автор |
сообщение |
pontifexmaximus
миротворец
|
18 октября 2014 г. 17:31 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата bbg Никто не хочет ответить для себя на вопрос: Необходимо ли читать?
Если по поводу той или иной книги начинаешь отвечать на вопрос "Необходимо ли ее читать?", то уже сама постановка такого вопроса намекает на то, что читать нечто подобное особого желания нет... Тем более, что такие вопросы рано или поздно завершаются намеками на списки книг, обязательных к прочтению... Уж лучше бы вопрос звучал так: "Испытываете ли удовольствие от чтения произведений, написанных до того, как Гагарин полетел в космос"?
|
––– Рево и плаво нерьзя пелепутать... |
|
|
glupec
миротворец
|
18 октября 2014 г. 18:01 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
[Сообщение изъято модератором]
|
––– ...и так как часто плывут корабли, на всех парусах по волнам спеша, Физики "вектор" изобрели -- нечто бесплотное. Как душа. |
|
|
Фикс
миротворец
|
19 октября 2014 г. 13:07 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата isaev Тема литературных течений вроде «Новой волны» или Кэмпбэлловских критериев здесь особого энтузиазма не вызывает. То ли потому, что это банально и академично, то ли потому что тут все сами себе литературные школы и шкалы. Наши новые фантасты в течения тоже объединяться не собираться, наверное, по той же причине: потому как все поголовно гении и индивидуальности.
По-моему, на настоящий момент существует слишком много разнообразных мелких тусовок, известность которых очень сильно локализована. Как и сами любители фантастики слишком сильно разделены по вкусовым предпочтениям. Если искать какие-то общие моменты, то кмк все равно будем скорее не от теорий отталкиваться, а от издательской практики — вот, например, авторские миры Перумова или Лукьяненко, чем не объединения единомышленников любого хорошего фантаста? Может просто сменился характер центростремительных сил, а следовательно и критерии по которым следует объединения авторов классифицировать?
цитата Мух А тут на самом деле разбос факторов весьма серьезный. Это может быть стилистика — Олди в свое время выбились из "общего ряда" не в последнюю очередь за счет нее, до них фантасту "писать красиво" считалось как бы и неприличным. Это может быть использоване нового, нетипичного исторического / научного материала (ноосферный цикл Валентинова). Это может быть неожиданная интерпретация каких-то, казалось бы, известных и заезженных форматов. Это может быть... да на самом деле все, что угодно — новое потому и новое, что черта с два мы его предугадаем.
Тогда мгновенно всплывает вопрос — а кто именно будет новизну элементов определять — эксперты? Допустим, у меня есть масса читательских белых пятен на воображаемой карте жанров, научных идей и пр., и любая первая книга, забредающая в неисследованные мной области, будет для меня "новой". Хотя эта "новизна" абсолютно субъективна. А как классифицировать, допустим, фантастику написанную архаичными приемами, но на основе новейшей научной идеи? Что здесь перевесит? Кстати при упоминании Олди сразу же приходит на ум их недавняя книга "Шерлок Холмс против марсиан" — можно ли подобные постмодернистские игры на фантастическом поле рассматривать как явный признак "новизны" или в настоящее время подобный прием уже стал всего лишь одним из традиционного набора инструментов?
|
––– Снорк усиленно соображал, дороже или дешевле стала тетрадь после того, как он исписал её... |
|
|
volga
миродержец
|
|
Фикс
миротворец
|
19 октября 2014 г. 14:20 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Совершенно никакой необходимости читать старую фантастику, смотреть старые фильмы, живопись, архитектурные памятники, слушать старую музыку не существует... как, впрочем, и новые образцы перечисленного. Но если существует желание, то критерием отбора для знакомства явно не временная шкала должна быть, а что-то иное.
|
––– Снорк усиленно соображал, дороже или дешевле стала тетрадь после того, как он исписал её... |
|
|
Мух
философ
|
19 октября 2014 г. 14:22 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Фикс а кто именно будет новизну элементов определять — эксперты?
Скорее всего — читателю-то новизна приема / элемента, как правило, глубоко параллельна. Особенно если книга увлекательная.
цитата Фикс А как классифицировать, допустим, фантастику написанную архаичными приемами, но на основе новейшей научной идеи?
