автор |
сообщение |
Angvat
магистр
|
25 сентября 2018 г. 09:51 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
У меня этот сборник изначально вызвал некоторые сомнения, несмотря на интерес к заявленной теме. Приснопамятна еще прошлогодняя антология Чекмаева на, кхе-кхе, букву "М". Соглашусь с Seidhe — крайне интересно послушать мнение о книге человека, не являющегося одним из авторов этой самой книги Прежде чем голосовать за нее рублем.
|
––– Тот, кто становится зверем, избавляется от боли быть человеком. |
|
|
Seidhe
миротворец
|
|
Алексей121
миротворец
|
25 сентября 2018 г. 09:59 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
А второй рассказ сборника (Максим Тихомиров «Лицо королевы»), видимо, отвечает за декаданс. Действие производит при дворе Темного Властелина... который на самом деле оказывается игрушкой еще более темной королевы. А она склонна менять наскучившие игрушки, отправляя старые в темницу, не всегда в целом состоянии. Автор очень старательно выписывает антураж, стараясь избавится от шаблонных и типичных деталей и, отчасти, ему это удается. При том, что действие не выходит из дворца. В наличие победившее зло, практически полное отсутствие "чернушности" и декадансный антураж. Да, пожалуй рассказ вписывается и в жанр ЧФ, и в заданную составителями концепцию сборника. Но и только. Сколь либо выдающимся я его назвать не могу. Просто неплохой.
|
|
|
Алексей121
миротворец
|
25 сентября 2018 г. 10:21 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Оксана Глазнева «Лукошко» Вариация на известную тему "Солдат вернулся домой". Как водится, его мучают духи войны, погибших товарищей, врагов. А раз действие происходит в фэнтезийном мире, то мучают они его буквально, обитая в его голове. И, по традиции данной темы, весь сюжет рассказа сводится к примирению главного героя со своим прошлым и с умершими товарищами. В целом, получилось не плохо. Но не ЧФ, даже близко нет.
|
|
|
Алексей121
миротворец
|
26 сентября 2018 г. 15:20 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Шимун Врочек «Предел человечности» Тоже на удивление неплохой рассказ в жанре военного фэнтези. Небольшой группе раздолбаев и рыцарей в ржавых доспехах дают задание защищать мост, через который должна пройти неприятельская армия. Надзора никакого нет, поэтому вопрос, почему они не разбежались в тот момент, когда запахло керосином, остается открытым. Вообще рассказ в стиле "маленький отряд должен задержать большую армию" для военного фэнтези крайне типичен и встречается повсеместно. Но, обычно, персонажам стараются хоть как-то прописать мотивацию, зачем им эту самую армию задерживать. Здесь же автор настолько торопился перейти к делу, что мотивация если есть, то очень неубедительная. И нет, рассказ не про сражения. Большая часть рассказа — это солдатские разговоры у костра, где они перешучиваются, рассказывают друг другу свои истории и рассуждают о жизни. Не все истории одинаково полезны и ретейлинг истории о Синей Бороде сменяет жуткая трагедия девушки с маленькой грудью, которая меня заставила вспомнить известный клип "Ленинграда". Когда разговор заходит о возвышенном (патриотизме и т.д.) складывается впечатление, что автор писал пост в ЖЖшку, потом разбил его на диалоги и вставил в рассказ. Концовка ожидаемая. Для подобных рассказов типичная. И опять, я не могу сказать, что рассказ плохой. Не плохо получилось, местами даже хорошо. Но ЧФ-то тут при чем?
|
|
|
Seidhe
миротворец
|
26 сентября 2018 г. 19:13 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Алексей121 А вот Врочек, как по мне — хорош в подавляющем большинстве своих рассказов. По большому счёту, из-за трёх авторов сборник и хотел купить — Врочек (поклонник я его таланта), Тихомиров (понравилось несколько его рассказов) и Алфёров ("Царя без царства" взял давно, но не читал ещё, так как конкретики о количестве томов — нету, хотя проработка мира на оф.сайте вызывает определённый интерес, да и пара прочитанных там же рассказов произвели благоприятное впечатление).
|
|
|
Алексей121
миротворец
|
26 сентября 2018 г. 21:54 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Seidhe я не большой любитель творчества Врочека, хотя в свое время прочел два крупных сборника его рассказов. Не понравилась излишняя претенциозность и недосказанность многих вещей. Да и в принципе желание рассказать простые, в сущности, сюжеты максимально сложным и неудобочитаемым способом (что свойственно почти всем представителям этой нашей цветной волны) для меня чуждо. В этом рассказе, слава богу, автор отошел от своей привычной манеры (трейлер к роману) и создал вполне удобочитаемую историю, рассказанную хорошим языком и с узнаваемым авторским стилем.
|
|
|
Алексей121
миротворец
|
27 сентября 2018 г. 15:02 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Юлиана Лебединская «Осколок удачи» Такой себе рассказ. Неплохая идея, крайне посредственная реализация. Автор просто не смогла ее интересно раскрыть и обыграть. Все слишком просто, мир скучный, слишком схематичные персонажи, даже главные герои практически без бэкграунда. Просто небольшой случай в деревеньке, или еще немного про людскую несправедливость и т.д. Не ЧФ даже близко. Алексей Кунин «Город мёртвых богов» Начинается рассказ довольно неплохо, весьма сочно описывается история этого самого города. А потом все скатывается в простецкое приключалово, беготню по подземельям а-ля Сальваторе, будто автор особо удачную партию в dungeons and dragons описывает. В финале — дежурный твист и битва с боссом. Не ЧФ. Сергей Шлычков «Сладкая песнь Нанки» А вот это — отличный рассказ. Этническое фэнтези, посвященное быту и мифологии народов севера, рассказанное со знанием дела, великолепной проработкой деталей быта и характеров персонажей. Рассказ довольно мрачный, жизнь древних людей весьма жестока, да и концовка поводов для оптимизма не дает. Но ЧФ? Нет. Генри Лайон Олди «Принц тварей» Изначально рассказ был трибьютом творчеству Роберта Говарда и в этом качестве он очень хорош. Записывать его в ЧФ? Ну не знаю... В любом случае, рассказ достойный. Правда я его читал лет семь назад, еще до выхода романа "Циклоп" в который он был включен и который я ЧФ назвать тоже не могу, не смотря на общую сюжетную мрачность.
|
|
|
Fауст
авторитет
|
29 сентября 2018 г. 18:03 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Алексей121 А второй рассказ сборника (Максим Тихомиров «Лицо королевы»), видимо, отвечает за декаданс. [...] Да, пожалуй рассказ вписывается и в жанр ЧФ, и в заданную составителями концепцию сборника. Но и только.
Мне показалось, там больше стилизация под "новую волну". Муркок, Желязны, не знаю, что-нибудь такое... Многовато условностей и абсурдизма. Тёмное фэнтези, мне кажется, подразумевает большую укоренённость в реализме и натурализме (не в вульгарном понимании). Сам рассказ такой... симпатичная безделушка с неплохим стилем. Забавный (юмор действительно тёмный).
цитата Алексей121 Оксана Глазнева «Лукошко» Вариация на известную тему "Солдат вернулся домой".
Рассказ, на мой взгляд, вполне реально и до повести расписать, материала хватит. И мир чуть шире расписать, и "внутренний" конфликт героя кажется не вполне разрешённым. Если автор переживал за открытую концовку, то её реально оставить и в расширенном варианте, а здесь рассказ скорее обрывается, чем завершается неопределённо.
Вещица мне понравилась, хотя тёмное фэнтези это действительно с натяжечкой.
цитата Алексей121 Шимун Врочек «Предел человечности» [...] И опять, я не могу сказать, что рассказ плохой. Не плохо получилось, местами даже хорошо. Но ЧФ-то тут при чем?
Ну, рассказ определённо мрачный и с весьма неоднозначными персонажами. Написан хорошо. Форма определённо сложнее сюжета и чуть сложнее идейного содержания (т.е. сложнее, чем нужно). Но мне рассказ понравился.
|
|
|
Алексей121
миротворец
|
29 сентября 2018 г. 19:03 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Fауст Мне показалось, там больше стилизация под "новую волну". Муркок, Желязны, не знаю, что-нибудь такое... Многовато условностей и абсурдизма. Тёмное фэнтези, мне кажется, подразумевает большую укоренённость в реализме и натурализме (не в вульгарном понимании).
Да, пожалуй, действительно похоже на Муркока.
цитата Fауст Вещица мне понравилась, хотя тёмное фэнтези это действительно с натяжечкой.
тут дело в том, что ту же самую историю многократно раскрывали без помощи фантастических элементов на качественно более высоком уровне.
цитата Fауст Но мне рассказ понравился.
Да, рассказ действительно неплохой.
|
|
|
Fауст
авторитет
|
29 сентября 2018 г. 19:26 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Алексей121 тут дело в том, что ту же самую историю многократно раскрывали без помощи фантастических элементов на качественно более высоком уровне.
Полностью согласен. Однако тут удалось довольно интересно прорисовать конфликты в этой команде, уместившейся в одной голове. Поймал себя на том, что ещё бы про них почитал.
И, к слову, у меня были ровно те же вопросы по совершенно необязательному использованию фантдопов в другом сборнике "СнежКома" — "Взломанное будущее". Формируется впечатление, что составители не считают это проблемой, или даже наоборот.
|
|
|
Seidhe
миротворец
|
29 сентября 2018 г. 20:45 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Fауст Вы ведь уже писали об этом в одном из анонсов "снежного Кома", да? Потому что я прям именно сейчас перечитываю некоторые вещи из "Взломанного будущего", и ловлю себя на точно тех же мыслях!
|
|
|
Fауст
авторитет
|
29 сентября 2018 г. 21:31 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Seidhe Вы ведь уже писали об этом в одном из анонсов "снежного Кома", да?
Как раз к анонсу "Фатума", если правильно помню. Там даже обсуждение с участием составителя и одного из авторов получилось. Даже как-то приятно, что предположение подтверждается из раза в раз и для разных жанров: значит, систему уловил верно, хотя сам подход мне не очень близок.)
|
|
|
Seidhe
миротворец
|
|
Алексей121
миротворец
|
1 октября 2018 г. 22:21 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Очень кратко добью свой рассказ о сборнике и постараюсь подытожить Владимир Деминский «Хочу справедливости» Очень удачный рассказ, вписывающийся и в заявленную концепцию сборника и в жанр ЧФ. Несомненная находка этой антологии. Разве что идея не слишком оригинальна, но реализация выше всяческих похвал. Дмитрий Лазарев «Маяк» а вот это — так себе рассказ, банальный, плоский и вдобавок крайне скучно написанный. Классический конфликт доброго и злого начала в душе безынтересного ГГ в сером, безыдейном мире. Чтоб хоть как-то его разнообразить автор начинает страдать совсем уж неадекватной фигней. Например, новые единицы времени придумывает. Не ЧФ, к тому же. Максим Макаренков «Время урожая» ЧФ, да, но сам рассказ, как мне показалось, весьма скверно написан. Читал со скрипом. Ничего не зацепило и не понравилось. Возможно, вкусовщина. Всеволод Алфёров «Ковер с обезьянками» мне кажется, это тот случай, когда рассказ писался из-за одной центральной сцены, из-за одного образа, на выстраивание которого было убито слишком много слов и времени. Как по мне, оно того не стоило. Не зацепило. Не ЧФ, разве что "с элементами". Мотивы, скорее, сказочные а-ля "Тысяча и одна ночь" на современный лад. Василий Макаров «Stella Sanguine» Рассказ, не сказать, что сильный, но крепкий. На четверку с натяжкой. Похож на упрощенную и осовремененную версию Кларка Эштона Смита. Если считать его рассказы ЧФ, то и это ЧФ тоже. Хотя, мне думается, фентезийный хоррор — это немного другая степь. Игорь Вереснев «Грех первородства» а вот это мне напомнило Желязны. Эдакие "Хроники Амбера" для бедных. Для обеспечения "черноты" фэнтези большинство принцев/принцесс сделаны последними мразями, хотя особой нужды в этом, пожалуй, не было. Если абстрагироваться от сцен "знакомства" с персонажами, вполне обычное фэнтези с элементами "королевской битвы". Концовка, как по мне, слита. ______ Итого мы имеем не самый плохой сборник фэнтезийных рассказов со своими жемчужинами (Олди, Шлычков, Деминский) и с весьма посредственными вещами (Корнев, Лазарев). Есть буквально парочка рассказов, которые можно причислить к чф ("Хочу справедливости", "Время урожая"), есть пара рассказов, использующих элементы хоррора/натурализма но не более того. А примерно половина рассказов к чф и вовсе никакого отношения не имеют. Ведь если в рассказе идет война — это еще не чф. Если в рассказе кого-то обижают/унижают/проклинают — это еще не ЧФ. Если в рассказе кровь/кишки и секс per os/per anum — это еще не чф. Не смогли авторы почувствовать жанр и написали вполне классическое фэнтези. У кого-то вышло лучше, у кого-то хуже. Но революции, переосмысления жанра и достижения в нем новых высот не произошло. Впрочем, меня уже то, что им удалось не ударить в грязь лицом, удивило и порадовало. О потраченном на сборник времени не жалею.
|
|
|
Fауст
авторитет
|
7 октября 2018 г. 23:45 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Алексей121 Сергей Шлычков «Сладкая песнь Нанки» А вот это — отличный рассказ. Этническое фэнтези, посвященное быту и мифологии народов севера, рассказанное со знанием дела, великолепной проработкой деталей быта и характеров персонажей. Рассказ довольно мрачный, жизнь древних людей весьма жестока, да и концовка поводов для оптимизма не дает.
Данный рассказ — даже не фэнтези. Если хоть как-то притягивать его к фантастическому жанру, это магический реализм. Даже некоторые главы из "Мэбэта" Григоренко смотрелись бы в сборнике уместнее. Но ведь и он — совсем не фэнтези.
Абсолютно не значит, что рассказ плох. Он скорее даже наоборот. Но со стороны составителя это попытка какого-то дешёвого обмана читателя.
Вроде как в позднесоветских-постсоветских сборниках фантастики часто можно было найти какой-нибудь рассказ, ну я не знаю, Борхеса? Подтекст такой, что вот, мол, и всемирно чтимые мастера прозы пишут эту нашу хвантастику, жанр серьёзный, значительный, посмотрите на нас, высоколобые эстеты.
Так же и тут. Это даже весьма органично следует из взгляда на фантастику, который активно продвигают те же Олди. Фантастика — литературный приём, а говорит фантастика о том же самом, что и прочая литература, высокая и не очень. Но, ёлы-палы, каждый приём ведь должен быть обоснован. Если фантастика говорит о том же самом, что прочая литература, она всегда будет бедной родственницей, неуклюжей, излишней, марширующей на костылях фантдопов, которые не добавляют ничего к теме, идее и т.д.
А они уже до того дошли, что у них Водолазкин — фантастика. И Пелевин — фантастика. Всё фантастика, кроме Косово, как в известной шутке.
|
|
|
Алексей121
миротворец
|
8 октября 2018 г. 06:49 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Fауст А они уже до того дошли, что у них Водолазкин — фантастика. И Пелевин — фантастика.
а почему бы, собственно, и нет? Водолазкин — не знаю, читал только Лавра, а у Пелевина много фантастики. Что S.N.U.F.F., что iPhuck 10 — вполне себе фантастика. А Empire V — городское фэнтези
|
|
|
crn
миротворец
|
8 октября 2018 г. 11:23 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Fауст Всё фантастика, кроме Косово, как в известной шутке.
цитата «Сюда шли прямо с ячейковых собраний, после краткого извещения, шли, не разговаривая, в одиночку и парами, но не больше трех человек, в карманах которых обязательно лежала книжечка с заголовком „Коммунистическая партия большевиков“ или „Коммунистический союз молодежи Украины“. За чугунные ворота можно было войти, лишь показав такую книжечку. В актовом зале уже много людей. Здесь светло. Окна завешены брезентовыми палатками. Собранные здесь большевики, подшучивая над этими условностями тревоги, спокойно раскуривали козьи ножки.» С ощущением нахлынувшего безумия Виктор посмотрел на Васю. Парень кивнул: — Ага! Забрало? Лихо излагает! — Ты… откуда это? — Книга такая, — терпеливо пояснил парень. — Фэнтези. Слыхал? Это когда врут, но складно. — Книжка-то с Изнанки, — мельком глянув, заметила Тэль. — Как добыл? Вася гордо улыбнулся, оставив вопрос без ответа. — И тебе тут… все понятно? — Виктор не смог удержаться от допроса с пристрастием. — Ну… не совсем. Как ноги козьи можно курить — хоть убей, не пойму. И еще, эти… большевики и комсомольцы. То они вроде гномов — все железку строят. То вроде магов — порядок держат и оброк собирают.
Сергей Лукьяненко, Ник Перумов «Не время для драконов»
|
|
|
Angvat
магистр
|
9 октября 2018 г. 10:27 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Глянул Грозный отряд Скалла и Черные крылья Макдональда .Складывается ощущения, что подобные произведения вообще уже не пишутся, а просто собираются из набора типовых сюжетных заготовок типа Черный отряд/Вархаммер/Катаклизм/Мертвые боги/Бессмертные маги/Все плохо и буде еще хуже/Прожженный наемник/Сильный женский персонаж и т. д. Будто своих идей у молодых и начинающих ну вот совсем нет. Первое бросил почти сразу, второе может еще полистаю, а вдруг автор таки удивит хоть чем.
|
––– Тот, кто становится зверем, избавляется от боли быть человеком. |
|
|
Green_Bear
миродержец
|
9 октября 2018 г. 19:21 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Angvat Глянул Грозный отряд Скалла
цитата Angvat собираются из набора типовых сюжетных заготовок типа
Не опознать довольно близкого по завязке и персонажам "клона" Первого Закона Аберкромби — это сильно, да. Другое дело, что ко второй книге Скалл уже повел самостоятельную игру.
|
––– Следующие рецензии в АК: ~~~~~ stay tuned ~~~~~ |
|
|