О мотивации


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «vvladimirsky» > О мотивации
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

О мотивации

Статья написана 5 сентября 2010 г. 15:25

Был тут в гостях у хорошего и милого человека, московского редактора. Он сейчас в одном из столичных издательств средних размеров занимается серией нон-фикшн. Вспомнили, что я когда-то получил историческое образование -- хотя квалификацию, конечно, давно у тратил. «А напиши, -- говорит, -- мне книгу. Биографию какую-нибудь, листов на 12 авторских. Гонорары у нас приличные, тысяч 50-60 за книгу...» И действительно: чуть побольше, чем «в среднем по палате». Может быть, действительно возьмусь, если найду тему, которая будет взаимно интересна и мне, и издателю. Но я сейчас не об этом.

Смотрите, 50 000 рублей -- эту сумму даже я, криворукий фрилансер, зарабатываю (а если издатели не затягивают, даже получаю) за три-четыре месяца. А уж работящий москвич зарабатывает в офисе за месяц столько же или больше. Для того, чтобы написать книгу, надо сидеть в библиотеке, копаться в архивах, изучать материалы... Серьезная работа на полгода, если не больше. То есть если тема интересна, за нее стоит взяться, но если не очень -- никакого смысла...

Я к чему веду? Когда-то, во времена эпические, литератор мог рассчитывать не только на самореализацию, но и на финансовые преференции, и на какую-никакую славу. Сегодня за книгу деньги платят смешные (причем столько платят все издатели с редкими-редкими исключениями). Славы тоже не будет, это понимает всякий, кто способен здраво оценить ситуацию на рынке: ну выйдет книга тиражом 5000 экземпляров, ну допечатают ее со временем, при большом везении, раза три-четыре... Капля в море. Что остается? Только стремление самореализоваться, высказаться, поделиться наболевшим.

У писателя осталась только внутренняя мотивация к творчеству, все внешние стимулы не стоят работы, которую ему предстоит проделать. В общем, писать есть смысл только если тебя прёт, плющит и колбасит от самого процесса. То есть если ты по определению графоман. Ну, или заниматься «проектной» литературой: там хоть гонорары вразумительные...





166
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение5 сентября 2010 г. 16:04
Да, мотивации у нас давно уже графоманские. И вообще при нынешнем разгуле писательства отличить графоманов от писателей все сложнее. Ведь любого самого махрового графомана хоть кто-нибудь да посчитает за писателя. Похоже, одно из двух понятий лишнее и со времен отомрет. Интересно, которое? :-)))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 сентября 2010 г. 16:14
Исторически это всё-таки выверт и случайность, когда писатели жили на гонорары. Либо считанные единицы (Дюма, да?), либо госстрой такой (СССР спонсировал мощно своих пропагандистов). Многие великие сказители (Толстой, Вольтер) не нуждались в деньгах. Ну как-то так. Искусство занятие обеспеченных.
 


Ссылка на сообщение5 сентября 2010 г. 19:59

цитата С.Соболев

Искусство занятие обеспеченных.
Или больных на голову.:-)))


Ссылка на сообщение5 сентября 2010 г. 16:43
Да уж. Славы не видать, денег тоже...
Что делать?
И, главное, кто виноват?


Ссылка на сообщение5 сентября 2010 г. 16:55

цитата vvladimirsky

В общем, писать есть смысл только если тебя прёт, плющит и колбасит от самого процесса. То есть если ты по определению графоман.
Т.е., «профессиональному писателю» сам процесс работы неинтересен???Ню-ню.

Эх, вспоминаю одного оксфордского профессора, графоманил всю сознательную жизнь8-).

ИМХО: не понимаю, как хороший писатель не может не быть «графоманом»? Как это — не любить свою работу??????
Конечно, не всякий графоман — писатель, но писатель-не «графоман» — этого я не понимаю.

цитата vvladimirsky

У писателя осталась только внутренняя мотивация к творчеству, все внешние стимулы не стоят работы, которую ему предстоит проделать.
И очень хорошо. Так и должно быть, вообще-то.


Ссылка на сообщение5 сентября 2010 г. 17:26
А может быть потому что писателей единицы, а графоманов миллионы.


Ссылка на сообщение5 сентября 2010 г. 17:31
Эх, Василий!
Вы ведь не сегодня это заметили. Просто признаться себе же в таких вещах — значит поставить точку в споре: «кто же виноват в снижении качества литературы». Какое уж качество, когда финансовая мотивация в нетях?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 сентября 2010 г. 17:55

цитата etoneyava

Какое уж качество, когда финансовая мотивация в нетях?
?????? Какое странное утверждение8:-0. Качество текста и финансовая мотивация вообще никак не связаны.
 


Ссылка на сообщение5 сентября 2010 г. 18:29
Да, если бы шедевры порождались жаждой денег, то гениальных писателей было бы завались. Но наличие материального вознаграждения все же способствует качеству — если это самое вознаграждение дает возможность не отвлекаться на добычу средств к существованию другими способами.
 


Ссылка на сообщение5 сентября 2010 г. 20:02

цитата Завета

Но наличие материального вознаграждения все же способствует качеству — если это самое вознаграждение дает возможность не отвлекаться на добычу средств к существованию другими способами.
Как уже заметили

цитата С.Соболев

Искусство занятие обеспеченных.

или

цитата alexsei111

Или больных на голову.

Третьего не дано.Или практически не дано.
Единственно и богатых приличных писателей мне только Кинг припоминается.
 


Ссылка на сообщение5 сентября 2010 г. 20:05
Чем порождаются шедевры -- науке это пока неизвестно. Увы и ах. Достоевский писал, чтобы расплатиться с карточными долгами, а Кафка завещал уничтожить свои неопубликованные рукописи. То есть бывает по-разному. Я не говорю, что нынешняя ситуация плоха или хороша, просто констатирую факт.
 


Ссылка на сообщение5 сентября 2010 г. 20:14

цитата vvladimirsky

Достоевский писал, чтобы расплатиться с карточными долгами,
Может быть, поэтому и были «круглые столы овальной формы»? Нет времени на редактуру нормальную, нет имения, где можно спокойно жить и писать, и жены, которая 10 раз перепишет от руки роман...

цитата vvladimirsky

Чем порождаются шедевры -- науке это пока неизвестно.
Именно. Поэтому отсутствие финансовой мотивации — не повод «хоронить» литературу.
 


Ссылка на сообщение5 сентября 2010 г. 20:17

цитата Veronika

отсутствие финансовой мотивации — не повод «хоронить» литературу.


Отсутствие любой другой мотивации, кроме внутренней. Ну и желания заслужить одобрение узкого круга авторитетных (для конкретного писателя) лиц: мамы, жены, друзей, издателя, жюри премии, тех или иных критиков.
 


Ссылка на сообщение5 сентября 2010 г. 21:49

цитата vvladimirsky

Отсутствие любой другой мотивации, кроме внутренней.
И? Это плохо? Если считаете, что нет — нам и спорить не о чем.
Если считаете, что это плохо, — напишите, почему плохо (для литературы).
 


Ссылка на сообщение5 сентября 2010 г. 21:51
Для литературы это не хорошо и не плохо. Для литераторов -- да, паршиво.
 


Ссылка на сообщение5 сентября 2010 г. 22:05

цитата vvladimirsky

Для литераторов -- да, паршиво.
Ну хорошо, рассмотрим Ваш личный пример, о котором Вы написали.
Вы готовы заниматься предложенной книгой, если тема будет интересна для Вас лично. Разве это плохо???? Если Вы будете писать биографию человека, который Вам интересен, Вы
а) получите удовольствие от работы;
б) вероятнее всего, что результат Вашей работы будет лучше.

В чём проблема? Вы хотели заниматься тем, что Вам же неинтересно, но получать больше денег;-)? Так для этого необязательно писать книги8:-0.
 


Ссылка на сообщение6 сентября 2010 г. 11:40

цитата Veronika

Вы хотели заниматься тем, что Вам же неинтересно, но получать больше денег? Так для этого необязательно писать книги.


Знаете, до 1998 года написав книгу (не хит продаж, самый обыкновенный роман) можно было купить однокомнатную квартиру в Питере. Чтобы заработать те же деньги другим путем, надо было вкалывать до посинения. Вот и прикидывайте.
 


Ссылка на сообщение6 сентября 2010 г. 11:49

цитата vvladimirsky

Знаете, до 1998 года написав книгу (не хит продаж, самый обыкновенный роман) можно было купить однокомнатную квартиру в Питере.
А Вы успели до 1998-го написать;-)? Если да — мои поздравления, если нет — ну, ничего не поделаешь.
Времена меняются8:-0, «золотой век» сменяется известно чем. Литература перестаёт быть заработком, и будет хобби. Возможно, так будет лучше для литературы и деревьев.
 


Ссылка на сообщение6 сентября 2010 г. 18:08
Чего же странное?
Качество — это прежде всего тщательная проработка: сюжета, деталей, стиля, наконец. А если у тебя на носу сдача твоих авторских листов и мысль в голове о пятидесяти тыщах на полгода и о жене с детьми, то где уж о качестве-то думать...
Странно, что это не пришло Вам в голову.
 


Ссылка на сообщение7 сентября 2010 г. 02:47
Очень, очень спорное утверждение. «Улисс» был дописан в дикой спешке, наперегонки с дедлайном. Ряд далеко не самых слабых романов Достоевского. «Дон Кихот». Эт сетера ад инфинитум. Вывод: качество книги не зависит от того, насколько спешно она написана. Не существует формализованных правил создания общепризнанных литературных шедевров.

Возвращаясь к конкретике: почему вы думаете, что у писателя, который каждый день вкалывает в офисе, потом тусит с женой и детками, а ночью, запершись в сортире, сочиняет нетленку, получится что-то более толковое, чем у того, кто «гонит строку»? Идеальный вариант, конечно, выглядит иначе: сочинил роман про космических пауков на потребу идиотам, получил поллимона, потом год-полтора можно работать для души. Но, увы, на всех «космических пауков» и «сталкеров с точками» не хватит...
 


Ссылка на сообщение7 сентября 2010 г. 02:52
С другой стороны я знаю нескольких наших с тобой современников, которые в приватных разговорах именно что жалуются: было бы времени больше -- написали бы лучше. О некоторых из этих нескольких :-) я таки уверен: действительно написали бы лучше.

Просто у мастера даже в спешке гнать халтурку-с не получается, а, с другой стороны, работящий ремесленник, дай ему время и пинок в плане «сначала думай, потом пиши», глядишь, поднимется над своим обычным уровнем.
 


Ссылка на сообщение7 сентября 2010 г. 02:56

цитата Vladimir Puziy

О некоторых из этих нескольких я таки уверен: действительно написали бы лучше.


И действительно пишут. Владимиру Березину после «метростроевского» романа дозволили наконец выпустить в «АСТ» собственную, полностью оригинальную книгу. Хотя до этого много лет полировали мозги -- мол, «не продастся, мы не знаем, что с вашими текстами делать...» Авось еще что-нибудь напечатать успеет прежде чем за следующих пауков засядет.
 


Ссылка на сообщение7 сентября 2010 г. 03:10
А с другой стороны -- сколько непроектных книг Зоричей мы никогда не увидим благодаря «Сомнамбуле» или очередным «Сталкерам»? Сколько уже лет жду завершения цикла о том же Зигфриде...
 


Ссылка на сообщение7 сентября 2010 г. 03:14
А сколько увидим благодаря тому, что они после энного проекта наконец вздохнут свободно и перестанут браться за всякие сомнительные задачи вроде создания сценариев для компьютерных игрушек?
 


Ссылка на сообщение7 сентября 2010 г. 03:16

цитата vvladimirsky

А сколько увидим благодаря тому, что они после энного проекта наконец вздохнут свободно и перестанут браться за всякие сомнительные задачи вроде создания сценариев для компьютерных игрушек?


Поживём -- увидим. Если увидим.
 


Ссылка на сообщение7 сентября 2010 г. 02:59

цитата vvladimirsky

у писателя, который каждый день вкалывает в офисе, потом тусит с женой и детками, а ночью, запершись в сортире, сочиняет нетленку,
«Офис» меняем на Оксфорд (в работе преподавателя тоже много рутины), «сортир» на «свою комнату», добавляем лет 15 лет работы и фанатизма — на выходе имеем «Властелин Колец»...
 


Ссылка на сообщение7 сентября 2010 г. 03:01
Ну, сравнили божий дар с яичницей, «Улисса» с «Властелином колец»...
 


Ссылка на сообщение7 сентября 2010 г. 20:40
Не читала «Улисса», поэтому не могу сказать, насколько он «яичница».
А шедевры уровня «Властелина Колец» или ДСиМН так и создаются: потихоньку, без спешки.
 


Ссылка на сообщение7 сентября 2010 г. 18:31
Но, согласитесь, очевидно же, что вечное сеется лучше уверенной рукой. Мы можем до усрачки спорить о мотивации Андерсена или позднего Булгакова, однако, вопрос: сколько потенциально талантливых авторов попросту не взялось за перо?
 


Ссылка на сообщение7 сентября 2010 г. 18:39

цитата etoneyava

Но, согласитесь, очевидно же, что вечное сеется лучше уверенной рукой.


Уверенность не проистекает из необходимости «рубить капусту» на нелюбимой работе, чтобы прокормить семью. Лучше уж на любимой...
 


Ссылка на сообщение7 сентября 2010 г. 18:56
Так я об этом и говорю...
Просто мы как-то об одном и том же с разных боков, такое ощущение.
 


Ссылка на сообщение7 сентября 2010 г. 19:03
Ну, я-то просто веду к тому, что граничных рамок для создания шедевра, общеприменимых к любому-всякому писателю, не существует в принципе. Тут нужен строго индивидуальный подход...
 


Ссылка на сообщение7 сентября 2010 г. 21:01

цитата vvladimirsky

Возвращаясь к конкретике: почему вы думаете, что у писателя, который каждый день вкалывает в офисе, потом тусит с женой и детками, а ночью, запершись в сортире, сочиняет нетленку, получится что-то более толковое, чем у того, кто «гонит строку»?
Потому что писать надо потому что хочеться писать и есть что сказать,а не потому что сроки поджимают и денег заработать охота.
Если бы вы хотели написать книгу вы бы сели и написали,а если не садитесь и себе причины придумывайте чтобы не писать значит не шибко хотите.
Как там у Столярова в «Вороне» герой писал и писал как сумашедший с призрачной надежде изменить мир.
Если опуститься до более бытового уровня можно привести в пример блоггера,который часто не зная зачем пишет свои посты.
И совершенно не важно нужна эта писанина кому либо.Мне кажется это нужно в первую очередь писателю.
 


Ссылка на сообщение7 сентября 2010 г. 21:08

цитата alexsei111

писать надо потому-что хочеться писать и есть что сказать


«Хочется писать» далеко не всегда = «есть, что сказать». И еще реже это значит, что у аффтора есть талант, чтобы что-то сказать. В общем, далеко не все тут просто и однозначно.


Ссылка на сообщение5 сентября 2010 г. 19:58

цитата vvladimirsky

У писателя осталась только внутренняя мотивация к творчеству, все внешние стимулы не стоят работы, которую ему предстоит проделать. В общем, писать есть смысл только если тебя прёт, плющит и колбасит от самого процесса. То есть если ты по определению графоман.
Я думаю у настоящих писателей и была только внутренняя мотивация.Так что все осталось по прежнему.

цитата vvladimirsky

Смотрите, 50 000 рублей -- эту сумму даже я, криворукий фрилансер, зарабатываю (а если издатели не затягивают, даже получаю) за три-четыре месяца.

Что вы так жестоко?Я хочу вас утешить бывают руки и покривее ваших,а некоторы и вовсе без рук обходятся.:-)))


Ссылка на сообщение6 сентября 2010 г. 12:40
На мой взгляд, тематически один в один перекликается с этим постом http://zharkovsky.livejournal.com/490... . Мотивация должна быть только одна: хочу качественно сделать работу. Остальное -- привходящие условия; да, немаловажные, но не первостепенные по значению с т.зр. мотивации. ИМХО, разумеется.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение6 сентября 2010 г. 13:35

цитата Vladimir Puziy

Мотивация должна быть только одна: хочу качественно сделать работу.


Понимаешь, в чем дело... Я хочу качественно делать даже неинтересную мне в целом работу. То есть на пределах своих скромных возможностей. Это к мотивации никакого отношения не имеет, тут разговор о степени отвественности. Вопрос мотивации звучит иначе: зачем я хочу качественно сделать работу? Чтобы прославиться в веках? Не умереть с голоду? Порадовать Сергея Жарковского и/или Андрея Белянина лично? Провести сеанс самоанализа? Купить квартиру, сдавать и до седых волос стричь бабки, не засирая неподготовленным читателям мозги своей графоманской мазней?
 


Ссылка на сообщение6 сентября 2010 г. 13:55

цитата vvladimirsky

Я хочу качественно делать даже неинтересную мне в целом работу.


Для себя я бы сформулировал так: я НЕ хочу делать неинтересную мне работу, но если всё же стану (мотивация -- деньги, к примеру), то в этом случае выполню (буду стараться выполнить) качественно.

цитата vvladimirsky

Вопрос мотивации звучит иначе: зачем я хочу качественно сделать работу?


Опять же, в моём случае, если говорим о книгах: потому что есть некая внутренняя потребность её сделать, «не могу не написать». Т.е. мотивация: написать качественную (с моей т.зр.) книгу. Без сеанса самоанализа, без «прославиться в веках», без «стричь бабки».

Когда мотивация меняется, кстати, меняется и то, как и что пишет автор. Не на формальном уровне, разумеется; это само собой.

цитата vvladimirsky

Сергея Жерковского


Жарковского.
 


Ссылка на сообщение6 сентября 2010 г. 14:00

цитата Vladimir Puziy

Жарковского


Описка. Поправил.


⇑ Наверх