История комиксов в Америке начинается не задолго до наступления 20 века. Историю супергероев в том виде, в котором они нам известны, принято отсчитывать с 1938 года, когда произошло первое «явление» Супермэна. Строго говоря, почти все известные нам супрегерои — дети 30-40х гг, т.е. пришли и закрепились в сознании еще до второй мировой войны.
Часть 1. О качестве супергероев.
Собственно сейчас, когда минуло без малого 80 лет со дня первого «явления». Уже можно говорить, а что же это было? Зачем пришли супергерои и почему они были так популярны, и смогли продержаться так долго?
Мне бы хотелось подойти к этой теме вот с какой стороны. Слушая в свое время лекции одного профессора по истории религии, профессора, несколько «повернутого» на христианстве, я запомнил одно интересное обобщение, сделанное им.
Древний Египет — среди множества Богов есть высший Бог — Ра, наместником которого является фараон. Фараон — как частица Бога является мирообразующим элементом. И получается, что суть даже не в том, что фараон при помощи войска заставляет людей подчиняться (не без этого, конечно), но фараон — путь к Высшему разуму для каждого человека. Фараон — залог того, что жизнь отдельного человека связана с божеством, и фараон — нить.
Подобная персонификация божества в лице наместника-человека, полубога, имелась, кажется, в Двуречье и позже возродилась в христианстве — в лице Богочеловека Спасителя, уже непосредственно возвращающего праведников Богу. Опять Христос — царь царей — нить, связующая любого человека с высшим божеством.
Тут еще уместно будет вспомнить отношение к царю на Руси, очень сходное по сути с отношением к фараону у Египтян. Царь-батюшка — светел, мудр, справедлив, совершенен. Вся несправедливость случается лишь оттого, что он пока не ведает. Уверенность в непогрешимости некой персоны, стоящей выше, — источник надежды и уверенности в будущем в разные времена среди разных народов.
Пик расцвета темы супергероев приходится на время мировой войны. Во-первых, непосредственными предшественниками супергероев были полицейские или частные детективы. Новый век, начало НТП, фантастика Уэллса — что-то изменилось в мире.
цитата
Начинается XX век… Шерлок Холмс и доктор Ватсон покинули дом на Бейкер-стрит. Шерлок Холмс уехал в Суссекс и занялся пчеловодством. Доктор Ватсон женился и вернулся к врачебной практике. Миссис Хадсон планирует на Бейкер-стрит создать музей Шерлока Холмса. Инспектор Лестрейд ушёл на пенсию…
(c) википедия
И главное, сама война. Силы тьмы, грозящие захватить и поработить весь мир. Атомная бомба. Все это на фоне технического прогресса и, как следствие, отдаление от объекта Веры, снижение общей религиозности, — потребовало появление наместника иного качества.
И пришел супермен...
Мне кажется характерным, что именно Супермэн оказался первым. Ведь он — полубог по всем критерям, справедлив, всемогущ, идеален. Природа его, однако, вполне укладывается в научную картину мира — могучий пришелец, никакого оккультизма, магии и т.п. И хотя, Супермэн как персона, будучи персонажем вымышленным не способен полностью стать объектом веры, однако суррогатом — является вполне. И символически выполняет те же функции. Залог уверенности в будущем. То, что способно поддерживать надежду.
Дальнейшие супергерои — модификации этого первоначального, причем, из символического пространства перешедшие в более конкретные «земные», реалистичные и объясненные воплощения. И, надо отметить, тем самым растерявшие «божественную» искру. Бэтмен — обычный человек в маске с большим набором технических приспособлений. Капитан Америка — результат удачного научного эксперимента. Человек-паук — результат неудачного генетического эксперимента. Viva прогресс! Люди-икс — следующий вид, появившийся из homo sapiens.
Чем более выдыхается прогресс, тем более появляется ненаучных около оккультных персонажей — ожившие Боги древности, Спауны и Хеллбои.
Тут еще интересно отметить, что в СССР подобного не возникло. У нас за «железным занавесом» просто не было необходимости в супергероях, потому что был свой, «вечно живой» и вполне удобоваримый. И хотя отдельные персонажи, вроде Ариэля или Ихтиандра появлялись, ниша «наместника» была прочно занята.
Следует заметить также, что образ супергероя, как суррогата божественной персоны, важна в первую очередь для подростков. Вера или религиозность — понятна и подходяща для зрелого человека, но мальчишке, которому еще тяжело и неинтересно разбираться в хитрозапутанных отношениях с личным абстрактным Богом, персональный Бэтмен, вполне конкретный, спешащий на помощь — товарищ подходящий. Опять же, Бог — далеко, до него не дозовешься, а Бэтмен, как обещают — вот он, только фонариком посвети.
Завершать это размышление не стану. Оборву почти что на полуслове, и вместо внятного подведения итогов переведу стрелку на статью, найденную Pickman'ом — http://www.izvestia.ru/comment/article3145392/
Именно эта статья и дала старт моим размышлениям и именно она, как мне кажется, будет достаточно логичным (пусть и не утешительным) завершением.
_
Часть 2. О количестве.
Дальше Супермэн (и другие) из наместника Высшего разума стал обычным персонажем. А это, как мы знаем, рано или поздно случается со всеми религиями — эстетическая составляющая всегда впитывается искусством (греческая мифология, персонажи Библии и т.п.), а духовная продолжает бестелесно блуждать в поисках нового воплощения.
Отмечу периоды развития образа в истории супергероев:
40-50 гг — классические супергерои, «герои в масках», они совершенны, красивы, спортивны и т.п., сотрудничают с правительством или полицией.
60-70 гг — первая переоценка, в героев закладываются внутренние душевные конфликты, а если это команда супергероев, то между ними происходят вполне бытовые стычки, ссоры и т.п.
70-90 гг — окончательная переоценка, супергерои-социопаты, антигерои, Каратель (The Punisher), Росомаха (Wolverine), страдающий алкоголизмом герой Железного человека (Iron Man), пик этой реконструкции образа — «Хранители» Мура (1986) или «Темный» Бэтмен Миллера (80е гг). 90-е годы — время антигероев.
Обозначенные «этапы» вполне логичны с точки зрения развития искусства и подчиняются принципам, рассмотренным в «Биографии искусства» Мурашковского, или, если обобщить еще больше, — законам диалектики Гегеля.
И если супергероев 30-40х гг еще можно перечислить по памяти — большинство из них — детища DC, и лишь некоторые — Marvel, то во времена «серебряного» века супергероев стало столько, что они уже сами собой разделили ЦА, как банды делят город на зоны влияния.
Многое тут еще усугубляется возрастом. В 14-18 лет, когда тема супергероев была мне особенно интересна, и, в каком-то смысле, близка — я запоминал всех, кто только попадался на моем пути, большинство же, оставались недоступны и потому незнакомы. Шутка ли, но мои источники знаний о супергероях составляли: 1) фильм про «Супермэна» и 2) -«Капитана Америку». 3) Рассказ отца про «Человека-молнию». 4) Невнятные картинки друга про «Человека-паука». 5) Трилогия «Бэтмен» в «Шедеврах Голливуда» (кстати, «Бэтмен по следу спектра» до сих пор считаю едва ли не лучшей историей о; «грызун в маске» — оттуда). 6) Вольное школьное самодеятельное творчество вроде «Человека-крюка», «Человека-молота» (это уже из японских ужастиков). Вот, собственно и все. 7) Да, еще персонажи игр на Денди — «Hawkman», «Wolverine», «Robin». Позже, лет в 19-22, когда появилась возможность познакомиться с остальными, места в памяти и сознании для них уже не осталось, — за исключением «Людей Икс» и «Серебряного серфера» (к которым появилась симпатия) и равнодушного знакомства с Iron Man, Halk, Punisher, Blade — остальные сотни пестроодетых, но одинаковых по сути, супер-пупер-героев слились в единый калейдоскоп. Даже «Хранители» Мура легли в сознание целиком, общей картинкой, без вычленения отдельных персонажей.
И тут, что бы не возразил мне коллега glupec, разницы между DC и Marvel я нащупать не могу. «Лига справедливости» оказалась для меня таким же салатом, что и, к примеру, Avengers, тем более, что медийные их реализации слишком одинаковы, чтобы как-то различить.
Итак, что я могу сказать о знакомых мне суперменах?
Супермэна и Флеша я знаю постольку поскольку, они — поколение до меня, я видел их издали, они мне не близки.
Капитан Америка, Бэтмен, Человек паук, Люди икс — мое поколение, я застал их и продолжаю следить за судьбой, хотя в большинстве своем судьба их стала незавидной.
Где-то рядом — Darkman, Тень, Спаун. Я знаю о них, они мне приятны, но за судьбой уже не слежу. Исключение, разве что — Серебряный серфер, но о нем необходимо говорить отдельно.
Все прочее — кишащий муравейник.
В остальном же, супергерои, начиная с 60х гг неоднократно менялись из тех или иных социально-политических соображений. То они становились «моложе», чтобы заинтересовать новых тинейджеров, то белезненней и психически неустойчивей, чтобы, наоборот, заинтересовать старших.
Отметил я и еще один факт. Например, мультсериал «Капитан Америка» 60х — невероятное УГ, которое невозможно смотреть даже в приступе ностальгии, сценаристы — бездари, и это при том, что рисунки в нем по настоящему красивы. Чего только стоят финальные реплики в одной из серий:
цитата
Капитан Америка: — Куда ты забросил его? (речь идет о злодее)
Тор: — Не знаю, может, на другой континент, может, на другую планету или совсем в другую вселенную.
Капитан Америка: — В любом случае, на Земле мы его больше не увидим.
Фильм про Бэтмена 50х — забавен хотя бы потому, что Бэтмен еще не черный, а темно-серый и рядом с ним бегает пестроодетый Робин, эти два персонажа невероятно комично смотрятся в окружении полицейских, с которыми тесно сотрудничают.
Представляет интерес первый «Человек-паук» опять же, конец 60-х, и хотя потуги злодеев наивны и не вызывают никакого переживания, фильм все-таки придерживается своей внутренней логики, а визуально — оригинален и даже стал родоначальником «ретрофутуризма».
Неплох «Человек-паук» 80-х до тех серий, когда вовсю начинается магия, т.е. первые два десятка. Это, так сказать, классический человек-паук.
«Люди Икс» бестолковы, но их спасает юмор и сквозной сюжет.
«Прайд из Людей Икс» (Pryde of X-men) — Неудачный первый эпизод так и не стартовавшего сериала красиво нарисован, но невозможна глуп.
«Лига справедливости» равно как и «Мстители всегда вместе» — мне показались полной ерундой, первая чуть получше, особенно серия про мальчика, выдумавшего мир. «Новое поколение мстителей» я даже не решился смотреть.
И все как-то так... И потому жаль. Жаль того, что в детстве мы увлекались такой ерундой. А вернее даже то, что увлекались мы всерьез, и то, что мы видели во всем этом, было намного глубже, серьезнее и лучше, чем показывают режиссеры в фильмах.
Я могу назвать лишь несколько картин, сколь-нибудь значительных в плане осознания и отображения этого, в общем-то, заметного пласта культуры:
— «Superman»
— «Batman» и «Batman: returns» Бертона
— «Crow»
— «Unbreakable» М. Найта-Шьямалана
— «Watchmen»
— и все-таки, со многими оговорками «Dark Knight» Нолана
наверное, что-то я упустил, некоторые вещи, вроде «Тени» или «Даркмана» просто необходимо пересмотреть.
Ну а последнее слово — за молодыми: есть ли в новых поколениях трепет перед супергероями в масках, если да — то какие это герои, и какого свойства этот трепет?..