автор |
сообщение |
Snowman
магистр
|
23 июля 2008 г. 19:22 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Французский писатель и философ, представитель экзистенциализма, получил нарицательное имя при жизни «Совесть Запада». Лауреат Нобелевской премии по литературе 1957 года
Биография Альбер Камю родился 7 ноября 1913 в Алжире, на ферме «Сан-Поль» у местечка Мондови. Его отец, сельскохозяйственный рабочий Люсьен Камю, эльзасец по происхождению, погиб в битве на Марне в начале Первой мировой войны. Мать, испанка по национальности Кутрин Сантэ, переехала с детьми в город Алжир.
В 1932—1937 учился в Алжирском университете, где изучал философию. Во время учебы много читал, начал вести дневники, писал эссе. В 1936—1937 путешествовал по Франции, Италии и странам Центральной Европы. На старших курсах университета увлекся социалистическими идеями. Весной 1935 вступил во Французскую коммунистическую партию, солидаризируясь с восстанием в Астурии. В местной ячейке Французской компартии состоял более года, пока его не исключили за связи с Алжирской народной партией, обвинив в «троцкизме». В 1936 создал самодеятельный «Народный театр», организовал, в частности, постановку «Братьев Карамазовых» по Достоевскому, играл Ивана Карамазова.
Ещё в 1930 году у Камю был обнаружен туберкулез, и, несмотря на выздоровление, он долгие годы страдал от последствий перенесённой болезни. По состоянию здоровья ему было отказано в последипломном обучении, по той же причине позже он не был призван в армию.
После окончания университета Камю некоторое время возглавлял Алжирский дом культуры, в 1938 г. был редактором журнала «Побережье», затем леворадикальных оппозиционных газет «Альже републюкен» и «Суар републюкен». На страницах этих изданий Камю в то время выступал за проведение государством социально-ориентированной политики и улучшение положение арабского населения Алжира. Обе газеты были закрыты военной цензурой после начала Второй мировой войны. В эти годы Камю много пишет, в основном эссе и публицистические материалы. В январе 1939 г. написан первый вариант пьесы «Калигула».
После запрета «Суар републюкен» в январе 1940 г., Камю с будущей женой Франсин Фор переезжает в Оран, где они живут, давая частные уроки. Через два месяца они покидают Алжир и переселяются в Париж.
В Париже Альбер Камю устроился техническим редактором в газету «Пари-суар». В мае 1940 г. закончен роман «Посторонний». В декабре того же года оппозиционно настроенного Камю увольняют из «Пари-суар» и, не желая жить в оккупированной стране, он возвращается в Оран, где преподает французский язык в частной школе. В феврале 1941 г. закончен «Миф о Сизифе».
Вскоре Камю вступает в ряды Движения Сопротивления, становится членом подпольной организации «Комба», возвращается в Париж. В 1942 г. был издан «Посторонний», в 1943 г. — «Миф о Сизифе». С 1943 г. начинает печататься в подпольной газете «Комба», затем становится её редактором. С конце 1943 г. начинает работать в издательстве «Галлимар» (сотрудничал с ним до конца жизни). Во время войны публикует под псевдонимом «Письма к немецкому другу» (позже вышли отдельным изданием). В 1943 г. знакомится с Сартром, участвует в постановках его пьес (в частности, именно Камю впервые произнес со сцены фразу «Ад — это другие»). В 1944 г. был написан роман «Чума» (опубликован только в 1947).
После окончания войны Камю продолжает работать в «Комба», публикуются его ранее написанные произведения, принесшие писателю популярность. В 1947 г. начинается его постепенный разрыв с левым движением, он уходит из «Комба», становится независимым журналистом — пишет публицистические статьи для разных изданий (позже опубликованные в трёх сборниках под названием «Злободневные заметки»). В это время им создаются пьесы «Осадное положение» и «Праведники».
