Критика как объект критики


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Barros» > Критика как объект критики (доклад)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Критика как объект критики (доклад)

Статья написана 3 сентября 2010 г. 21:45

Давно стало общим местом, что критик является главным и безусловным врагом литературы.

Святослав Логинов

--------------

Этот доклад был тезисно подготовлен к «Роскону» 2006 года и тогда же был произнесён в узком кругу критиков и нескольких примкнувших к ним заинтересованных лиц. С одной стороны, узость того круга позволила провести по изложенным тезисам более чем  конструктивную дискуссию, уточнить ряд позиций и точек зрения. С другой стороны, тот доклад так и не стал известен хоть сколько-нибудь широкому кругу критиков, писателей и читателей, что даёт возможность повторить выступление на ту же тему на другой площадке.

Сразу оговорюсь, что говоря о критике фантастики, я в то же время сознаю, что целый ряд тезисов этого выступления носят достаточно общий характер, чтобы относиться и к критике литературного «мэйнстрима», равно как и к критике в других направления искусства – например, в кино.

------------------

Итак, какие нынче бытуют мнения о критике фантастики?

Критики нет вообще. Тут весьма показательна точка зрения Владимира Васильева, изложенная в свойственной для этого автора манере в одном из интервью (http://www.vasilyev.com/inter.htm) и неоднократно повторённая в сетевых репликах. Могу констатировать, что совершенно сходные высказывания других лиц встречал неоднократно в самых разных источниках.

Цитата:

— Как вы относитесь к критикам?

— Ненавижу. (смех). Но вообще, если говорить серьезно, у нас почему-то нет приличных критиков. Я имею виду, критиков фантастики. Критикой фантастики почему-то занимаются люди, которые скорее демонстрируют свою значительность и утонченность, чем анализируют текст. Я не могу назвать это критикой, и поскольку мне от них сильно достается, совершенно естественно, что я их не люблю.

— То есть, нормальных критиков на данный момент нет?

— Может, они и есть, но я о них ничего не слышал, я их не видел и не знаю.

Последняя часть высказывания подводит нас к следующей теме:

Критика есть, но не такая, какой она должна быть. По сути, Васильев, говоря о том, что «критики нет», сказал именно это: критика есть, но не такая, какой она «должна быть». Это мнение не менее распространено. Довольно обширный каталог критических «отклонений» приводят Михаил Денисов и Виктор Милитарев в статье «Русскоязычная фантастика как теневой духовный лидер» (http://old.russ.ru/krug/20030212_fant.html), при этом претензии соавторов к критикам носят характер от системных до частных. Детальный анализ этих претензий интересен сам по себе, однако в тему доклада не слишком вписывается – хотя упомянуть об этой публикации важно. Мы же займёмся обобщениями.

Утверждение, что критика не такая, какой должна быть, подразумевает, что у высказывающего этот тезис есть представление о том, какой именно критика быть должна. Сама категория долженствования в этом контексте вызывает у докладчика нервный тик. Критик, безусловно, всем всегда что-то должен, однако стоит напоминать, что критика сама по себе ничего и никому не должна. Тезис, что удивительно, не для всех очевидный и потому весьма мало распространённый, что не делает его менее принципиальным.

Вернёмся, однако, к воображаемым «долгам». Каждый «кредитор» видит «долг» критики в своём ракурсе. Перечислим некоторые из них.

Начнём с читателей. Согласно наиболее часто встречающимся социальным «заказам», читатели ждут от критики прежде всего чего-то вроде кратких аннотаций к книгам. Докладчику неоднократно указывали, что никого не интересует его личное мнение о прочитанном, он обязан вместо того, чтобы выпендриваться, просто вкратце изложить сюжет и сказать, хорошая книга или плохая, на чём поставить точку. С этим же подходом связан и другой: критик должен ориентировать читателя в текущем ассортименте, для чего предназначены обзоры с теми же краткими аннотациями. Лучше всего, конечно, читатель воспринимает обзор выходящих в ближайшем будущем книг, ибо хочет знать заранее, что ему покупать, а что нет. Естественно, того же самого ждут от критики и книготорговцы – с той поправкой, что они органически не способны понять, как могут публиковаться отрицательные рецензии на продаваемые ими книги. Дело доходит до угроз подать в суд на рецензента за подрыв деловой репутации.

Таким образом, читатель и книготорговец демонстрируют естественное для них чисто потребительское отношение к критике. Они в своём праве, безусловно, и более того – они в полной мере получает от критики именно то, что хотят. Обратите, однако, внимание: имея желаемое, читатели в то же время проявляют искренне недоумение (вплоть до глубокого огорчения), когда встречается с критикой, не отвечающей описанному критерию. Вот есть же «правильные» рецензии, зачем же писать «неправильные»?

Другой круг требований к критике демонстрируют авторы. Они также обычно уверены, что критика должна их обслуживать. Регулярно встречаются требования писателей к критикам не заниматься самовыражением, а взяться за «объективный литературоведческий анализ произведения» (а пропо, под «объективным» анализом естественно понимается анализ комплиментарный, но об этом чуть ниже). Некоторые авторы особенно любят, когда рецензент использует применительно к их текстам термин «стилистика» и страшно обижаются, когда этот термин не упоминается (вот так вот, ты стилист, а никто и не видит!). Иные авторы считают, что рецензия не удалась, если критик текст обругал, но не указал ни на одну из авторских фактических или профессиональных ошибок – такие, видимо, всё ещё чувствуют себя учениками, сдавшими очередную контрольную и ждущими от учителя исчёрканную тетрадку, дабы провести работу над ошибками.

Интересные категории требований предъявляют к критике фантастики сами критики. Тут можно нарыть богатый материал для психоанализа. Критики ждут от критики, что она будет развиваться в соответствии с их представлениями о развитии критики. От критиков мы регулярно слышим вопли о бедственном положении критики. Критические материалы не публикуют журналы, которые должны её публиковать во что бы то ни стало, а иначе она помрёт; а ежели журналы печатают критику, то совсем не такую, которая нужна для процветания критики. Критики упрекают других критиков в том, что те не пишут, в том, что те пишут мало или что пишут не то и не так. Забавнее всего выглядит бодание между критиками «мэйнстрима»,  верующим, что литературоведческие парадигмы «боллитры» тотально применимы к фантастике, и критиками фантастики, мечтающими, чтобы к фантастике подходили с правильной линейкой и мерили её не там, где торчит, а там, где красиво изогнуто. Здесь тоже возникают категории долженствования, которые, сталкиваясь лбами, взаимно аннигилируют до полной бессодержательности.

Между тем, я позволю себе выдвинуть ряд тезисов, которые идут глубоко вразрез с перечисленными требованиями всех упомянутых выше групп лиц: 1) критика есть, 2) критика такова, какова она есть, и 3) критика не обязана обслуживать интересы ни одной и упомянутых выше групп.

Отдельно следует поднять вопрос о таком регулярно ожидаемом от критики качестве, как «объективность». Сплошь да рядом приходится стенания о «необъективности» критиков. Вероятно, стенающие воображают, что где-то существуют критики, снабжённые единственно правильной линейкой, способные раз и навсегда установить, какая книга является объективно хорошей, а какая — объективно плохой. При этом под хорошей книгой, конечно, понимается книга, которая нравится самому читателю, а не только этому критику – как говорилось выше, само по себе читателя мнение критика, как правило, не интересует, только в связи с его собственным мнением. Отсюда часто звучащие в адрес критиков требования избегать «субъективных» оценок. Как-то само собой при этом разумеется, что «объективными» читатели считают оценки, совпадающие с их собственными. Но, несмотря на это, одной только своей собственной оценке (не поддержанной оценкой критика), читатель почему-то не вполне доверяет – и поэтому ему позарез нужна «объективность». В крайнем случае, подозреваю, такому читателю сгодится и Мензура Зоили, но только до первой оценки, не совпадающей с его собственной, после чего аппарат, естественно, будет признан испорченным и утилизирован в ближайшем объективном сортире.

Автору доклада чрезвычайно близка позиция Кирилла Еськова, озвученная в одном из интервью (http://fan.lib.ru/e/eskov/text_0080.shtml). На вопрос «возможна ли вообще объективная критика?»  он ответил: что рассматривает критику «как совокупность читательских мнений: есть поумнее и поглупее, пооригинальнее и побанальнее; все они имеют право на существование, а некоторые (вы таки себе будете смеяться!) даже интересны автору... Лицам, полагающим себя «критиками», следует просто не забывать употреблять в своих текстах волшебное слово «ИМХО» (или его эквиваленты) и помнить, что их рецензия -- просто одно из многих читательских мнений, и не более того...»

Итак, автор доклада отклоняет требование «объективности» критики как бессмысленные, равно как и идею о естественности чисто сервильных функций критики. Это итог негативный, но есть у автора доклада позитивная программа? Есть. Избавив взгляд критическую работу от двух упомянутых бельм, мы получаем в сухом остатке именно то, что так не нравится недовольным: чисто субъективное мнение критика о произведении.

Суть критического материала – изложение собственного прочтения критиком рецензируемых произведений. Критическая статья, кстати, тоже есть форма литературного произведения. Рецензия (статья, etc.) даёт читателю возможность оценить отличный от его собственного взгляд на произведение, а затем осознанно согласиться с ним (принимая как равнозначный своему взгляду или даже замещающий его) или осознанно не согласиться. Критические работы дают их читателю возможность взглянуть на художественное произведение в нескольких «ракурсах», возможность развивать свою собственную точку зрения, которая при иных обстоятельствах могла бы остаться статичной.

При этом сам критик оказывается перед необходимостью следовать следующим принципам.

Во-первых, критический анализ воспринимается им как осознанно субъективный. Автор критической статьи понимает, что он субъективен и принимает свою субъективность без комплексов, ибо он в этом смысле находится в совершенно равных условиях с прочими критиками (собственно, в равных условиях с любым, кто высказывает своё мнение о художественном произведении).

Во-вторых, добросовестность. Как хорошие книги не пишутся о вещах, к которым их авторы индифферентны, так и хорошие критические материалы не пишутся о книгах, в которых критик нашёл для себя лишь отсутствие всякого смысла. Фальшь и халтура опытным читателем распознаются легко и убивают доверие к критику моментально. Точно так же бросается в глаза, когда критику банально нечего сказать по поводу прочитанного и он выжимает из себя страницы бессмысленного текста ради заполнения журнальной площади. По-человечески всё понятно, кушать хочется всем, автор доклада в этом смысле тоже не безгрешен. Но любой обман читателя наказуем; особенно сейчас, когда читатель благодаря интернету обрёл немыслимую ранее свободу выражения своего мнения.

В-третьих, как следствие всего вышесказанного, недопустимость претензий. Критик не выше автора, не выше он и читателя, истина ему недоступна – лишь бесконечное движение к ней. Критика никто не выбирал судьёй или арбитром, его мнение – не закон. Критику, как и любому другому читателю, придётся привыкнуть к представлению о существовании множества равноправных субъективных мнений о предмете его критического анализа. Это, конечно, не означает, что критик должен большую часть времени проводить, упражняясь в реверансах в сторону других мнений – ибо он, как правило, пишет именно для того, чтобы изложить своё собственное суждение, а не для того, чтобы перечислять суждения оппонентов.

Всё сказанное относится к индивидуальной критике, однако вполне отражает и нынешнее состояние критики фантастики в целом. При том, что критика фантастики безусловно существует (публикаций множество – и в журналах, и в газетах, и в Интернете, и даже отдельные издания есть; и доклады делаются на семинарах; и ежегодные премии за всё это вручаются), эта критика в то же время не производит впечатления существующей, о чём свидетельствует упомянутое в начале доклада непрекращающееся нытьё на тему «дайте нам критику фантастики сейчас же».

Как было вполне точно определено при обсуждении этого доклада на прошлогоднем «Росконе», проблема не в наличии критических текстов, а в наличии критических авторитетов. Нынешняя критика слишком легко скатывается к сервильности, слишком стремится соответствовать требованиям читателей, издателей, авторов, слишком легко признаёт свою вспомогательность по отношению к литературе – и тем самым надёжно убивает свой собственный авторитет. Нынешняя критика не ведёт себя с тем достоинством, без которого она в принципе не имеет смысла. И обвинять в этом некого, кроме самих критиков — их никто не делал рабами читателей, издателей и авторов, они стали их рабами по своей воле.

Вывод критики из этого рабства назрел хотя бы потому, в нынешнем позорном состоянии она никому не нужна – даже тем, кто оплачивает заказанные рецензии, так как текст, который они получают, без авторитета не значит ничего. Большая часть публикуемых статей и рецензий не замечаются публикой совершенно заслуженно, ибо не содержат ничего для неё значимого, хуже того — потому что не содержат ничего, что было бы ценно для тех, кто эти статьи и рецензии писал.

Мы рабы, господа критики, и потому мы — немы. Строго говоря, основной задачей доклада было извещение критиков, читателей и авторов об этом печальном обстоятельстве.

А что и как каждый из нас решит в связи с этим предпринять – это вопрос не к докладчику.

-------------------

После публикации этого текста в ЖЖ было еще обсуждение. Переносить его сюда не буду, очень уж это заморочисто в смысле верстки/разметки. Да и контекст обсуждения уже устарел.



Тэги: критика


453
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение3 сентября 2010 г. 22:02
Пацталом — от от удовольствия, и от смеха, и от восторга.
В дискуссии тебя очень не хватало.
Спасибо.
Да, и «плюс я» — по всем пунктам.


Ссылка на сообщение3 сентября 2010 г. 22:24
Сверяться «зачем нужна критика» у плохого писателя? Что за сервильность...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 сентября 2010 г. 22:25

цитата С.Соболев

Сверяться «зачем нужна критика» у плохого писателя?

Я тебя умоляю. Ответ такого писателя как раз очень интересен.
 


Ссылка на сообщение3 сентября 2010 г. 22:28
Если только с точки зрения этнографии.
 


Ссылка на сообщение3 сентября 2010 г. 22:31
И типизации.
 


Ссылка на сообщение3 сентября 2010 г. 22:28
А в чём проблема? Критика что, нужна только писателям хорошим? :box:
 


Ссылка на сообщение3 сентября 2010 г. 22:30
Угождать-то зачем? Куда девается пресловутое достоинство?
 


Ссылка на сообщение3 сентября 2010 г. 22:33
Щаз побегу пытать того, кто делал то интервью. Отчёт о пыточной сессии нужен?
 


Ссылка на сообщение3 сентября 2010 г. 22:43
Времена Инстеториса прошли.

Впрочем, если писатель шуточный, то и к его мнениям так же.
 


Ссылка на сообщение3 сентября 2010 г. 22:31
Ну в общем, помянутому-то критика по-любому не поможет, окромя той самой «конструктивной», ошибки исправить.
 


Ссылка на сообщение3 сентября 2010 г. 22:35
«У каждой губернии свой масштаб» (с)
 


Ссылка на сообщение3 сентября 2010 г. 22:36
Скорее наоборот. У каждого масштаба своя губерния. И он там губернатор.
 


Ссылка на сообщение3 сентября 2010 г. 22:55
Ваша с Вохой взаимная зависимость феноменальна.
 


Ссылка на сообщение3 сентября 2010 г. 22:59
Разумеется. Для меня он самобытный и очень точный инструмент оценки прочитанного. «Вот это прямо-таки полтора Васильева, а вот это и до 0.75 Васильева не дотягивает».

На самом деле ты, конечно, ошибаешься — для красного словца.

АПД: Стоп, или ты не мне камент написал?
 


Ссылка на сообщение3 сентября 2010 г. 23:02
Да нет, на этот раз я не промазал.
 


Ссылка на сообщение3 сентября 2010 г. 23:05
Ну тогда см. выше.
 


Ссылка на сообщение3 сентября 2010 г. 22:42
А это и вовсе неправильный путь. Не секрет, что за некоторых писателей книги практически переписывают. Когда началась эта порочная практика, я не знаю, но во времена секретарской литературы, то есть после 1930х, такое уже было в ходу. «Сщит и мечь». И зачем это, кроме как за деньги?
 


Ссылка на сообщение3 сентября 2010 г. 22:47
Ну иногда чтобы искренне помочь — такое бывает, вспомни АНС и Гребнева. Вряд ли там какие-то бонусы были получены, окромя квартальной премии.
Всё это, разумеется, к Васильеву не относится. Там всё честно... серо... неглубоко... малограмотно. Как раз чо надо.
 


Ссылка на сообщение3 сентября 2010 г. 22:51
Такая помощь, как мы помним, может быть один раз. Но не на конвейерной основе же.
 


Ссылка на сообщение3 сентября 2010 г. 22:55
Конечно. ТАКАЯ помощь.


Ссылка на сообщение4 сентября 2010 г. 12:07
поправьте:

цитата Barros

дают их читателю возможность взгялнуть
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 сентября 2010 г. 12:34
Спасибо, исправил.


Ссылка на сообщение5 сентября 2010 г. 19:25

цитата Barros

Критику, как и любому другому читателю, придётся привыкнуть к представлению о существовании множества равноправных субъективных мнений о предмете его критического анализа.

А не кажется ли вам, что справедливо оттолкнувшись от наличия отсутствия объективных критериев, позволяющих однозначно определять — шедевр ли перед нами, добротный продукт, или дрянь несусветная, вы миновали золотую середину и пришли к другой крайности.
Толстая вроде приводила пример из урока в американской школе:
— дети, когда Колумб открыл Америку? прошу, Энни.
— в тысяча восемьсот...
— ха-ха, в 1492 (а это наш попаданец в США)
— сядь Николай и не смейся, Энни тоже имеет право на собственное мнение...
И в результате такого подхода имеем то, что имеем. В том числе видим и в дискуссиях на сайте. Пишите, думайте, аргументируйте, анализируйте. А Баба Яга против, и её мнение ничем не хуже вашего, вот ровно такое же субъективное и равноправное. А уж имеет ли Яга хоть какое-то представление/знание о предмете спора/разговора — дело двадцатое. Ведь так выходит?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 сентября 2010 г. 21:32
Именно. Стоит привыкнуть к этой мысли, она вовсе не уничтожает оснований миропорядка. Для «Бабы Яги» её собственное мнение, каково бы они ни было (допустим, оно выражается междометием «хы!»), является абсолютным и непререкаемым; для ближайшего окружения «Бабы Яги» её мнение, каково бы они ни было, много ценнее мнения любого постороннего знатока или критика. Обоснованность мнения тут не роляет, только факт знакомства с «Бабой Ягой». Далее, есть круг читателей, которые независимо от «Бабы Яги» сформировали такое же мнение, как у неё, и их согласие с мнением «Бабы Яги» обусловлено совпадением её мнения с их собственным.

Однако мнение «Бабы Яги» конкурентоспособно только в этой среде, оно самодостаточно и на большее не претендует. А мнение профессионала может (и должно) быть конкурентоспособно в любой среде. «Правильное» оно будет или «неправильное» — не имеет значения, оно по форме должно быть конкурентоспособно. В этом принципиальная разница. Но, конечно, заставить кого-то прислушаться к мнению профессионала невозможно, для этого профессионал должен быть для этого «кого-то» авторитетен.
 


Ссылка на сообщение5 сентября 2010 г. 22:08
Не верю. Не верю что для Barros мнение Бабы-Яги о литературном произведении равноправно мнению критика Бережного. Оно столь же субъективно, но вовсе не столь равноправно. Собственно — если подумать — именно об этом вы сейчас и пишете.

цитата Barros

мнение профессионала может (и должно) быть конкурентоспособно в любой среде

Не будет ваше мнение конкурентноспособно в ближайшем окружении Бабы-Яги — вы к примеру не умеете, излагая его, так же классно сморкаться и шевелить ушами.
И оно вам надо — пытаться переиграть Бабу-Ягу на её поле?
По-моему критику,как и писателю, не стоит ставить себе задачу понравиться всем.

цитата Barros

«Правильное» оно будет или «неправильное» — не имеет значения

А вот это исключительно интересный вопрос.
В принципе можно убедительно с примерами доказать, что всё субъективно и относительно.
Можно так же убедительно с примерами доказать, что есть некие объективные показатели и бесспорные авторитеты.
Вот как это свести во что-то одно...
 


Ссылка на сообщение6 сентября 2010 г. 00:58

цитата Papyrus

Не верю что для Barros мнение Бабы-Яги о литературном произведении равноправно мнению критика Бережного.


Если я могу с ним спорить или соглашаться, оно равноправно моему мнению. Просто по факту того, что оно вообще сформулировано.

цитата Papyrus

И оно вам надо — пытаться переиграть Бабу-Ягу на её поле?


Такая задача вообще не ставится. «Конкурентоспособность» — это вообще не об этом. Это не власть переубедить кого-то, это способность включить своё мнение (помня о том, что о вкусах не спорят) в осмысленную дискуссию. Мнение «хы!» этому критерию не соответствует.

цитата Papyrus

По-моему критику,как и писателю, не стоит ставить себе задачу понравиться всем.


Конечно. Но некоторые писатели и критики таким желанием болеют, к сожалению.

цитата Papyrus

Можно так же убедительно с примерами доказать, что есть некие объективные показатели и бесспорные авторитеты.


Боюсь, что это как раз затруднительно. «Бесспорность» авторитета уничтожается при желании мгновенно, простым заявлением «для меня это не авторитет». «Объективные показатели» в применении к художественному творчеству обычно не относятся к эстетической оценке, но тут я бы предпочёл обсудить конкретные примеры. Что именно имеется в виду?
 


Ссылка на сообщение6 сентября 2010 г. 17:56

цитата Barros

Если я могу с ним спорить или соглашаться, оно равноправно моему мнению. Просто по факту того, что оно вообще сформулировано.

Вот право слово – думал вы ещё после первого же моего комментария меня поправите. Дескать, нельзя же поминать всё так буквально.
Дескать – утрирую слегка в докладе.
Дескать, само собой – мнение профессора истории об исторических событиях важнее мнения неуча, мнение о книге литературоведа, профессионального критика, хотя бы просто читателя с некоторым багажом прочитанного и прожитого, больше весит, чем мнение школяра, прочитавшего пяток книг...
Однако ж нет. Все равны всем.
Впочем, вроде сейчас у вас появлась некая лазейка для отхода, нет? Единица выставленная автору — это высказанное мнение? Или : роман — тягомотина. читать невозможно — это оно?
Я может тоже слегка утрирую, но по-моему сегодня нет нужды подталкивать читателя к необходимости не полагаться на авторитеты, а иметь собственное суждение. Уж слишком много на просторах Интернета сейчас появляется мнений и суждений, в которых степень безапелляционности зашкаливает при полном отсутствии хотя бы намёка о познаниии предмета, о котором собственно высказываются.

цитата Barros

«Объективные показатели» в применении к художественному творчеству обычно не относятся к эстетической оценке, но тут я бы предпочёл обсудить конкретные примеры. Что именно имеется в виду?

Уфф. Задали задачку. Если всерьёз – надо подумать. Ну, давайте, попробую что-нибудь .
— Соблюдение некоторых законов/требований данного жанра.
Если это детектив, то улики потив преступника, предъявляемые в тексте автором, не должны быть совершенно очевидны для читателя и неочевидны для следователя (если это не иронический детектив, где всё должно именно так и происходить). Равно как недопустимо и полное отсутсвие намёков на данные улики, или объявление преступником лица незадействованного в ходе повествования. Представьте себе детектив – в поместье двое хозяев, десять гостей, у каждого мотив для убийства, а в итоге убийца – беглый каторжник, который всё время расследования просидел в сарае.
— Наличие некоей внутренней логики в поступках героев.
— Отсутствие элементарных ляпов – исторического, технического плана.
— Язык или же стиль произведения.
Это не совсем уж субъективный фактор, я полистал тему обсуждения творчества Зыкова и отзывы на него – никто из его поклонников ни разу не сказал (я по крайней мере не нашёл), что у него богатый слог, скорее наоборот — часто можно прочитать: Да особым стилем его проза не отличается, зато... Впрочем и не абсолютно объективный – почему я и позволил себе как-то поиронизировать над стремлением некоторых литературоведов установить однозначность оценки качества текста, аппелируя к специальным знаниям.
Этому была посвящена достаточно интересная тема форума открытая Чигиринской http://fantlab.ru/foru...
 


Ссылка на сообщение7 сентября 2010 г. 10:29

цитата Papyrus

мнение профессора истории об исторических событиях важнее мнения неуча


«Важность» ведь субъективна. Кроме того, профессиональный историк основывает своё мнение на объективно существующих исторических источниках, а неуч — в лучшем случае на созданных историками трактовках этих источников.

цитата Papyrus

мнение о книге литературоведа, профессионального критика, хотя бы просто читателя с некоторым багажом прочитанного и прожитого, больше весит, чем мнение школяра, прочитавшего пяток книг


Опять же — смотря для кого. Объективный «вес» мнения замерить невозможно. Кроме того, даже понимание одного и того же произведения у разных исследователей разное. На простой вопрос «любит ли Маша Дубровского» разные исследователи дадут разные ответы, хотя текст повести они читали один и тот же. Авторы некоторых послесловий искренне полагают, что Грин завершает «Блистающий мир» гибелью Друда. То же и с подходом к обстоятельствам появления книг — Петелин, например, всячески настаивает на том, что Сталин повлиял на творчество Булгакова совсем не так, как утверждает Яновская, и так далее. Как только появляется субъективная трактовка, «важность» мнения становится бесконечно эфемерной. Даже если мнение «закрепляется» и становится распространенным, это тоже мало что значит — мало ли известно расхожих заблуждений.

цитата Papyrus

но по-моему сегодня нет нужды подталкивать читателя к необходимости не полагаться на авторитеты, а иметь собственное суждение.


Нельзя иметь собственнное обоснованное суждение по любому вопросу. Но о прочитанных книгах всё-таки следует судить самому, а не по чужим отзывам.

цитата Papyrus

Единица выставленная автору — это высказанное мнение? Или : роман — тягомотина. читать невозможно — это оно?


Это оно. Даже «хы!» — это оно. И тоже может быть принято во внимание, если при этом не забывать, что шкала оценки у каждого своя.

цитата Papyrus

— Соблюдение некоторых законов/требований данного жанра.


Формулировка и понимание «законов жанра» субъектины, как же может быть объективна основанная на них оценка?

цитата Papyrus

— Наличие некоей внутренней логики в поступках героев.


Эту логику один читатель увидит, а другой нет. Поступки героев каждый читатель оценивает в соотнесении с собственным жизненным опытом, а он у всех разный.

цитата Papyrus

— Отсутствие элементарных ляпов — исторического, технического плана.


А если они внесены в текст намерено? Ясен пень, в 99% случаев это именно ляпы, но ровно те же самые 99% читателей пролетят мимо них и примут их как должное, на их восприятие произведения ляпы не повлияют никак. Опять же на фактор объективной оценки не тянет.

цитата Papyrus

— Язык или же стиль произведения.


Тоже оцениваются чисто интуитивно. Эстетические характеристики текста субъективны все до единой, пример обсуждения Зыкова доказывает лишь то, что для его текстов не нашлось достойного его уровня «ценителя». Помнится, Стругацких некоторые советские литературоведы ругали именно за «отсутствие стиля» — ругали в том числе потому, что это претензия вкусовая, а значит, в принципе неопровержимая.

При этом на практике можно выделить стилистические особенности текста, которые выражаются какими-то объективными обстоятельствами — например, средняя длина предложений, аллитерации, внутренний ритм, парадоксальная рифмовка и так далле, но любая эстетическая оценка этих обстоятельств будет субъективной. Мне эта аллитерация понравилась, а Пупкину — нет. Или в стихах, как в принципе формально организованном тексте, где стиль имеет определяющее значение: неточная рифма как приём одними используется с удовольствием, а другие на неё ссылаются как на непостительную небрежность. С другой стороны, точная глагольгная рифма многими полагается моветоном, хотя Пушкин ею пользовался совершенно спокойно.

Любой текст воспринимается в контексте, но при написании текста контекст создаёт автор, а при чтении контекст создаёт читатель. Шифровка закодирована одним ключом, а расшифровать её пытаются другим.
 


Ссылка на сообщение10 сентября 2010 г. 18:38

цитата Barros

Кроме того, профессиональный историк основывает своё мнение на объективно существующих исторических источниках, а неуч — в лучшем случае на созданных историками трактовках этих источников.

Вот если б спорить с вами ради спора – то:
А где ж это в истории «объективно существующие источники»? Сегодня – это артефакт, завтра выясняется – подделка. И т. д.
Или:
Профессиональный критик основывает своё мнение на большом объёме объективно существующих текстов и (иногда) объективно существующих исторических источниках, а неуч — в лучшем случае на текстах, вырванных из контекста..
Или привести вашу же цитату:
Как только появляется субъективная трактовка, «важность» мнения становится бесконечно эфемерной.
Вот у литературоведов становится, а у историков не совсем становится...
Но не хотелось бы спорить ради спора.

цитата Barros

На простой вопрос «любит ли Маша Дубровского» разные исследователи дадут разные ответы

То что мнения разные – ничего не меняет. Ошибочное мнение может весить больше правильного. Если первое имеет под собой какие-то основания, а второе нет. Базаров и Кирсанов.
Если кто-то называет Толстого гениальным писателем, прочитав рассказ Лев и собачка, это не значит, что его мнение много весит, несмотря на то, что оно совпадает с общепризнанным.
ОК.
Все мнения субъективны.
Но наличие энного количества мнений (различной степени обоснованности) о творчестве Толстого – это объективная реальность. И некоторое сводное (не среднеарифметическое) мнение из них вывести можно.
Утверждение «Толстой – гениальный писатель» — эфемерно, или имеет некую степень объективности?
А утверждение «Петечкин — гениальный писатель» — вот ровно на столько же – эфемерно?
Порадуем Петечкина?
Вот недавно одна молодая писательница услышав, что некий один посетитель Фантлаба нелестно высказался о Булгакове, радостно сообщила, что её на этом сайте тоже не ценят.
Мнения о ней и великом писателее совпали, ура, она счастлива. Слегка проигнорировав при этом суммарное мнение посетителей сайта о Булгакове.

