И пришел Супермен


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «rusty_cat» > И пришел Супермен...
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

И пришел Супермен...

Статья написана 4 сентября 2010 г. 14:11

История комиксов в Америке начинается не задолго до наступления 20 века. Историю супергероев в том виде, в котором они нам известны, принято отсчитывать с 1938 года, когда произошло первое «явление» Супермэна. Строго говоря, почти все известные нам супрегерои — дети 30-40х гг, т.е. пришли и закрепились в сознании еще до второй мировой войны.

Часть 1. О качестве супергероев.

Собственно сейчас, когда минуло без малого 80 лет со дня первого «явления». Уже можно говорить, а что же это было? Зачем пришли супергерои и почему они были так популярны, и смогли продержаться так долго?

Мне бы хотелось подойти к этой теме вот с какой стороны. Слушая в свое время лекции одного профессора по истории религии, профессора, несколько «повернутого» на христианстве, я запомнил одно интересное обобщение, сделанное им.

Древний Египет — среди множества Богов есть высший Бог — Ра, наместником которого является фараон. Фараон — как частица Бога является мирообразующим элементом. И получается, что суть даже не в том, что фараон при помощи войска заставляет людей подчиняться (не без этого, конечно), но фараон — путь к Высшему разуму для каждого человека. Фараон — залог того, что жизнь отдельного человека связана с божеством, и фараон — нить.

Подобная персонификация божества в лице наместника-человека, полубога, имелась, кажется, в Двуречье и позже возродилась в христианстве — в лице Богочеловека Спасителя, уже непосредственно возвращающего праведников Богу. Опять Христос — царь царей — нить, связующая любого человека с высшим божеством.

Тут еще уместно будет вспомнить отношение к царю на Руси, очень сходное по сути с отношением к фараону у Египтян. Царь-батюшка — светел, мудр, справедлив, совершенен. Вся несправедливость случается лишь оттого, что он пока не ведает. Уверенность в непогрешимости некой персоны, стоящей выше, — источник надежды и уверенности в будущем в разные времена среди разных народов.

Пик расцвета темы супергероев приходится на время мировой войны. Во-первых, непосредственными предшественниками супергероев были полицейские или частные детективы. Новый век, начало НТП, фантастика Уэллса — что-то изменилось в мире.

цитата

Начинается XX век… Шерлок Холмс и доктор Ватсон покинули дом на Бейкер-стрит. Шерлок Холмс уехал в Суссекс и занялся пчеловодством. Доктор Ватсон женился и вернулся к врачебной практике. Миссис Хадсон планирует на Бейкер-стрит создать музей Шерлока Холмса. Инспектор Лестрейд ушёл на пенсию…

(c) википедия

И главное, сама война. Силы тьмы, грозящие захватить и поработить весь мир. Атомная бомба. Все это на фоне технического прогресса и, как следствие, отдаление от объекта Веры, снижение общей религиозности, — потребовало появление наместника иного качества.

И пришел супермен...

Мне кажется характерным, что именно Супермэн оказался первым. Ведь он — полубог по всем критерям, справедлив, всемогущ, идеален. Природа его, однако, вполне укладывается в научную картину мира — могучий пришелец, никакого оккультизма, магии и т.п. И хотя, Супермэн как персона, будучи персонажем вымышленным не способен полностью стать объектом веры, однако суррогатом — является вполне. И символически выполняет те же функции. Залог уверенности в будущем. То, что способно поддерживать надежду.

Дальнейшие супергерои — модификации этого первоначального, причем, из символического пространства перешедшие в более конкретные «земные», реалистичные и объясненные воплощения. И, надо отметить, тем самым растерявшие «божественную» искру. Бэтмен — обычный человек в маске с большим набором технических приспособлений. Капитан Америка — результат удачного научного эксперимента. Человек-паук — результат неудачного генетического эксперимента. Viva прогресс! Люди-икс — следующий вид, появившийся из homo sapiens.

Чем более выдыхается прогресс, тем более появляется ненаучных около оккультных персонажей — ожившие Боги древности, Спауны и Хеллбои.

Тут еще интересно отметить, что в СССР подобного не возникло. У нас за «железным занавесом» просто не было необходимости в супергероях, потому что был свой, «вечно живой» и вполне удобоваримый. И хотя отдельные персонажи, вроде Ариэля или Ихтиандра появлялись, ниша «наместника» была прочно занята.

Следует заметить также, что образ супергероя, как суррогата божественной персоны, важна в первую очередь для подростков. Вера или религиозность — понятна и подходяща для зрелого человека, но мальчишке, которому еще тяжело и неинтересно разбираться в хитрозапутанных отношениях с личным абстрактным Богом, персональный Бэтмен, вполне конкретный, спешащий на помощь — товарищ подходящий. Опять же, Бог — далеко, до него не дозовешься, а Бэтмен, как обещают — вот он, только фонариком посвети.

Завершать это размышление не стану. Оборву почти что на полуслове, и вместо внятного подведения итогов переведу стрелку на статью, найденную Pickman'омhttp://www.izvestia.ru/comment/article3145392/

Именно эта статья и дала старт моим размышлениям и именно она, как мне кажется, будет достаточно логичным (пусть и не утешительным) завершением.

_

Часть 2. О количестве.

Дальше Супермэн (и другие) из наместника Высшего разума стал обычным персонажем. А это, как мы знаем, рано или поздно случается со всеми религиями — эстетическая составляющая всегда впитывается искусством (греческая мифология, персонажи Библии и т.п.), а духовная продолжает бестелесно блуждать в поисках нового воплощения.

Отмечу периоды развития образа в истории супергероев:

40-50 гг — классические супергерои, «герои в масках», они совершенны, красивы, спортивны и т.п., сотрудничают с правительством или полицией.

60-70 гг — первая переоценка, в героев закладываются внутренние душевные конфликты, а если это команда супергероев, то между ними происходят вполне бытовые стычки, ссоры и т.п.

70-90 гг — окончательная переоценка, супергерои-социопаты, антигерои, Каратель (The Punisher), Росомаха (Wolverine), страдающий алкоголизмом герой Железного человека (Iron Man), пик этой реконструкции образа — «Хранители» Мура (1986) или «Темный» Бэтмен Миллера (80е гг). 90-е годы — время антигероев.

Обозначенные «этапы» вполне логичны с точки зрения развития искусства и подчиняются принципам, рассмотренным в «Биографии искусства» Мурашковского, или, если обобщить еще больше, — законам диалектики Гегеля.

И если супергероев 30-40х гг еще можно перечислить по памяти — большинство из них — детища DC, и лишь некоторые — Marvel, то во времена «серебряного» века супергероев стало столько, что они уже сами собой разделили ЦА, как банды делят город на зоны влияния.

Многое тут еще усугубляется возрастом. В 14-18 лет, когда тема супергероев была мне особенно интересна, и, в каком-то смысле, близка — я запоминал всех, кто только попадался на моем пути, большинство же, оставались недоступны и потому незнакомы. Шутка ли, но мои источники знаний о супергероях составляли: 1) фильм про «Супермэна» и 2) -«Капитана Америку». 3) Рассказ отца про «Человека-молнию». 4) Невнятные картинки друга про «Человека-паука». 5) Трилогия «Бэтмен» в «Шедеврах Голливуда» (кстати, «Бэтмен по следу спектра» до сих пор считаю едва ли не лучшей историей о; «грызун в маске» — оттуда). 6) Вольное школьное самодеятельное творчество вроде «Человека-крюка», «Человека-молота» (это уже из японских ужастиков). Вот, собственно и все. 7) Да, еще персонажи игр на Денди — «Hawkman», «Wolverine», «Robin». Позже, лет в 19-22, когда появилась возможность познакомиться с остальными, места в памяти и сознании для них уже не осталось, — за исключением «Людей Икс» и «Серебряного серфера» (к которым появилась симпатия) и равнодушного знакомства с Iron Man, Halk, Punisher, Blade — остальные сотни пестроодетых, но одинаковых по сути, супер-пупер-героев слились в единый калейдоскоп. Даже «Хранители» Мура легли в сознание целиком, общей картинкой, без вычленения отдельных персонажей.

И тут, что бы не возразил мне коллега glupec, разницы между DC и Marvel я нащупать не могу. «Лига справедливости» оказалась для меня таким же салатом, что и, к примеру, Avengers, тем более, что медийные их реализации слишком одинаковы, чтобы как-то различить.