В 1951 г. выходит «Бунтующий человек», где Камю исследует анатомию бунта человека против окружающей и внутренней абсурдности существования. Левые критики, включая Сартра, сочли это отказом от политической борьбы за социализм (которая, по Камю, ведёт к установлению авторитарных режимов вроде сталинского). Ещё большую критику левых радикалов вызвала поддержка Камю французской общины Алжира после начавшейся в 1954 г. Алжирской войны. Некоторое время Камю сотрудничает с ЮНЕСКО, однако после того, как в 1952 г. членом этой организации становится Испания во главе с Франко, он прекращает свою работу там. Камю продолжает внимательно следить за политической жизнью Европы, в своих дневниках он сожалеет о росте просоветских настроений во Франции и готовности французских левых закрывать глаза на преступления коммунистических властей в Восточной Европе, их нежелании видеть в спонсируемом СССР «арабском возрождении» экспансию не социализма и справедливости, а насилия и авторитаризма.
Его все больше увлекает театр, с 1954 г. он начинает ставить пьесы по своим инсценировкам, ведёт переговоры об открытии в Париже Экспериментального театра. В 1956 г. Камю пишет повесть «Падение», на следующий год выходит сборник рассказов «Изгнание и царство».
В 1957 г. ему была присуждена Нобелевская премия по литературе. В речи по случаю вручения премии, характеризуя свою жизненную позицию, он сказал, что «слишком крепко прикован к галере своего времени, чтобы не грести вместе с другими, даже полагая, что галера провоняла селедкой, что на ней многовато надсмотрщиков и что, помимо всего, взят неверный курс». В последние годы жизни Камю практически ничего не писал.
4 января 1960 г. автомобиль «Facel-Vega», в котором Альбер Камю вместе с семьей своего друга Мишеля Галлимара возвращался из Прованса в Париж, вылетел с дороги. В автокатастрофе погибли Камю и сам Галлимар. Среди личных вещей писателя были найдены рукопись неоконченной повести «Первый человек» и неиспользованный железнодорожный билет.
Сам Камю не считал себя ни философом, ни, тем более, экзистенциалистом. Тем не менее, работы представителей этого философского направления, оказали на творчество Камю большое влияние. В отличие от религиозных экзистенциалистов вроде Ясперса и «бунтаря» Сартра, Камю полагал единственным средством борьбы с абсурдом признание его данности. В «Мифе о Сизифе» Камю пишет, что для того, чтобы понять, что заставляет человека совершать бессмысленную работу, нужно представить спускающегося с горы Сизифа счастливым. Многие герои Камю приходят к похожему состоянию души под влиянием обстоятельств (угроза жизни, смерть близких, конфликт с собственной совестью и т. д.), их дальнейшие судьбы различны.
Высшим воплощением абсурда, по Камю, являются разнообразные попытки насильственного улучшения общества — фашизм, сталинизм и т. п. Будучи гуманистом, он полагал, что борьба с насилием и несправедливостью «их же методами» могут породить только ещё большие насилие и несправедливость.
Библиография Изнанка и лицо (L’Envers et l’Endroit, 1937) Брачный пир (Noces, 1938) Лето (L’Été, 1938) Посторонний (L’Étranger, 1942) Миф о Сизифе (Le Mythe de Sisyphe, 1942) Калигула (Caligula, 1944) Недоразумение (Le Malentendu, 1944) Чума (La Peste, 1947) Осадное положение (L’État de siège, 1948) Письма немецкому другу (Lettres à un ami allemand, 1948, под псевдонимом Луи Ньевилль) Праведные (Les Justes, 1950) Бунтующий человек (L’Homme révolté, 1951) Падение (La Chute, 1956) Изгнание и царство (L’Exil et le royaume, 1957) Злободневные заметки (Actuelles) Первый человек (Le Premier homme, не закончен, опубликован в 1994)
Ваше отношение к писателю, на меня в свое время произвело неизгладимое впечаьление его романы "Чума" и "Посторонний"
|
|
|
armitura
миродержец
|
|
Claviceps P.
миротворец
|
|
duke
миротворец
|
24 июля 2008 г. 11:54 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Читал Чуму, Сизифа, Постороннего и Падение. "Посторонний" — это любимое, читал раза три, правда уже давно не перечитывал. Шедевр, однозначно. А если вспомнить то влияние, которое этот роман в частности и все творчество Камю в целом оказали не только на развитие идей экзистенциализма (одной из двух веток), но и на литературу вообще (а также на музыку -например, одно из направлений панка с The Cure во главе, художников и пр.) — то готов согласиться с тем, что нобелевку он получил не зря. В отличие от многих, которые получили ее за какие-то иные (не литературные) заслуги. Единственное, что хочется еще добавить, что Камю хорошо "идет" и "принимается" только тогда, когда читатель хоть сколько-нибудь разделяет идеи абсурдности бытия. В противном случае, Камю может сильно не понравится, вплоть до отвращения...
|
––– Лунная призма, дай мне силу! |
|
|
Mierin
гранд-мастер
|
24 июля 2008 г. 12:21 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Разделяю восхищение Камю. Чудесный автор, неоднозначный и знаковый. Я читала, я честно читала в универе по зарубежке. Но, к сожалению, не смогу перечитать. И все потому, что меня тошнило на экзамене и в памяти осталось только это. Препарирование литературных произведений, чему учат филологов, дурно отзывается многие годы. Я после окончания университета вообще года три ничего не читала. Только сейчас начинаю откапываться. Может, перечитаю?
|
––– Всегда найдется кто-то, кому не нравится то, что ты делаешь. Это нормально. Всем подряд нравятся только котята. |
|
|
Verdex
философ
|
24 июля 2008 г. 22:02 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
На одном дыхании прочитал "Постороннего" и "Чуму". Как ни странно, хоть многие и говорили, что его читать сложно, я ничего сложного не нашел. Просто очень интересные идеи, которые подаются доступным языком...
|
|
|
Snowman
магистр
|
24 июля 2008 г. 22:42 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Verdex На одном дыхании прочитал "Постороннего" и "Чуму". Как ни странно, хоть многие и говорили, что его читать сложно, я ничего сложного не нашел. Просто очень интересные идеи, которые подаются доступным языком...
Мне тоже говорили что это тяжело, а я проглотил и восхищался этими книгами.
|
|
|
sawwwa
философ
|
3 августа 2008 г. 23:29 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
"Посторонний", "Калигула" и "Первый человек"-наверое лучшее, что я вообще когда-либо читала, самое главное, что вещи яркие, разноплановые, но создают четкую модель авторской реальности, его отношения к жизни, может быть оно мне просто очень близко... Правда "миф о Сизифе" пока не осилила, но буду стараться, эдесь нужно время (((
|
––– "И я вдруг понимаю, что китайцы тоже не знают"... НАУ 9-й скотч |
|
|
SamAdness
философ
|
4 августа 2008 г. 00:06 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Название темы поправьте. Ну нет в имени Камю буквы Т
|
––– "Мы живём один раз" (с) Tove Marika Jansson. I'm not afraid anymore (c) Ian Curtis. |
|
|
SamAdness
философ
|
4 августа 2008 г. 00:11 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Камю — не больше не меньше — сформировал (во многом) мой взгляд на мир и жизненную философию. "Миф о Сизифе" и "Мечту об абсурде" перечитываю регулярно — раз в год. Может, хоть теперь (после признания открытым текстом) некоторые коллеги поймут мои посты...
цитата duke Камю хорошо "идет" и "принимается" только тогда, когда читатель хоть сколько-нибудь разделяет идеи абсурдности бытия. В противном случае, Камю может сильно не понравится, вплоть до отвращения...
Совершенно верно! +10!
|
––– "Мы живём один раз" (с) Tove Marika Jansson. I'm not afraid anymore (c) Ian Curtis. |
|
|
Veronika
миродержец
|
5 августа 2008 г. 21:51 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата duke Единственное, что хочется еще добавить, что Камю хорошо "идет" и "принимается" только тогда, когда читатель хоть сколько-нибудь разделяет идеи абсурдности бытия. В противном случае, Камю может сильно не понравится, вплоть до отвращения... Совершенно верно! Я вот не разделяю — и мне очень не понравились и "Посторонний", и "Чума". Остальное просто не стала читать. ГГ романа "Посторонний" показался каким-то "отморозком", реакция остальных персонажей (вполне нормальных людей) на поступки ГГ показалась вполне оправданной. Так "отреагировать" на смерть своей матери... Это для меня просто "за гранью".
|
––– я отношу себя к образованным и интеллектуальным, но они постоянно приносят меня обратно |
|
|
SamAdness
философ
|
6 августа 2008 г. 22:20 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Veronika Я вот не разделяю — и мне очень не понравились и "Посторонний", и "Чума".
Фраза очень настораживает. То есть, нравится только то, что не входит в противоречие с набором личных догм и предписаний, принятых раз и навсегда? А всё, что идёт вразрез с "генеральной линией партии" — однозначно плохо? Ну, насчёт "Постороннего" понимаю: вы не можете позволить себе даже рассмотреть (не то что принять) главную экзистенциальную мысль книги — "на земле живут несколько миллиардов избранных". Но "Чума"-то чем не угодила? Доктор Риэ — вот уж совсем не "отморозок", а напротив — святой человек, выполняющий свой долг даже не из страха, а по любви. Любви к людям. Он об этом прекрасную телегу в тексте толкает. Чем же он плох? Неужели тем, что способен быть человеком сам по себе, без давления неких моральных императивов? Его вина в том, что он посмел просто стать человеком, посмел любить, так что-ли? Правда, не понимаю... ПризнАюсь, уже лет 15 считаю "Чуму" одним из самых гуманистичных произведений. Если уж на то пошло, то в моём представлении "чудо" (о котором вы любите говорить) как раз в работе и жизни доктора Риэ. Настоящее, жизненное, нефантастическое.
|
––– "Мы живём один раз" (с) Tove Marika Jansson. I'm not afraid anymore (c) Ian Curtis. |
|
|
Veronika
миродержец
|
7 августа 2008 г. 00:54 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата SamAdness Фраза очень настораживает. То есть, нравится только то, что не входит в противоречие с набором личных догм и предписаний, принятых раз и навсегда? А всё, что идёт вразрез с "генеральной линией партии" — однозначно плохо? SamAdness , Вам, вероятно, кажется, что мне кто-то что-то предписывает со стороны. Но это не так. Догматы для себя я выбираю сама, свободно, просто потому, что они мне нравятся. А то, что им противоречит — по логике вещей, мне не нравится. Кстати, я нигде не писала, что Камю — плохой писатель. Я писала, что два произведения Камю мне не нравится. Почувствуйте разницу.
цитата SamAdness вы не можете позволить себе даже рассмотреть (не то что принять) главную экзистенциальную мысль книги — "на земле живут несколько миллиардов избранных". /шёпотом/ "А шо, такая была?"(с) Там есть такая мысль? Где??? А если на то пошло, то мысль, что "на земле живут несколько миллиардов избранных" — христианская. Действительно, несколько миллиардов сыновей и дочерей Божиих. Но я не думаю, что Камю хотел сказать именно это.
цитата SamAdness Но "Чума"-то чем не угодила? Про "Чуму" я конкретно не писала. Сейчас не поленилась зайти на Альдебаран, скачать и перечитать. Понимаете, христиане относятся к смерти несколько иначе, чем описано у Камю. Для Камю нет ничего другого, кроме этой коротенькой жизни, для христианина — есть. SamAdness, если хотите понять христианское отношение к смерти (в идеале) — я могу дать Вам текст романа "Донал Грант". Я не думаю, что он Вам понравится, скорее, уверена в обратном. Но Вы можете попытатся понять другую точку зрения.
|
––– я отношу себя к образованным и интеллектуальным, но они постоянно приносят меня обратно |
|
|
Ruddy
миротворец
|
7 августа 2008 г. 01:00 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Заинтересовали, коллеги. Даже стыдно стало, что слышал, но не читал. С чего посоветуете начать? Порыскал, посмотрел: "Посторонний", "Чума" или "Миф о Сизифе"?..
|
|
|
armitura
миродержец
|
|
SamAdness
философ
|
7 августа 2008 г. 01:07 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Veronika Там есть такая мысль? Где???
А в конце самом В разговоре Мерсо со священником, пришедшим его исповедовать перед казнью. Только, действительно, эта фишка там вовсе не христианская. Избранность в том, что все умрут; в экзистенции... Посему, все равны и избранны.
цитата Veronika Про "Чуму" я конкретно не писала.
Мне это цитата Veronika и мне очень не понравились ... и "Чума". померещилось?
цитата Veronika Кстати, я нигде не писала, что Камю — плохой писатель. Я писала, что два произведения Камю мне не нравится. Почувствуйте разницу.
цитата Veronika мне очень не понравились и "Посторонний", и "Чума". Остальное просто не стала читать.
Почувствовал
цитата Veronika Для Камю нет ничего другого, кроме этой коротенькой жизни
Таки, экзистенциализм. "Я знаю, что жив и что скоро умру. Да, кроме этой истины у меня нет ничего. Зато её у меня не отнять, как и меня у неё не отнять"(с)
цитата Veronika Догматы для себя я выбираю сама, свободно
Прелестное сочетание несочетаемых в принципе понятий
Однако же, мой пост был посвящён, скорее, не "Постороннему", а "Чуме". О ней-то вы ничего и не сказали. Из чего я вынужден сделать вывод, что вы её читали уже с негативным подходом, навеянным "Посторонним". Сорри, если не прав.
|
––– "Мы живём один раз" (с) Tove Marika Jansson. I'm not afraid anymore (c) Ian Curtis. |
|
|
SamAdness
философ
|
7 августа 2008 г. 01:10 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Ruddy Не! Сначала — "Чуму". Дело в том, что "Сизиф" — это не литературное произведение, а, так сказать, философский трактат. Поэтому, лучше почитайте сначала романы Камю. "Чуму" советую. Поверьте уж закоренелому экзестенциалу "камювского" направления
|
––– "Мы живём один раз" (с) Tove Marika Jansson. I'm not afraid anymore (c) Ian Curtis. |
|
|
Ruddy
миротворец
|
|
SamAdness
философ
|
7 августа 2008 г. 01:20 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Ruddy Да не за что. 20-го числа вернусь из отпуска — с вас впечатления от книги Тлько, умоляю вас, не читайте сразу пьесу Камю "Калигула" (если, конечно, вы не прожжёный специалист по театру). Лучше прочтите ещё маленькую повесть "Падение". Стилистически — это бриллиант!
|
––– "Мы живём один раз" (с) Tove Marika Jansson. I'm not afraid anymore (c) Ian Curtis. |
|
|
Veronika
миродержец
|
7 августа 2008 г. 01:28 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата SamAdness Избранность в том, что все умрут; в экзистенции... Посему, все равны и избранны. А, ну мне такая избранность "нафиг не нужна". SamAdness, в первом своём посте, я не писала конкретно, почему мне не понравилась "Чума". Во втором посте — написала:цитата Veronika христиане относятся к смерти несколько иначе, чем описано у Камю. Для Камю нет ничего другого, кроме этой коротенькой жизни, для христианина — есть. Т.е., к проблемам, описанным у Камю, у меня совсем другое отношение.
цитата SamAdness цитата Veronika мне очень не понравились и "Посторонний", и "Чума". Остальное просто не стала читать. Почувствовал А зачем мне читать дальше? Камю не перестал быть экзистенциалистом. Эти произведения у него считаются показательными. Вот если бы он внезапно обратился к вере и написал что-то принципиально другое... Но этого же не произошло.
|
––– я отношу себя к образованным и интеллектуальным, но они постоянно приносят меня обратно |
|
|