Иэн М Бэнкс Обсуждение ...


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Иэн М. Бэнкс. Обсуждение творчества. "Культура"»

 

  Иэн М. Бэнкс. Обсуждение творчества. "Культура"

  Варианты ответов Мой голос
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Внимание! Для голосования Вам нужно пройти авторизацию
 автор  сообщение


миродержец

Ссылка на сообщение 29 января 2012 г. 23:03  
Поскольку тема о творчестве Бэнкса обретается в разделе "Другая литература", но с появлением на русском языке ранее непереведенных книг цикла в нее попадают и ответы о "Культуре", считаю нужным выделить под творчество Иэна М. Бэнкса из цикла Культура отдельную тему и опрос в разделе фантастики.

Пожалуйста, при голосовании за лучшее произведение делайте поправку на сильно различающийся от книги к книге уровень перевода.

Изданные АСТ Выбор оружия, Эксцессия, а особенно Взгляд с наветренной стороны в нынешних русских версиях имеют крайне мало общего с английскими оригиналами, местами целые куски текста выпущены или перевраны.

Для романа Surface Detail имеются два варианта перевода, один, выложенный в сети и выпущенный малотиражными изданиями под названием Черта прикрытия, снабжен подробными примечаниями и соответствует стилистике оригинала, второй, опубликованный ЭКСМО под названием Несущественная деталь, представляет интерес лишь для кунсткамеры Сергея Соболева ввиду зашкаливающего количества переводческих ляпов и полной кастрации ненормативной лексики.

Повесть Последнее слово техники и роман Водородная соната в официальных изданиях не выходили. Из романа Материя при публикации и русском переводе изъята одна глава, выпущенная затем в составе сборника The Spheres.

В опросе произведения расставлены в порядке внутренней хронологии цикла (даты по земному календарю):

Вспомни о Флебе (Consider Phlebas) — 1331 год
Последнее слово техники (The State of the Art) — 1977 год (предисловие — 2092 год)
Эксцессия (Excession) — около 2067 года (есть упоминание об Азадианской империи, изъятое в русском переводе; кроме того, в переизданиях дается датировка — семьсот лет после Идиранского конфликта, хотя в первом издании и русском переводе указан срок в пятьсот лет)
Игрок (The Player of Games) — 2083-2084 гг.
Материя (Matter) — около 2087 года
Выбор оружия (Use of Weapons) — 2090-2092 гг. (основная сюжетная линия, время действия ретрохрональной линии точно не определено)
Взгляд с наветренной стороны (Look to Windward) — 2167 — 2170 гг.
Водородная соната (The Hydrogen Sonata) — 2370 год (указания на датировку противоречивы)
Черта прикрытия/Несущественная деталь (Surface Detail) — 2870 год (указания на датировку противоречивы)
Инверсии (Inversions) — неопределенное время действия






Иэн Бэнкс и Иэн М. Бэнкс скончались на рассвете 9 июня 2013 года после короткой тяжелой болезни.

Желающие посочувствать Адель Хартли-Бэнкс могут отписываться здесь: http://friends.banksophilia.com/guestbook

Следующая книга, The Quarry, вышла в свет 20 июня 2013 года.

Предыдущее произведение Бэнкса, Водородная соната, было номинировано на премию Locus, но не получило ее.
–––
Мы начинаем со смелого допущения, что цель войны — победа над заявленным противником.
Формайл с Цереры придет, порядок наведет


философ

Ссылка на сообщение 5 сентября 2013 г. 10:10  
Было бы неплохо даже в 2014.
Мечтаю собрать "Культуру" под одной обложкой, поэтому и не читал до сих пор.
–––


философ

Ссылка на сообщение 5 сентября 2013 г. 23:35  

цитата Mickey

Мечтаю собрать "Культуру" под одной обложкой, поэтому и не читал до сих пор.
Я тоже выжидала, а потом не выдержала. И как начала читать *Вспомни...*, так — ни спать, ни есть — дочитать надо :-))) Редко, но встречаются такие гипнотические романы. Ах, умница Бэнкс: великолепное противостояние идей/цивилизаций. Поле непаханое для продолжений, приквелов, вбоквелов и т.д.


авторитет

Ссылка на сообщение 5 сентября 2013 г. 23:47  
Вот да, насчет всей Культуры. Мечтаю наконец начать читать по-английски с собрать все в оригинале — но боги мои, боги, где же взять на это время?
–––
Нужны ли мы нам? Кристобаль Х. Хунта


философ

Ссылка на сообщение 9 сентября 2013 г. 21:50  
Прочитала *Игрок* — ещё больше понравилось. Хотя финальная сцена сначала показалась чересчур грубой и надуманной по сравнению с очень убедительным описанием всей игры. Я бы даже сказала — изящным описанием. Но потом подумала, прикинула — а почему бы и нет? Не выпадает из логики Разумов (8-)) такой вариант развития событий. Правда, выпадает никудышная охрана игрока на промежуточных играх.

Ещё у меня пока не укладываются в стройную систему Культуры Разумы, наделённые сознанием и, как следствие, характерами, чувствами и прочими амбициями. Не могу понять, что было на уме у Бэнкса, когда он задумал такой симбионт цивилизаций гуманоиды-разумы. Пока плохо представляю подобную систему стабильной.


авторитет

Ссылка на сообщение 9 сентября 2013 г. 22:05  

цитата maribass

Не могу понять, что было на уме у Бэнкса, когда он задумал такой симбионт цивилизаций гуманоиды-разумы. Пока плохо представляю подобную систему стабильной.


Насколько я понимаю, это не столько искуственно создано, сколько списана окружающая реальность именно в его, Бэнкса, понимании, когда расовые различия ну вообще ни разу не существены, как цвет глаз или привычка одной семьи есть карактицу с красным перцем, когда вся округа так ест только осьминога. Это какое-то существование по ту сторону вопросов ксенофобии-ксенофилии; из русских такое присутствует только у Жарковского, да и среди англичан так вот не вспомню больше никого навскидку.
–––
Нужны ли мы нам? Кристобаль Х. Хунта


философ

Ссылка на сообщение 9 сентября 2013 г. 22:27  

цитата maribass

Прочитала *Игрок* — ещё больше понравилось. Хотя финальная сцена сначала показалась чересчур грубой и надуманной по сравнению с очень убедительным описанием всей игры. Я бы даже сказала — изящным описанием. Но потом подумала, прикинула — а почему бы и нет?
Не грубо, скорее все происходящее действие меняет свой знак. Бэнс изначально ставит две культуры на разные ступени морального развития. В кокой то момент он снимает маски и выясняется, что ситуация изначальна лежала вне марали, а конфликт лежал в эволюционной плоскости.
–––
The way to control and direct a Mentat, Nefud, is through his information. False information—false results.”


активист

Ссылка на сообщение 9 сентября 2013 г. 22:56  
Вот бы и правда оставшиеся — не изданные романы о "Культуре" перевели и издали, а старые пере перевели и издали, мечты..


философ

Ссылка на сообщение 9 сентября 2013 г. 23:06  

цитата maribass

Пока плохо представляю подобную систему стабильной.
О, какая жалость. Там же в сцене выигрыша у императора практически все разъяснено. В следующий раз Бэнкс вернется к устройству Культуры нескоро, аж в Черте прикрытия.
Культура — не система, она принципиально не системна. И стабильна она не больше, чем штормовое море. Это больше культура, чем цивилизация. Анархичная культура.


философ

Ссылка на сообщение 9 сентября 2013 г. 23:22  

цитата Miya_Mu

Это какое-то существование по ту сторону вопросов ксенофобии-ксенофилии;
Тогда уж технофобии. Во *Флебе* проскальзывает такая мысль, что, возможно, когда-нибудь Разумы посчитают гуманоидов лишним иррациональным звеном системы. Хотя в первом романе взаимоотношения ИИ/человек описаны вскользь. Тем интереснее было погрузиться в Культуру в *Игроке*. А вот в этой части Разумы не только полностью контролируют всю Культуру вместе с гуманоидами, они же и манипулируют ими по своему усмотрению, и применяют физическое насилие.
Это бы и ладно — процесс уже не подконтролен человечеству. Но ведь и цивилизация Разумов, наделённых сознанием, должна быть нестабильна, Мне как-то понятнее и ближе разумный гель Уоттса.

цитата Garret11

В кокой то момент он снимает маски и выясняется
Это понятно, как и то, что Игрок мог быть пущен в расход в зависимости от ситуации. Я больше прикидывала, так ли бы повёл себя Никозар (с мечом получилось, конечно, эпично, но несколько театрально), а если бы не так, то как? По размышлении пришла к выводу, что от перемены мест слагаемых... в общем, в любом случае дело было сделано, верхушка деморализована и срезана. Но, всё-таки, почему Гурже так плохо охраняли до финала, коли на него возлагалась такая миссия?


философ

Ссылка на сообщение 9 сентября 2013 г. 23:25  

цитата ааа иии

Анархичная культура.
Как бы то ни было, цели она перед собой ставит и за выживание и расширение сфер влияния борется. И почему не система? Завуалированная, но со всеми, практически, атрибутами... Надо ещё подумать


философ

Ссылка на сообщение 10 сентября 2013 г. 00:02  

цитата maribass

что Игрок мог быть пущен в расход в зависимости от ситуации.
Вряд ли.

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Компьютер то у Игрока действительно был, просто он им не пользовался
То есть, проиграть он не мог бы в любой ситуации.

цитата maribass

Но, всё-таки, почему Гурже так плохо охраняли до финала, коли на него возлагалась такая миссия?
Вы дальше читайте, вполне возможно, что его охраняли. Возможности Культуры лежат далеко за пределами того, что написано в начале цикла.

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

прямо не написано, но в цикле не раз упоминаются охранные системы на подобии браслет
–––
The way to control and direct a Mentat, Nefud, is through his information. False information—false results.”


философ

Ссылка на сообщение 10 сентября 2013 г. 01:00  
Garret11

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Ну, допустим, что и в притоне он охранялся не только силами За, а ещё каким-нибудь устройством. Допустим, что при покушении (когда в него стреляли), автономник его защитил бы от пуль, хотя Гурдже мог бы и шею сломать, Впрочем, его починили бы. А вот на Эрхатоне у него уже браслета не было, и его в последнюю секунду спасли на охоте. Полагаете, что Разумы могли предвидеть всё, когда объявляли ставку Никозару? Во время пожара его могли и гвардейцы размазать на молекулы без всякого эффектного выхода с мечом. Мне так кажется. К тому же, его миссия уже была выполнена. Несчастный случай. Интересно, что автономник Гурже в лоб заявляет, что того использовали по назначению.

И почему вы решили, что Гурже не мог проиграть на первых этапах? Он не раз был близок к проигрышу (можно ли просчитать наперёд эмоциональное состояние игрока в сложноменяющейся обстановке?), тем более на финале, когда советчик ничего не мог посоветовать. Другое дело, что Разумы просчитали: Гурже будет упираться до последнего, но ведь не принуждали принимать и выполнять решения *Фактора*. И была надежда не гениальное прозрение, недоступное Разумам.


философ

Ссылка на сообщение 10 сентября 2013 г. 01:11  
ааа иии Нет, не вижу я анархии — слишком хорошо организована Культура — *рационально устроенное общество*. Иерархия смазана, но просматривается. Контакт — движущая и направляющая сила, ОО — подчиняется Контакту, все производительные силы работают на Контакт (ну, и на людей, чтобы удовлетворялись и хорошо себя вели). Зачем Разумам люди (неэффективный вид, склонный к расточительству)? Видимо, из-за *гениального прозрения* — штучной продукции человеческого мозга. И ради этого тянуть на себе довесок в 18 млрд. гуманоидов? Наверное, стоит, тем более, что при технологическом уровне Культуры это не сложно.


философ

Ссылка на сообщение 10 сентября 2013 г. 01:13  
maribass спойлеры. Тут надо прочитать весь цикл
–––
The way to control and direct a Mentat, Nefud, is through his information. False information—false results.”


философ

Ссылка на сообщение 10 сентября 2013 г. 01:22  
Garret11 А, ну я об этом тоже подумала: надо бы прочитать сначала весь цикл, прежде чем делать умозаключения. Ок.


авторитет

Ссылка на сообщение 10 сентября 2013 г. 16:07  
А у меня сложилось впечатление, что Разумы относятся к людям как к своего рода домашним животным — немножко ностальгии, немножко сочувствия, немножко развлечения. Такая вот игра в человечество.


авторитет

Ссылка на сообщение 10 сентября 2013 г. 19:49  

цитата Jozef Nerino

А у меня сложилось впечатление, что Разумы относятся к людям как к своего рода домашним животным — немножко ностальгии, немножко сочувствия, немножко развлечения. Такая вот игра в человечество.

Возможно, это проекция стандартного НФ-шаблона?
Насколько я понимаю Бэнкса, вертикальной иерархии в его мире не существует; даже то незаметное примечание, что во время действия Флеба на нашей Земле еще только 13 век, срезает идею линейности на корню.
–––
Нужны ли мы нам? Кристобаль Х. Хунта


авторитет

Ссылка на сообщение 10 сентября 2013 г. 20:00  

цитата Miya_Mu

Возможно, это проекция стандартного НФ-шаблона?

Стандартный НФ-шаблон — война людей и машин :-)
С одной стороны, Разумы готовы создать гедонистическую утопию для каждого человека, а с другой — совершенно явно управляют людьми, как индивидуально, так и в рамках всей Культуры, и вообще часто намекают, что "знают, как лучше".


философ

Ссылка на сообщение 10 сентября 2013 г. 20:31  

цитата maribass

надо бы прочитать сначала весь цикл, прежде чем делать умозаключения.
В принципе да, но последняя игра Игрока и язык марейн — это очень приличный кусок знаний о Культуре.

цитата maribass

не вижу я анархии — слишком хорошо организована Культура
Нет налогов, правительства, законов, самой символики власти, нет аппарата принуждения, обязывания, насилия, нет неравенства и собственности. Есть множество автономных мирков без единого центра координации или управления. Вспомните, что в секту на острове из "Флеба" посылают спасательный катер, а не боевого дрона. Помочь, но не вести — конечно, анархия!

цитата maribass

Иерархия смазана, но просматривается.
Э... достаточно легко видеть, что плевать хотели граждане Культуры на иерархию и крайне низка их (и ИР тоже) заинтересованность в экспансии. Они самодостаточны — нафига им Контакт, если серьезно? Так, еще одна игра, спасение от скуки — с учетом того условия, что в анархичном эгалитарном мире не нацеленном на прогресс выделиться можно в очень немногих сферах. Лучше пограничных. Куда еще отправиться дрону, желающему повоевать за правое левое дело?

цитата maribass

Зачем Разумам люди (неэффективный вид, склонный к расточительству)?

цитата Jozef Nerino

сложилось впечатление, что Разумы относятся к людям как к своего рода домашним животным
Гуманоиды Культуры часть экологической ниши корабельных Разумов в Галактике. Как пример: представьте, что Разумы — это деревья. Липы. А люди — пчелы, без которых липам цвести липовым цветом и расти незачем. Четко показано, что позволить развиваться ИИ в ИР и терпеть их существование готовы далеко не все в галактике.


философ

Ссылка на сообщение 11 сентября 2013 г. 00:40  

цитата ааа иии

последняя игра Игрока и язык марейн — это очень приличный кусок знаний о Культуре.
Сначала он вам покажется излишне сложным, а потом вы обнаружите, что разговаривать на нём приятно ? Последняя игра показывает внутренние ощущения культурианца, его представление о Культуре, её (собственно, Разумов, а не людей) политику поглощения *некультурных* цивилизаций, стратегию, тактику. И совершенно очевидно: когда не получается мирно окультурить, то становятся все средства хороши. Не думаю, что Гурджи сыграл бы так, если бы знал, какой ультиматум поставлен Никозару.

цитата ааа иии

Нет налогов....нет неравенства и собственности.
Это да. Изобилие. Но это не признак анархии.