цитата Barros

Но о прочитанных книгах всё-таки следует судить самому, а не по чужим отзывам.

Да – следует. Но не забывая, что критически следует относиться не только к чужим авторитетам, но и к собственным суждениям. Не забывая, что ты мог что-то не понять в силу возраста, или некомпетентности, или ещё чего.
Ещё раз повторю – сегодня уровень безапелляционных, и при этом не подтверждённых глубоким анализом, утверждений в Интернете просто зашкаливает.
И не только в Интернете.
Вот чо мне высказал, казалось бы весьма неглупый человек:
Все литературные авторитеты – чистый пиар. Что тогда, что сейчас. Кто бы помнил про того Пушкина, когда бы его не убили на дуэли.

цитата Barros

Формулировка и понимание «законов жанра» субъектины, как же может быть объективна основанная на них оценка?

А я так долго и нудно расписывал применительно к детективам – там есть сомнительные тезисы?

цитата Barros

А если они внесены в текст намерено? Ясен пень, в 99% случаев это именно ляпы, но ровно те же самые 99% читателей пролетят мимо них и примут их как должное, на их восприятие произведения ляпы не повлияют никак. Опять же на фактор объективной оценки не тянет.

Да какая ж разница – воспримут/не воспримут, заметят/не заметят, влияет/не влияет? Главное, что ляп – есть. И ни автор, ни его поклонники спорить с вами не станут, если вы им его укажете. Вот тут уж что есть, то есть, записываем с вашим уточнением:
Отсутствие/наличие элементарных ляпов, не внесённых автором намеренно – объективный фактор.
Не сильно главный фактор, однако ж факт наличия зафиксирован.

Как бы в итоге:
Отрицать наличие каких-то объективных критериев, сложившихся стандартов, устоявшихся авторитетов так же бессмысленно, как и игнорировать тот факт, что абсолютно все мнения субъективны, так уж в нашем мире устроено и слияние сознания человеков в единый разум происходило лишь в фантпроизведениях. Но при этом в любом субъективном мнении есть некая толика (большая – малая ли) объективности.
(Меня не оставляет ощущение, что отвечая мне вы то и дело хмыкаете в кулак: Так то оно так, а вот попробуй ты мне это обосновать).


Ссылка на сообщение6 сентября 2010 г. 19:00
И ещё в сторону. Если посмотреть написанное вами «что надо читателю от критики», то есть такой идеальный критик, который выдаёт читателю, всё что перечислено и даже больше: сайт Фантлаб. Обзоры, аннотации и плюс ещё индивидуальные рекомендации.
А другими словами — читателю от критика сегодня это не нужно, есть другие ресурсы.
Вот я — читатель, нужен ли мне критик?
Да. Для того, чтобы взглянуть другими глазами на прочитанное, увидеть выраженными словами те ощущения, которые я испытывал при чтении, но не смог сам сформулировать. Как-то так.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 сентября 2010 г. 10:34

цитата Papyrus

Для того, чтобы взглянуть другими глазами на прочитанное, увидеть выраженными словами те ощущения, которые я испытывал при чтении, но не смог сам сформулировать. Как-то так.


Я, собственно, именно это и написал:

цитата Barros

Критические работы дают их читателю возможность взглянуть на художественное произведение в нескольких «ракурсах», возможность развивать свою собственную точку зрения, которая при иных обстоятельствах могла бы остаться статичной.
 


Ссылка на сообщение10 сентября 2010 г. 18:39
Да, я просто хотел подчеркнуть, что в не столь давние времена информативность критической статьи/обзора/рецензии давала немалые висты их авторам.
Может помните такую книгу: По ту сторону рассвета некоего Кукаркина? Как её расхватывали и зачитывались. В ней было написано о том, чего мы не видели и не читали. Не увидеть фильм, так хоть на картинки посмотреть, не прочитать книгу, так хоть узнать, о чём в ней написано.
Но сегодня ситуация кардинально изменилась – смотри, читай, бери – не хочу.
Возникла другая проблема — выбора и ориентирования в избытке открывшихся возможностей.
Но если задача – в получении информации, то использование таких ресурсов, как Фантлаб, опять же даёт больше, чем чтение критических статей.
Висты за информацию в критической литературе резко понизились.


⇑ Наверх