автор |
сообщение |
Dentyst
миродержец
|
18 сентября 2018 г. 16:12 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Shalalak Биленкин "Сила сильных" — вполне себе военная повесть про заброску диверсантов. Тупицын "В дебрах Даль-гея" — контртеррористическая операция по спасению заложников. Слепынин "Звездные берега" — шпионско-диверсионная миссия Казанцев "Пылающий остров" — широкомасштабный военный конфликт Адамов "Тайна двух океанов" — вообще военно-фантастический роман
А к чему эта подборка? Никто и не отрицал, что "добро должно быть с кулаками" и тем более, что "всякая революция лишь тогда чего-нибудь стоит, если она умеет защищаться".
|
––– из сильных и суровых врагов получается прочная обувь |
|
|
Dentyst
миродержец
|
|
Mishel5014
гранд-мастер
|
18 сентября 2018 г. 18:31 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ааа иии Не припомню что-то никаких торжеств.
По поводу торжеств опять же уместно вспомнить статью А.Стругацкого про Акутагаву: « В первой половине 20-х годов «натуральная школа» Японии покатилась под гору. В литературную жизнь страны ворвался свирепый ветер коммерции…Теперь уже не издатель униженно просил у маститого мастера «все равно что, по вашему усмотрению», а маститые литераторы толпились в прихожей издателя в трепетном ожидании приема. Издатель диктовал свою волю. Издатель определял, что нужно писать и чего писать не следует. Издатель платил. И начался разгром. Началась расплата за десятилетнее господство серости и безыдейности. Вчерашние поборники и беззаветные защитники вечных и незыблемых принципов упали на колени перед золотым тельцом….принялись спешно учиться писать детективы и приключенческие романы…штудировали европейскую и американскую бульварную макулатуру. Крупнейшие писатели…организовывали по примеру Дюма-отца литературные фабрики, на которых нищие студенты за гроши сочиняли для них сюжеты и писали черновики".
Последнее десятилетие фантастики СССР (Молодогвардейский период) был тоже изрядно серым и безыдейным. Достаточно сравнить сборники, скажем, Фантастика 65 и Фантастика 84. И тут пошел вал переводной фантастики, который был гораздо интереснее и новее. Как выживали в этих условиях отечественные писатели-фантасты? Многие уходили в переводчики. Неизбежно привнося в основном английские тексты что-то свое. А кто-то начинал творить нечто подобное же под англо-американским псевдонимом. Спрос, знаете ли, рождает предложение, а с пророками в своем Отечестве… Так появились «американская писательница» Меделайн Симмонс (Е.Хаецкая), она же один из авторов бесконечной «Конаниады» Брайан Олдисс, и прочая, и прочая… В том числе и прославленный впоследствии «английский» фантаст сэр Генри Лайон Олди (отличнейший дуэт харьковчан Дмитрия Громова и Олега Ладыженского, фамилия автора- незатейливая анаграмма ОЛег – ДИма, плюс инициалы, идентичные инициалам фамилий). Естественно, такая маскировка не могла тянуться до бесконечности. Это понимали и писатели, и читатели, и – что немаловажно – издатели. И они вовремя начали печатать опять же своих. Как было в одном из предисловий издательства "Перекресток" : "Рядом ходят тихие гении. Давайте послушаем их". Так что издателям, которые поверили в авторов новой волны и не дали отечественной фантастике зачахнуть, отдельное спасибо...
|
|
|
просточитатель
философ
|
|
Пимыч
философ
|
18 сентября 2018 г. 19:57 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата просточитатель Э? как Брайан Олдисс?!
Вероятно Дуглас Брайан.
|
––– Есть и овощ в огороде - хрен да луковица, есть и медная посуда - крест да пуговица. |
|
|
Dentyst
миродержец
|
18 сентября 2018 г. 19:58 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Mishel5014 А кто-то начинал творить нечто подобное же под англо-американским псевдонимом.
И вот тут-то и кончилась Советская Фантастика, как феномен
|
––– из сильных и суровых врагов получается прочная обувь |
|
|
шерлок
философ
|
18 сентября 2018 г. 20:17 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Сборники "Фантастика" издательства "Молодая гвардия" с середины 70-х стали публиковать, в основном, молодых и начинающих авторов, так как в издательство постоянно шли жалобы, что молодежное комсомольское издательство не публикует молодежь и комсомольцев. Это старая история. Поэтому сборники нельзя позиционировать, как средний уровень советской фантастики того времени. Там были во многом незрелые опусы начинающих и не лучшие вещи уже публиковавшихся авторов, которые они никуда не могли пристроить. Тем не менее, для многих авторов сборники стали хорошим трамплином для публикаций в провинции — авторы уже печатались в столичном крупнейшем издательстве. Скорее всего, это даже была не инициатива редакции, а приказ сверху. Так что эти сборники 70-80-х годов не являются никаким показателем уровня советской НФ. Я их даже не читал полностью, а лишь просматривал. Лучшая фантастика публиковалась не в них.
|
|
|
просточитатель
философ
|
|
просточитатель
философ
|
18 сентября 2018 г. 20:35 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата шерлок в основном, молодых и начинающих авторов, так как в издательство постоянно шли жалобы, что молодежное комсомольское издательство не публикует молодежь и комсомольцев. Эм... Ольга Громыко со своей ведьмой. Молодой Талантливый Автор 18 лет Талант от возраста и начинаемости не зависит! то есть такие критерии отбора были...
|
––– Чтение-Сила |
|
|
Shalalak
авторитет
|
18 сентября 2018 г. 23:43 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Dentyst А к чему эта подборка? Никто и не отрицал, что "добро должно быть с кулаками" и тем более, что "всякая революция лишь тогда чего-нибудь стоит, если она умеет защищаться".
Это к тому что советская фантастика была очень разной. И в ней присутствовали практически все жанры и направления. От военной фантастики до фэнтези. Разве что жесткой фэнтези не было.
цитата Dentyst Shalalak Забыли ещё присовокупить "Дом скитальцев" Мирера.
Ну да. Еще "Борьба в эфире" Беляева, "Гриада" та же самая, "Все дозволено" — произведений с элементами горячей войны коммунистического и прочих строев было определенное количество.
|
––– И вот нашлись те, кто их пожалели. Сняли засовы, открыли двери. Их встретили песни и детский смех. Звери вошли и убили всех. |
|
|
ааа иии
философ
|
19 сентября 2018 г. 00:17 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Mishel5014 Последнее десятилетие фантастики СССР (Молодогвардейский период) был тоже изрядно серым и безыдейным. Но это же не так. Не было такого периода, "Молодогвардейский". Был журнальный. И это время Скаландиса, Покровского, Геворкяна, Штерна, Тёмкина, Чуманова... Крапивина, Булычева, Бабенко... "Волны гасят ветер", "Кролики и удавы", "Про Федота стрельца" — тоже 1980-е. цитата Mishel5014 Достаточно сравнить сборники, скажем, Фантастика 65 и Фантастика 84. А давайте вместо этого сравнивать «НФ: Сборник научной фантастики. Выпуск 29» и «НФ: Альманах научной фантастики. Выпуск 2»
|
|
|
тессилуч
миротворец
|
|
Mishel5014
гранд-мастер
|
19 сентября 2018 г. 09:12 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
просточитатель Пимыч Да, конечно, Вы правы! Дуглас Брайан и Брайан Олдисс — это две большие разницы. Я имел в виду именно Дугласа Брайана (которая "Золото гномов"). Извиняюсь! А Брайана Олдисса,кстати, я до сих пор не читал, надо будет попробовать.
|
|
|
Mishel5014
гранд-мастер
|
19 сентября 2018 г. 09:23 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ааа иии Не было такого периода, "Молодогвардейский". Был журнальный. И это время Скаландиса, Покровского, Геворкяна, Штерна, Тёмкина, Чуманова... Крапивина, Булычева, Бабенко... "Волны гасят ветер", "Кролики и удавы", "Про Федота стрельца" — тоже 1980-е.
К сожалению, был. Я имею в виду "белые" книжечки в мягкой обложке издательства МГ. Щербаков и подобные. Но журнальный период — это да, особенно постарались "Химия и Жизнь", "ИР", "Знамя". Я упустил этот факт в заметке, недочет.
|
|
|
ааа иии
философ
|
19 сентября 2018 г. 09:29 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Mishel5014 К сожалению, был. Я имею в виду "белые" книжечки в мягкой обложке издательства МГ Это был период неудач издательства, но не фантастики. Кстати и там не все шлак.
цитата Dentyst А к чему эта подборка? Обсуждался пацифизм и антимилитаризм в советской фантастике. Найдены примеры, по которым и они не являются ее особой чертой.
|
|
|
s-nova
магистр
|
19 сентября 2018 г. 09:40 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Mishel5014 цитата ааа иии Не было такого периода, "Молодогвардейский".
К сожалению, был. Я имею в виду "белые" книжечки в мягкой обложке издательства МГ. Щербаков и подобные.
Как раз из той самой серии БСФ
цитата Mishel5014 "Полная переделка", как по мне, вообще один из лучших прочитанных мной фантастических детективов.
А еще Булычев, Павлов, Савченко, Колупаев, Ларионова, Биленкин, Пухов. Можно, конечно, и Медведева со Щербаковым припомнить. Или Хачатурьянца с Хруновым. Или какой-нибудь "Остров пурпурной ящерицы". Но все же, наверное, ориентироваться на лучшие образцы.
|
|
|
Mishel5014
гранд-мастер
|
19 сентября 2018 г. 14:20 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
s-nova То есть Вы считаете, что все в советской фантастике шло правильно, и никакого кризиса в ней не было? Тогда почему в конце 80-х — начале 90-х резко упал спрос на всю отечественную фантастику?
|
|
|
s-nova
магистр
|
19 сентября 2018 г. 17:59 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Mishel5014 То есть Вы считаете, что все в советской фантастике шло правильно, и никакого кризиса в ней не было? Тогда почему в конце 80-х — начале 90-х резко упал спрос на всю отечественную фантастику?
Советская фантастика, как и вся советская литература в целом, жила под гнетом идеологии. Но когда одних авторов печатают, а других — нет, это не кризис, это издательская политика. С конца 80-х все больше стало издаваться зарубежной жанровой литературы, в том числе фантастики. Закономерно упал спрос на отечественную. Но прошло всего лет семь, и в середине 90-х интерес к отечественной фантастике снова стал расти. На волне этого интереса поднялись Лукьяненко, Олди, Громов, Дивов... Впрочем, наверняка вы знаете и эти, и другие имена.
|
|
|
ааа иии
философ
|
19 сентября 2018 г. 22:10 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Mishel5014 считаете, что все в советской фантастике шло правильно, и никакого кризиса в ней не было? Вопрос не ко мне, но восхищен его загадочностью. "Правильно" или "неправильно"? "Шло" — куда? Какого такого "кризиса"? Развитие шло. Сериалы. Фильмы. Мультфильм (ы). Мюзикл... 1980-е золотой век нашей кинофантастики. На бумаге — выше уже перечислили достаточно ударных вещей, за которые и сейчас не стыдно. Потихоньку появились отклонения от генеральной линии — зазвучали языческие нотки, шевельнулся пост-апокалипсис... Скорость реакции была на уровне — ответ на СОИ, экологические проблемы появлялся шустро. В то, что везде на Западе было "гетто", лезли четко представлявшие конъюнктуру — Искандер, Айтматов...Арканов. Конечно, ретроспективно заметны и структурные недостатки. Привязка к СМИ — это неумение писать толстые романы, держать читателя. Писать "для себя" казалось нормой, в условиях сенсорного голода СССР спрос был на все. Представление о том, что политическое высказывание — это круто, а у культуры высокий социальный статус. Низкий эскапизм. И т.п. Ну, а 1990-е стали временем краха не только советской фантастики. Растворилось многое, в том числе, заводы, очереди в консерваторию и книжные спекулянты. Фантасты и фаны советской закваски держались стойко еще несколько лет — "Румбы фантастики" выходили еще аж в 1994 г. Из 20 журналов, родившихся в 1991 до 2012 г дожил лишь "Если"... Но это совсем другая история.
|
|
|
vlandry
авторитет
|
19 сентября 2018 г. 22:16 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата s-nova это издательская политика. С конца 80-х все больше стало издаваться зарубежной жанровой литературы, в том числе фантастики
за издание которой, как правило, не платили ни авторам, ни даже переводчикам (спасибо массе ЛПФ)
цитата s-nova Закономерно упал спрос на отечественную. Но прошло всего лет семь
Россия подписала в 95-м Бернскую конвенцию
цитата s-nova и в середине 90-х интерес к отечественной фантастике снова стал расти
|
|
|