цитата ааа иии

правительства
Человеческого? По тексту -нет. По факту — Разумы. Они не только определяют направление миссионерской деятельности, но и не всегда считают нужным сообщать это направление людям. Упоминается *волна общественного мнения*, которая может повлиять на решение Разумов, но опять же: кто не согласен — с вещами на выход из Культуры.

цитата ааа иии

законов, самой символики власти, нет аппарата принуждения,
Ну, символика, она символика и есть. Будь у Культуры флаг, гимн, герб , ничего бы это не поменяло. А вот законы и аппарат принуждения: совершил преступление, к тебе прикрепляется надзирающий автономник. Кем прикрепляется? Разумами. Вообще любой шаг даже добропорядочного гражданина контролируется машинами, дома контролируются, терминалы, почта — всё. И автономники — тоже контролируются. Это анархия?

цитата ааа иии

обязывания, насилия
В обязывании нет надобности, ибо нет надобности вообще в человеческой деятельности. Будь паинькой, играй, рисуй, пуляй по игрушечным ракеткам — вот тебе алкоголь, вот тебе наркожелезы. Кстати, без наркожелёз культурианцам совсем плохо было бы. К тому же, они все хорошо генетически подкорректированы."Культура не одобряет такую плодовитость" — кто не одобряет, большинство, которому дела нет до соседа?

Интересно, что описываются некультурианские общества и Культура. Отдельно. А смешанные возможны? Как Культура принимает (поглощает) варваров — предлагает им принять свод негласных правил? Вживление чипа и прочих ограничителей? Это к вопросу иммигрантов.

цитата ааа иии

Есть множество автономных мирков без единого центра координации или управления.
Это в принципе невозможно: координируют Разумы через Узлы.

цитата ааа иии

Вспомните, что в секту на острове из "Флеба" посылают спасательный катер, а не боевого дрона. Помочь, но не вести — конечно, анархия!
А секта, как и всё орбиталище Вавач не населено культурианцами. Ка вы себе представляете такую секту или игру в "Ущерб" на Чиакре? Либо ты принимаешь свод правил Культуры, либо ты не принадлежишь Культуре. Тебе не предоставляется защита от насилия, только транспортные и прочие коммуникации. Тебя в любой момент выставят из дома, если Разумы посчитают нужным взорвать твой дом, потому что дом — не твой. И не должна ли сама Культура меняться (как размышлял на финале Игрок), поглощая варваров?

цитата ааа иии

плевать хотели граждане Культуры на иерархию и крайне низка их (и ИР тоже) заинтересованность в экспансии. Они самодостаточны — нафига им Контакт, если серьезно? Так, еще одна игра, спасение от скуки 
К иерархии Разумов у людей даже доступа нет. А спасаются от скуки в Контакте единицы, а тысячи стоят в очереди, чтобы их туда взяли. Фактически Гурджи просит своего автономника (!) через связи того попросить за него (Гурджи) в Контакте. А насчет экспансии: люди Культуры отстранены от политики Разумов. А некультурианец Хорза видит эту саму политику как непрерывное и всёвозрастающее, ничем и никем не останавливаемое вмешательство в дела других гуманоидов/цивилизаций.

цитата ааа иии

Как пример: представьте, что Разумы — это деревья. Липы. А люди — пчелы, без которых липам цвести липовым цветом и расти незачем.
Это до тех пор, пока Разум не стал недоступным для человеческого понимания, самодостаточным, эволюционирующим и независимым (т.е. без встроенных ограничителей). Достигнув определённого качества липы полетели опыляться в другие галактики: это и намного интересней, и полезнее для самосовершенствования ( а также самосохранения). А человечеству (культурианцам) остаётся стагнация, варка в собственном соку с надеждой на то, что Разумы их не бросят, и, скорее всего, загнивание и смерть. На самом деле у людей должно быть гораздо больше внутренних проблем, чем описано в двух романах.
Страницы: 123...7891011...293031    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Иэн М. Бэнкс. Обсуждение творчества. "Культура"»

 
  Новое сообщение по теме «Иэн М. Бэнкс. Обсуждение творчества. "Культура"»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх