Творчество Романа Суржикова


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Творчество Романа Суржикова»

Творчество Романа Суржикова

 автор  сообщение


магистр

Ссылка на сообщение 2 марта 2019 г. 20:24  
Начинаем обсуждение "Поларийского цикла", в котором пока выпущено 3 романа: "Без помощи вашей", "Лишь одна звезда" и "Кукла на троне".
Сюда скопирую с незначительными изменениями свой пост в теме о Самиздате, который Суржиков, по моему мнению, не то что перерос, а пробил потолок, настолько мощный эпический цикл он создал.
Мир Суржикова довольно прост, в отличие от мира Бэккера, он даже проще, чем мир ПЛиО, но при этом очень строен, понятен и логичен. В нем все действует по прописанным авторам законам, даже юриспруденция соответствует первоначальной религиозной концепции Праматерей и Праотцов по той причине, что первых было всего 16, и ценность их в изначальном обществе Полари была выше. Собственно, это практически мир НФ, другая планета, где магия, возможно, присутствует в виде авторской маскировки для таинственных и пока не объясненных явлений. Но продвигаемся ли мы в понимании этих задумок автора за 3 романа цикла? Еще и как продвигаемся, следуя блестящей интриге, которую зацепляет в Запределье ГГ и разматывает до конца первой части, где эстафета передается другим ПОВам, которые не менее хватко идут по следу. Пройдемся по ним кратко, потому что каждый из них наделен неповторимой глубиной и психологической емкостью, которая сравнима разве что с персонажами ПЛиО.
Да что я все время Мартин да Мартин! Отношения Эрвина и его сестры куда глубже, чем отношения Серсеи с Джейме. Их тонкость и чуткость выламываются из самой топовой фэнтези Запада и становятся вровень с классным психологическим худлитом, причем без инцестов и прочих постфрейдистских закидонов, в которых, как в шорах, пишут замыленные топовые авторы, даже уровня Бэккера. Никому здесь не надоел и не вызывал раздражения вундеркинд Кельмомас со своей имманентной ненавистью к отцу?
Впрочем, не буду отвлекаться. Я люблю Бэккера, он умница и философ, но Суржиков тоже умный, он психолог и шахматист, строящий очень сложную партию с множеством фигур на доске (в романе это называется "стратемы", но суть та же).
ПОВ Хармон, купец по призванию, наделен тоже высоким интеллектом. Его эволюция от мудреца и знатока жизни до предателя и убийцы настолько хороша и убедительна, что просто кричишь:"Браво, автор!"
Вот признайтесь, даже топовые авторы Запада умеют создать одного-двух-трех умников, на чьем фоне остальные — банальные идиоты. У Суржикова совсем мало карикатурных идиотов, и множество даже второстепенных героев, которые вызывают простое человеческое уважение за их ум и душевные качества. Возьмите Весельчака, возьмите Луизу, возьмите шиммерийского сутенера или Парочку Инжи. Каждый из этих персонажей наделен не просто глубиной и мудростью, а и собственной судьбой, которой мы, читатели, и заинтересованы и сучувствуем. Это живые люди, а не ходячие штампы и антиштампы Аберкромби. Впрочем, последний для меня не топовый автор, а добротный середняк.
ПОВ Минерва. Ну, здесь нельзя не увидеть тени любимого нашего Дж.Мартина: девушка мила и умна, проходит через многократные испытания, а в конце получает незаслуженные плюшки в мартиновском духе: подобно тому, как Дени обзавелась гвардией кастратов, Мира заключает мир и приводит к вассальной присяге людей, которые по тому, как их описывают, с вероятностью 99% взяли бы ее в заложники.
Так что, может, это и баг, но ни один из топовых авторов фэнтези без такого до сих пор не обошелся. При этом Минерва исключительно умна, и цепочки ее рассуждений нанизаны на холодную логику северной леди.
ПОВ Джоакин. Проходит эволюцию от банального рубаки и влюбленного дурачка до мудрого ветерана. То, как ведет себя с Полли, очень жизненно и реалистично, как он избавляется от любви к Аланис — подлинный шедевр эволюции чувств. Мало кто даже из авторов высокого худлита опишут такую любовь и ее уход после смертельных испытаний. Но Суржиков ко всему еще и тонко иронизирует: "Богам не нужен был усталый и циничный ветеран. Богам нужен был герой". Приключения Джоакина ждут нас и в продолжении, не менее захватывающем.
Кстати, об увекательности: сцене охоты на колдуна сам Сапковский ИМХО апплодировал бы стоя. Точно так же, как Мартин апплодировал бы отношениям Эрвина с Ионой.
В цикле Суржикова столько литературной вкусноты, что ее не вместит простой начальный пост в этом треде. Но напоследок задержусь еще чуть-чуть на описании восстания Подснежников. Образы Салема, Зуба, сержанта Доджа настолько разные, емкие, колоритные, что просто восхищают. Они все наделены собственными душами, характерами, чередой мудрых мыслей и коварных мыслишек. Только высокий эпик в мировом значении этого слова мог бы вобрать в себя такие галереи народных образов.

---------
От издателя. Книги на Озоне:
1. "Стрела, монета, искра" https://www.ozon.ru/product/polari-chast-... В мае доп.тираж вышел. Остались только уценки. Но, возможно, пара десятков ещё найдётся идеальных, чуть позже.
2. "Лишь одна звезда" https://www.ozon.ru/product/polari-chast-... В июле вышел доп.тираж. В наличии.
3. "Кукла на троне" https://www.ozon.ru/product/polari-chast-... Не в наличии. Доп.тираж в конце года.
4. "Янмэйская охота" https://www.ozon.ru/product/polari-chast-... Не в наличии. Доп.тираж зимой.
5. "Люди и боги" https://www.ozon.ru/product/polari-chast-... Выйдет в конце июля или начале августа.
6. "Тень великого древа" — ожидается осенью, скорее всего во второй половине.
Вопросы по изданиям и приобретению можно задавать в телеграм https://t.me/crealist
–––
It's never wrong not to play (c) Tommy Angelo


миродержец

Ссылка на сообщение 11 ноября 08:30  
Роман начал выкладку нового цикла про колодцы
Название первой книги Следы на воде


магистр

Ссылка на сообщение 14 ноября 08:09  
Я только начала читать и при каждом упоминании герцога Десмонда Ориджина у меня идет дым из ушей. Гениальнейший правитель, просто гений мысли. Ухнуть все деньги на строительство подземной усыпальницы и отправить единственного сына в экспедицию с высочайшим риском. Ать молодец)
–––
Я не пивовар, но это не делает хреновое пиво хорошим (с).


активист

Ссылка на сообщение 14 ноября 15:36  
цитата Идж
Гениальнейший правитель, просто гений мысли

Я уже не настолько хорошо помню детали СМИ, но вроде Десмонд с самого начала подавался как великий воин, рыцарь, легенда Севера.
Но финансы и государственное управление не были его сильной стороной


авторитет

Ссылка на сообщение 14 ноября 16:16  
цитата Идж

Я только начала читать и при каждом упоминании герцога Десмонда Ориджина у меня идет дым из ушей. Гениальнейший правитель, просто гений мысли. Ухнуть все деньги на строительство подземной усыпальницы и отправить единственного сына в экспедицию с высочайшим риском. Ать молодец)

СМИ так и написана, чтобы у читателя шел дым из ушей. Собственно дым из ушей идет у младшего Ориджина, а читатель смотрит на происходящее его глазами


магистр

Ссылка на сообщение 19 ноября 08:08  
цитата
СМИ так и написана, чтобы у читателя шел дым из ушей

Ну значит автор добился от меня того, что запланировал)))

Наткнулась в отзывах на такое
Я Двурожденных еще не читала, правда столько совпадений?

По отдельности выглядит очень натянуто — отравить человека напитком, который он любит — это вообще-то логичное

Фэнтези мир, который не фэнтези — тоже не Сандерсоном создано, еще во Всадниках Перна это было

цитата
Прочитала цикл «Полари» на одном дыхании. Начинаешь читать и в какой-то момент переходишь на «бег» к последним страницам. На последних страницах интрига подогревается, и ты уже бросаешься на следующую книгу, чтобы узнать, чем же всё закончится.

На этом плюсы заканчиваются.

Про минусы написано много: и мир не продуман, и герои не прописаны (из-за отсутствия характерных черт личности, некоторые действия героев выглядят неадекватными), и концовка разочаровывает.

Об этом написано много в отзывах…

НО я еще нигде в отзывах не видела разоблачения того, что ЭТО ПЛАГИАТ, причем 100%!

Так совпало, что цикл Сандерсона «Двурожденные» я прочитала сразу после «Полари» и все положительные впечатления от творения Суржикова рухнули!!!


скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

1. Двурожденные: развитие технологий (электричество, воздухоплавание и т.д.) на фоне Дикого Запада (19 в. примерно)

Полари: развитие технологий (электричество, воздухоплавание и т.д.) на фоне средневековья.

2. Двурожденные: диалоги с Богом

Полари: диалоги с «тревогой»

3. Двурожденные: сильный акцент на то, что герой пьет чай. Попытка отравить с помощью чая.

Полари: сильный акцент на то, что герой пьет кофе. Попытка отравить с помощью кофе.

4. Двурожденные: главный злодей – тайный персонаж, который управляет событиями

Полари: главный злодей – кукловод (та же тема)

5. Аналогию по гером провести легко:

Мира – Мараси

Эрвин — Вакс

6. Великие дома, бригада, форт, Запределье – прямо понятия содраны

И вишенка на торте :

7. Двурожденные: пришелец с другого континента, владеющий тайной технологией и пилотирующий летательный аппарат

Полари: пришелец с другой планеты, владеющий тайной технологией и пилотирующий летательный аппарат

8. Двурожденные: особые способности передаются через кровь (гемалургия)

Полари: особые способности передаются через кровь

Также Суржиков многое взял из повести Сандерсона «Шестой из сумрака», в том числе прозвище «Шестой». Идея про пришельцев и терраформинг (монстры заселявшие планету) тоже из этой повести.


В принципе все "схожести" выглядят слишком натянуто кроме двух

Совпадение двух персонажей и пришелец с другого континента
–––
Я не пивовар, но это не делает хреновое пиво хорошим (с).


миродержец

Ссылка на сообщение 19 ноября 08:27  
Весь цикл Полари на мой взгляд ну крайне по идеи схож с

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Поселком Булычева


Я спрашивал у Романа правда ли, что он часть вдохновения оттуда позаимствовал. Он сказал, что такое произведение не читал. Я признаться прифигел от такого ответа)


миродержец

Ссылка на сообщение 19 ноября 08:49  
цитата Sablezubyi
Я признаться прифигел от такого ответа)
а что смущает? Автор сам выбирает себе ориентиры и предшественников


миродержец

Ссылка на сообщение 19 ноября 08:53  
цитата prouste
а что смущает?

Я предполагал, что авторы фантасты классическую классику все же читали.


миродержец

Ссылка на сообщение 19 ноября 08:56  
цитата Идж
В принципе все "схожести" выглядят слишком натянуто кроме двух

Совпадение двух персонажей и пришелец с другого континента
Да нет, эти два пункта тоже ни при чём.
Как между циклами общее найти можно было — вообще не представляю.


миродержец

Ссылка на сообщение 19 ноября 09:30  
цитата Sablezubyi
авторы фантасты классическую классику все же читали.
объем этой самой классики бесконечен, с учетом размытых границ. Дюма читал явно, оно и к лучшему:-)


авторитет

Ссылка на сообщение 19 ноября 10:57  
цитата Sablezubyi
Я предполагал, что авторы фантасты классическую классику все же читали.


Ну, прямо суперклассика. Смешно. Даже в советской фантастике Булычев — отнюдь не самый выдающийся автор. Не Стругацкие, не Шефнер, не Крапивин или Варшавский даже. "Гусляр" у него хорош, да. "Посёлок" тоже неплох, но это не "Марсианские хроники", не "Улитка на склоне" и не "Основание", чтобы все любители фантастики обязаны были это прочитать...


философ

Ссылка на сообщение 19 ноября 11:00  
цитата nickel
Ну, прямо суперклассика. Смешно. Даже в советской фантастике Булычев — отнюдь не самый выдающийся автор. Не Стругацкие, не Шефнер, не Крапивин или Варшавский даже. "
Ну как бы значительно известнее чем Шефнер и Варшавский. Их читало совсем мало народу. Впрочем ничего странного в том что Поселок не читан не вижу. Очень много всего. Всего не прочитаешь. Ну и Булычев известен скорее Алисой ( массово в смысле) . В общем не вижу в факте не прочтения ничего странного:-)
–––
Чтение-Сила


миродержец

Ссылка на сообщение 19 ноября 11:01  
nickel канон понятия " классика" у каждого свой. " Поселок"- во всяком случае очень известная и популярная повесть.


философ

Ссылка на сообщение 19 ноября 15:45  
цитата Sablezubyi
Я спрашивал у Романа правда ли, что он часть вдохновения оттуда позаимствовал. Он сказал, что такое произведение не читал. Я признаться прифигел от такого ответа)
Там самое начало первого романа наводит на такие параллели. Потом сходство пропадает. Ну, значит, и в начале — всего лишь совпадение.


авторитет

Ссылка на сообщение 25 ноября 15:52  
Делал NLP-анализ: сравнение дебютных книг:: Стрела, монета, искра (СМИ) VS Игра престолов (ИП/перевод с английского Ю. Соколов), остались занятные графики.

СМИ::

ИП::

"ИП". Из графика видно, что в романе упоминание ГГ в основном чередуются, под конец повествования линия персонажа "Неда" затухает (его казнили).
Кто что видит?

Чередование упоминаний главных героев, которые видим на графиках, связано с тем, что персонажи "в массе" не идут на дело вместе и не ведут между собой диалогов, а у каждого из них своя сюжетная линия. Обобщая: в каждом романе три главных героев из множества персон вошли в ТОП-10 слов, и у всех наблюдается параллелизм.

----

Кол-во уникальных лемм (КУЛ) — активный словарный запас автора, или попросту — богатая речь. Расчёт сделан после приведения всех слов к базовой форме, на сколько позволил корпус русского языка OpenCorpora.
Кол-во уникальных лемм "ИП": 24.8%/на 50К слов
Кол-во уникальных лемм "СМИ": 33%/на 50К слов (+33% | в 1.3 раз.)

Р. Суржиков в "СМИ" сумел обогатить текст до незыблемых высот. Такого высокого показателя метрики у кого-либо ещё, на вскидку, я не припоминаю. Для сравнения: у столетнего романа Г. Хаггарда "Дочь Монтесумы" — {КУЛ ~20.3%/50К слов}, а у современных писателей А. Пехова и его подруг в дебютном "Летос" — {КУЛ ~18.9%/50К слов}

Самые длинные предложения в обоих романах совпали по кол-ву знаков. В качестве сравнения: у Ф. Достоевского в "Преступление и наказание" — {СДП 736 зн.}, а у С. Кинга в "Противостояние" — {СДП 1575 зн.}.
"ИП" — {СДП 456 зн.}: «Это крыло было тоже составлено из конницы, но если справа располагался бронированный кулак из рыцарей и тяжеловооруженной кавалерии, то авангард войска западного края составили из отбросов: лучников в кожаных куртках, нестройной массы неприученных к боевому порядку вольных всадников и наемников, сельских работников на пахотных лошадях с косами и ржавыми мечами, полученными от отцов, недоученных ребят из борделей Ланниспорта, ну и Тириона с его горцами.»
"СМИ" — {СДП 456 зн.}: «Почти без помощи со стороны Хармона он вспомнил, что при встрече с графом следует отвесить поясной поклон, а кастеляну и рыцарям достаточно низкого кивка головой; что руку для пожатия протягивать не нужно — это дерзость; что Джоакин, как воин, имеет право звать графа "милорд", но учтивей все-таки говорить "ваша милость"; что место за столом Джоакину укажут, и сесть он должен никак не раньше, чем задница последнего из графских рыцарей коснется скамейки.»

------
Доля эмоционального тона (ДЭТ) — процент предложений с восклицательными и вопросительно восклицательными знаками, но не чисто вопросительными, например, "!/!!!/?!!...":
"ИП" — 3.4%
"СМИ" — 10.2% (+200% | в 3 раз.)

----
Дебютная книга Мартина "ИП" по большей части состоит из диалогов/сухих, а дебютная книга Суржикова "СМИ" в объёме по толще, с меньшим количеством диалогов, но более эмоциональных, а также могучей богатой речью, не смотря на юный возраст писателя. Интересный факт: в анализируемых эпических фэнтези множество главных героев, у каждого из романов в ТОП-10 часто употребляемых слов смогли войти по три ГГ.
...
–––
Разработчик самой масштабной поисковой системы (поиск по нику): https://github.com/snooppr/snoop


авторитет

Ссылка на сообщение 25 ноября 20:26  
Сравнивался оригинал или перевод ИП?


магистр

Ссылка на сообщение 25 ноября 21:14  
Малыш Нельсон И что?


авторитет

Ссылка на сообщение 26 ноября 10:03  
цитата Малыш Нельсон
Делал NLP-анализ: сравнение дебютных книг:: Стрела, монета, искра (СМИ) VS Игра престолов (ИП/перевод с английского Ю. Соколов)

Все это интересно, но выводы странные. ""СМИ" в объёме по толще, с меньшим количеством диалогов, но более эмоциональных, а также могучей богатой речью, не смотря на юный возраст писателя" — как это можно определить по количеству "кол-ву уникальных лемм (КУЛ) — активный словарный запас автора, или попросту — богатая речь. Расчёт сделан после приведения всех слов к базовой форме"? Можно при желание написать самую страшную графоманию, но с огромным количеством уникальных лемм (КУЛ). Полари действительно написан могучей богатой речью (здесь я согласен), но это определяется не количеством "КУЛов". Мартин в переводе Соколова (первые тома), и "Летос" Пехова тоже написаны отличным языком. Просто этот язык иной, не такой как у Суржикова.

Кстати нельзя привести показатели из романов Стругацких, МиМ Булгакова, "Князь света" в переводе Лапицкого (фантастические книги с эталонно хорошим русским языком)?


авторитет

Ссылка на сообщение 26 ноября 10:15  
цитата Малыш Нельсон
Дебютная книга Мартина "ИП"
с каких пор эта книга стала дебютом для Мартина? т.е. десятилетия писательства до этого не считаются?)))))


авторитет

Ссылка на сообщение 26 ноября 10:21  
цитата goof
с каких пор эта книга стала дебютом для Мартина?

В контексте подразумевается, что дебютная из Цикла ПЛИО, как и дебютная у Суржикова "СМИ" (первая из цикла).
Почему сравнивались только дебютные книги, цикл Полари — завершён,а цикл ПЛИО — нет.
–––
Разработчик самой масштабной поисковой системы (поиск по нику): https://github.com/snooppr/snoop
Страницы: 123...8384858687    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Творчество Романа Суржикова»

 
  Новое сообщение по теме «Творчество Романа Суржикова»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх