Журнал Горизонт ...


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Новости, конвенты, конкурсы» > Тема «Журнал "Горизонт": ежемесячный набор + конкурс + обсуждение»

Журнал "Горизонт": ежемесячный набор + конкурс + обсуждение

 автор  сообщение


авторитет

Ссылка на сообщение 18 июля 2023 г. 20:36  
Постоянные читатели "Горизонта" (все номера см. тут: https://astra-nova.org/issues/horisont/го...) знают, что у журнала три основных козыря: рубрика современной фантастики (в том числе по итогам конкурсов, проходящих или обсуждающихся на Фантлабе), ретро-рубрика (забытая фантастика старых мастеров: отечественных и зарубежных, известных и неизвестных) и научно-просветительский раздел: статьи, эссе, обзоры книг и фильмов...
Именно поиску материалов для этого раздела нам бы хотелось посвятить данную тему. Во всяком случае, прежде всего.
Мы, конечно, не откажемся и от рассказов современных авторов, и от указаний на не замеченную нами интересную ретро-фантастику, и от переводов — но первоочередное внимание тут предполагается уделить другому.
Научно-популярные статьи, особенно такие, тематика которых находится на грани с фантастикой, но уровень аргументации соответствует высоким требованиям: естественные науки, медицина, техника, космос, футурология... Биографические материалы. Статьи о литературе, живописи, кинематографе, играх (да, все это — предпочтительно с фантастическим уклоном, но рамки его широки). Боевые искусства (в том числе на пересечении с фантастикой), оружиеведение, спорт, хобби. Культурология. Мифология и городские легенды. Следы невиданных машин. Путешествия, открытия и "закрытия" (развенчания и опровержения), только желательно тоже с просветительским уклоном, а не изобличительным пафосом.
Ну уж и не знаем, что еще — "далее везде": практически все, кроме политики. Готовы выслушать ваши предложения.
Так уж получилось, что на настоящий момент нам гораздо легче собрать в номер материалы по биологии и истории, чем по физике или технике, так что "железячничеству" и, например, вестям с орбиты Юпитера мы, при прочих равных, обрадуемся больше, чем вестям из мира природы. Однако это именно на настоящий момент: что будет дальше — зависит от вас.
Если говорить о практической стороне работы, то мы планируем совместить принципы набора и конкурса. То есть присылаемые участниками материалы (во всяком случае, значительную их часть) будем ежемесячно вывешивать для обсуждения и голосования — а сразу после выхода нового номера удалять... и тут же начинать новый цикл. Решать вопрос о публикации будет редколлегия "Горизонта", однако результаты звучащих тут обсуждений могут повлиять и во многих случаях наверняка повлияют на наш выбор.
Общение в этой гостевой предполагается корректное — даже при полном несогласии с материалами или мнением оппонента.
В таком вот аксепте.


авторитет

Ссылка на сообщение 23 ноября 13:35  
Лежит СИ, массаракш...


активист

Ссылка на сообщение 23 ноября 15:51  


авторитет

Ссылка на сообщение 23 ноября 16:41  
Выпили Карлсоны чашку сакэ, как будто отраву,
Взлетели Карлсоны, заложили прощальный круг...


авторитет

Ссылка на сообщение 23 ноября 22:28  
Всё: Карлсон снова прилетел, т. е. СИ запустился. Конкурс продолжается!


авторитет

Ссылка на сообщение 25 ноября 00:18  
Смолинский семинар на Ютубе: https://www.youtube.com/watch?v=wivd1dIOG...

Из-за насыщенности "гоминоидной" его части я решил пропустить свой "общекриптозоологический" доклад "Морской змей "Мононгахелы", или по какой причине туши не попадают в руки ученым". Надеюсь, в декабре для него найдется время. А вот кинообзор по просьбам зрителей уместился: два фильма про РГ («Большая легенда» и «Существует!»), один по иным криптидам («Волки» 1981: анализ фильма и книги-первоисточника).


активист

Ссылка на сообщение 27 ноября 12:32  
Итак, начинаем обзор "Горизонта" за номером 61.

Отдельно порадовало, что мои регулярные обзоры таки дали результат и вдохновили еще одного читателя поделиться своим мнением. Надеюсь, "дальше будет больше". ;-)

От редакции. Беседа зоолога и криптозоолога

О том, как видели и даже ловили РГ, но ни разу тело так и не досталось науке. Честно говоря, немного гложут сомнения. Вроде каждый отдельный случай логичен — побоялись местных, РГ вырвался и убежал, но ведь, получается, ни разу не донесли даже трупа до вскрытия или серьезного исследования, после которого у нас бы остались не свидетельства очевидцев, а реальные доказательства, что мы имеем дело с РГ, а не с одичавшими бродягами не в первом поколении.

И всё же меня заинтересовало описание самки каптара:

По словам рассказчика, она совсем похожа на человека, только все тело ее было покрыто рыже-каштановой шерстью, а груди достигали до низа живота. На руках пальцы и ногти длинные. Лицо, зубы как у человека, уши как будто несколько удлинены кверху.

В мифологии славян есть существа, именуемые самовилы или просто вилы. Это природные духи, связанные с водой, и принимающие облик красивых девушек. Однако, как часто водится, у них есть "темный" антипод — юды. Юды вытаптывали по ночам посевы, могли взглядом напугать и даже убить человека и т.п. однако нередко оговаривалось, что все эти бедствия обрушивались ими на человека не по злой воле, а как кара за нарушение установленных правил и табу. Ибо нефиг. И, собственно, более-менее классическое описание юд, которое я видел, в полной мере соответствует приведенному здесь для каптара. Заостренные вверх звериные уши, длинные груди, которые на бегу юда могла закинуть на плечи, когти и уродливый в целом облик.
Плюс ниже речь идет про алкоголь, а те же мифы указывают, что в благодарность за помощь самовилам или чтобы задобрить злых юд, им надлежало оставить под кустом боярышника (вилиного дерева) чашу вина.

При этом привязка к воде вовсе не означает обязательной привязки к низинам и берегам рек. Вилы/юды — не русалки, хотя и сливаются позднее с ними, это "духи водных источников", а таковые есть даже в горах, и горные вилы также имеют место быть.

Я не готов полагать, будто бы юды и каптары — одно и то же лицо. У РГ нет "светлого" аналога, да и функция стража традиций — это слишком далеко от функционала РГ, который, скорее, тянет на гоблина. ;-) Тем не менее, вполне возможно, что средневековые сказители, формируя сказочный образ страшных юд, не фантазировали, а опирались на некий известный в народе облик.


авторитет

Ссылка на сообщение 27 ноября 19:35  
цитата AyuMetrix
но ни разу тело так и не досталось науке
Так обычно и не убивали. Вообще представь ситуацию для традиционного сознания: какого-нибудь овинника или полевика можно изловить, чтобы проучить и отвадить от пакостей — но мыслимо ли передать его (живого или труп) городским "дохтурам", до которых, помимо прочего, еще поди доберись... а добравшись — поди достучись до их сознания...
цитата AyuMetrix
Это природные духи, связанные с водой, и принимающие облик красивых девушек. Однако, как часто водится, у них есть "темный" антипод — юды.
Как понимаю в мифологии — наоборот. Исходник практически всегда "серый", причем ближе к "темному". Но потом, при формировании высокой мифологии, он делится на "прекрасное" и "ужасное". Причем в собственно народных представлениях эти формы друг в друга плавно перетекают, а то и вовсе не разделяются: русалок на Руси порой представляли как раз ужасными...
цитата AyuMetrix
Я не готов полагать, будто бы юды и каптары — одно и то же лицо.
Зря.
цитата AyuMetrix
У РГ нет "светлого" аналога, да и функция стража традиций — это слишком далеко от функционала РГ, который, скорее, тянет на гоблина.
Еще как есть. Могущество, неуловимость и выживаемость там, где человеку не потянуть, сплошь и рядом переходит в представления о древней мудрости и ВОЛШЕБНОМ могуществе. А от ублажания (порой вынужденного, как разбойника или, наоборот, исправника) в бытовых реалиях один шаг до обожания, почитания. Среди моих первых кинообзоров на семинаре, уже много месяцев назад, был испанский "Хранитель долины" — вот там оно всё. И мусульманские дэвы порой мудрые учителя, а порой — звероподобная нечисть.
цитата AyuMetrix
Тем не менее, вполне возможно, что средневековые сказители, формируя сказочный образ страшных юд, не фантазировали, а опирались на некий известный в народе облик.
Безусловно.