Архаичность приема может сама по себе быть приемом (не в порядке самопиара, но как раз нечто подобное сейчас делать пытаюсь).
цитата Фикс Кстати при упоминании Олди сразу же приходит на ум их недавняя книга "Шерлок Холмс против марсиан" — можно ли подобные постмодернистские игры на фантастическом поле рассматривать как явный признак "новизны" или в настоящее время подобный прием уже стал всего лишь одним из традиционного набора инструментов?
Сам текст покуда не читал, так что судить не берусь. Однако, грамотно исполненные постмодерновые вещи обычно "стреляют", несмотря на то, что постмодернизмом как таковым уже никого, в общем, не удивишь.
|
––– Мы выросли в поле такого напряга, Где любое устройство сгорает на раз. (с) БГ |
|
|
pontifexmaximus
миротворец
|
19 октября 2014 г. 14:52 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Фикс Но если существует желание, то критерием отбора для знакомства явно не временная шкала должна быть, а что-то иное
Вот, вот... Бывает, читаешь "Золотого осла" Апулея уже пятый раз, а в это время в шкафу пылится позабытый томик пяти лет от роду, и нет гарантии, что он таки будет прочитан...
|
––– Рево и плаво нерьзя пелепутать... |
|
|
isaev
магистр
|
19 октября 2014 г. 14:57 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Мух цитата Фикс Кстати при упоминании Олди сразу же приходит на ум их недавняя книга "Шерлок Холмс против марсиан" — можно ли подобные постмодернистские игры на фантастическом поле рассматривать как явный признак "новизны" или в настоящее время подобный прием уже стал всего лишь одним из традиционного набора инструментов?
Сам текст покуда не читал, так что судить не берусь. Однако, грамотно исполненные постмодерновые вещи обычно "стреляют", несмотря на то, что постмодернизмом как таковым уже никого, в общем, не удивишь.
Это уже, пожалуй, не постмодернизм, а доведённый до абсурда (или опять же апогея) вектор, начавшийся где-то на Машине пространства и, продолженной, скажем, Лигой выдающихся джентльменов. Ведь не будем же мы его называть постпостмодернизм или постпостпостмодернизм? Так что это, скорее, пример уже традиции, а не чего-то нового. Ещё не сало в шоколаде, но уже достаточно близко. Ой, боюсь, через пару лет как намешают нам коктельчика не только из классики беллетристики под соусом стимпанка, но ещё добавят русской классики или французских приключенцев. И будет у нас от этой замешанной и взбитой эклетики, либо полный восторг и эйфория, либо частые визиты в клозет, в зависимости от кулинарных талантов авторов.
|
––– Жила-была Аннексия и сестра ейная Контрибуция |
|
|
Denver_inc
миротворец
|
|
Мух
философ
|
19 октября 2014 г. 16:05 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата isaev Это уже, пожалуй, не постмодернизм, а доведённый до абсурда (или опять же апогея) вектор, начавшийся где-то на Машине пространства и, продолженной, скажем, Лигой выдающихся джентльменов.
Опять же — не зная текста, судить не возьмусь.
цитата isaev Так что это, скорее, пример уже традиции, а не чего-то нового.
Так традиция-то возникает на базе произведений, которые мы пытались определить как "веховые". А дальше уже оттачивается (или доводится до абсурда).
цитата isaev Ой, боюсь, через пару лет как намешают нам коктельчика не только из классики беллетристики под соусом стимпанка, но ещё добавят русской классики или французских приключенцев.
А почему бы, собственно, и нет? Если все зависит от таланта и грамотности конкретного автора?
|
––– Мы выросли в поле такого напряга, Где любое устройство сгорает на раз. (с) БГ |
|
|
glupec
миротворец
|
20 октября 2014 г. 10:15 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Согласен с isaev'ым. "ШХ против марсиан" -- не новаторство, а традиция.цитата Мух не зная текста, судить не возьмусь
Вообще-то, "Лига выдающихся джентльменов" -- это комикс, поэтому в применении к нему слово "текст" звучит как-то... ...
|
––– ...и так как часто плывут корабли, на всех парусах по волнам спеша, Физики "вектор" изобрели -- нечто бесплотное. Как душа. |
|
|
Мух
философ
|
20 октября 2014 г. 12:07 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата glupec Вообще-то, "Лига выдающихся джентльменов" -- это комикс
Дык я-то, собственно, о тексте Олдей...
|
––– Мы выросли в поле такого напряга, Где любое устройство сгорает на раз. (с) БГ |
|
|
glupec
миротворец
|
20 октября 2014 г. 14:48 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Мух, если "ШХ против марсиан" считать постмодернизмом и новаторством, тогда и это -- такой же точно постмодернизм?.. ;-)))
|
––– ...и так как часто плывут корабли, на всех парусах по волнам спеша, Физики "вектор" изобрели -- нечто бесплотное. Как душа. |
|
|
Мух
философ
|
|
volga
миродержец
|
|
isaev
магистр
|
24 октября 2014 г. 17:54 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
А вот тут, когда в очередной раз ковырялся в изданиях на своих полках, подумалось, что помимо архаичности тем, приёмов и их воплощения, фантастика становится старой, просто когда перестаёт переиздаваться. Ну это, как такой формальный признак. Однако тут появляется известный логический оборот/парадокс, такой же старый, как некоторая фантастика: что было раньше: яйцо или курица, то бишь, фантастика становится старой и прекращает переиздаваться или фантастика перестаёт переиздаваться и становится старой? Ну и далее умозрительные рассуждения о том, что сначала она перестаёт читаться (+спрос), а потом издаваться и так далее. Как можно читать неизданную фантастику и пр. Это я к тому, что вопрос, конечно, интересный, но не надо сильно увлекаться самой этой идеей. Всё эти понятия с нечётким объёмом разрешаются практикой и примерами. Меррита там, и Лейбера, например, после 90-х (первой половины 2000-х) не переиздавали. А ведь тогда они вполне был на уровне. Подводя итог сказанному: просто интересно вспомнить когда была последний раз издана (на русском, чтобы не мешать всё в кучу) фантастика, которую лично вы считаете для себя старой?
|
––– Жила-была Аннексия и сестра ейная Контрибуция |
|
|
lena_m
миротворец
|
24 октября 2014 г. 18:13 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата isaev фантастика становится старой, просто когда перестаёт переиздаваться
Намного хуже для фантастики, когда перестёт перечитываться...
цитата isaev просто интересно вспомнить когда была последний раз издана (на русском, чтобы не мешать всё в кучу) фантастика, которую лично вы считаете для себя старой?
Книги Толкина переиздавались и в 2014 году, но от этого фантастика Толкина не перестаёт быть для меня откровенно старой...
|
––– Helen M., VoS |
|
|
pontifexmaximus
миротворец
|
24 октября 2014 г. 18:27 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата lena_m Книги Толкина переиздавались и в 2014 году, но от этого фантастика Толкина не перестаёт быть для меня откровенно старой...
Книги Толкина стары, они очень стары, они чертовски стары... Особенно на фоне массы новомодных произведений, появление которых на свет божий, иначе как выкидышем и не назовешь...
|
––– Рево и плаво нерьзя пелепутать... |
|
|
lena_m
миротворец
|
24 октября 2014 г. 18:50 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата pontifexmaximus Книги Толкина стары, они очень стары, они чертовски стары... Особенно на фоне массы новомодных произведений, появление которых на свет божий, иначе как выкидышем и не назовешь...
Думаю, книги Толкина надо сравнивать не с одноразовым барахлом, из коего действительно сейчас на 99 проц. состоит современное фэнтези, а с тем из нового фэнтези, что вызывает устойчивый интерес, обсуждается, перечитывается — скажем, с тем же Мартином или там Сапковским...
Не стоит сравнивать сладкое с круглым — только тогда сравнение будет практически полезным... :-)
|
––– Helen M., VoS |
|
|
isaev
магистр
|
24 октября 2014 г. 18:53 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
lena_m По неравнодушию к Толкину на протяжении всего топика, узнаю старую толкинистку А если серьёзно, ну не считают многие Толкина, Пика, Уайта, Стюарт, Льюса и др. фантастикой и фэнтези, а вы всё продолжаете покойного старичка-профессора на верёвочке таскать, как универсальный предмет архаики в примеры приводить. Мы поняли, что вам Толкин чрезвычайно люб. Ну хватит уже, мы поняли, выучили и прониклись. А то сейчас начнём по новой ваше любимое сравнение с Мартином и Сапковским.
|
––– Жила-была Аннексия и сестра ейная Контрибуция |
|
|