Итак, что я могу сказать о знакомых мне суперменах?

Супермэна и Флеша я знаю постольку поскольку, они — поколение до меня, я видел их издали, они мне не близки.

Капитан Америка, Бэтмен, Человек паук, Люди икс — мое поколение, я застал их и продолжаю следить за судьбой, хотя в большинстве своем судьба их стала незавидной.

Где-то рядом — Darkman, Тень, Спаун. Я знаю о них, они мне приятны, но за судьбой уже не слежу. Исключение, разве что — Серебряный серфер, но о нем необходимо говорить отдельно.

Все прочее — кишащий муравейник.

В остальном же, супергерои, начиная с 60х гг неоднократно менялись из тех или иных социально-политических соображений. То они становились «моложе», чтобы заинтересовать новых тинейджеров, то белезненней и психически неустойчивей, чтобы, наоборот, заинтересовать старших.

Отметил я и еще один факт. Например, мультсериал «Капитан Америка» 60х — невероятное УГ, которое невозможно смотреть даже в приступе ностальгии, сценаристы — бездари, и это при том, что рисунки в нем по настоящему красивы. Чего только стоят финальные реплики в одной из серий:

цитата

Капитан Америка: — Куда ты забросил его? (речь идет о злодее)

Тор: — Не знаю, может, на другой континент, может, на другую планету или совсем в другую вселенную.

Капитан Америка: — В любом случае, на Земле мы его больше не увидим.

Фильм про Бэтмена 50х — забавен хотя бы потому, что Бэтмен еще не черный, а темно-серый и рядом с ним бегает пестроодетый Робин, эти два персонажа невероятно комично смотрятся в окружении полицейских, с которыми тесно сотрудничают.

Представляет интерес первый «Человек-паук» опять же, конец 60-х, и хотя потуги злодеев наивны и не вызывают никакого переживания, фильм все-таки придерживается своей внутренней логики, а визуально — оригинален и даже стал родоначальником «ретрофутуризма».

Неплох «Человек-паук» 80-х до тех серий, когда вовсю начинается магия, т.е. первые два десятка. Это, так сказать, классический человек-паук.

«Люди Икс» бестолковы, но их спасает юмор и сквозной сюжет.

«Прайд из Людей Икс» (Pryde of X-men) — Неудачный первый эпизод так и не стартовавшего сериала красиво нарисован, но невозможна глуп.

«Лига справедливости» равно как и «Мстители всегда вместе» — мне показались полной ерундой, первая чуть получше, особенно серия про мальчика, выдумавшего мир. «Новое поколение мстителей» я даже не решился смотреть.

И все как-то так... И потому жаль. Жаль того, что в детстве мы увлекались такой ерундой. А вернее даже то, что увлекались мы всерьез, и то, что мы видели во всем этом, было намного глубже, серьезнее и лучше, чем показывают режиссеры в фильмах.

Я могу назвать лишь несколько картин, сколь-нибудь значительных в плане осознания и отображения этого, в общем-то, заметного пласта культуры:

— «Superman»

— «Batman» и «Batman: returns» Бертона

— «Crow»

— «Unbreakable» М. Найта-Шьямалана

— «Watchmen»

— и все-таки, со многими оговорками «Dark Knight» Нолана

наверное, что-то я упустил, некоторые вещи, вроде «Тени» или «Даркмана» просто необходимо пересмотреть.

Ну а последнее слово — за молодыми: есть ли в новых поколениях трепет перед супергероями в масках, если да — то какие это герои, и какого свойства этот трепет?..





368
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение4 сентября 2010 г. 14:18
хорошая статья8-)грамотная.

З.Ы.- в таком случае мои герои- джедаи и повстанцы:-)))обычные суперы меня не привлекают:-)))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 сентября 2010 г. 15:05
Это только взрослый человек понимает, что супермен не интересен, потому что по определению всё может.
 


Ссылка на сообщение4 сентября 2010 г. 15:15
да ну вас:-Dэто как любовь детства8-)

да и у взрослых людей есть свои, так сказать, маленькие слабости:-D
 


Ссылка на сообщение4 сентября 2010 г. 15:26
Импритинг конечно же.
 


Ссылка на сообщение4 сентября 2010 г. 16:18

цитата С.Соболев

Импритинг конечно же.

