Заодно и здесь размещу свой отзыв. Новый роман серии скорее разочаровал. Нет, читается по-прежнему на одном дыхании. Чего-чего, а держать в напряжении и писать интересно Зыков умеет. Но уж больно удручающее впечатление производят душевные терзания и метания главгероя. Обидчивый аки юная барышня, мучительно переживающий из-за всякого косого взгляда, из-за каждого слова, сказанного случайным хмырем. Раздражать уже начинает. Мало того, что я видимо не целевая аудитория, не интересна, да и противна мне вся эта мутная рефлексия. Так еще и не веришь в реальность описываемого ни на грош. Не может человек, у которого минутки свободной нет, который постоянно загружен то изнурительными тренировками, то опасными для жизни экспериментами, то сражениями, магическими и не только, то тупо беготней, быть таким замороченным и мнительным. Недаром же солдат в армии норовят загрузить по максимуму. Когда нет свободного времени, и мысли дурные в голову не лезут, и фигней страдать некогда. В первых книгах серии Артем тоже был замороченным, но все же это не так бросалось в глаза. В третьей же мнительность главгероя уже просто достала. И невольно начинаешь обращать внимание на другие косяки, которые раньше просто не замечал, увлеченный динамичным сюжетом. С логикой все довольно неплохо, уж всяко получше, чем у абсолютного большинства авторов. Но вот психологическая достоверность персонажей оставляет желать лучшего. Много лучшего. Такое ощущение, что не взрослые мужики описаны, прошедшие через очень частое сито естественного отбора, а избалованные истеричные детишки. Ни разу в жизни толком не получавшие по соплям, и оттого борзые донельзя. Что это за манера дурацкая орать друг на друга по поводу, а чаще и безо всякого повода, хватать незнакомых людей за грудки? Так ведут себя только базарные бабки (половая принадлежность их вроде как защищает от неизбежных последствий), непуганые идиоты (и то недолго – добрые подсрачники здорово лечат от подобной дури) и гопнички (но только со своими клиентами, интеллигентными или просто ссыклявыми; с нормальными людьми гопота, особенно расовая, горная, куда как вежлива – по своему опыту знаю). И отмазки, что, мол, у измененных крыша едет, оттого и нервные, здесь не работают. Во-первых, мозги и инстинкт самосохранения у меченых вряд ли отшибло напрочь, иначе бы не выжили. Во-вторых, истерят у Зыкова и вполне себе обычные люди. Припоминаю, в первой книге Караганда вообще чего-то несусветное несет. Бывший бомж, а ныне по сути крестьянский староста, хамит ничего плохого ему не сделавшим (а даже если б и сделали, это мало что меняло бы, все равно слабакам лучше не выеживаться) опытным бойцам, посланникам могущественного клана. Между прочим, колдунам. Истерит, орет, за грудки хватает. И под конец… требует помочь! Задолбался бы он потом перед Кардиналом расплачиваться за свою дурость и длинный язык. Обложил бы главный сноходец Сосновска общинников данью, и был бы в своем праве. Обвинять посланцев Кардинала в том, что сотворил Леонид… Караганда что, совсем с мозгами не дружит? А скорее всего, прирезали бы старосту свои же. Чтоб не расплачиваться за его некомпетентность. Удивляет и то, что персонажи Зыкова, с одной стороны, очень терпимы к чужому рукоприкладству Например, Коля Ботаник в первой, что ли, книге ни с того ни с сего хватает щупальцем Захара и трусит того как щенка. Последний даже в морду не дал раздухарившемуся интеллигенту! Да какая разница, кто из них сильнее, самоуважение-то Захар куда запрятал? Он же человек вроде, причем не из трусливых. А не животное, поджимающее хвост при виде альфа-самца. Не мог он так среагировать, не верю, С другой стороны, герои срываются в какую-то берсерочью ярость из-за безобидных вещей. Тон не понравился, выражение лица… Да мало ли кому что не нравится? Если среди людей живешь, приходится себя сдерживать. Иначе никак. Иначе как минимум со всеми разругаешься, изгоем станешь. А если все такие психи, то ничего толкового у них не получится. Сожрут соседи, и не подавятся. И магические таланты не помогут. Кстати, то, что законы РФ в новом Сосновске не действуют, вовсе не означает, что сразу стало можно всех кидать. Совсем наоборот. Умение отвечать за свои слова становится жизненно важным. Возможно Зыков переносит в придуманный им мир кое-что из реальной политики. Но нужно же разницу учитывать. В Сосновске толерантным идиотам-политикам не место. Ноту протеста никто заявлять не будет. Просто замочат любителя кидать. А остальные все резко поумнеют. Да и в реальной жизни пример Каддафи говорит, что слишком уж хитро… умным и изворотливым ничего хорошего ждать не стоит. Сколько веревочке ни виться… Недаром для уголовничков, какими бы… редисками они ни были, таким важным является умение следить за базаром и не кидать. Стерпеть можно многое. Для кого-то и работорговля норма, и наркобарыги с сутенерами вполне себе респектабельные бизнесмены. Но того, кто обманывает деловых партнеров, терпеть не будет никто. Так что такой крученый тип, как Караганда, в условиях Сосновска никогда не стал бы старостой. А если б и стал, долго бы не прожил. Не помогла бы и манера обижаться на всех и вся по надуманным поводам. Меченые несколько раз очень сильно помогли Дикому. Причем, как правило, Караганда сам просил о помощи. Все. Старосте уже некуда дергаться. Никуда он от Кардинала не денется. Некоторое количество жрачки явно недостаточная плата за спасение Дикого. Тем более, что именно Хмурый, по праву сильного, и будет определять, что достаточно, а что нет. А обида за приемного сына – ну это, право, несерьезно. Тут уж определяться надо. Или пацан для старосты любимый сынуля, которого Кардинал на утренник разве что пригласит: встать на стульчик, рассказать стишок, получить за это конфетку. Или он маг-зверолов, которого, во-первых, все равно прирезали бы туземцы, кабы не меченые А во-вторых, пригласил куда более сильный сосед, для помощи в борьбе с гнусным монстром, опасным для всего живого (дело явно благое, это очевидно и общинникам). При том, что ты должен этому самому соседу по гроб жизни. И при том, что сам пригласивший за чужими спинами не отсиживался, рисковал едва не больше всех. Никто Караганду не обманывал, а остальное, в общем-то, неважно. На обиженных известно что кладут. Реши в таких условиях староста пообижаться и покачать права, прожил бы ровно столько, сколько понадобится карательному отряду Кардинала добраться до Дикого и выпотрошить Караганду, а также всех подвернувшихся под руку, в назидание прочим. Причем и сами общинники, и соседи, может, и не одобряли бы, но понимали, что Хмурый в своем праве. То же самое касается и Кречета. Никуда бы он не делся с подводной лодки. И никто бы ему не позволил ни с того ни с сего пересматривать условия торговых соглашений. Да он и сам бы вряд ли захотел. Обычному, нормальному человеку всегда проще жить по каким-то определенным правилам. Если сам норовишь обмануть делового партнера, то не вправе требовать честности и от окружающих. В итоге потеряешь куда больше. И вообще, тот, кто слишком любит обманывать и подставлять — тем более даже не скрываясь — и своих, и чужих, никогда не станет во главе хоть сколько-нибудь большого сообщества людей. Никто за таким не пойдет. Да, с Леонидом мне не все ясно. Ради чего живет, непонятно. Люди ему вообще не нужны. Власть над ними не интересует. Обычные житейские радости, вроде жратвы, выпивки и девок румяных, тоже без надобности. Магия и личное могущество (по сравнению с кем?) как самоцель? Сферический злодей в вакууме? Ладно, пускай он что-то вроде наркомана. Только магию ему подавай, остальное все побоку. Но почему же Леонид тогда так ловко манипулирует людьми, если они ему неинтересны? Непонятно. Где он так наловчился договариваться, изворачиваться, играть на человеческих слабостях, что Кардинала умудряется переигрывать? И нафига учился, если плевать хотел и на людей, и на власть над ними? Еще лично мне кажется, что автор как-то уж чересчур пессимистичен по отношению к людям. Причем не только в том, что касается их моральных качеств, но и по поводу интеллекта и здравого смысла. Вовсе не факт, что в отсутствии закона все так уж озверели бы. Чегой-то практика показывает, что обычные, нормальные люди (не расовые американские черные братья из гетто, и не отечественные горные орлы) в чрезвычайных условиях, когда закон не практически не действует, отнюдь не звереют, нормально себя ведут, даже помогают друг другу. Когда у тебя семья, к примеру, и когда воспитан ты более-менее нормально, не очень-то и привлекательным выглядит бегать с ружжом по улицам и грабить-убивать встречных-поперечных. С более чем реальным риском самому нарваться на пулю. Лучше уж организоваться с другими нормальными людьми, чтоб случайная босота не изнасиловала и не прирезала твоих жену с дочкой. А безмозглую гопоту и беспредельщиков нормальные люди, думаю, довольно быстро прижали бы к ногтю. Во всяком случае, попытались бы. И уж точно не стали бы идти к ним в подчинение. Еще не верю в то, что над Артемом кто-то стал бы смеяться, относиться к нему с презрением. Не знаю, может, кого из читателей и греет сладкое чувство обиды за полюбившегося героя, сопереживание несправедливо обиженному. Возможно, в этом и смысл. Просто не на меня книга рассчитана. Но все равно, по мне, так ерунда все это. Из пальца высосанная. Придумал персонажа, которого норовит обидеть всякий встречный-поперечный, даже самый никчемный босяк? Без проблем. Но нужно же как-то обосновать это. Одно дело издеваться над более талантливым одноклассником-ботаником, обвинять его во всех мыслимых грехах. Другое когда взрослый человек, не инфантильный офисный сиделец при этом, тупо и беспричинно докапывается до опасного и обладающего непонятной силой мага-виритника. Невозможно это в принципе. Откуда, например, взялся тот непуганый идиот, который в первой книге гыгыкал, заметив, что Артем обделался после поединка с Серебрянкой? Вовсе не грех навалить в штаны даже просто увидев подобного монстра. А уж до победителя точно никто докапываться не будет. Это и глупо, свои же не поймут, в чем прикол. И очень небезопасно, к тому же. Да и по такой жизни штаны небось стирать приходилось всем его товарищам, включая Тагира. Над чем вообще смеяться, непонятно? Не мыши же он испугался, а жуткого призрачного монстра. Артем если не геройствует на глазах у всех на пару с Кардиналом, то демонстрирует свои магические таланты в поединке с демоном-магом, если не спаррингуется с псифеем, то занят чем-то еще, не менее серьезным и внушающим. При этом все его (искренне!) считают унтерменшей и (почему-то!) нытиком и плаксой. Хотя когда он прилюдно ныл или плакал? А как тот виритник Эдуард решился бросить вызов Артему? Одно дело критиковать более талантливого конкурента. Другое, когда слабак, хитростью и умом выбившийся в лидеры, ведет себя как последний идиот и нарывается на показательную взбучку. Которая явно не пойдет на пользу авторитету. Артем же при Эдуарде с демонами боролся. Дурак бы догадался, что с таким лучше не связываться. Если Эдуард такой резкий и безбашенный, что на драку нарывается на пустом месте, как же он в начальники выбился? Давно бы получил позорных прилюдных люлей от кого-то из подчиненных, а то и просто от случайного амбициозного меченого, и распрощался бы со всеми претензиями на лидерство. В общем, настолько эти артемовы обиды надуманны, что и говорить неохота. Тут исключительно авторский произвол, ни малейшего обоснования. Напоследок скажу, что недостатки таки практически в любой книге есть. Но уже одно то, с каким интересом читаешь «Конклав» перевешивает лично для меня все косяки и недочеты. С лихвой. И все же не хотелось бы, чтоб цикл скатился к слезливому дамскому романчику... Может, и это было бы неплохо, по-своему. Но я то ведь не целевая аудитория...
|