FantLab ru

Владислав Крапивин «Топот шахматных лошадок»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.14
Голосов:
224
Моя оценка:
-

подробнее

Топот шахматных лошадок

Роман, год; цикл «Безлюдные пространства», цикл «Великий Кристалл»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

На одной из граней Великого кристалла крутится колесо Гироскопа — стабилизатора медленно растущего пространства Институтских дворов, куда нет входа злу, насилию и прочим мерзостям. Попытка воздействовать на Гироскоп с целью быстро увеличить территорию «пространства добра» терпит неудачу... И все, что остается героям романа «Топот шахматных лошадок», — постараться сделать так, чтобы колесо никогда не останавливалось.

Входит в:

— цикл «Безлюдные пространства»

— цикл «Великий Кристалл»  >  примыкающие к циклу произведения


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 198

Активный словарный запас: средний (2781 уникальное слово на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 48 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 42%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Премия им. П. П. Бажова, 2005 // (роман)


Прохождение Венеры по диску Солнца
2005 г.
Топот шахматных лошадок
2006 г.
Топот шахматных лошадок: Роман-хроника Институтских дворов
2018 г.
Голубятня на желтой поляне
2019 г.

Периодика:

Путеводная звезда. Школьное чтение, 9/2005
2005 г.

Аудиокниги:

Топот шахматных лошадок
2014 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман Крапивина «Топот шахматных лошадок» — замечательная, трогательная книга. Особенно интересно отображение писателем социальных реалий.

Конечно, героям его книг из 1970-1980-х годов, храбро боровшихся с истерзанными дефицитом и неустроенной личной жизнью учительницами, которым нет времени разобраться в сложном внутреннем мире своих учеников, не снилась современная проблематика, которую приходится решать героям в нашем времени.

Никому в советском обществе и в голову не могла прийти мысль закрыть городскую больницу на реконструкцию, и в ее помещении устроить отель. Потому что отель – это выгодно, а государственная больница, собственно говоря, — нет.

И фантастический мир Институтских дворов с необычными, чудесными свойствами, некое неэвклидово пространство, которое есть треугольник со свойствами квадрата, в который главные герои бегут от этой жизни – словно укор всей современной действительности.

Мир Институтских дворов – место, где могут встретиться герои Крапивина, пацаны и девчонки, такие наивно отчаянные правдоискатели, и такие робкие и скромные во всем, что касается секса и полового вопроса, — словно резервация для «чудиков»-койво, которым нет места в этом мире. Просто нет места, они погибнут и не выживут в нем.

Оценка: 8
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Начну с бесспорных (для меня) плюсов романа. Это, в первую очередь, замечательные, очень «крапивинские» главные герои: умница Белка; художник Вашек, сумевший стать настоящим старшим братом; Костя, чья жизнь не имеет ничего общего с расхожим представлением о «сладкой жизни» сына олигарха. Нормальные, адекватные, современные подростки. Как и все лучшие герои Крапивина, они кажутся чуть старше своих ровесников, потому что особенно остро чувствуют окружающий мир и находят в себе силы взять ответственность за него. И Институтские дворы для этих ребят – как щедрый подарок судьбы на пороге прощания с детством. А для маленьких их друзей те же Дворы открывают дверь в сказку, где оживают игрушки, становятся принцами лягушата.

Каждая из ипостасей Дворов выглядит органично – когда созвучна мироощущению героев того или иного возраста. Но автор зачем-то решил их объединить – в итоге получилось неубедительно. Участие героев-подростков в истории с лягушатами и особенно их общение с Лихом Одноглазым выглядит несерьезным, резкий уход в сказочность оборачивается неестественностью. Композиционно отлично выстроенный, роман сразу теряет свою целостность.

Персонаж, подобный Лихо, гармонично вписывался, например, в «Серебристое дерево с поющим котом», потому что общая тональность той книги была другая: более светлая, легкая, веселая и фантастическая... А здесь ребята сталкиваются с совсем не детскими проблемами. Здесь страсть к коллекционированию шахматных лошадок или привязанность к старой игрушке вполне объяснимы стремлением ребенка чувствовать себя защищенным; здесь вшитое Пантелею «сердечко»-часы — трогательная и точная деталь в контексте драматических поворотов судьбы Кости, но «оживление» игрушек – это уже, извините, перебор.

Общее впечатление оказалось смазанным, и осталось чувство досады … да что там говорить, я откровенно расстроена. Ведь поначалу обещалось произведение на уровне вершин Крапивина, возможно, современный вариант моего любимого «Журавленка». А получилось – что получилось.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман, цельное мнение о котором составить очень трудно — слишком уж разными получились первая и вторая части произведения. Если первая выдержана вполне в духе первых повестей о Великом Кристалле и прекрасно читается — добрые, искренние, отзывчатые ребята, полная тайн и счастливых открытий атмосфера, вполне реалистичный мир (если оценивать, то как минимум твердая 8), то вторая часть — практически сказка для детей: с разумными лягушатами, домовым из мешковины и Птахой, отклонившим своим крылом летящую пулю. Тоже, может быть неплохая, но слишком уж детская и для взрослого читателя не такая интересная.. Зачем надо было пытаться совместить несовместимое — загадка, но книга от этого явно пострадала...

Кстати, а почему же все-таки лошадки должны были быть с G1 — этой тайны Крапивин так и не раскрывает...

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Есть, конечно, у каждого такие «Институтские дворы». Места куда нет доступа злу. Неважно, в реальности или только глубоко в душе. И до чего здорово погрузиться надолго (на целое лето!) в такое место. Жить там и с теми, кто не принимает зло. И жизнь эта хоть и не безоблачна, но интересна и замечательна. Уверен, после прочтения таких книг в мире хоть немного но прибавляется добра.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ну, что еще ждать от нынешнего Крапивина. Только такие повороты. Таинственные улицы, дети, будто пришедшие по своему мироощущению из 40-х, 50-х, всякие тайны. Реальных детей и событий нет.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В романе чувствуется ностальгия по Утопии Стругацких. По духу атмосфера «Институтских дворов», где реализована атмосфера «Полдня», созвучна «Понедельнику». Мир доброжелательных, отзывчивых, искренних, дружелюбных детей и взрослых, куда агрессивные и непорядочные не могут проникнуть. Мир, где «хочется жить и работать», и... где есть попытка «прогрессорства» – повернуть Гироскоп-стабилизатор так, чтобы распространить пространство добра как можно дальше.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В романе есть как положительные, так и отрицательные стороны. Но отрицательных больше. Сюжет нудный, не захватывающий. сама история слишком затянута. Зато все сглаживают интересные герои.

Оценка: 4


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх