в ухе моем


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Ray Garraty» > в ухе моем
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

в ухе моем

Статья написана 11 сентября 2010 г. 17:29

Patrick Burkart

Music and Cyberliberties

Wesleyan University Press, 2010

Эта книга – 140-страничное исследование о том, как изменялись и изменяются свободы граждан США в Сети и как музыка стала флагманом движения активистов за свободу распространения информации.

Исследование выпущено университетским издательством и написано молодым профессором Техасского университета, отсюда частые отсылки автора к работам философов. Если оставить в стороне не самый простой для неподготовленного читателя язык и философов с социологами, на некоторые работы которых опирается Буркарт, то книга вполне может стать познавательным и даже порой увлекательным чтением для тех, кто больше любит первую половину названия книги, но сомневается, что его интересует вторая половина.

Автор в пяти главах подробно рассказывает, кто против кого борется в борьбе за свободное распространение музыки, неограниченный доступ к знаниям, право на то, чтобы за тобой не подглядывали. Буркарт детально рассматривает, какие общества, ассоциации, организации выступают за свободы в электронном пространстве, но приходит к выводу, что единого движения все же нет, действия всех групп разрозненны и иррегулярны. Буркарт отслеживает изменения, которые проводит Большая четверка (крупнейшие звукозаписывающие компании Америки, выпускающие около 90% всех пластинок), чтобы защитить свою музыку от свободного ее распространения, но все почти все способы оказываются либо ограничивающими свободу человека, либо настолько абсурдными, что вызывают смех (так, в конце 90-х студентам даже было запрещено петь известные песни у костра). Бюрократия стала одной из главных героев этой книги: она настолько проникла во все уголки жизни людей, что мешает развиваться обществу так, как оно бы стало естественным путем.

Буркарт абсолютно верно подмечает, что именно музыка была всегда первым из искусств, что несет с собой перемены. Среди читателей и киноманов нет столько борцов за свободы в электронном пространстве, сколько их есть среди меломанов и музыкантов в том числе.

У “Music and Cyberliberties” есть некоторые недоработки. Автор оговаривает, что собственно музыки он в своей работе не касался, отмечая, что она абсолютно разная бывает. Буркарт неоднократно упоминает, что сегодняшнее движение за киберсвободы берет свое начало у DIY-движения, но, в то же время, на протяжении всей книги пишет о борьбе с музыкальными гигантами бизнеса. Все-таки политика инди-лейблов сильно отличается от политики Большой четверки, а в книге они оказываются едва ли не одним и тем же. И, стоит отметить, книга все же несколько успела устареть. Понятно, что процесс издания книги дело не скорое, но со времени 2008-го уже произошел ряд изменений, которые если не коренным образом меняют взгляд и подход, то уточняют многие частности. Интернет все-таки очень динамичное пространство.

Однако это недочеты почти не портят книгу. Все-таки свобода есть свобода, когда бы и где бы она не была. А автору дух свободы ухватить удалось.





34
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх