КОЛЛЕКЦИОНЕР ("Nowa Fantastyka" 254 (346) 8/2011). Часть 6
(КАРТИНКИ из ЧУЛАНА – окончание)
Роботы и штучки
Коллекционные карточки прилагались не только к продуктам, но и к сигаретам. Первые картинки такого типа появились еще в 70-х годах XIX века в США. Неудивительно, что в папиросных коробках можно было найти наряду с изображениями актеров или спортсменов картинки из будущего. В 1935 -- 1938 годах в коробки папирос “Max” вкладывались картинки серии из 250 коллекционных карточек с весьма много говорящим названием «Это столетие – век власти и чудес» (“This Age of Power and Wonder”). На картинках изображены изобретения, которые «вот-вот» станут частью повседневной жизни. Среди них были помимо прочих: космические корабли,
огромный фонарь, освещающий весь Лондон,
аэродромы на крышах,
батискафы, из которых ведутся репортажи с морского дна,
корабли с двигателями, питаемыми атомной энергией,
станки с числовым программным управлением,
протокомпьютерная техника
использование ультрафиолетовых световых ванн в здравоохранении,
радиоактивности в лечении раковых заболеваний
и тому подобное. Как видите, большинство изобретений действительно вошли в наш обиход. Каждая картинка имела на обороте пафосный комментарий. Например, на обороте карточки № 225, представлявшей «одного из наших будущих слуг», то есть симпатичного робота с большими ушами (чтобы лучше слышал отдаваемые ему команды?), анонимный автор заявлял: «Близится время, когда люди больше не будут нанимать людей для домашней работы...» По его мнению, промышленность уже была в шаге от внедрения в производство механических слуг, но, скорее всего, он не имел в виду кухонных комбайнов.
К сожалению, мы до сих пор не нашли никаких следов подобных рекламных предприятий польских промышленников, которые обычно ограничивались заверениями в светлом будущем, которое наступит, возможно, благодаря использованию их продукции. Однако из этого не следует, что мания коллекционирования картинок, прилагаемых к разным вещам, не достигла Польши. В июне 1924 года в "Иллюстрированном ежедневном курьере" (“Ilustrowany Kurjer Codzienny”) появилась статья, осуждающая продажу в краковских газетно-журнальных киосках необычных «фотографических штучек» (figelki fotograficzne), которые после свертывания в рулончик и использования в качестве папиросных гильз, оказывались фотопортретами Наполеона, маршала Фоша и, чаще всего, обнаженной анонимной дамы. После появления в журнале этой статьи Управление полиции распорядилось провести обыски в газетных киосках. Было конфисковано 59 «штучек», а в отношении людей, виновных в их производстве и распространении было заведено уголовное дело. Видимо в Польше более модными, чем видения будущего, оказались история, политика и эротика.