автор |
сообщение |
Г. Панченко
авторитет
|
18 июля 2023 г. 20:36 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Постоянные читатели "Горизонта" (все номера см. тут: https://astra-nova.org/issues/horisont/го...) знают, что у журнала три основных козыря: рубрика современной фантастики (в том числе по итогам конкурсов, проходящих или обсуждающихся на Фантлабе), ретро-рубрика (забытая фантастика старых мастеров: отечественных и зарубежных, известных и неизвестных) и научно-просветительский раздел: статьи, эссе, обзоры книг и фильмов... Именно поиску материалов для этого раздела нам бы хотелось посвятить данную тему. Во всяком случае, прежде всего. Мы, конечно, не откажемся и от рассказов современных авторов, и от указаний на не замеченную нами интересную ретро-фантастику, и от переводов — но первоочередное внимание тут предполагается уделить другому. Научно-популярные статьи, особенно такие, тематика которых находится на грани с фантастикой, но уровень аргументации соответствует высоким требованиям: естественные науки, медицина, техника, космос, футурология... Биографические материалы. Статьи о литературе, живописи, кинематографе, играх (да, все это — предпочтительно с фантастическим уклоном, но рамки его широки). Боевые искусства (в том числе на пересечении с фантастикой), оружиеведение, спорт, хобби. Культурология. Мифология и городские легенды. Следы невиданных машин. Путешествия, открытия и "закрытия" (развенчания и опровержения), только желательно тоже с просветительским уклоном, а не изобличительным пафосом. Ну уж и не знаем, что еще — "далее везде": практически все, кроме политики. Готовы выслушать ваши предложения. Так уж получилось, что на настоящий момент нам гораздо легче собрать в номер материалы по биологии и истории, чем по физике или технике, так что "железячничеству" и, например, вестям с орбиты Юпитера мы, при прочих равных, обрадуемся больше, чем вестям из мира природы. Однако это именно на настоящий момент: что будет дальше — зависит от вас. Если говорить о практической стороне работы, то мы планируем совместить принципы набора и конкурса. То есть присылаемые участниками материалы (во всяком случае, значительную их часть) будем ежемесячно вывешивать для обсуждения и голосования — а сразу после выхода нового номера удалять... и тут же начинать новый цикл. Решать вопрос о публикации будет редколлегия "Горизонта", однако результаты звучащих тут обсуждений могут повлиять и во многих случаях наверняка повлияют на наш выбор. Общение в этой гостевой предполагается корректное — даже при полном несогласии с материалами или мнением оппонента. В таком вот аксепте.
|
|
|
|
Г. Панченко
авторитет
|
|
AyuMetrix
активист
|
|
Г. Панченко
авторитет
|
|
Г. Панченко
авторитет
|
|
Г. Панченко
авторитет
|
25 ноября 00:18 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Смолинский семинар на Ютубе: https://www.youtube.com/watch?v=wivd1dIOG...
Из-за насыщенности "гоминоидной" его части я решил пропустить свой "общекриптозоологический" доклад "Морской змей "Мононгахелы", или по какой причине туши не попадают в руки ученым". Надеюсь, в декабре для него найдется время. А вот кинообзор по просьбам зрителей уместился: два фильма про РГ («Большая легенда» и «Существует!»), один по иным криптидам («Волки» 1981: анализ фильма и книги-первоисточника).
|
|
|
AyuMetrix
активист
|
27 ноября 12:32 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Итак, начинаем обзор "Горизонта" за номером 61.
Отдельно порадовало, что мои регулярные обзоры таки дали результат и вдохновили еще одного читателя поделиться своим мнением. Надеюсь, "дальше будет больше".
От редакции. Беседа зоолога и криптозоолога
О том, как видели и даже ловили РГ, но ни разу тело так и не досталось науке. Честно говоря, немного гложут сомнения. Вроде каждый отдельный случай логичен — побоялись местных, РГ вырвался и убежал, но ведь, получается, ни разу не донесли даже трупа до вскрытия или серьезного исследования, после которого у нас бы остались не свидетельства очевидцев, а реальные доказательства, что мы имеем дело с РГ, а не с одичавшими бродягами не в первом поколении.
И всё же меня заинтересовало описание самки каптара:
По словам рассказчика, она совсем похожа на человека, только все тело ее было покрыто рыже-каштановой шерстью, а груди достигали до низа живота. На руках пальцы и ногти длинные. Лицо, зубы как у человека, уши как будто несколько удлинены кверху.
В мифологии славян есть существа, именуемые самовилы или просто вилы. Это природные духи, связанные с водой, и принимающие облик красивых девушек. Однако, как часто водится, у них есть "темный" антипод — юды. Юды вытаптывали по ночам посевы, могли взглядом напугать и даже убить человека и т.п. однако нередко оговаривалось, что все эти бедствия обрушивались ими на человека не по злой воле, а как кара за нарушение установленных правил и табу. Ибо нефиг. И, собственно, более-менее классическое описание юд, которое я видел, в полной мере соответствует приведенному здесь для каптара. Заостренные вверх звериные уши, длинные груди, которые на бегу юда могла закинуть на плечи, когти и уродливый в целом облик. Плюс ниже речь идет про алкоголь, а те же мифы указывают, что в благодарность за помощь самовилам или чтобы задобрить злых юд, им надлежало оставить под кустом боярышника (вилиного дерева) чашу вина.
При этом привязка к воде вовсе не означает обязательной привязки к низинам и берегам рек. Вилы/юды — не русалки, хотя и сливаются позднее с ними, это "духи водных источников", а таковые есть даже в горах, и горные вилы также имеют место быть.
Я не готов полагать, будто бы юды и каптары — одно и то же лицо. У РГ нет "светлого" аналога, да и функция стража традиций — это слишком далеко от функционала РГ, который, скорее, тянет на гоблина. Тем не менее, вполне возможно, что средневековые сказители, формируя сказочный образ страшных юд, не фантазировали, а опирались на некий известный в народе облик.
|
|
|
Г. Панченко
авторитет
|
27 ноября 19:35 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата AyuMetrixно ни разу тело так и не досталось науке Так обычно и не убивали. Вообще представь ситуацию для традиционного сознания: какого-нибудь овинника или полевика можно изловить, чтобы проучить и отвадить от пакостей — но мыслимо ли передать его (живого или труп) городским "дохтурам", до которых, помимо прочего, еще поди доберись... а добравшись — поди достучись до их сознания...цитата AyuMetrixЭто природные духи, связанные с водой, и принимающие облик красивых девушек. Однако, как часто водится, у них есть "темный" антипод — юды. Как понимаю в мифологии — наоборот. Исходник практически всегда "серый", причем ближе к "темному". Но потом, при формировании высокой мифологии, он делится на "прекрасное" и "ужасное". Причем в собственно народных представлениях эти формы друг в друга плавно перетекают, а то и вовсе не разделяются: русалок на Руси порой представляли как раз ужасными...цитата AyuMetrixЯ не готов полагать, будто бы юды и каптары — одно и то же лицо. Зря. цитата AyuMetrixУ РГ нет "светлого" аналога, да и функция стража традиций — это слишком далеко от функционала РГ, который, скорее, тянет на гоблина. Еще как есть. Могущество, неуловимость и выживаемость там, где человеку не потянуть, сплошь и рядом переходит в представления о древней мудрости и ВОЛШЕБНОМ могуществе. А от ублажания (порой вынужденного, как разбойника или, наоборот, исправника) в бытовых реалиях один шаг до обожания, почитания. Среди моих первых кинообзоров на семинаре, уже много месяцев назад, был испанский "Хранитель долины" — вот там оно всё. И мусульманские дэвы порой мудрые учителя, а порой — звероподобная нечисть.цитата AyuMetrixТем не менее, вполне возможно, что средневековые сказители, формируя сказочный образ страшных юд, не фантазировали, а опирались на некий известный в народе облик. Безусловно.
|
|
|
AyuMetrix
активист
|
27 ноября 20:19 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Г. Панченконо мыслимо ли передать его (живого или труп) городским "дохтурам", до которых, помимо прочего, еще поди доберись...
