно это я и ощущал при прочтении. У меня перед глазами стояли все эти актеры, а чтение некоторых сцен было подобно ковырянию с корзине с грязным бельём.

Вот-вот, там даже хорошая фраза есть из исторического анекдота: «видим, батюшка, весь в говнах». Вот такое же ощущение после прочтения...:-(
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 августа 2010 г. 17:19
да-да, точно подмечено!
и посвящение книги Ролану Быкову как-то выглядит не совсем понятно... %-\
надо бы почитать в инете интервью с ним и его матерью...
 


Ссылка на сообщение3 августа 2010 г. 17:35

цитата sham

и посвящение книги Ролану Быкову как-то выглядит не совсем понятно...

Я не думаю, что автор хотел спекулировать на имени своих известных родственников. Ведь если убрать реальные фамилии, художественная ценность книги от этого нисколько не уменьшится. Просто выносить сор из избы, да ещё в таком неприглядном виде — не совсем этично.
 


Ссылка на сообщение3 августа 2010 г. 17:43

цитата necrotigr

Я не думаю, что автор хотел спекулировать на имени своих известных родственников.
я почему про Ролана Быкова и посвящение ему вспомнил... всю книгу мальчик к нему относится очень отрицательно... мне интересно, в какую сторону в итоге вырули их отношения?!

цитата necrotigr

Ведь если убрать реальные фамилии, художественная ценность книги от этого нисколько не уменьшится.
он убрал реальные фамилии, изменил имена, профессию отчима, т.е. попытался как-то сгладить (причем удачно, мои многие знакомые даже не в курсе всех этих семейных перепитий)... книга безусловно хорошая, но как написать по другому, чтобы не пострадал текст и чтобы не выносить мусор из избы — я не представляю... может издать под псевдонимом!?
 


Ссылка на сообщение4 августа 2010 г. 00:10
Не очень понимаю...

цитата

манипулирование фамилией, наверно, было для привлечения внимания...
Человек же не чужую фамилию присвоил для звучности, а издался под своей, под которой родился, фамилией. Если его родным не хотелось бы, чтобы подробности семейных дел были известны, и «фамилию позорили» — надо было думать, что делали. Ребенок — это не игрушка, которая все стерпит и забудет, в памяти все отпечатается. А хранить это в себе или прикрываться псевдонимом он обязательств не давал.
 


Ссылка на сообщение4 августа 2010 г. 06:31
я просто сделал предположение... дебютная книга, никому не известный автор...
печатать эту книгу под своей фамилией — это сразу тот шаг для привлечения к книге внимания.
И сейчас спустя 3 года я сомневаюсь, что она вызвала бы такой скандал и 5 раз переиздалась, если бы вышла под псевдонимом...

цитата zmey-uj

Если его родным не хотелось бы, чтобы подробности семейных дел были известны, и «фамилию позорили» — надо было думать, что делали.
в данной ситуации идет дело о больном человеке... поэтому думать здесь не приходится...

цитата zmey-uj

А хранить это в себе или прикрываться псевдонимом он обязательств не давал.
конечно не давал, но маме мне кажется тяжеловасто должно было читать эту книгу, где на каждой странице ее проституткой называли... 8-)
 


Ссылка на сообщение4 августа 2010 г. 07:49

цитата sham

И сейчас спустя 3 года я сомневаюсь, что она вызвала бы такой скандал и 5 раз переиздалась, если бы вышла под псевдонимом...
Не знаю, не исключено, но так уж сложилось, что он оказался в такой семье — и знаменитой, и трагичной. Мне, кстати, фамилия ни о чем не говорила. Вообще ни о чем. Попался благожелательный отзыв на книгу в каком-то журнале, где таких отзывов было много — бесплатный журнальчик, видимо, от издательств, с их новинками. И только потом, не сразу после прочтения, а заметно после, выяснилось.

цитата sham

маме мне кажется тяжеловасто должно было читать эту книгу, где на каждой странице ее проституткой называли...
Она, я думаю, тоже понимала, что там, где ее так называли — речь шла о больном человеке. Зато с какой нежностью о ней пишет сын! О том, как она за него боролась, как старалась вырваться из-под влияния этой ненормальной. О дедушке, кстати — как он любил и был верен жене.
Я вот не знаю — будь я на месте автора, хватило бы у меня смелости рассказать обо всем? Так что хотя бы за эту смелость он заслужил право издаться под своим именем.
 


Ссылка на сообщение4 августа 2010 г. 07:55

цитата zmey-uj

Мне, кстати, фамилия ни о чем не говорила.

цитата zmey-uj

И только потом, не сразу после прочтения, а заметно после, выяснилось.

может поэтому и книга вами воспринялась по другому... я когда читаю, представляю все происходящее... и здесь мне даже фантазировать не надо было — все действующие лица известны...

цитата zmey-uj

Я вот не знаю — будь я на месте автора, хватило бы у меня смелости рассказать обо всем?
так и я о том же! сильно много личного... а вот вы как считаете: что приобрела книга от того, что все узнавали в ней любимых актеров? кроме скандала?!
 


Ссылка на сообщение4 августа 2010 г. 08:11

цитата sham

что приобрела книга от того, что все узнавали в ней любимых актеров?
Так я же говорю — мне про героев было ничего не известно, и книга просто очень глубоко впечатлила. Когда же выяснилось, кто они — появилось огромное сочувствие, восхищение матерью, отчимом и дедушкой автора. И добавило уважения к ним. Сама же книга ничего не приобрела и не потеряла в моих глазах.
Может быть, я просто к понятию «скандал» отношусь по-другому. Скандал — это дешевое орудие желтой прессы, которая раздувает событие из ерунды. Кто с кем переспал и этим пролез в певицы/певцы, кто с кем подрался по пьянке и обматерил (с приведением всех эпитетов), кого чья собака покусала и сколько швов наложили. Это — скандал, и мне он неинтересен.
А книга — о семейной драме, об отношениях людей, кстати — довольно порядочных и порядочно рассказанных. О том, почему дедушка не любил отчима, почему мать не хотела жить с родителями, как мальчик любил ее, а не деда с бабкой. Не вижу скандала.
Сама Санаева, кстати, когда только познакомилась с Быковым, писала подруге, что это «смесь шиза и алкаша». И эти слова можно найти, из этого никто не делает тайны. И все-таки полюбили, прошли вместе всю жизнь. Может быть, это наивно, но я восхищаюсь этими отношениями. Это не нынешние случки-разбежки, опошленные полосканием грязного белья в прессе.
 


Ссылка на сообщение4 августа 2010 г. 08:27
ну может быть вы и правы... просто у нас люди как раз и падки на скандалы а-ля желтая пресса... что увидели вы или я там — это одно, а то что книга раскрутилась во многом благодаря известным фамилиям — это несомненно! к примеру книга Санаева «Нулевой километр» прошла тихо и незаметно, хоть он по ней и кино снял... вы кстати ее не читали?
Мне книга понравилась, и меня очень тронули и стория бабушки, и деда, и матери, а последний монолог бабки в подъезде, так вообще вызвал мороз по коже! Но вот лично для меня с художественной точки зрения книга не выиграла ничего от известности используемых фамилий кроме того о чем уже говорил...
ЗЫ не знаю помните ли вы такую лажу как «Записки дрянной девчонки» Дарьи Асламовой... я их не в коем случае не сравниваю, но эффект был примерно такой же: ага, вот они какие бывают! ну тогда правда и желтой прессы почти не было!%-\
 


Ссылка на сообщение4 августа 2010 г. 08:34
Те книги, о которых Вы говорите, читать не приходилось. Но думаю, если «Нулевой километр» вещь толковая, она до меня в конце концов дойдет. Мне многие книги и фильмы стали интересны после того, как о них зажигательно рассказали на сайте.
 


Ссылка на сообщение4 августа 2010 г. 08:39
ну к книгам Санаева, я одназначно теперь буду присматриваться... а вот «Записки дрянной девчонки» — не стОит... это я так в качестве скандала привел пример... довольно мерзкая...

цитата zmey-uj

Мне многие книги и фильмы стали интересны после того, как о них зажигательно рассказали на сайте.
так для того здесь и сидим! :beer:
 


Ссылка на сообщение4 августа 2010 г. 03:06

цитата sham

всю книгу мальчик к нему относится очень отрицательно... мне интересно, в какую сторону в итоге вырули их отношения?!
Судя по интервью, виденным мной на ТВ — едва ли не полная идиллия. Только папой не называл и строил предложения так, чтобы не говорить ему ни «ты», ни «вы»...
 


Ссылка на сообщение4 августа 2010 г. 06:32
ну да... я думаю уж Ролан Быков с любым ребенком нашел бы общий язык... 8-)


Ссылка на сообщение3 августа 2010 г. 17:44

цитата sham

может издать под псевдонимом!?

Точно, самый верный вариант. Иначе-то никак — раскопают.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 августа 2010 г. 17:55
ну значит при запуске книги в качестве пиара было решено оставить...
ведь фамилия автора говорит о многом!
так что думается манипулирование фамилией, наверно, было для привлечения внимания...
и о книге сразу заговорили... стала бы она настолько популярной? переиздавали бы ее 5 раз?! думаю врядли...
 


Ссылка на сообщение3 августа 2010 г. 20:45
То-то и оно!


Ссылка на сообщение3 августа 2010 г. 22:19

цитата sham

манипулирование фамилией, наверно, было для привлечения внимания...

Возможно так и было, но мне при прочтении параллели с названными известными лицами на ум мало приходили. Чаще я вспоминала совсем других людей; из своего окружения, соседей, знакомых, бывших сотрудников... и т.д. Ситуации, даже фразы, повторы с походами по врачам и больницам, дрязги из-за шубки, очень живо напомнили другую семью, совершенно никому неизвестную, как раньше говорили бы, совершенно рядовую советскую семью. Такая семья есть, и не одна. Теперь почти подобная ситуация повторяется в этой семье с другим мальчиком, в других сочетаниях. Там раньше была сноха со своей мамой, сын-внук, муж слабо возражающий, а нынче другая бабушка, сватья той прежней, сын, сноха и внук и ситуации почти один к одному по Санаеву!
Это вам неловко при прочтении книги, представив себе известных людей с уже известным вам имиджем. У нас, провинциалов, примеры гораздо ближе и проще, чаще и представлять не надо, слышно на лестничной площадке, а позже приходится выслушивать монологи соседки по телефону.
   Я подарила им книгу, аудиодиск и видеокассету с фильмом по книге Санаева.
Пока тихо. Никто не звонит, никто не кричит, только это не надолго.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 августа 2010 г. 06:37
мы тоже из провинции! ;-) и тоже понасмотрелся много!
я не говорил, что все это неправдодобно, книга написано очень реалистично...
согласен, иметь такое под боком очень тяжело... и я на месте соседа даже не знаю, как себя бы повел... бедные дети... ???


Ссылка на сообщение3 августа 2010 г. 23:29
У меня книга вызвала совсем другие ассоциации. Я сам воспитывался бабушкой и, читая про приключения героя книги, вспоминал собственное детство.

Такая ситуация, какая описана в романе, она же не уникальная. Во многих советских семьях детей воспитывали бабушки, а в некоторых, как например в моей, мама в процесс воспитания вообще не вмешивалась — я жил у бабушки на Урале, мама жила в Москве и зарабатывала деньги, в общем, каждый вносил свой вклад.

И вот что я хочу сказать. Безотносительно ко многим описываемым в книге ситуациям, прочтя ее, я как будто в детство вернулся. Какие-то сцены из книги были у меня, большинства, слава Богу не было. Но книга послужила стимулом вспомнить, что же было раньше, посмотреть на это со стороны и оценить тот гигантский труд, который делала бабушка.

Поэтому несмотря на общий негативный тон книги, у меня остались от нее и теплые впечатления. Она помогла мне вспомнить давно забытые эпизоды из детства.:-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 августа 2010 г. 00:05
Аналогично. Куда-то гулять не пускали, а хочется; мороженое купили и забыли, а оно растаяло; новая вещь появилась, а ее не дают — сломаешь; знаешь, что за что-то отругают, и придумываешь свою версию, как с теми тапочками. Очень много вспомнилось. У всех же было.
 


Ссылка на сообщение4 августа 2010 г. 06:40
воспитанных бабушкой у меня много знакомых, н согласитесь, что здесь описана не рядовая бабушка...
да книга очень реалистична, многие вещи из дестства замечательно подмечены...


Ссылка на сообщение4 августа 2010 г. 17:18

цитата sham

печатать эту книгу под своей фамилией — это сразу тот шаг для привлечения к книге внимания.
И сейчас спустя 3 года я сомневаюсь, что она вызвала бы такой скандал и 5 раз переиздалась, если бы вышла под псевдонимом...

Ну, я вот книгу не читал. Но смотрел в театре спектакль и знать не знал про все эти перипетии. Мне в принципе понравилось, но думаю, что с этим знанием смотрел бы совсем другими глазами. Вы мне просто подняли веки. :-)
Кстати в спектакле надо всеми другими персонажами доминирует как раз бабушка, не отмеченная ссылкой на Кинопоиск.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 августа 2010 г. 17:23

цитата drogozin

Кстати в спектакле надо всеми другими персонажами доминирует как раз бабушка, не отмеченная ссылкой на Кинопоиск.
так она и в книге доминиурет над всеми... а ссылки нет, потому что она и в жизни была домохозяйкой. Она одна из всей этой толпы как раз и не известна россйискому зрителю. 8-)


⇑ Наверх