Улыбающийся бумажный великан впереди колонны, и вереница младенцев, устремленно ковыляющая за ним в серую непроглядную муть...
Жуть :-)
 


Ссылка на сообщение4 сентября 2010 г. 16:13
ну, мешать в одну кучу Супермена и джедаев я бы не стал.
Джедай — он балансирует между светлой и темной стороной Силы, и далеко не всемогущ, если джедай внутри тебя — это даже неплохо, а вот Супермэн — это по сути перекладывание ответственности за свой выбор между добром и злом на посторонее лицо, всеправильное и всемогущее
 


Ссылка на сообщение4 сентября 2010 г. 16:28
да ну вас всех! я же не всерьёз:-)))Ну, суперов я просто никогда не любила, а вот джедаи мне нравились лет в 11-12. после и по сей день- ну только если как память о приятно проведённым детстве8-)
 


Ссылка на сообщение4 сентября 2010 г. 16:57
зато я на полном серьезе:-D
мне тоже нравились джедаи:-[
 


Ссылка на сообщение4 сентября 2010 г. 17:29

цитата rusty_cat

мне тоже нравились джедаи

:beer::beer::beer::beer:


Ссылка на сообщение4 сентября 2010 г. 23:15
«Ворон» и «Неуязвимый» меня в свое время потрясли. И до сих пор в восторге. Даже на такую вроде бы ширпотребную тему, как супергерои, можно снять шедевр.
Есть еще рассказ «Последний полет Голубой Пчелы», тоже про супергероев и тоже отлично написан.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 сентября 2010 г. 23:28
Тут я слукавил, «Ворон» не совсем супергерой, хотя и по комиксам. И, кстати, во многом выигрывает за счет Брэндона Ли и общей атмосферы, нежели сюжетом. А «Неуязвимый» — действительно качественная, философская, можно сказать, переработка культурного пласта. И хотя фильм не считается шедевром Шьямалана, для меня — одна из лучших его картин:beer:
 


Ссылка на сообщение4 сентября 2010 г. 23:43
Ну я, если честно, вообще не сильно в теме, поэтому в «Вороне» нахожу все признаки фильма о супергероях: есть ГГ, получивший необычные способности после трагедии; его способности имеют некоторое ограничение, которое удается разгадать злодеям; злодей и его подружка — тоже вполне себе гадкие, у них, в отличие от ГГ, не сверхспособности, а агрессия, куча шестерок и амбициозные замыслы. Хороший полицейский есть, обычные люди, чья жизнь меняется благодаря ГГ, тоже в наличии. Другое дело, что все как-то спокойно, на бытовом уровне, без сигания с небоскребов и вертения Земли в обратную сторону. Но тем и реалистичнее.
А в «Неуязвимом» нет той мелочи, которая перевернула «Шестое чувство» с ног на голову и заставляла пересматривать по второму разу, и которая считается визиткой Шьямалана. А так прекрасный фильм.


Ссылка на сообщение4 сентября 2010 г. 23:45
в 60-ые годы, кстати, комиксы частенько приобретали именно что религиозный оттенок — при том ярко выраженный
60-ые годы — это вообще-то время Джека Кирби, который комиксы существенно реформировал, и в плане повествования, и в плане графики
истории о супергероях у Кирби превращаются в масштабные фантастические саги и одиссеи, а самих супергероев Кирби и вовсе предпочитал называть «новыми богами», многие комиксы Кирби носят просто какой-то экстатический характер — там чуть не до мессианства доходит
Кирби и сегодня — влиятельная фигура, тот же Мур или, скажем, Моррисон, на нем просто помешаны и до сих пор в своем творчестве как-то стараются равняться на него

а в принципе, комиксы о супергероях — исключительно американская фишка, в европейских комиксах их тоже нет, а в Японии — какой-то странноватый местный извод

а комиксы о супергероях и сейчас популярны — как, впрочем, и всегда, и самое забавное, что сейчас, похоже, после всей этой так называемой «деконструкции супергеройского дискурса», имевшей место в 80 — 90, обозначился поворот к «серебряному веку», т.е. к тем же 60-ым годам
Мур так и вовсе из себя Джека Кирби строит — последние его комиксы, это уже не разрушение чего-то, а попытка создать какого- то радикально нового супергероя — Прометея или Том Стронг
новые супергерои появляются, и тут весьма ощутимо влияние японской массовой культуры, которая просто захлестнула весь мир, потому что герои, как правило очень неодназначные, например, недавний Wrath, который вообще-то воплощает в себе то, что какой-нибудь Мерло-Понти (да и не только он) называл замечательным словом «Другое»

кроме того активно происходит возрождение старых супергероев, которые вроде в свое время были не особенно-то и популярны, а теперь вот их решили реанимировать и активно ввести во вселенную — например комикс Джонатана Летема (который «Пистолет с музыкой») — «Omega the Unknown», который он для Marvel сделал

и за статью спасибо — не так и часто у нас про комиксы пишут, тем более пытаются выявить какие-то религиозные аспекты, хотя все эти четко выстроенные супергеройские пантеоны совсем не случайны
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 сентября 2010 г. 00:28
Спасибо и Вам большое! Очень интересная и полезная заметка.
Значит, можно уверенно ждать новых Других... это очень любопытно, хотя понять их, скорее всего, в полной мере смогут лишь мои дети8:-0

цитата

а в принципе, комиксы о супергероях — исключительно американская фишка

Кстати да, важное замечание, которое я упустил. У этого тоже должны быть свои причины.
У Европы и Японии нет таких причин. Возможно, Европа никогда не расставалась со своими богами, в отличие от Америки. Тут надо хорошенько покопаться и подумать.
У японцев, насколько я могу судить, тяга к персонификации божества либо отсутствует, либо не так выражена. У них нет религии, как таковой, скорее мировоззрение, философия, которая менее рациональна и более-менее равномерно распределяет божественное по всем объектам мира. Именно потому, наверное, у них так популярны тысячи идущих одновременно сериалов и выпускающихся томов манги, и потому у них любимы все приезжие музыканты. Это вообще удивительно — создается впечатление, что японцы фанатеют от всего одновременно, но при этом не забывают любить свое родное.
С Россией, кстати, в этом вопросе тоже все понятно: под конец СССР первыми к нам пробились супергерои, потом «Бригада», в последние годы укрепляется РПЦ. Плюс, чисто национальные особенности [это к статье о двуликом национальном Бэтмене:-)))]
В общем, тема крайне интересная и далеко не такая простая, как может показаться на первый взгляд.
Еще раз, спасибо:beer:
 


Ссылка на сообщение5 сентября 2010 г. 00:42
Вам спасибо — было очень интересно прочитать!:beer:

насчет СССР еще забавная штуковина — там, судя по всему, существовал какой-то закон или указ, который запрещал издание комиксов и расценивал их, как антисоветскую деятельность! (вроде бы я ничего не путаю...) такой вот обычный для того времени абсурд — особенно, если учесть, что в «Мурзилке» и «Веселых картинках» эти самые комиксы печатались, только назывались по другому )

очень многие высоколобые или сильно религиозные люди, уверенные в том, что без РПЦ России «не быть» и считающие комиксы чем-то вредным и ненужным, объясняют их непопулярность в России так называемым логоцентризмом, хотя в последнее время они как-то приутихли — правильно, манги-то в книжных все больше:-)


Ссылка на сообщение4 мая 2011 г. 08:48
Прочитал. Интересно, но во многом не согласен.
Я честно говоря все время считал, что супергерои — это бессознательная попытка американского общества с отсутствующими корнями создать себе свой культурный пласт, со сказками, мифами и прочим. Для нас же это скорее просто развлечение и поэтому обвинять кого-то в инфантилизме и попытке снять с себя ответственность за то, что ему нравится какой-нибудь парень в трико, это как-то нелепо.
В детстве я как и все смотрел очень много мультиков про супергероев, поэтому до сих пор мне нравятся Люди Х и Человек-Паук. Недавно вот еще и в комиксы занырнул, тоже огромный необъятный плат нового и интересного, даже в супергероях можно весьма нетривиальные вещи найти, но по большей части — это все же развлечение (имеются иду супергеройские комиксы).
Это так, лирическое отступление. На самом деле у меня возникла пара вопросов:

цитата rusty_cat

Исключение, разве что — Серебряный серфер, но о нем необходимо говорить отдельно.

И где?

цитата rusty_cat

«The Watchers»

А это что за зверь?

цитата rusty_cat

Ну а последнее слово — за молодыми: есть ли в новых поколениях трепет перед супергероями в масках, если да — то какие это герои, и какого свойства этот трепет?..

Самое стремное — это если на волне западнизации нашей культуры у нас этот трепет появится.
P.S. А фильм бешеного индуса все же ... Как обычно интересная идея и абсолютно никудышная реализация.
P.P.S. А вообще лучший супергерой — это Черный Плащ :-D
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 мая 2011 г. 09:48

цитата iRbos

И где?

Пока нигде. А то у меня есть время с каждым супергероем персонально разбираться. Их столько наплодилось уж...:-)))
Если в двух словах: Серфер интересен своим миром, в частности, я имею в виду мультсериал, который использовал совмещенную технологию рисовка-3D и выдал довольно много оригинальных персонажей/ландшавтов в духе Галактического экспресса/Кобры. Опять же, четко выраженная космическая тематика. По сути, это уже не столько супермен, сколько путешественник

цитата iRbos

А это что за зверь?

коряво написанное «watchmen». поправил

цитата

Самое стремное — это если на волне западнизации нашей культуры у нас этот трепет появится.

У меня он появился благодаря новеллизации Бэтмана в Шедеврах голливуда. Хотя протоипы можно найти и раньше — Робин Гуд, Айвенго.

цитата

P.S. А фильм бешеного индуса все же ... Как обычно интересная идея и абсолютно никудышная реализация.

Нормальная реализация. Со своими плюсами и минусами. Несуперменистая. Чем и ценна.

цитата

P.P.S. А вообще лучший супергерой — это Черный Плащ

А это стеб над культурой комиксов и супергероев. Так что — немного другое.
 


Ссылка на сообщение5 мая 2011 г. 09:25

цитата rusty_cat

Серфер интересен своим миром

К сожалению, его историю я знаю, только по мультсериалу про Фантастическую четверку. Т.е. исключительно общих чертах.

цитата rusty_cat

коряво написанное «watchmen». поправил

Просто и такой фильм тоже есть, вот и выяснял.

цитата rusty_cat

У меня он появился благодаря новеллизации Бэтмана в Шедеврах голливуда.

Новеллизация? Книги по мотивам? Или я что-то не понял.

цитата rusty_cat

Робин Гуд, Айвенго.

Робин Гуд еще ладно, но Айвенго, если мне память не изменяет, 80% всей книги полудохлым валяется, как-то не солидно. Собственно говоря всегда его не любил.
 


Ссылка на сообщение5 мая 2011 г. 12:25

цитата iRbos

Новеллизация?

новеллизация фильмов Бертона плюс

цитата iRbos

Книги по мотивам?

Самостоятельный роман «Бэтмен: по следу Спектра»
http://fantlab.ru/edition...
 


Ссылка на сообщение5 мая 2011 г. 12:31
Хм, интересно. Может быть почитаю.
 


Ссылка на сообщение5 мая 2011 г. 12:42

цитата iRbos

80% всей книги полудохлым валяется, как-то не солидно. Собственно говоря всегда его не любил.

могу путать с Квентином Дорвардом, давно это было. а так еще можно припомнить интеллигентного пирата «Педро Сангрэ» (Блада, то есть), и многих др. это всего лишь иллюстрация к моей мысли :-)
 


Ссылка на сообщение5 мая 2011 г. 12:46

цитата rusty_cat

могу путать с Квентином Дорвардом, давно это было.

Это я уже не читал, после Айвенго так и не смог больше ничего из Вальтера Скотта в руки взять.

цитата rusty_cat

это всего лишь иллюстрация к моей мысли

Тогда получается, что супергерои ничем по сути не отличаются от героев обычных приключенческих романов, кроме наличия супер способностей.
 


Ссылка на сообщение5 мая 2011 г. 15:47
Нет. Получается, что тяга к супергероям вполне может произрастать из любви к обычным героям приключений. Однако же, если к Робину Гуду на примере советского социума приплюсовать дядю Степу, Матросова, Мересьева и др., то любовь к супергероям на постсоветском пространстве окажется вполне понятна и объяснима.


⇑ Наверх