Тем не менее до многих зверушек городские "дохтура" добирались и добывали образцы, положив на мнение аборигенов. Тем более если в руки охотников попадали мертвые РГ, где вопрос умерщвления брата по разуму уже не стоял.
цитата Г. ПанченкоКак понимаю в мифологии — наоборот. Исходник практически всегда "серый", причем ближе к "темному".
Нет, светлый/темный — это уже позднее время, ближе к нашему. Изначально полезный/опасный. Полезный, соответственно, красивый, умный и т.п. Опасный — монстр. Простая логика: иди к полезному, беги от опасного. Однако полезные вилы по мифологии могли исцелять раны и болезни, которые не могли исцелить люди. Тут РГ точно не вписывается. Он со своими красными светящимися глазами мог разве что запор излечить.
цитата Г. ПанченкоПричем в собственно народных представлениях эти формы друг в друга плавно перетекают, а то и вовсе не разделяются: русалок на Руси порой представляли как раз ужасными...
Опять же, зависит от "полезности". Пока русалки были полезными, пока они могли направлять волны, ускоряя или хотя бы не потопляя утлые суденышки — девицы-красавицы. Когда люди научились строить прочные быстроходные корабли — жуть речная.
цитата Г. ПанченкоИ мусульманские дэвы порой мудрые учителя, а порой — звероподобная нечисть.
Там другой расклад. Дэвы и асуры — это не свет/тьма, а взаимные дубли в разных религиях. В индуизме дэвы — мудрые учителя, а асуры — монстра. В зороастризме — ровно наоборот, и чья партия у власти, тот сегодня и красивый.
|
|
|
Гален
авторитет
|
27 ноября 22:06 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата AyuMetrixТам другой расклад. Дэвы и асуры — это не свет/тьма, а взаимные дубли в разных религиях. В индуизме дэвы — мудрые учителя, а асуры — монстра. В зороастризме — ровно наоборот, и чья партия у власти, тот сегодня и красивый. Видимо, предки иранцев были вынуждены покинуть их общую с индоариями родину в Афганистане из-за неких племенных войн в глубокой древности. В Ригведе, насколько я помню прочитанное давным-давно, есть некий перечень племен, участвовавших в междуусобице, и среди них есть похожие по названию на иранские.
|
––– Свой произвол и свой закон… Над всей Европою дракон. |
|
|
Г. Панченко
авторитет
|
28 ноября 01:11 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата AyuMetrixТем не менее до многих зверушек городские "дохтура" добирались и добывали образцы, положив на мнение аборигенов Да, но мы в прошлой переписке обсуждали, почему на "дикого человека" эти правила распространялись куда в меньшей степени. Для обеих сторон.цитата AyuMetrix Изначально полезный/опасный. Полезный, соответственно, красивый, умный и т.п. Опасный — монстр. Простая логика: иди к полезному, беги от опасного. А если от опасного не убежать, то надо себя убедить, что он полезный. Тут та вековая народная логика, которую не просекали высшие церковники, уличавшие "темных поселян" в сатанизме, почитании нечистого. На самом деле к Дьяволу (или локальной "нечисти") поселяне испытывали не более теплые чувства, чем к разбойнику или исправнику: на, подавись, жри свою долю, несытая рожа, мы даже поклонимся, даже на колени перед тобой встанем — только не губи вконец. Ну и РГ, от которого можно откупиться краюхой хлеба или толикой охотничьей добычи — он воспринимается как еще милостивый покровитель...цитата AyuMetrixПока русалки были полезными, пока они могли направлять волны, ускоряя или хотя бы не потопляя утлые суденышки — девицы-красавицы. Когда люди научились строить прочные быстроходные корабли — жуть речная. Они скорее прибрежные обитатели: затанцевать, заманить в омут — с берега. Ну и что-то не вижу я их среди покровителей в "докорабельный" период. А в наших реках они вообще соседствуют с утлыми яликами — и все равно то девицы-красавицы, то жуть речная... Не так все функционально.цитата AyuMetrix Дэвы и асуры — это не свет/тьма, а взаимные дубли в разных религиях. Тем не менее довольно часто какой-нибудь старый дэв выступает в роли то мудрого учителя/воспитателя, то могущественного чародея... Примерно как кентавры (кстати, первоначально изображались практически как РГ: питекантропообразный волосатик с человеческими ногами, из задницы которого торчит лошадиная половина) — то полудикая и полуразумная нечисть, то наставник Хирон...цитата ГаленВидимо, предки иранцев были вынуждены покинуть их общую с индоариями родину в Афганистане Как я понимаю, филология доказывает, что индоарийский протоэтнос сформировался в тех краях, где растет береза и водятся осетровые рыбы. Т. е. Афган тут не катит: это один из локальных тупиков, куда занесло уже в ходе развития имеющегося этноса.
|
|
|
AyuMetrix
активист
|
28 ноября 12:02 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Г. ПанченкоДа, но мы в прошлой переписке обсуждали, почему на "дикого человека" эти правила распространялись куда в меньшей степени. Для обеих сторон.
Это да. Просто всё же остается некоторое сомнение. Всё-таки человеческие зоопарки были, и как бы чувства негров в них никого не парили, кроме самих негров. А вот для РГ никто не создавал ни зоопарков, ни заповедников. Т.е. в плане не убий согласен, это могло и должно было работать, но отлов живыми тех же негров всё же практиковался, а ведь это уже люди. А пойманный уже мог умереть, да и случайно попавший в капкан и умерший в нём за убитого не считается. Должен быть еще какой-то фактор, постоянно стоящий на пути успеха в этом деле.
цитата Г. ПанченкоОни скорее прибрежные обитатели: затанцевать, заманить в омут — с берега.
Не забывай, те сказки, что мы читаем — это конгломерат отдельных историй, которые складывались в разные времена и в разное время, а записывались (фиксировались) вообще отдельно и как повезет. Сказочные персонажи, хоть русалки, хоть дэвы, хоть те же эльфы — со временем эволюционируют. В одном месте и в одно время это мудрый учитель, а при ином раскладе — типичная монстра, однако же это не значит, что один и тот же персонаж может быть одномоментно и тем, и этим. То есть здесь даже не разница между каким-нибудь сасквачем и каптаром. Это всё равно что сказать: человек — то хомо немножко сапиенс, то бешеная белка пургаториус, хотя в разные периоды эволюции наши предки были и тем, и другим. У русалок, и вообще речных мифо-обитателей, тоже богатая эволюция (а местами и обратная эволюция). Но тут, чтобы ответить, надо накатать меморандум уровня моей "Эволюции эльфов".
|
|
|
Г. Панченко
авторитет
|
|
AyuMetrix
активист
|
28 ноября 16:39 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Дмитрий Тарасов, Григорий Панченко. Следы невиданных моржей
Тут я жду целой статьи. Отдельно же, как вещь в себе, увы, совершенно не воспринимается. Всё-таки, наверное, можно делать части покрупнее.
Сергей Панарин. Дегенерация на марше
Статью Сергея я уже видел на СИ, и собственно, полностью с ним согласен. Нейросетка отнюдь не такой идеальный художник, как ее пытаются представить создатели, а в ее обучении нередко проглядывает компиляция чужих работ. Я узнал не только мультяшного Илью, но и молодого былинного богатыря, прообразом которого послужил английский рыцарь из кино. В общем, паника среди художников, что, мол, завтра же сетка их заменит, мне представляется сильно преждевременной. Тем более что полноценно учиться сетка не способна, и на сейчас это не более чем мясорубка, способная выдать качественный фарш, но требующая на входе не менее качественного мяса. Да и котлеты печь она пока не умеет.
|
|
|
Гален
авторитет
|
28 ноября 21:04 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Г. ПанченкоКак я понимаю, филология доказывает, что индоарийский протоэтнос сформировался в тех краях, где растет береза и водятся осетровые рыбы. Т. е. Афган тут не катит: это один из локальных тупиков, куда занесло уже в ходе развития имеющегося этноса. Ну почему ж? https://en.wiktionary.org/wiki/भूर्ज
цитата भूर्ज /ˈbʱuːɾ.d͡ʑɐ/ Himalayan birch
From Proto-Indo-Aryan *bʰr̥Hȷ́ás, from Proto-Indo-Iranian *bʰr̥Hȷ́ás, from Proto-Indo-European *bʰerHǵós (“birch”). Cognate with Latin fraxinus, Lithuanian beržas, English birch Proto-Balto-Slavic: *berˀźsinas Proto-Slavic: *berzьnъ Proto-Albanian: *bardza Digor Ossetian: бӕрзӕ (bærzæ) Iron Ossetian: бӕрз (bærz)
цитата भूर्ज /ˈbʱuːɾ.d͡ʑɐ/ Гималайская береза
Из праиндоарийского *bʰr̥Hȷ́ás, из праиндоиранского *bʰr̥Hȷ́ás, из праиндоевропейского *bʰerHǵós (“birch”). Когнат с латинским fraxinus, литовским beržas, английским birch Прабалтославянское: *berˀźsinas Праславянское: *berzьnъ Праалбанское: *bardza Дигорско-осетинское: бӕрзӕ (bærzæ) Иронско-осетинское: бӕрз (bærz)
То есть санскритское слово भूर्ज, обозначающее березу, имеет родственные связи с тем же словом в германских, албанских, славянских, балтских и других языках индоевропейской семьи. А это означает вовсе не то, что индоиранцы сформировались в "березовых землях", а то, что их общие со славянами, германцами и другими языковые предки — пришли из "березовых земель"; а мы уже знаем, что ни славяне, ни германцы, ни другие — не вышли из Индии, как считали в начале 20 века. То, что местом расхождения иранцев и индоарийцев является именно Афганистан, тоже подтверждается именно филологическими доказательствами, насколько я помню. Ну и плюс география и санскритской "Ригведы", и зороастрийской "Авесты" указывает именно на Афганистан — там есть какие-то хитрые доказательства по неймингу рек этого региона. Ну и именно в Афганистане живут нуристанцы а.к.а. кафиристанцы, чей язык и мифология являются некой архаичной формой, одинаково удаленной и одинаково родственной и иранским, и индоарийским языкам и мифологии: https://ru.wikipedia.org/wiki/Нуристанцы https://ru.wikipedia.org/wiki/Гиндукушска...
Ну и именно там растет растение, из которого добывали легендарный наркотик сому/хаому: https://ru.wikipedia.org/wiki/Хвойник Хотя хвойник растет и в России, ладно...
цитата Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2004 года представители рода Хвойник (лат. Ephedra L.) включены в список растений, содержащих наркотические вещества, которые запрещены для культивирования на территории Российской Федерации
|
––– Свой произвол и свой закон… Над всей Европою дракон. |
|
|
AyuMetrix
активист
|
30 ноября 22:02 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Александр Путятин. Битва за Кавказ — поворотная точка Второй мировой войны
Однозначно рекомендую. Написано грамотно, интересно, без лишних экивоков в сторону, отвлекающих внимание читателя, плохо знакомого с этим историческим периодом, и кроме того, критикуя политику СССР в вопросе освещения битвы за Кавказ, автор сумел удержаться от очернительства, пройдя по кромке "из песни слов не выкинешь". Уж как было так было. А было интересно.
|
|
|
Gourmand
миротворец
|
1 декабря 16:10 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
И тут тот же вопрос подниму. Кто сейчас рулит группой ВК Астра-нова? Напомню, что журнал "Горизонт" выходит на площадке сайта Астра-нова. Однако никаких новостей "Горизонта" в группе ВК Астра новы нет. Или у журнала "Горизонт" есть отдельная группа в ВК?
|
––– Мы живём в надежде на избавление от тьмы, окружающей нас. (с) Пол Маккартни |
|
|
Г. Панченко
авторитет
|
2 декабря 16:46 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата GourmandКто сейчас рулит группой ВК Астра-нова? Не знаю.цитата GourmandОднако никаких новостей "Горизонта" в группе ВК Астра новы нет. Наверно, надо бы добавлять — но я вообще лишь недавно об этой группе узнал.цитата GourmandИли у журнала "Горизонт" есть отдельная группа в ВК? Руки не доходят. Я у себя в ВК даю оповещения о выходе новых номеров — и это почти всё. Так что, наверно, есть смысл помещать информацию в этой группе, если это технически возможно.
|
|
|
Г. Панченко
авторитет
|
3 декабря 14:21 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата AyuMetrixВсё-таки человеческие зоопарки были, и как бы чувства негров в них никого не парили, кроме самих негров М-м-м... Ну ведь еще в гостевой Панарина, довольно давно, разбиралась ситуация с тем явлением, которое в определенных кругах именуют "человеческими зоопарками". Это были нормальные этнографические шоу: для их участников же — нечто вроде гастарбайтерского тура на особо льготных условиях (т. к. вместо работы предлагалась ее легкая имитация — походить в национальных костюмах, изобразить выкапывание трубкозуба из норы или толчение сорго в ступе... совсем не в таких количествах и не с таким напрягом, как то приходилось делать дома просто для пропитания). цитата AyuMetrixно отлов живыми тех же негров всё же практиковался, а ведь это уже люди Когда? Для чего? Если речь о рабстве — то это ну очень предшествующая эпоха. Не говоря уж о том, что европейцы и тогда рабов покупали, а вот продавали и, соответственно, перед этим отлавливали в основном племена того же цвета кожи, иногда несколько осветленного за счет мусульманских "инсайдеров": см. https://astra-nova.org/issues/horisont/n0... , ответ на письмо 3. А тех, кого не купят — убивали на месте.цитата AyuMetrixСказочные персонажи, хоть русалки, хоть дэвы, хоть те же эльфы — со временем эволюционируют Конечно. Я это и учитываю — причем в основном не на сказочном, а на мифологическом этапе.цитата AyuMetrixВ одном месте и в одно время это мудрый учитель, а при ином раскладе — типичная монстра, однако же это не значит, что один и тот же персонаж может быть одномоментно и тем, и этим. Все-таки значит, потому что для мифологического сознания не существует четкого пространства и времени, оно не обладает целостной картиной. Эволюция его происходит, конечно, но далеко не линейно. Да и человеческая эволюция так же: во время неоантропов на периферии вовсю еще архантропы бегали (не говоря уж о неандертальцах), а с учетом наледи — так и вовсе австралопитецины, с запозданием полезшие в гоминизацию. Хоббиты, кстати, тоже могут потомками не питекантропов, а куда более архаичных форм...цитата ГаленА это означает вовсе не то, что индоиранцы сформировались в "березовых землях", а то, что их общие со славянами, германцами и другими языковые предки — пришли из "березовых земель" Ну, пожалуй. Индоиранцы — понятие хотя и древнее, но куда более позднее, чем протоарийские общности...
А как там с осетровыми рыбами?
|
|
|
Гален
авторитет
|
3 декабря 19:41 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Г. ПанченкоА как там с осетровыми рыбами? А осетровые рыбы водятся в Каспийском море и впадающих в него реках.
|
––– Свой произвол и свой закон… Над всей Европою дракон. |
|
|
Г. Панченко
авторитет
|
|