Иэн М Бэнкс Обсуждение ...


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Иэн М. Бэнкс. Обсуждение творчества. "Культура"»

 

  Иэн М. Бэнкс. Обсуждение творчества. "Культура"

  Варианты ответов Мой голос
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Внимание! Для голосования Вам нужно пройти авторизацию
 автор  сообщение


миродержец

Ссылка на сообщение 29 января 2012 г. 23:03  
Поскольку тема о творчестве Бэнкса обретается в разделе "Другая литература", но с появлением на русском языке ранее непереведенных книг цикла в нее попадают и ответы о "Культуре", считаю нужным выделить под творчество Иэна М. Бэнкса из цикла Культура отдельную тему и опрос в разделе фантастики.

Пожалуйста, при голосовании за лучшее произведение делайте поправку на сильно различающийся от книги к книге уровень перевода.

Изданные АСТ Выбор оружия, Эксцессия, а особенно Взгляд с наветренной стороны в нынешних русских версиях имеют крайне мало общего с английскими оригиналами, местами целые куски текста выпущены или перевраны.

Для романа Surface Detail имеются два варианта перевода, один, выложенный в сети и выпущенный малотиражными изданиями под названием Черта прикрытия, снабжен подробными примечаниями и соответствует стилистике оригинала, второй, опубликованный ЭКСМО под названием Несущественная деталь, представляет интерес лишь для кунсткамеры Сергея Соболева ввиду зашкаливающего количества переводческих ляпов и полной кастрации ненормативной лексики.

Повесть Последнее слово техники и роман Водородная соната в официальных изданиях не выходили. Из романа Материя при публикации и русском переводе изъята одна глава, выпущенная затем в составе сборника The Spheres.

В опросе произведения расставлены в порядке внутренней хронологии цикла (даты по земному календарю):

Вспомни о Флебе (Consider Phlebas) — 1331 год
Последнее слово техники (The State of the Art) — 1977 год (предисловие — 2092 год)
Эксцессия (Excession) — около 2067 года (есть упоминание об Азадианской империи, изъятое в русском переводе; кроме того, в переизданиях дается датировка — семьсот лет после Идиранского конфликта, хотя в первом издании и русском переводе указан срок в пятьсот лет)
Игрок (The Player of Games) — 2083-2084 гг.
Материя (Matter) — около 2087 года
Выбор оружия (Use of Weapons) — 2090-2092 гг. (основная сюжетная линия, время действия ретрохрональной линии точно не определено)
Взгляд с наветренной стороны (Look to Windward) — 2167 — 2170 гг.
Водородная соната (The Hydrogen Sonata) — 2370 год (указания на датировку противоречивы)
Черта прикрытия/Несущественная деталь (Surface Detail) — 2870 год (указания на датировку противоречивы)
Инверсии (Inversions) — неопределенное время действия






Иэн Бэнкс и Иэн М. Бэнкс скончались на рассвете 9 июня 2013 года после короткой тяжелой болезни.

Желающие посочувствать Адель Хартли-Бэнкс могут отписываться здесь: http://friends.banksophilia.com/guestbook

Следующая книга, The Quarry, вышла в свет 20 июня 2013 года.

Предыдущее произведение Бэнкса, Водородная соната, было номинировано на премию Locus, но не получило ее.
–––
Мы начинаем со смелого допущения, что цель войны — победа над заявленным противником.
Формайл с Цереры придет, порядок наведет


активист

Ссылка на сообщение 7 февраля 2014 г. 16:53  

цитата ааа иии

Человек из условно коммунистического будущего в имперском мире?

Звучит классно, но нет. Все намного банальнее. Из космооперы (Бэнкс же не хард-нф, или я ошибаюсь?) я читала только Симмонса, Герберта, Карда и Стругацких. Из этих четырех вариантов Бэнкс показался мне ближе всего к Стругацким. Мне стыдно.
Я просто не очень люблю жанр.
–––
Мы не виделись сто лет,
Я скажу тебе: "Привет".


авторитет

Ссылка на сообщение 7 февраля 2014 г. 19:56  
Френда, Бэнкс, также как и Стругацкие, конструирует идеальное по их критериям общество. У АБС — коммунистическое, у Бэнкса — европейское.
Только никогда больше не называйте АБС космооперой))

А вот кстати, вопрос к знатокам — что в отечестве было первым из жанра, булычевская Алиса, надо думать? Пардон за оффтоп.
–––
Нужны ли мы нам? Кристобаль Х. Хунта


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 7 февраля 2014 г. 20:21  

цитата

что в отечестве было первым из жанра


Из какого именно. Если космоопера — то Гончаров, "Психо-машина" и "Комбинации вселенной" http://fantlab.ru/work231583


авторитет

Ссылка на сообщение 7 февраля 2014 г. 20:32  
С.Соболев а вы не подсказывайте))
Давайте уточним — за вычетом экзотики и даже Аэлиты. Ефремова вы бы назвали космооперой?
–––
Нужны ли мы нам? Кристобаль Х. Хунта


активист

Ссылка на сообщение 7 февраля 2014 г. 20:32  

цитата Miya_Mu

Только никогда больше не называйте АБС космооперой))

Ок. Софт-НФ?

цитата Miya_Mu

Бэнкс, также как и Стругацкие, конструирует идеальное по их критериям общество.

Да... да, пожалуй.
–––
Мы не виделись сто лет,
Я скажу тебе: "Привет".


авторитет

Ссылка на сообщение 7 февраля 2014 г. 20:50  

цитата Френда

Ок. Софт-НФ?

Социальная фантастика. Акцент всегда ставится на этику, — Бэнкс представитель другого поколения, в котором гуманистические ценности уже аппробированны обществом Культуры и вопрос ставится шире. Собственно, космоопера отличается не межзвездной панорамой, а столкновением разных цивилизаций за пределами Земли. То есть гуманизм переходит в сверхгуманизм и решается проблема "борьбы цивилизационных кланов", как это говорится в психоантропологии в применении к гипотетическому ближнему будущему.
–––
Нужны ли мы нам? Кристобаль Х. Хунта


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 7 февраля 2014 г. 20:54  
Гончаров не экзотика, он имел достаточно широкое хождение в СССР — не смотря на давнюю дату издания. И писатели-фантасты поколения Булычева его читали как раз в детстве, и повлиял он как и положена на юные умы именно в то время. Это и есть та самая преемственность о которой Николай Караев говорил.


авторитет

Ссылка на сообщение 7 февраля 2014 г. 21:05  
С.Соболев, ок, о преемственности согласна.
–––
Нужны ли мы нам? Кристобаль Х. Хунта


активист

Ссылка на сообщение 7 февраля 2014 г. 22:07  

цитата Miya_Mu

То есть гуманизм переходит в сверхгуманизм и решается проблема "борьбы цивилизационных кланов", как это говорится в психоантропологии в применении к гипотетическому ближнему будущему.

Я правильно понимаю, что все эти страшные слова всего-навсего уточняют вот это:

цитата Miya_Mu

столкновение разных цивилизаций за пределами Земли
?

Ок, спасибо.
–––
Мы не виделись сто лет,
Я скажу тебе: "Привет".


философ

Ссылка на сообщение 8 февраля 2014 г. 10:58  

цитата Miya_Mu

как это говорится в психоантропологии
Психоантропология — лженаука вроде кастанедовщины, положение о борьбе кланов — перепев Хантингтона.
Культура Бэнкса никому не позволяет на себя наезжать, ведет прогрессорскую деятельность, в рамках которой сотрудничает с негуманоидами, и т.д.


авторитет

Ссылка на сообщение 8 февраля 2014 г. 13:23  

цитата ааа иии

Психоантропология — лженаука вроде кастанедовщины

Мне казалось очевидным, что я не стала бы говорить о нью-эйджевых школах с уважением и имеется в виду психология и антропология. В частности, Грейвз со своей теорией сознания.

цитата ааа иии

перепев Хантингтона

Как говорит гугл, Хаттинготон писал о борьбе кланов в девяносто третьем, философское же определение культуры как главного содержания истории пришло из немецкой философии конца 19 века (в частности, Шпенглер со своим "закатом Европы"). Я не исследовала этот вопрос специально, но мне кажется очевидным, что для космоопер она является сюжетообразующей — "каждой культуре свойственно собственное мировозрение" и "борьба мировозрений иногда становится важнее, чем передел территории".

Борьбу кланов Хаттинготон тоже не сам выдумал, а заимствовал из более серьезных работ (вообще общее место в культурной антропологии), при чем тут вообще он? В "Культуре" единственной проблемой является взаимоотношение с внешними цивилизациями; даже не говоря о Флебе и Инверсии эти взаимоотношения не так просты — Игрок в этом смысле весьма показателен.
–––
Нужны ли мы нам? Кристобаль Х. Хунта


философ

Ссылка на сообщение 9 февраля 2014 г. 00:32  

цитата Miya_Mu

Мне казалось очевидным
Ого.

цитата Miya_Mu

философское же определение культуры как главного содержания истории
Не постигаю. Алкуиновщина какая-то, а не 19 век.

цитата Miya_Mu

кажется очевидным, что для космоопер она является сюжетообразующей
Сравнительно редко. В основном, это фон для других событий.

цитата Miya_Mu

общее место в культурной антропологии)
Для настоящих антропологов и этнографов страны и народы Востока (Африки, Запада) редко представляются чем-то единым.

цитата Miya_Mu

В "Культуре" единственной проблемой является взаимоотношение с внешними цивилизациями
Вот это тезис!
Попробую так. Разве Игрок ,- единственная вещь цикла, которая большей частью посвящена тому, что происходит внутри Культуры, — не про то, что ну пофиг им, игрокам в игры, внешние цивилизации, по большому счету?


авторитет

Ссылка на сообщение 9 февраля 2014 г. 00:53  

цитата ааа иии

Не постигаю. Алкуиновщина какая-то, а не 19 век.
Дословно определение Шпенглера

цитата ааа иии

Для настоящих антропологов и этнографов страны и народы Востока (Африки, Запада) редко представляются чем-то единым.

Два доминирующих и конкурентных подхода к антропологии (функционалисты и второе название не помню, релятивисты, кажется, второй представлен такой фамилией, как Боэс, поищите, если интересно) — сходятся в том, что при равновесии внутри цивилизации ее интересы обращаются наружу.

цитата ааа иии

Вот это тезис!

Вы знаете, я не сама его придумала. Но целиком с ним согласна.


Во всех случаях, о чем этот спор? Давайте я добавлю ко всему одно большое ИМХО, ладно?
–––
Нужны ли мы нам? Кристобаль Х. Хунта


философ

Ссылка на сообщение 9 февраля 2014 г. 11:40  

цитата Miya_Mu

Дословно определение Шпенглера
Тем хуже. Для Шпенглера, разумеется.

цитата Miya_Mu

такой фамилией, как Боэс
М.б., это было о Франце Боасе, который, в свое время, брал на работу Богораз-Тана? Безусловно, его идеи о необходимости поиска общих законов развития общества и изучения каждого народа были бы одобрены спецами Культуры. А тойнбианское при равновесии внутри цивилизации ее интересы обращаются наружу вряд ли. Такого не бывает — "цивилизация в равновесии". Колумба Изабелла снарядила не от хорошей жизни. Китай Юань, Россия Ермака, викторианская Британия, США времен Первой мировой на тех еще аттракционах катались.

цитата Miya_Mu

Вы знаете, я не сама его придумала.
Нет, не знаю :-).
Тезис-то ведь хороший, сразу не опровергается, поскольку Бэнкс явно предпочитает показывать Культуру снаружи.
Другое дело — социальная жизнь и индивидуума Культуры может быть настолько насыщена, насколько он того хочет (Взгляд с подветренной стороны). Вот если не хочет — у отшельника-моделиста Эксцесии     возникли кое-какие проблемы, а две-три вещички и вовсе посвящены иммигрантам из Культуры,где-то в последних вещах даже приводится их типология (вот не помню, где именно, в Материи, в Сонате ... >:-|. Какие-то ассоциации с чудо-доктором). Но и эти проблемы эндогенного характера. Галактические же войны редкость.


авторитет

Ссылка на сообщение 10 февраля 2014 г. 22:13  

цитата ааа иии

Тем хуже. Для Шпенглера, разумеется.

Ну почему же. Вера в то, что "человек — культурообразующее животное" характерно для Старого Света; Бэнкс, как мне представляется, его даже идеализирует.

цитата ааа иии

Такого не бывает — "цивилизация в равновесии".

Вот это как раз очень спорный тезис, Колумб и Ермак, кстати, открывали "застывшие общества" — тойнбианский вариант равновесия и гомеостаза. В чем не хватает равновесия Культуре, по-вашему?

цитата ааа иии

Сравнительно редко. В основном, это фон для других событий.

Давайте посчитаем? Я не говорю, что вы не правы, статистики не веду, но у меня такое впечатление, что космооперы без "борьбы кланов" или не существует, или же такие космооперы не слишком востребованы и не попадают в списки лучших.

цитата ааа иии

Разве  Игрок ,- единственная вещь цикла, которая большей частью посвящена тому, что происходит внутри Культуры, — не про то, что ну пофиг им, игрокам в игры, внешние цивилизации, по большому счету?

Тоже спорно. Общий пофигизм имеет место быть, это да, но минимальный инстинкт экспансии сохраняется,   — зачем вообще существуют эти внешние службы, как они там называются?
–––
Нужны ли мы нам? Кристобаль Х. Хунта


философ

Ссылка на сообщение 11 февраля 2014 г. 00:14  

цитата Miya_Mu

минимальный инстинкт экспансии сохраняется
Что есть инстинкт экспансии? Если Культуре нужно место — они строят орбиталь, а у тех, кто строит такие игрушки проблем с ресурсами нет. Следовало бы искать инстинкты воздержания от экспансии — Бэнкс, в числе прочего, упоминает общественное осуждение многоплодия.

цитата Miya_Mu

Ну почему же. Вера в то, что "человек — культурообразующее животное" характерно для Старого Света
Для Китая она характерна ничуть не меньше, но речь была о том, что после того, как дарвинизм сделал палеонтологию и геологию общественно доступными науками, сводить историю к истории культуры — спускаться в средневековые бубнилки. Буква — страж истории, культура — ее содержание, аз буки веди — глаголь добро есть и т.п. и т.д.

цитата Miya_Mu

Колумб и Ермак, кстати, открывали "застывшие общества"

Не ставили они такой задачи перед собой. Особенно Колумб. И никакого гомеостаза в Месоамерике и Сибири не было и нет. Одно исчезновение минусинских киргизов чего стоит.

цитата Miya_Mu

В чем не хватает равновесия Культуре, по-вашему?

Не знаю, но сублимироваться они не собираются. И уравновесить ее нельзя — центра нет.

цитата Miya_Mu

Давайте посчитаем?
Охотно. Но это потребует времени.
Для начала:
Гиперион — нет, Бродягам делить с Гегемонией нечего.
Пламя над бездной — нет. Борьба кланов это аномалия. Отклонение.
Зинделл, Аластер Рейнольдс — нет.
Нивен, Известный космос, Гамильтон Звездные короли, Буджолд, Танцы на снегу Лукьяненко, Аванпост Резника, Кук — фон.
Бэнкс, Культура и Алгебраист — да, сюжетообразующий.
Азимов, Фонд — нет, Роботы — да.
Вебер, Коул-Банч, Брин, Бакстер (На линии Ориона и т.д.) — да.
Так на так, в общем, получается.
ОК?


авторитет

Ссылка на сообщение 10 марта 2014 г. 19:24  
Прочитал Вспомни о Флебе , вопрос возник , что такое Дра Азон ?


магистр

Ссылка на сообщение 10 марта 2014 г. 21:39  

цитата The deepest OST

что такое Дра Азон ?

https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_soc...
–––
Justice will came to the empire
Ann Leckie


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 10 марта 2014 г. 21:56  
The deepest OST
Скорее не что, а кто.
Там же в тексте есть кое-какие крупицы, например:
"Если ты принадлежишь к чисто энергетическому супервиду, давно прекратившему нормальное существование в материальной форме, и изо всех сил стараешься отгородить и сохранить для себя одну-другую планету, которые, на твой взгляд, могли бы стать подходящим памятником смерти и тщете всего сущего"
Или вам прямо каких-то подробностей нужно?
–––
Когда дела обстоят черней некуда, я просто говорю себе: «Выше нос, могло быть и хуже!»
И, само собой, дела становятся ещё хуже.


авторитет

Ссылка на сообщение 21 марта 2014 г. 22:40  
Еще вопрос про сублимацию , почему она происходит , и как Культура избегает ее ?
Страницы: 123...1213141516...293031    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Иэн М. Бэнкс. Обсуждение творчества. "Культура"»

 
  Новое сообщение по теме «Иэн М. Бэнкс. Обсуждение творчества. "Культура"»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх