автор |
сообщение |
Абарат 
 миродержец
      
|
|
urs 
 магистр
      
|
29 августа 2017 г. 00:20 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ganhlery огребением двух великанов-гумиров
Гумиру слишком похоже на гимирру — киммерийцев
|
––– Вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным? |
|
|
ganhlery 
 миродержец
      
|
29 августа 2017 г. 00:22 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата C.Хоттабыч В нартском эпосе уаиги это уже не просто крупные люди, а настоящие потусторонние существа, великаны, причём одноглазые.
Да, именно так. И связаны общими корнями с индийским Ваю и иранским Вайю с одной стороны и гоголевским Вием с другой. Та цитата, которую я привел, как раз из трехтомника "Нарты. Осетинский героический эпос " (кн. 2, с. 6).
цитата C.Хоттабыч Интересно, что одноглазость у подобной великанской нечисти (от славянского Лиха до Полифема и огузского Депе-Геза) трактуется, как намёк на неуязвимость — убить можно, только поразив в глаз, хотя прямо об этом сказано только в огузском эпосе.
Да, интересно — не припомню, чтобы мне встречалась трактовка именно в контенексте неуязвимости. Хотя она тоже вполне логична. А так, слепота или одноглазость, как и одноногость, однорукость или скажем, отсутствие спины (как у существ низшей мифологии типа албасты) — универсальный маркер, указывающий на связь персонажа с потусторонним миром. В "Амране" этот момент тоже есть — в эпизоде с оживлением костяка (на сс. 80-81).
цитата Seidhe А мне больше всего стихотворный размер понравился — как-будто Маяковский за эпическое творчество взялся
 Да, прикольно! В переводе "Нартов" 1949 г. от В. Дынник тоже похожий размер, правда, без строк из одного слова
цитата Абарат выкладываю самое сакральное
И снова спасибо Балуете Вы нас...
|
––– White Noise / Black Silence |
|
|
ganhlery 
 миродержец
      
|
29 августа 2017 г. 00:38 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата urs Гумиру слишком похоже на гимирру — киммерийцев
urs , в яблочко Именно из этого этнонима и этимологизируется. Собственно, и в отсканированной Абаратом книге об этом есть на сс. 155-156. А в грузинском языке слово "гмири", насколько мне известно, означает "богатырь, герой". Неслабую по себе киммерийцы память оставили, учитывая, что уже over 2500 лет как сошли с подмостков истории...
|
––– White Noise / Black Silence |
|
|
Абарат 
 миродержец
      
|
29 августа 2017 г. 02:32 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ganhlery И снова спасибо
И снова что-нибудь еще выложу!
|
––– Не дай книге ни единого шанса! Успей прочесть книгу до того, как она тебя... |
|
|
C.Хоттабыч 
 миротворец
      
|
29 августа 2017 г. 10:33 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ganhlery Да, интересно — не припомню, чтобы мне встречалась трактовка именно в контенексте неуязвимости.
Неуязвимость вообще неисчерпаемая тема. Есть много интересных аспектов в зависимости от того, кто неуязвим — протагонист или антагонист, хотя гораздо больше сюжетов о неузвимости благородных героев, и эти сюжеты более популярны (Сигурд/Зигфрид, Ахилл). Ещё очень интересно выискивать "реликты" или намёки на неузвимость в классическом героическом эпосе, сохранившиеся от архаических песней. В классике это может просто выглядеть, как нарушение благородным протагонистом правил поединка. О Ростеме я упомянул, там Исфендияр вроде уже не чудовище, а царевич, сын шаха Гоштаспа. Намёк на чудовишность и неузвимость сохраняется только в иногда проскальзывающем эпитете "меднотелый". А когда Ростем поражает его раздвоенной стрелой в глаза (иначе никак не получалась сладить, было несколько схваток), это воспринимается как нечестный приём и позор. Точно так же, в Махабхарате Бхимасене удаётся сладить с Дурьодханой в битве на палицах, только (по совету коварного Кришны) раздробив ему бёдра — позорное нарушение правил, так как удары палицей "ниже пупа" запрещены. Но в другом месте Махабхараты вскользь упоминается, что тело Дурьодханы выше талии было создано Шивой из драгоценных камней, то есть неузвимо. И на замаскированную "драконью" принадлежность Дурьодханы указывает Гринцер, так что в данном случае он занимает нишу чудивища, вроде Полифема. За расправу с Полифемом Одиссей тоже ведь несёт наказание — нечестно поступил, по крайней мере, с точки зрения Посейдона.
|
––– В недобрых борьбах злосчастнее тот, кто победил |
|
|
ganhlery 
 миродержец
      
|
29 августа 2017 г. 11:22 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
C.Хоттабыч , действительно, тема неисчерпаемая. "У каждого Ахиллеса есть своя пятка" (с). Не может быть персонажа абсолютно неуязвимого. Сюда же и мотив типа Кощеевой смерти и т. д. А в случае с одноглазыми существами вроде Полифема или Балора их уязвимое место можно рассматривать в свете их связи с потусторонним миром. Та их часть, которая находится в мире живых (один глаз) и является их слабым местом. Это все, правда, только мои размышления на тему, можно критиковать. Но учитывая то, что мне известно о символизме половинчатости, получается довольно логично
|
––– White Noise / Black Silence |
|
|
Абарат 
 миродержец
      
|
29 августа 2017 г. 11:42 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
В чем-то все-таки уязвимыми, но бессмертными выступают приоритетные стихийные персонажи — Солнце, Луна, Мать Вьюг и т.п. Как, например, Найнас — персонификация, героическое воплощение северного сияния в выложенном на предыдущей странице саамском тексте... У Найнаса тоже ограничение — не появляться под открытым небом днем. И когда все-таки это происходит, он претерпевает некий ущерб, но вновь северное сияние в ночном небе Заполярья.
|
––– Не дай книге ни единого шанса! Успей прочесть книгу до того, как она тебя... |
|
|
Beksultan 
 миродержец
      
|
29 августа 2017 г. 11:55 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Уже который месяц не могу припомнить из какого мифологического текста я вычитал данный мотив — Богатырь погибает в сражении. Его мать находит на поле брани погибшего сына — воронье и хищники оставили только кости. Мать пеленает кости сына в железную колыбель и начинает раскачивать ее, напевая колыбельную песню, после чего богатырь оживает. Может кто-нибудь натыкался на такое?
|
––– Mors certa, hora incérta |
|
|
Seidhe 
 миротворец
      
|
|
Абарат 
 миродержец
      
|
29 августа 2017 г. 12:46 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Beksultan, комплексно не вспоминается По элементам раскладывается: Сатаней-Гуаша укладывала Сасрыкву в железную колыбель; в 15-й руне Калевалы мать (а не как в менее архаичном варианте — жена — так было в исходниках, попавших в руки Леннроту) Лемминкяйнена искала граблями в чёрных водах Маналы тело сына, выловила и соединила останки... Может, Вы не русском читали искомый текст? Может быть, пора просить уважаемого Seidhe открыть новую, не менее популярную тему: "Помогите вспомнить миф/эпос/предание"?
|
––– Не дай книге ни единого шанса! Успей прочесть книгу до того, как она тебя... |
|
|
ameshavkin 
 философ
      
|
29 августа 2017 г. 13:34 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Beksultan Мать пеленает кости сына в железную колыбель и начинает раскачивать ее, напевая колыбельную песню, после чего богатырь оживает.
Эр-Соготох
|
––– Minutissimarum rerum minutissimus scrutator |
|
|
Абарат 
 миродержец
      
|
29 августа 2017 г. 13:40 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ameshavkin Эр-Соготох
!! якутский эпос, изданный в десятом томе серии "Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока"
|
––– Не дай книге ни единого шанса! Успей прочесть книгу до того, как она тебя... |
|
|
Seidhe 
 миротворец
      
|
29 августа 2017 г. 13:53 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Абарат
цитата якутский эпос, изданный в десятом томе серии "Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока"
, до которого я никак не доберусь... Но после информации о ТАКИХ подробностях, надо срочно читать.
|
|
|
C.Хоттабыч 
 миротворец
      
|
29 августа 2017 г. 14:02 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Добыл "Ирландские саги" Academia 1929 г. Потом было второе издание в 1933 г., но там, кажется, супер не такой изысканный. А схватил я эту книжку из-за второй части: в первой — героические саги, знакомые по многим поздним изданиям, а во второй — фантастические.
|
––– В недобрых борьбах злосчастнее тот, кто победил |
|
|
Seidhe 
 миротворец
      
|
|
C.Хоттабыч 
 миротворец
      
|
29 августа 2017 г. 14:08 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ganhlery Не может быть персонажа абсолютно неуязвимого.
Конечно, не может. В конце Махабхараты, если помните, даже всемогущего Кришну поразил в пятку (и убил) какой-то странный охотник с многозначительным именем Джара (старость). С Кащеем ситуация немного другая, его смерть зависит от какого-то постороннего объекта. Такой сюжет есть и у греков: сжечь определённое полено — и герой умирает.
|
––– В недобрых борьбах злосчастнее тот, кто победил |
|
|
Beksultan 
 миродержец
      
|
|
ganhlery 
 миродержец
      
|
29 августа 2017 г. 19:08 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Абарат В чем-то все-таки уязвимыми, но бессмертными выступают приоритетные стихийные персонажи
цитата C.Хоттабыч С Кащеем ситуация немного другая, его смерть зависит от какого-то постороннего объекта.
Ну так тема же неисчерпаемая Все тонкости в паре постов не охватить... Но основной принцип — неуязвимых не бывает — мы озвучили. А у предметов навроде Кащеева яйца (гусары, молчите) есть и этнографические соответствия.
цитата C.Хоттабыч Такой сюжет есть и у греков: сжечь определённое полено — и герой умирает.
И у скандинавов — в "Пряди о Норна-Гесте".
цитата Абарат в 15-й руне Калевалы
Кстати, в "Амране" есть занятная параллель гибели и оживлению Лемминкяйнена — там, где пощаженый священник убивает братьев, а Тамара их оживляет (ср. пощаженого Лемминкяйненом пастуха, который позже его и погубил)
цитата C.Хоттабыч Добыл "Ирландские саги" Academia 1929 г. Везет Вам! Поздравляю Насколько я понимаю, все, что в этот томик вошло, потом переиздавалось (в т.ч. и в БВЛ), но все равно — такой раритет!
|
––– White Noise / Black Silence |
|
|
glupec 
 миротворец
      
|
29 августа 2017 г. 20:22 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
ganhlery по моему дилентантскому мнению, дуб -- это человек (сам Кащей?), сундук -- грудь, а яйцо -- сердце. См. также сказку "Царевна-лягушка", где Иван добывает яйцо, в котором любовь его жены.
|
––– ...и так как часто плывут корабли, на всех парусах по волнам спеша, Физики "вектор" изобрели -- нечто бесплотное. Как душа. |
|
|