автор |
сообщение |
FixedGrin
миродержец
|
29 января 2012 г. 23:03 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Поскольку тема о творчестве Бэнкса обретается в разделе "Другая литература", но с появлением на русском языке ранее непереведенных книг цикла в нее попадают и ответы о "Культуре", считаю нужным выделить под творчество Иэна М. Бэнкса из цикла Культура отдельную тему и опрос в разделе фантастики.
Пожалуйста, при голосовании за лучшее произведение делайте поправку на сильно различающийся от книги к книге уровень перевода.
Изданные АСТ Выбор оружия, Эксцессия, а особенно Взгляд с наветренной стороны в нынешних русских версиях имеют крайне мало общего с английскими оригиналами, местами целые куски текста выпущены или перевраны.
Для романа Surface Detail имеются два варианта перевода, один, выложенный в сети и выпущенный малотиражными изданиями под названием Черта прикрытия, снабжен подробными примечаниями и соответствует стилистике оригинала, второй, опубликованный ЭКСМО под названием Несущественная деталь, представляет интерес лишь для кунсткамеры Сергея Соболева ввиду зашкаливающего количества переводческих ляпов и полной кастрации ненормативной лексики.
Повесть Последнее слово техники и роман Водородная соната в официальных изданиях не выходили. Из романа Материя при публикации и русском переводе изъята одна глава, выпущенная затем в составе сборника The Spheres.
В опросе произведения расставлены в порядке внутренней хронологии цикла (даты по земному календарю):
Вспомни о Флебе (Consider Phlebas) — 1331 год Последнее слово техники (The State of the Art) — 1977 год (предисловие — 2092 год) Эксцессия (Excession) — около 2067 года (есть упоминание об Азадианской империи, изъятое в русском переводе; кроме того, в переизданиях дается датировка — семьсот лет после Идиранского конфликта, хотя в первом издании и русском переводе указан срок в пятьсот лет) Игрок (The Player of Games) — 2083-2084 гг. Материя (Matter) — около 2087 года Выбор оружия (Use of Weapons) — 2090-2092 гг. (основная сюжетная линия, время действия ретрохрональной линии точно не определено) Взгляд с наветренной стороны (Look to Windward) — 2167 — 2170 гг. Водородная соната (The Hydrogen Sonata) — 2370 год (указания на датировку противоречивы) Черта прикрытия/Несущественная деталь (Surface Detail) — 2870 год (указания на датировку противоречивы) Инверсии (Inversions) — неопределенное время действия
Иэн Бэнкс и Иэн М. Бэнкс скончались на рассвете 9 июня 2013 года после короткой тяжелой болезни.
Желающие посочувствать Адель Хартли-Бэнкс могут отписываться здесь: http://friends.banksophilia.com/guestbook
Следующая книга, The Quarry, вышла в свет 20 июня 2013 года.
Предыдущее произведение Бэнкса, Водородная соната, было номинировано на премию Locus, но не получило ее.
|
––– Мы начинаем со смелого допущения, что цель войны — победа над заявленным противником. Формайл с Цереры придет, порядок наведет |
|
|
|
Френда
активист
|
7 февраля 2014 г. 16:53 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ааа иии Человек из условно коммунистического будущего в имперском мире?
Звучит классно, но нет. Все намного банальнее. Из космооперы (Бэнкс же не хард-нф, или я ошибаюсь?) я читала только Симмонса, Герберта, Карда и Стругацких. Из этих четырех вариантов Бэнкс показался мне ближе всего к Стругацким. Мне стыдно. Я просто не очень люблю жанр.
|
––– Мы не виделись сто лет, Я скажу тебе: "Привет". |
|
|
Miya_Mu
авторитет
|
7 февраля 2014 г. 19:56 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Френда, Бэнкс, также как и Стругацкие, конструирует идеальное по их критериям общество. У АБС — коммунистическое, у Бэнкса — европейское. Только никогда больше не называйте АБС космооперой))
А вот кстати, вопрос к знатокам — что в отечестве было первым из жанра, булычевская Алиса, надо думать? Пардон за оффтоп.
|
––– Нужны ли мы нам? Кристобаль Х. Хунта |
|
|
С.Соболев
гранд-мастер
|
|
Miya_Mu
авторитет
|
7 февраля 2014 г. 20:32 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
С.Соболев а вы не подсказывайте)) Давайте уточним — за вычетом экзотики и даже Аэлиты. Ефремова вы бы назвали космооперой?
|
––– Нужны ли мы нам? Кристобаль Х. Хунта |
|
|
Френда
активист
|
7 февраля 2014 г. 20:32 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Miya_Mu Только никогда больше не называйте АБС космооперой))
Ок. Софт-НФ?
цитата Miya_Mu Бэнкс, также как и Стругацкие, конструирует идеальное по их критериям общество.
Да... да, пожалуй.
|
––– Мы не виделись сто лет, Я скажу тебе: "Привет". |
|
|
Miya_Mu
авторитет
|
7 февраля 2014 г. 20:50 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Френда Ок. Софт-НФ?
Социальная фантастика. Акцент всегда ставится на этику, — Бэнкс представитель другого поколения, в котором гуманистические ценности уже аппробированны обществом Культуры и вопрос ставится шире. Собственно, космоопера отличается не межзвездной панорамой, а столкновением разных цивилизаций за пределами Земли. То есть гуманизм переходит в сверхгуманизм и решается проблема "борьбы цивилизационных кланов", как это говорится в психоантропологии в применении к гипотетическому ближнему будущему.
|
––– Нужны ли мы нам? Кристобаль Х. Хунта |
|
|
С.Соболев
гранд-мастер
|
7 февраля 2014 г. 20:54 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Гончаров не экзотика, он имел достаточно широкое хождение в СССР — не смотря на давнюю дату издания. И писатели-фантасты поколения Булычева его читали как раз в детстве, и повлиял он как и положена на юные умы именно в то время. Это и есть та самая преемственность о которой Николай Караев говорил.
|
|
|
Miya_Mu
авторитет
|
|
Френда
активист
|
7 февраля 2014 г. 22:07 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Miya_Mu То есть гуманизм переходит в сверхгуманизм и решается проблема "борьбы цивилизационных кланов", как это говорится в психоантропологии в применении к гипотетическому ближнему будущему.
Я правильно понимаю, что все эти страшные слова всего-навсего уточняют вот это:
цитата Miya_Mu столкновение разных цивилизаций за пределами Земли ?
Ок, спасибо.
|
––– Мы не виделись сто лет, Я скажу тебе: "Привет". |
|
|
ааа иии
философ
|
8 февраля 2014 г. 10:58 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Miya_Mu как это говорится в психоантропологии Психоантропология — лженаука вроде кастанедовщины, положение о борьбе кланов — перепев Хантингтона. Культура Бэнкса никому не позволяет на себя наезжать, ведет прогрессорскую деятельность, в рамках которой сотрудничает с негуманоидами, и т.д.
|
|
|
Miya_Mu
авторитет
|
8 февраля 2014 г. 13:23 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ааа иии Психоантропология — лженаука вроде кастанедовщины
Мне казалось очевидным, что я не стала бы говорить о нью-эйджевых школах с уважением и имеется в виду психология и антропология. В частности, Грейвз со своей теорией сознания.
цитата ааа иии перепев Хантингтона
Как говорит гугл, Хаттинготон писал о борьбе кланов в девяносто третьем, философское же определение культуры как главного содержания истории пришло из немецкой философии конца 19 века (в частности, Шпенглер со своим "закатом Европы"). Я не исследовала этот вопрос специально, но мне кажется очевидным, что для космоопер она является сюжетообразующей — "каждой культуре свойственно собственное мировозрение" и "борьба мировозрений иногда становится важнее, чем передел территории".
Борьбу кланов Хаттинготон тоже не сам выдумал, а заимствовал из более серьезных работ (вообще общее место в культурной антропологии), при чем тут вообще он? В "Культуре" единственной проблемой является взаимоотношение с внешними цивилизациями; даже не говоря о Флебе и Инверсии эти взаимоотношения не так просты — Игрок в этом смысле весьма показателен.
|
––– Нужны ли мы нам? Кристобаль Х. Хунта |
|
|
ааа иии
философ
|
9 февраля 2014 г. 00:32 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Miya_Mu Мне казалось очевидным Ого.
цитата Miya_Mu философское же определение культуры как главного содержания истории Не постигаю. Алкуиновщина какая-то, а не 19 век.
цитата Miya_Mu кажется очевидным, что для космоопер она является сюжетообразующей Сравнительно редко. В основном, это фон для других событий.
цитата Miya_Mu общее место в культурной антропологии) Для настоящих антропологов и этнографов страны и народы Востока (Африки, Запада) редко представляются чем-то единым.
цитата Miya_Mu В "Культуре" единственной проблемой является взаимоотношение с внешними цивилизациями Вот это тезис! Попробую так. Разве Игрок ,- единственная вещь цикла, которая большей частью посвящена тому, что происходит внутри Культуры, — не про то, что ну пофиг им, игрокам в игры, внешние цивилизации, по большому счету?
|
|
|
Miya_Mu
авторитет
|
9 февраля 2014 г. 00:53 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ааа иии Не постигаю. Алкуиновщина какая-то, а не 19 век. Дословно определение Шпенглерацитата ааа иии Для настоящих антропологов и этнографов страны и народы Востока (Африки, Запада) редко представляются чем-то единым.
Два доминирующих и конкурентных подхода к антропологии (функционалисты и второе название не помню, релятивисты, кажется, второй представлен такой фамилией, как Боэс, поищите, если интересно) — сходятся в том, что при равновесии внутри цивилизации ее интересы обращаются наружу.
цитата ааа иии Вот это тезис!
Вы знаете, я не сама его придумала. Но целиком с ним согласна.
Во всех случаях, о чем этот спор? Давайте я добавлю ко всему одно большое ИМХО, ладно?
|
––– Нужны ли мы нам? Кристобаль Х. Хунта |
|
|
ааа иии
философ
|
9 февраля 2014 г. 11:40 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Miya_Mu Дословно определение Шпенглера Тем хуже. Для Шпенглера, разумеется.
цитата Miya_Mu такой фамилией, как Боэс М.б., это было о Франце Боасе, который, в свое время, брал на работу Богораз-Тана? Безусловно, его идеи о необходимости поиска общих законов развития общества и изучения каждого народа были бы одобрены спецами Культуры. А тойнбианское при равновесии внутри цивилизации ее интересы обращаются наружу вряд ли. Такого не бывает — "цивилизация в равновесии". Колумба Изабелла снарядила не от хорошей жизни. Китай Юань, Россия Ермака, викторианская Британия, США времен Первой мировой на тех еще аттракционах катались.
цитата Miya_Mu Вы знаете, я не сама его придумала. Нет, не знаю . Тезис-то ведь хороший, сразу не опровергается, поскольку Бэнкс явно предпочитает показывать Культуру снаружи. Другое дело — социальная жизнь и индивидуума Культуры может быть настолько насыщена, насколько он того хочет (Взгляд с подветренной стороны). Вот если не хочет — у отшельника-моделиста Эксцесии возникли кое-какие проблемы, а две-три вещички и вовсе посвящены иммигрантам из Культуры,где-то в последних вещах даже приводится их типология (вот не помню, где именно, в Материи, в Сонате ... . Какие-то ассоциации с чудо-доктором). Но и эти проблемы эндогенного характера. Галактические же войны редкость.
|
|
|
Miya_Mu
авторитет
|
10 февраля 2014 г. 22:13 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ааа иии Тем хуже. Для Шпенглера, разумеется.
Ну почему же. Вера в то, что "человек — культурообразующее животное" характерно для Старого Света; Бэнкс, как мне представляется, его даже идеализирует. цитата ааа иии Такого не бывает — "цивилизация в равновесии".
Вот это как раз очень спорный тезис, Колумб и Ермак, кстати, открывали "застывшие общества" — тойнбианский вариант равновесия и гомеостаза. В чем не хватает равновесия Культуре, по-вашему?цитата ааа иии Сравнительно редко. В основном, это фон для других событий.
Давайте посчитаем? Я не говорю, что вы не правы, статистики не веду, но у меня такое впечатление, что космооперы без "борьбы кланов" или не существует, или же такие космооперы не слишком востребованы и не попадают в списки лучших.
цитата ааа иии Разве Игрок ,- единственная вещь цикла, которая большей частью посвящена тому, что происходит внутри Культуры, — не про то, что ну пофиг им, игрокам в игры, внешние цивилизации, по большому счету?
Тоже спорно. Общий пофигизм имеет место быть, это да, но минимальный инстинкт экспансии сохраняется, — зачем вообще существуют эти внешние службы, как они там называются?
|
––– Нужны ли мы нам? Кристобаль Х. Хунта |
|
|
ааа иии
философ
|
11 февраля 2014 г. 00:14 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Miya_Mu минимальный инстинкт экспансии сохраняется Что есть инстинкт экспансии? Если Культуре нужно место — они строят орбиталь, а у тех, кто строит такие игрушки проблем с ресурсами нет. Следовало бы искать инстинкты воздержания от экспансии — Бэнкс, в числе прочего, упоминает общественное осуждение многоплодия.
цитата Miya_Mu Ну почему же. Вера в то, что "человек — культурообразующее животное" характерно для Старого Света Для Китая она характерна ничуть не меньше, но речь была о том, что после того, как дарвинизм сделал палеонтологию и геологию общественно доступными науками, сводить историю к истории культуры — спускаться в средневековые бубнилки. Буква — страж истории, культура — ее содержание, аз буки веди — глаголь добро есть и т.п. и т.д.
цитата Miya_Mu Колумб и Ермак, кстати, открывали "застывшие общества"
Не ставили они такой задачи перед собой. Особенно Колумб. И никакого гомеостаза в Месоамерике и Сибири не было и нет. Одно исчезновение минусинских киргизов чего стоит.
цитата Miya_Mu В чем не хватает равновесия Культуре, по-вашему?
Не знаю, но сублимироваться они не собираются. И уравновесить ее нельзя — центра нет.
цитата Miya_Mu Давайте посчитаем? Охотно. Но это потребует времени. Для начала: Гиперион — нет, Бродягам делить с Гегемонией нечего. Пламя над бездной — нет. Борьба кланов это аномалия. Отклонение. Зинделл, Аластер Рейнольдс — нет. Нивен, Известный космос, Гамильтон Звездные короли, Буджолд, Танцы на снегу Лукьяненко, Аванпост Резника, Кук — фон. Бэнкс, Культура и Алгебраист — да, сюжетообразующий. Азимов, Фонд — нет, Роботы — да. Вебер, Коул-Банч, Брин, Бакстер (На линии Ориона и т.д.) — да. Так на так, в общем, получается. ОК?
|
|
|
The deepest OST
авторитет
|
|
Anti_Monitor
магистр
|
|
ilya_cf
гранд-мастер
|
10 марта 2014 г. 21:56 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
The deepest OST Скорее не что, а кто. Там же в тексте есть кое-какие крупицы, например: "Если ты принадлежишь к чисто энергетическому супервиду, давно прекратившему нормальное существование в материальной форме, и изо всех сил стараешься отгородить и сохранить для себя одну-другую планету, которые, на твой взгляд, могли бы стать подходящим памятником смерти и тщете всего сущего" Или вам прямо каких-то подробностей нужно?
|
––– Когда дела обстоят черней некуда, я просто говорю себе: «Выше нос, могло быть и хуже!» И, само собой, дела становятся ещё хуже. |
|
|
The deepest OST
авторитет
|
|