активист

Ссылка на сообщение 27 ноября 20:19  
цитата Г. Панченко
но мыслимо ли передать его (живого или труп) городским "дохтурам", до которых, помимо прочего, еще поди доберись...


Тем не менее до многих зверушек городские "дохтура" добирались и добывали образцы, положив на мнение аборигенов. Тем более если в руки охотников попадали мертвые РГ, где вопрос умерщвления брата по разуму уже не стоял.

цитата Г. Панченко
Как понимаю в мифологии — наоборот. Исходник практически всегда "серый", причем ближе к "темному".


Нет, светлый/темный — это уже позднее время, ближе к нашему. Изначально полезный/опасный. Полезный, соответственно, красивый, умный и т.п. Опасный — монстр. Простая логика: иди к полезному, беги от опасного.
Однако полезные вилы по мифологии могли исцелять раны и болезни, которые не могли исцелить люди. Тут РГ точно не вписывается. Он со своими красными светящимися глазами мог разве что запор излечить. ;-)

цитата Г. Панченко
Причем в собственно народных представлениях эти формы друг в друга плавно перетекают, а то и вовсе не разделяются: русалок на Руси порой представляли как раз ужасными...


Опять же, зависит от "полезности". Пока русалки были полезными, пока они могли направлять волны, ускоряя или хотя бы не потопляя утлые суденышки — девицы-красавицы. Когда люди научились строить прочные быстроходные корабли — жуть речная.

цитата Г. Панченко
И мусульманские дэвы порой мудрые учителя, а порой — звероподобная нечисть.


Там другой расклад. Дэвы и асуры — это не свет/тьма, а взаимные дубли в разных религиях. В индуизме дэвы — мудрые учителя, а асуры — монстра. В зороастризме — ровно наоборот, и чья партия у власти, тот сегодня и красивый. ;-)


авторитет

Ссылка на сообщение 27 ноября 22:06  
цитата AyuMetrix
Там другой расклад. Дэвы и асуры — это не свет/тьма, а взаимные дубли в разных религиях. В индуизме дэвы — мудрые учителя, а асуры — монстра. В зороастризме — ровно наоборот, и чья партия у власти, тот сегодня и красивый.

Видимо, предки иранцев были вынуждены покинуть их общую с индоариями родину в Афганистане из-за неких племенных войн в глубокой древности. В Ригведе, насколько я помню прочитанное давным-давно, есть некий перечень племен, участвовавших в междуусобице, и среди них есть похожие по названию на иранские.
–––
Свой произвол и свой закон…
Над всей Европою дракон.


авторитет

Ссылка на сообщение 28 ноября 01:11  
цитата AyuMetrix
Тем не менее до многих зверушек городские "дохтура" добирались и добывали образцы, положив на мнение аборигенов
Да, но мы в прошлой переписке обсуждали, почему на "дикого человека" эти правила распространялись куда в меньшей степени. Для обеих сторон.
цитата AyuMetrix
Изначально полезный/опасный. Полезный, соответственно, красивый, умный и т.п. Опасный — монстр. Простая логика: иди к полезному, беги от опасного.
А если от опасного не убежать, то надо себя убедить, что он полезный. Тут та вековая народная логика, которую не просекали высшие церковники, уличавшие "темных поселян" в сатанизме, почитании нечистого. На самом деле к Дьяволу (или локальной "нечисти") поселяне испытывали не более теплые чувства, чем к разбойнику или исправнику: на, подавись, жри свою долю, несытая рожа, мы даже поклонимся, даже на колени перед тобой встанем — только не губи вконец. Ну и РГ, от которого можно откупиться краюхой хлеба или толикой охотничьей добычи — он воспринимается как еще милостивый покровитель...
цитата AyuMetrix
Пока русалки были полезными, пока они могли направлять волны, ускоряя или хотя бы не потопляя утлые суденышки — девицы-красавицы. Когда люди научились строить прочные быстроходные корабли — жуть речная.
Они скорее прибрежные обитатели: затанцевать, заманить в омут — с берега. Ну и что-то не вижу я их среди покровителей в "докорабельный" период. А в наших реках они вообще соседствуют с утлыми яликами — и все равно то девицы-красавицы, то жуть речная... Не так все функционально.
цитата AyuMetrix
Дэвы и асуры — это не свет/тьма, а взаимные дубли в разных религиях.
Тем не менее довольно часто какой-нибудь старый дэв выступает в роли то мудрого учителя/воспитателя, то могущественного чародея... Примерно как кентавры (кстати, первоначально изображались практически как РГ: питекантропообразный волосатик с человеческими ногами, из задницы которого торчит лошадиная половина) — то полудикая и полуразумная нечисть, то наставник Хирон...
цитата Гален
Видимо, предки иранцев были вынуждены покинуть их общую с индоариями родину в Афганистане
Как я понимаю, филология доказывает, что индоарийский протоэтнос сформировался в тех краях, где растет береза и водятся осетровые рыбы. Т. е. Афган тут не катит: это один из локальных тупиков, куда занесло уже в ходе развития имеющегося этноса.


активист

Ссылка на сообщение 28 ноября 12:02  
цитата Г. Панченко
Да, но мы в прошлой переписке обсуждали, почему на "дикого человека" эти правила распространялись куда в меньшей степени. Для обеих сторон.


Это да. Просто всё же остается некоторое сомнение. Всё-таки человеческие зоопарки были, и как бы чувства негров в них никого не парили, кроме самих негров. А вот для РГ никто не создавал ни зоопарков, ни заповедников. Т.е. в плане не убий согласен, это могло и должно было работать, но отлов живыми тех же негров всё же практиковался, а ведь это уже люди. А пойманный уже мог умереть, да и случайно попавший в капкан и умерший в нём за убитого не считается. Должен быть еще какой-то фактор, постоянно стоящий на пути успеха в этом деле.

цитата Г. Панченко
Они скорее прибрежные обитатели: затанцевать, заманить в омут — с берега.


Не забывай, те сказки, что мы читаем — это конгломерат отдельных историй, которые складывались в разные времена и в разное время, а записывались (фиксировались) вообще отдельно и как повезет. Сказочные персонажи, хоть русалки, хоть дэвы, хоть те же эльфы — со временем эволюционируют. В одном месте и в одно время это мудрый учитель, а при ином раскладе — типичная монстра, однако же это не значит, что один и тот же персонаж может быть одномоментно и тем, и этим. То есть здесь даже не разница между каким-нибудь сасквачем и каптаром. Это всё равно что сказать: человек — то хомо немножко сапиенс, то бешеная белка пургаториус, хотя в разные периоды эволюции наши предки были и тем, и другим. У русалок, и вообще речных мифо-обитателей, тоже богатая эволюция (а местами и обратная эволюция). Но тут, чтобы ответить, надо накатать меморандум уровня моей "Эволюции эльфов". ;-)


авторитет

Ссылка на сообщение 28 ноября 14:28  
Для тех, у кого Ютуб зависает — вот линк к Смолинскому семинару в ВК: https://vkvideo.ru/video470939683_456239071 .


активист

Ссылка на сообщение 28 ноября 16:39  
Дмитрий Тарасов, Григорий Панченко. Следы невиданных моржей

Тут я жду целой статьи. Отдельно же, как вещь в себе, увы, совершенно не воспринимается. :-( Всё-таки, наверное, можно делать части покрупнее.

Сергей Панарин. Дегенерация на марше

Статью Сергея я уже видел на СИ, и собственно, полностью с ним согласен. Нейросетка отнюдь не такой идеальный художник, как ее пытаются представить создатели, а в ее обучении нередко проглядывает компиляция чужих работ. Я узнал не только мультяшного Илью, но и молодого былинного богатыря, прообразом которого послужил английский рыцарь из кино. В общем, паника среди художников, что, мол, завтра же сетка их заменит, мне представляется сильно преждевременной. Тем более что полноценно учиться сетка не способна, и на сейчас это не более чем мясорубка, способная выдать качественный фарш, но требующая на входе не менее качественного мяса. Да и котлеты печь она пока не умеет.


авторитет

Ссылка на сообщение 28 ноября 21:04  
цитата Г. Панченко
Как я понимаю, филология доказывает, что индоарийский протоэтнос сформировался в тех краях, где растет береза и водятся осетровые рыбы. Т. е. Афган тут не катит: это один из локальных тупиков, куда занесло уже в ходе развития имеющегося этноса.

Ну почему ж?
https://en.wiktionary.org/wiki/भूर्ज

цитата
भूर्ज /ˈbʱuːɾ.d͡ʑɐ/
Himalayan birch

From Proto-Indo-Aryan *bʰr̥Hȷ́ás, from Proto-Indo-Iranian *bʰr̥Hȷ́ás, from Proto-Indo-European *bʰerHǵós (“birch”). Cognate with Latin fraxinus, Lithuanian beržas, English birch
Proto-Balto-Slavic: *berˀźsinas
Proto-Slavic: *berzьnъ
Proto-Albanian: *bardza
Digor Ossetian: бӕрзӕ (bærzæ)
Iron Ossetian: бӕрз (bærz)


цитата
भूर्ज /ˈbʱuːɾ.d͡ʑɐ/
Гималайская береза

Из праиндоарийского *bʰr̥Hȷ́ás, из праиндоиранского *bʰr̥Hȷ́ás, из праиндоевропейского *bʰerHǵós (“birch”). Когнат с латинским fraxinus, литовским beržas, английским birch
Прабалтославянское: *berˀźsinas
Праславянское: *berzьnъ
Праалбанское: *bardza
Дигорско-осетинское: бӕрзӕ (bærzæ)
Иронско-осетинское: бӕрз (bærz)


То есть санскритское слово भूर्ज, обозначающее березу, имеет родственные связи с тем же словом в германских, албанских, славянских, балтских и других языках индоевропейской семьи. А это означает вовсе не то, что индоиранцы сформировались в "березовых землях", а то, что их общие со славянами, германцами и другими языковые предки — пришли из "березовых земель"; а мы уже знаем, что ни славяне, ни германцы, ни другие — не вышли из Индии, как считали в начале 20 века.
То, что местом расхождения иранцев и индоарийцев является именно Афганистан, тоже подтверждается именно филологическими доказательствами, насколько я помню. Ну и плюс география и санскритской "Ригведы", и зороастрийской "Авесты" указывает именно на Афганистан — там есть какие-то хитрые доказательства по неймингу рек этого региона.
Ну и именно в Афганистане живут нуристанцы а.к.а. кафиристанцы, чей язык и мифология являются некой архаичной формой, одинаково удаленной и одинаково родственной и иранским, и индоарийским языкам и мифологии:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Нуристанцы
https://ru.wikipedia.org/wiki/Гиндукушска...

Ну и именно там растет растение, из которого добывали легендарный наркотик сому/хаому:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Хвойник
Хотя хвойник растет и в России, ладно...
цитата
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2004 года представители рода Хвойник (лат. Ephedra L.) включены в список растений, содержащих наркотические вещества, которые запрещены для культивирования на территории Российской Федерации
–––
Свой произвол и свой закон…
Над всей Европою дракон.


активист

Ссылка на сообщение 30 ноября 22:02  
Александр Путятин. Битва за Кавказ — поворотная точка Второй мировой войны

Однозначно рекомендую. Написано грамотно, интересно, без лишних экивоков в сторону, отвлекающих внимание читателя, плохо знакомого с этим историческим периодом, и кроме того, критикуя политику СССР в вопросе освещения битвы за Кавказ, автор сумел удержаться от очернительства, пройдя по кромке "из песни слов не выкинешь". Уж как было так было. А было интересно.


миротворец

Ссылка на сообщение 1 декабря 16:10  
И тут тот же вопрос подниму.
Кто сейчас рулит группой ВК Астра-нова?
Напомню, что журнал "Горизонт" выходит на площадке сайта Астра-нова. Однако никаких новостей "Горизонта" в группе ВК Астра новы нет.
Или у журнала "Горизонт" есть отдельная группа в ВК?
–––
Мы живём в надежде на избавление от тьмы, окружающей нас. (с) Пол Маккартни


авторитет

Ссылка на сообщение 2 декабря 16:46  
цитата Gourmand
Кто сейчас рулит группой ВК Астра-нова?
Не знаю.
цитата Gourmand
Однако никаких новостей "Горизонта" в группе ВК Астра новы нет.
Наверно, надо бы добавлять — но я вообще лишь недавно об этой группе узнал.
цитата Gourmand
Или у журнала "Горизонт" есть отдельная группа в ВК?
Руки не доходят. Я у себя в ВК даю оповещения о выходе новых номеров — и это почти всё. Так что, наверно, есть смысл помещать информацию в этой группе, если это технически возможно.


авторитет

Ссылка на сообщение 3 декабря 14:21  
цитата AyuMetrix
Всё-таки человеческие зоопарки были, и как бы чувства негров в них никого не парили, кроме самих негров
М-м-м... Ну ведь еще в гостевой Панарина, довольно давно, разбиралась ситуация с тем явлением, которое в определенных кругах именуют "человеческими зоопарками". Это были нормальные этнографические шоу: для их участников же — нечто вроде гастарбайтерского тура на особо льготных условиях (т. к. вместо работы предлагалась ее легкая имитация — походить в национальных костюмах, изобразить выкапывание трубкозуба из норы или толчение сорго в ступе... совсем не в таких количествах и не с таким напрягом, как то приходилось делать дома просто для пропитания).
цитата AyuMetrix
но отлов живыми тех же негров всё же практиковался, а ведь это уже люди
Когда? Для чего? Если речь о рабстве — то это ну очень предшествующая эпоха. Не говоря уж о том, что европейцы и тогда рабов покупали, а вот продавали и, соответственно, перед этим отлавливали в основном племена того же цвета кожи, иногда несколько осветленного за счет мусульманских "инсайдеров": см. https://astra-nova.org/issues/horisont/n0... , ответ на письмо 3. А тех, кого не купят — убивали на месте.
цитата AyuMetrix
Сказочные персонажи, хоть русалки, хоть дэвы, хоть те же эльфы — со временем эволюционируют
Конечно. Я это и учитываю — причем в основном не на сказочном, а на мифологическом этапе.
цитата AyuMetrix
В одном месте и в одно время это мудрый учитель, а при ином раскладе — типичная монстра, однако же это не значит, что один и тот же персонаж может быть одномоментно и тем, и этим.
Все-таки значит, потому что для мифологического сознания не существует четкого пространства и времени, оно не обладает целостной картиной. Эволюция его происходит, конечно, но далеко не линейно. Да и человеческая эволюция так же: во время неоантропов на периферии вовсю еще архантропы бегали (не говоря уж о неандертальцах), а с учетом наледи — так и вовсе австралопитецины, с запозданием полезшие в гоминизацию. Хоббиты, кстати, тоже могут потомками не питекантропов, а куда более архаичных форм...
цитата Гален
А это означает вовсе не то, что индоиранцы сформировались в "березовых землях", а то, что их общие со славянами, германцами и другими языковые предки — пришли из "березовых земель"
Ну, пожалуй. Индоиранцы — понятие хотя и древнее, но куда более позднее, чем протоарийские общности...

А как там с осетровыми рыбами?


авторитет

Ссылка на сообщение 3 декабря 19:41  
цитата Г. Панченко
А как там с осетровыми рыбами?

А осетровые рыбы водятся в Каспийском море и впадающих в него реках.
–––
Свой произвол и свой закон…
Над всей Европою дракон.


авторитет

Ссылка на сообщение 4 декабря 01:31  
цитата Гален
А осетровые рыбы водятся в Каспийском море и впадающих в него реках.
Это-то я знаю: мысленно еще за Афганистаном следил...
Страницы: 123...9091929394    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Новости, конвенты, конкурсы» > Тема «Журнал "Горизонт": ежемесячный набор + конкурс + обсуждение»

 
  Новое сообщение по теме «Журнал "Горизонт": ежемесячный набор + конкурс + обсуждение»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх