Ещё одна небольшая переводная зарубежная статья, продолжающая тему исследования творчества Говарда Лавкрафта. ______________________________________________________ ______________________________________________________ ____________________
ЯЗЫЧЕСКИЙ ЛАВКРАФТ: "Человек Лавкрафта или Монстр?"
* Автор: Джон Л. Стедман, 1 октября 2015 г. Интернет-портал "Патеос". ======================================
В обычных фильмах ужасов, особенно в классических фильмах жанра, созданных в 20-х и 30-х годах прошлого столетия, обычно существует четкая демаркационная линия между Людьми и Монстрами. В таких фильмах Человек обычно озабочен сохранением культуры, спасением цивилизации и так далее. В то время как Монстр неизменно сосредоточен на разрушении, в частности, на уничтожении отдельных людей, по крайней мере в краткосрочной перспективе, но также, косвенно на разрушении человеческой культуры и цивилизации в целом. Кроме того, в известной художественной литературе ужасов обычно легко определить, какой персонаж или персонажи являются «людьми», а какие — «монстрами»; люди всегда выглядят более или менее похожими на вас или меня, в то время как монстры, даже те, которые имеют гуманоидную внешность, обычно значительно отличаются от нас с точки зрения внешнего вида, иногда резко очевидно, но иногда и в более завуалированной форме.
Одна интересная особенность в жанре ужасов Говарда Лавкрафта (что явно не является обычным фантастическим ужастиком в привычном понимании) заключается в том, что в его романах иногда трудно отличить Людей от Монстров, и граница между ними часто размыта. Прекрасный пример этого показан в величайшем произведении Лавкрафта «Тень вне Времени» (1935). В романе описывается расово и этнически отличающаяся культура, фактически отличный от человечества вид, который автор называет «Великой Расой».
Эта Великая Раса живет на Земле со времен поздне-палеозойской эры, ещё задолго до появления Человечества. Они представляют собой инопланетную культуру и настолько отличаются от Людей внешне, насколько только можно себе представить. Они напоминают огромные радужные конусы, около десяти футов высотой и десяти футов шириной у основания, их вершины выступают за цилиндрические части, некоторые из них заканчиваются когтями или клешнями, другие состоят из шаров с большими темными глазами. Кроме того, основания этих сущностей окаймлены эластичной серой субстанцией, которая позволяет им перемещаться посредством серии сокращений и расширений.
По внешнему виду Великую Расу можно интерпретировать как Монстров, поскольку они радикально отличаются от гуманоидных существ. И все же, с точки зрения их общего интеллекта, управления и достигнутых технологий, Великая Раса намного превосходит Человечество. Они общаются друг с другом телепатически, они живут в больших городах со зданиями в тысячу футов высотой и путешествуют на атомных транспортных средствах.
Их политическая и экономическая системы являются в большей степени социалистическими, а экономические ресурсы рационально распределяются между каждым гражданином. Их правительство состоит из небольшого Совета, регулярно избираемого голосованием всех граждан, которые могут пройти определенные образовательные и психологические тесты. Промышленность в городах высоко-механизирована и требует малых временных затрат на обслуживание, в результате свободное время граждан посвящается интеллектуальному, эстетическому и художественному самовыражению. Технологический уровень этой Расы, разумеется, обязательно очень высокий, что необходимо им для элементарного выживания, учитывая тот факт, что вокруг происходят постоянные геологические землетрясения, изменения климата и самой структуры Земли, требующие постоянного внимания.
Одним из наиболее захватывающих аспектов Великой Расы представляется то, что они являются защитниками культуры и цивилизации, причем не только с точки зрения своей собственной цивилизации, но также защитниками человеческой культуры и цивилизации в целом. В действительности, Великая Раса — это защитники цивилизационной культуры всей Вселенной. Великая Раса разработала технологию, которая позволяет им путешествовать назад и вперед во времени, и пространстве. Некоторые исключительные представители этой расы способны избрать тело какого-либо определенного человека с другой планеты, будь то в будущем или прошлом, выбирая высокоинтеллектуального или ученого хозяина, а затем обмениваясь мыслями с этим человеком, вытесняют разум и сознание последнего обратно к телу члена Великой Расы, инициировавшего обмен.
Большинство подобных обменов происходит примерно около пяти лет и в этот период бесстрашный Путешественник из Великой Расы будет изучать жизнь нового общества в котором он находится, подробно исследуя его историю, социологию и культурную мифологию. Тем временем перемещенному хозяину, после того как он приспособится к новой ситуации, предлагается написать историю своего времени для архивов Великой Расы; также хозяину, если он будет сотрудничать, разрешено совершать экскурсии за пределы городов, обращаться за знаниями к обширным библиотекам Великой Расы и свободно общаться со всеми ее членами и, фактически, с другими хозяевами из разных миров и времен.
Таким образом, представители Великой Расы Лавкрафта, своими действиями фактически удовлетворяют одному из главных критериев Человека (человеческой личности), как указано выше, поскольку они охраняют и защищают человеческую культуру. Но что наиболее примечательно в этой истории, так это то, что Лавкрафт и дальше продолжает доказывать, что члены Великой Расы на самом деле полностью являются... людьми, даже несмотря на их чудовищную внешность. Комментируя схожую Расу в другой своей истории, Лавкрафт делает следующее довольно поразительное заявление:
«В конце концов... они были людьми другой эпохи и другого порядка бытия... Ученые до последнего — что они сделали такого, чего не сделали бы мы на их месте? Боже, какой Ум и Упорство! Какое столкновение с невероятным, точно так же, как те наши фигуральные родственники и предки сталкивались с вещами лишь немногим менее невероятными! Излучения, растения, чудовищные монстры, порождения звёзд — кем бы они ни были, они были Людьми!»
Я подчеркиваю, что комментарий Лавкрафта здесь поразителен и примечателен потому, что он сознательно (и правильно, на мой взгляд) приравнивает этих явно чуждых нам существ и их явно чуждую культуру — к людям и человеческой культуре. Таким образом, автор очень тонко расширяет определение того, что именно значит быть Человеком, и ясно, что Лавкрафт говорит нам, что определение Человека не должно зависеть только от поверхностных соображений, таких как внешний вид или другое поведение, или иной образ жизни и культурные идиосинкразии (индивидуальные психологические и физические несовместимости между людьми). Скорее, оно (определение) должно зависеть от более высоких ценностных вопросов, и наивысшая человеческая активность, которой может заниматься любой человек, согласно Лавкрафту, — это Защита и Воспитание своей собственной Культуры и Цивилизации. ______________________________________________________ ______________________________________________________ _____________________
* Автор статьи: Джон Л. Стедман — исследователь творчества Г.Ф. Лавкрафта, более тридцати пяти лет занимается изучением истории западного оккультизма и магии. В настоящее время является профессором английского языка в христианско-гуманитарном Оливетском Колледже, штат Мичиган (США). Его последняя книга "Лавкрафт и черная магическая традиция. Влияние мастера ужасов на современный оккультизм", была выпущена в сентябре 2015-го года.
author: John L. Stedman. Copyright 2008-2020, Patheos . перевод: ZaverLast.
|