Иван Антонович Ефремов ...


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Иван Антонович Ефремов. Обсуждение творчества»

Иван Антонович Ефремов. Обсуждение творчества

 автор  сообщение


философ

Ссылка на сообщение 18 мая 02:31  
цитата Массаракш
на Торманс китайский менталитет с его феноменальным долготерпением, запредельным коллективизмом (куда там колхозам) и абсолютным преклонением младших перед старшими.
Особенно во время написания романа. Такое поклонение .. Что миллионы старших как раз и погибли
–––
Чтение-Сила


миротворец

Ссылка на сообщение 18 мая 03:20  
просточитатель
Вы это... сконцентрируйтесь, пожалуйста. Непонятно, на что вам отвечать. Вы брызжете словами, как из пульверизатора.
–––
И в интересах неувеличения энтропии Вселенной они не работали.


миротворец

Ссылка на сообщение 18 мая 07:10  
цитата Массаракш
Непонятно, на что вам отвечать.

Лучше вообще не отвечать. Арканарская чесотка — она такая, знаете, заразная...
–––
Et kiilaspäine ahv kõngeks koos oma jõuguga


философ

Ссылка на сообщение 18 мая 09:03  
цитата просточитатель
если вы звездная экспедиция то сначала узнайте обстановку а потом .. Послушайте радио что ли.
Они слушали и смотрели.
цитата просточитатель
Чтобы тем четверым править либо они должны быть сильнее всех
Не имеет значения. Еще раз: сообщество в брошенном городе Кин-Нан-Тэ может быть уничтожено в течении нескольких часов после приказа ЧЧ. Но пока туда не вперлись дорогие гости, жили как жили, даже какой-то вред причиняли.
Для существования независимых сообществ/государств не нужно, чтобы они могли тягаться со штурмовой авиацией гегемона. Достаточно, чтобы ее не посылали.
цитата Массаракш
Торманс изначально – случайная колония землян-беглецов с какой-никакой техникой и средствами связи. Так что развивались они из единого центра, и этот центр никогда не утрачивал контроля над периферией
Развитие из единого центра на Земле приводит к борьбе за независимость. Еще Бродель проводил параллель возникновения протестантства с антиколониальным движением.
цитата Массаракш
Никаких конкурентов никогда и не было
Любопытное предположение, но Торманс довольно конфликтен с самого начала своей истории
цитата
Земляне быстро поняли, что смотрят фильм о расселении тормансиан по планете. Неясным осталось, кто такие нападавшие разбойники. Их нельзя было считать аборигенами планеты, так как они ничем не отличались от переселенцев

цитата
Чеди еще со звездолета видела много фильмов, и этот мало отличался от них. Хотя давным-давно планета Ян-Ях превратилась в единое государство, действие происходило в одну из прошлых войн. Герои действовали со всей хитростью и жестокостью древних лет. Убийства и обман шли непрерывной чередой. Красивые женщины вознаграждали героев в постелях или подвергали их беспримерным унижениям

цитата
Идите, не привлекая внимания, к памятнику Всемогущему Времени, поверните направо от него, к восьмому дому по улице Последней Войны


философ

Ссылка на сообщение 18 мая 17:43  
цитата

Обелиск из голубоватого камня, расписанный черными, глубоко врезанными знаками, стоял на границе поля стародавней битвы, а неотделанные глыбы камней, разбросанные повсюду, означали места общих погребений. Их было много. Обширное поле, простиравшееся почти до горизонта, некогда было изрыто траншеями и валами. Время уничтожило их, медленно растущие деревья Торманса сменились не один раз на удобренной трупами почве, и теперь в тонкой сетке теней на сухой, пыльной земле торчали только камни. Не осталось ничего напоминавшего о ярости гигантской битвы, море страдания раненых, ужасе побежденных, сброшенных в топкое озеро. Безотрадная местность, полумертвые деревья, потрескавшаяся земля…

Жаркий ветер шуршал в ветвях, какие-то зеленые насекомые вяло ползали у корней. Сю-Те выбрала большой, пирамидально заостренный камень с изломами, отсвечивавшими буро-красным цветом засохшей крови, и опустилась перед ним на колени. Приложив пальцы к вискам и склонив голову, она шептала молитвы. Вир Норин ждал, пока она исполнит обряд. Когда девушка встала, он спросил:

– Кто бился здесь и кто кого победил?

– Предание говорит о сражении между владыками головного и хвостового полушарий. Погибли сотни тысяч людей. Победил владыка головного, и на всей планете установилась единая власть. Эту битву называют победой мудрости над темными хвостовыми народами.

– Ваши предки участвовали в сражении на стороне побежденных?

– Да.

– А если бы победили они, а не головные? Изменилась бы жизнь?

– Не знаю. Зачем ей меняться?! Столица была бы в Кин-Нан-Тэ, наверное. Дома бы строили по-другому, как принято у нас, башнями. Может быть, мои предки стали бы «змееносцами»…


миротворец

Ссылка на сообщение 18 мая 17:54  
ааа иии Starking
Да, виноват, слона-то и не приметил. Значит, государств было как минимум два.
–––
И в интересах неувеличения энтропии Вселенной они не работали.


миродержец

Ссылка на сообщение 23 мая 15:18  
Взялся перечитывать Таис.
Вопрос. Делосский философ, посвящавший Таис в таинства орфиков — кто-то конкретный или собирательный образ?
–––
Я доверил это письмо своему быстроногому почтовому голубю.


миротворец

Ссылка на сообщение 23 мая 18:11  
цитата Sprinsky
кто-то конкретный или собирательный образ?

Вроде очевидно, что "собирательный"...
Во всяком случае, ещё менее конкретный, чем сама Таис.


миродержец

Ссылка на сообщение 24 мая 00:18  
Ну мало ли. Мог и зашифровать кого-то из не слишком известных, но достаточно важных.
–––
Я доверил это письмо своему быстроногому почтовому голубю.


философ

Ссылка на сообщение 24 мая 19:14  
цитата Sprinsky
Мог и зашифровать кого-то из не слишком известных, но достаточно важных.
Без шансов. Отношение к реальности примерно как у наставника Аэлиты к буддизму.
  Остров Делос, кусочек земли в километров пять от берега до берега, на описанный, очень важный момент своей истории, не родил селебрити. С его ритуальным центром связаны анекдоты про жертвенник и Платона, про корабль и тюремное ожидание Сократа, но даже сам Диоген Лаэртский соединил его с философией только через смерть одного деятеля от вшей — и не в эту эпоху. Делосский философ — мимо.
Сам учитель Таис именует сам себя Мы, орфики Ионии — но даты! Именно этот период в истории орфизма темная лакуна, золотой век милетских школ иссяк.
  Простой подбор ничего не дает по идеологическим причинам — цитата Пифагор ... увел орфиков в сторону от древней мудрости, предавшись игре чисел и знаков под влиянием мудрецов Ур-Салима обрезает одну ветвь, а отношение таиськоподобных к Аристотелю — другую. Обучение в храме Нейт... контакты с Египтом приписываются и Платону, и Демокриту, и Пифагору... И Аполлонию Тианскому.
  Самое же кудрявое — гетера считает того философом, хотя он всего лишь мистагог, шрамирующий адептов каменным ножом. Античность греческая же той поры с большим подозрением относилась к тайным культам и особенно домашним мистериям как профанации. Такому жрецу войти в историю лишь по политическим причинам, а их идентификаторы см. выше.
  И всему этому есть объяснение.
  Ефремову принципиально надо, чтобы истина была у маргиналов, вне магистральных линий развития, в заведомо обреченном круге подруг Таис. Стрела Аримана, противные государственные машины и потребности и т.п. и т.д.
  Впрочем, все выше сказанное не исключает, что образ и манеры списаны с реального прототипа, из знакомых ИАЕ или любезных ему по книгам про свободный Крит, белую Богиню и проч.. Кэмпбелл, Линдсей, Эванс...
  Если не прав — правьте.


миродержец

Ссылка на сообщение 24 мая 20:39  
Дельно, спасибо. Действительно, сборный
–––
Я доверил это письмо своему быстроногому почтовому голубю.


философ

Ссылка на сообщение 26 мая 13:02  
цитата Дочь Самурая
Да? Может быть, я давно читала, в детстве
Собственно вот этот момент
цитата
– Я услышал ваши высказывания насчет скульптуры, – обратился Гирин к полному, с сильной проседью художнику, показавшемуся главой этой группы. – Может быть, вы поясните мне, что вы понимаете под красотой? Ваша соратница по искусству, – Гирин кивнул в сторону худенькой женщины, – заявила, что статуя некрасива, а мне она кажется очень красивой. Следовательно, я чего-то тут не понимаю?

Глава художников посмотрел на Гирина со снисходительным сожалением.

– Надо различать красоту и красивость, – назидательно сказал он. – Красивость – это то, что представляется красотой для людей обычных, с неразвитым вкусом, а красота… – Он многозначительно умолк.

– И все же?

– Как бы это яснее… – Несмотря на свой апломб, художник замялся. – Это… это отношение художника к жизни. Если оно светлое, с верой в счастье, с близостью к народу, к жизни, глубоко проникает в жизнь, то тогда получается красота.

– В произведениях художника?

– Безусловно!

– Я не про то спрашиваю. Есть ли в природе, вне художника, эта красота или красивость – все равно, или она получается только путем создания ее художниками, что, по-моему, идеалистическая выдумка?

Художник покраснел. Привлеченные спором, посетители подошли поближе.

– Конечно, красота существует в мире. Но для ее понимания нужен развитый вкус, нужно чутье художника. И его долг выявлять и показывать ее людям.

– Вот наконец-то! Значит, красота существует помимо нас, в объективной реальности, как говорят философы. А если так, то какие критерии есть у вас для определения красоты?

– Я вас не понимаю, – пробормотал художник, более уже не смотревший на Гирина с превосходством жреца искусства.

– Жаль. Тогда попробуем на примере. Вот ваш товарищ, художница… – Гирин вопросительно посмотрел на суровую критиканшу.

– Товарищ Семибратова, она график. – Гирин поклонился.

– Товарищ Семибратова сказала, что статуя некрасива. Почему? Объясните мне, каков ваш критерий для столь категорического суждения. Посмотрите, – он обвел рукой все возраставшую группу слушателей, – здесь, мне кажется, большинство находит статую красивой.

Слушатели закивали одобрительно. Художница поджала тонкие губы.

– Мне трудно говорить с человеком, не знающим наших художественных понятий. Но попробую. Образ женщины, чистый и светлый, должен быть лишен подчеркнутых особенностей ее пола.

– Почему? Это же ее пол?

– Если вы будете меня перебивать, я ничего не скажу! Женщина в новой жизни будет похожей на мужчину, тонкой, стройной, как юноша, чтобы быть повсюду товарищем и спутником мужчины, чтобы выполнять любую работу. А тут, смотрите, широкие, массивные бедра. Чтобы соблюсти пропорциональность, ноги пришлось утолстить, сделать сильнее, икроножные мышцы и валики мускулов над коленями. Как много здесь животного, ненужной силы. Зачем это в век машин? И вдобавок не просто силы, а силы пола, эротической. Вот, пожалуй, все.

– М-м! Во всяком случае, теперь я понимаю ход ваших мыслей. – Гирин посмотрел на художницу с уважением. – Могу я обобщить это так, что вы видите красоту такой, какой, по-вашему, она должна быть? И не принимаете того, что не согласно с вашими представлениями?

– Пожалуй, так.

– Но ведь тогда получается снова, что красота – это нечто исходящее из вас самой, из ваших идей и мыслей о том, какими должны быть люди и вещи. Значит, мы опять приходим к тому, что красота не существует вне художника и не является, следовательно, объективной реальностью? Красота относительна, и задача художника открывать ее новые формы – это глубоко ошибочное суждение. Откуда же возьмет ее художник – из собственной души только? Открывать законы красоты во всем бесконечном многообразии вещей и людей – вот формулировка материалиста-диалектика. Можно сказать по-иному: искать то из существующей вне нас объективной реальности, что вызывает в человеке чувство прекрасного.

– Не пытайтесь поймать меня вашей казуистикой, – вдруг рассердилась Семибратова. – Ведь могла я выбрать такой тип красоты, какой мне нравится, какой я действительно встречала!

– У меня нет никакой казуистики. Я ничего почти не знаю, это уж вы, художники, виноваты: где книги, просвещающие нас, обычных людей, ваших зрителей? Но все же – вот вы встретили такой тип красоты, какой вам нравится, потому что соответствует вашим идеям. А я встретил такой, какой мне нравится, – вот этот. – Гирин показал на статую. – Есть ли все-таки объективный критерий, кто из нас прав? Что говорят по этому поводу художественные светила?

– Ничего не говорят! Ну, конечно, анатомическая правильность, есть такая старинная книга одного аббата, там он собрал все пропорции…

– И объясняет их или только приводит?

– Не объясняет!

– Ну тогда все ни к чему! Но вот вы верно сказали: анатомическая правильность. Но что это такое? Кто может сказать? – резко бросил Гирин молчавшим художникам. – Или это, по-вашему, только эмпирическое соотношение частей?

– Так, может, вы нам откроете сию тайну, – язвительно буркнул главный из художников, – раз уж вы такой знаток.

– Я не знаток, я просто врач, но я много думал над вопросами анатомии. Если упростить определение, которое на самом деле гораздо сложнее, как и вообще все в мире, то надо сказать прежде всего, что красота существует как объективная реальность, а не создается в мыслях и чувствах человека. Пора отрешиться от идеализма, скрытого и явного, в искусстве и его теории. Пора перевести понятия искусства на общедоступный язык знания и пользоваться научными определениями. Говоря этим общим языком, красота – это наивысшая степень целесообразности, степень гармонического соответствия и сочетания противоречивых элементов во всяком устройстве, во всякой вещи, всяком организме. А восприятие красоты нельзя никак иначе себе представить, как инстинктивное. Иначе говоря, закрепившееся в подсознательной памяти человека благодаря миллиардам поколений с их бессознательным опытом и тысячам поколений – с опытом осознаваемым. Поэтому каждая красивая линия, форма, сочетание – это целесообразное решение, выработанное природой за миллионы лет естественного отбора или найденное человеком в его поисках прекрасного, то есть наиболее правильного для данной вещи. Красота и есть та выравнивающая хаос общая закономерность, великая середина в целесообразной универсальности, всесторонне привлекательная, как статуя.

Нетрудно, зная материалистическую диалектику, увидеть, что красота – это правильная линия в единстве и борьбе противоположностей, та самая середина между двумя сторонами всякого явления, всякой вещи, которую видели еще древние греки и назвали аристон – наилучшим, считая синонимом этого слова меру, точнее – чувство меры. Я представляю себе эту меру чем-то крайне тонким – лезвием бритвы, потому что найти ее, осуществить, соблюсти нередко так же трудно, как пройти по лезвию бритвы, почти не видимому из-за чрезвычайной остроты. Но это уже другой вопрос. Главное, что я хотел сказать, это то, что существует объективная реальность, воспринимаемая нами как безусловная красота. Воспринимаемая каждым, без различия пола, возраста и профессии, образовательного ценза и тому подобных условных делений людей. Есть и другая красота – это уже личные вкусы каждого. Мне кажется, что вы, художники, больше всего надеетесь именно на эту красоту второго рода, пытаясь выдавать ее, вольно или невольно, за ту подлинную красоту, которая, собственно, и должна быть целью настоящего художника. Тот, кто владеет ею, становится классиком, гением или как там еще зовут подобных людей. Он близок и понятен всем и каждому, он действительно является собирателем красоты, исполняя самую великую задачу человечества после того, как оно накормлено, одето и вылечено… даже и наравне с этими первыми задачами! Тайна красоты лежит в самой глубине нашего существа, и потому для ее разгадки нужна биологическая основа психологии – психофизиология.

Художники смотрели с удивлением на неожиданного оратора.

– Значит, вы считаете, – заговорила Семибратова, – что эта скульптура…

– Есть красота первого рода – безусловная, – подтвердил Гирин.
–––
Чтение-Сила
Страницы: 123...424425426427428    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Иван Антонович Ефремов. Обсуждение творчества»

 
  Новое сообщение по теме «Иван Антонович Ефремов. Обсуждение творчества»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх