Хаосовершенство Вадима


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «sergeigk» > "Хаосовершенство" Вадима Панова.
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Хаосовершенство» Вадима Панова.

Статья написана 20 сентября 2010 г. 14:41

Ну, вот и все!

То, что началось как футуристический политический триллер, с элементами антиутопии, продолжалось как религиозная остросюжетная мистика, а закончилось как… Не имею права сказать, чтобы не испортить впечатление. Все имеет свой конец.

Всегда интересовал вопрос: когда автор пишет первую книгу масштабного цикла, имеет ли он представление, чем его история может или должна закончиться? Сценаристы сериала Lost всем дали понять, что нет, не имеют. Справедливо ли это в отношении «Анклавов»? Наверное, такую возможность нельзя исключать. Начало, середина и конец различны по направленности и общему ходу сюжета. Несколько линий или персонажей так и привели в никуда или играют настолько мизерную роль, что про них почти забываешь. Но перед нами, несомненно, качественный и связный цикл.

Фантазия Вадима Панова вот та энергия, на которой, подобно новой энергии созданной им на страницах романа Станции, держаться все пять томов. Его фантазия заставляет читателей ждать выхода каждой новой книги, чтобы, наконец, выяснить, кто же кроется за личинами его харизматичных, фактурных, и от этого чрезвычайно загадочных, персонажей, и каковы их истинные цели. Кто они благородные спасители или расчетливые сверхсущества, стремящиеся к господству и власти?

Последний «Анклав» — «Хаосовершенство» почти расставляет все точки над «i», но к великому сожалению читателя, делает это не в полной мере. Вадим Панов ведет с нами игру и это игра, увы, исключительно по его правилам. Здесь мы не найдем однозначного ответа о сущности Мертвого или «антиквара» Грязнова; не проникнем в тайны Мутабора, остановившись по воле писателя где-то на половине, да и многое просто останется за кулисами, закрывающими от нас ответы. Ответы даны, но их явно меньше, чем хотелось бы получить.

Много ли потеряла в связи с этим книга или весь цикл? Нет, не потеряла. Но и не приобрела.

Намеки, намеки на намеки и лишь видимая часть айсберга. Изначально, писатель, разворачивает перед нами панораму событий, эпизодически выхватывая те или иные ключевые сценки с участием конечного набора действующих лиц. Кого-то это раздражает, кому-то такая параллельность развития сюжета приходится ко вкусу. Однозначно лишь одно: веришь, что его герои живые! Когда в рамках одной главы повествование скачет от Патриции к Мертвому или от генерала Ляо к Папе Джезе, создается устойчивое ощущение, что герои живут не только на тех страницах, которые посвящены им, но и за их пределами пока Вадим Юрьевич нам рассказывают о чем-то другом.

Но вернемся непосредственно к последнему роману!

Он начинается практически там же, где закончилась предыдущая книга: тритоны Сорок Два, вооруженные идеей становления Эпохи Цифры, планомерно ввергают мир в экономический и социальный хаос, строительство Станции, дарующей человечеству новый вид энергии подходит к завершению, синдиновый голод принял глобальный масштаб, Мертвый и Грязнов совершают все те же неясные нам «телодвижения», призванные к достижению только им ведомой цели… И только талантливый фотограф Кристиан, получивший частный заказ на создание фотоальбома, путешествует по городам и странам и щелкает затвором камеры, сохраняя в снимках мгновения последних дней мира.

Да, роману свойственен фатализм. Он буквально пронизывает его, каждую его страницу. Автор, изначально выписывает мир, перед глобальным катаклизмом, готовит нас к жертвам, подчас бесполезным, но от этого только более трагичным. Судьба ведет главных героев, предрешенная и безжалостная, заставляя их покориться во имя цели. Грязнов, прощающийся со своим домом, Пума, медленно умирающая от синдина, Мертвый, равнодушно наблюдающий за тысячами смертей, и Станция – символ, монумент новой Эры, в основу которой положены миллиарды человеческих жизней, но являющаяся спасением из тупика цивилизации, в который человечество само себя затолкало.

Роман удался. Он целостнее и на голову превосходит предыдущих «Продавцов невозможного», в нем существенно меньше от «боевика», и значительно больше от  морально-нравственных дилемм и человеческих эмоций.

Конечно, автора можно упрекнуть за некоторые вещи, как то затянутые сцены военных действий, гражданских беспорядков или перестрелок. Иногда, кажется, что их можно было бы подсократить в полтора-два раза, и роман от этого бы ничего не потерял, а может, и приобрел, так как в нашем случае движущей силой остросюжетного повествования является не количество и качество сбитых вертолетов, а развитие  многоуровневой интриги. В угоду любителям «экшена», этот незамысловатый «упрек» можно смело записать в плюсы произведения. Кому как!

И еще, маленький, совсем крохотный камешек в огород Вадима Юрьевича. Концовка «Хаосовершенства» заставляет задуматься. Она грациозна и грандиозна одновременно. Автор не ударился в проторенные тропки всевозможных предшественников, а придумал достойное, выше всяких похвал, завершение истории. Однако, идя на поводу эпического финала, Вадим Панов не удержался и тут же использовал один из модных нынче приемов-принципов, вызывающих всегда дикие споры этического характера. Сознательно умолчу, о чем идет речь, чтобы избежать даже намеков на развитие и повороты сюжета.

Сейчас, после того, как закрыта книга, могу лишь позавидовать тем, кто еще не брался за «Анклавы». Поверьте, они того стоят. В любительских отзывах или профессиональных рецензиях можно отыскать тьму-тьмущую претензий, начиная от стилистики и языка, заканчивая «несуразным», по мнению отдельных личностей, поворотом от «киберпанка» до «городского фэнтези». Все это чушь и чушь в квадрате, не верьте.

Если вы не скованы рамками одного жанра, если вам по душе хитросплетение интриг, таинственные ритуалы и сила огнестрельного оружия, если есть желание увидеть авторский футуристический прогноз, не лишенный объективных современных оснований, то «Анклавы» для вас. Читать обязательно!



P.S. Отзыв написан во время рабочего дня, с постоянными дерганиями, в короткие периоды между переодическими вызовами к шефу и участием в занудных совещаниях. Прошу не судить строго, сумбурно, коряво и т.д. Зато от души!
Помидорами не закидывать!




142
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение21 октября 2010 г. 19:43

цитата

днако, идя на поводу эпического финала, Вадим Панов не удержался и тут же использовал один из модных нынче приемов-принципов, вызывающих всегда дикие споры этического характера.

О каком «приемчике» идёт речь?

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Гибель миллионов(если не миллиарда) жителей планеты или сам выбор: несколько друзей и любимых людей на станции и все человечество за пределами оной — как на чащи весов
или что-то еще?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 октября 2010 г. 05:54

цитата тихий омут

О каком «приемчике» идёт речь?


Этот принцип сегодня обыгрывает все кому не лень:-)

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Принцип меньшего зла. Сотворил катаклизм, уничтожил миллионы или миллиарды, но остальных отправил в светлое будущее.


⇑ Наверх