автор |
сообщение |
FixedGrin
миродержец
|
29 января 2012 г. 23:03 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Поскольку тема о творчестве Бэнкса обретается в разделе "Другая литература", но с появлением на русском языке ранее непереведенных книг цикла в нее попадают и ответы о "Культуре", считаю нужным выделить под творчество Иэна М. Бэнкса из цикла Культура отдельную тему и опрос в разделе фантастики.
Пожалуйста, при голосовании за лучшее произведение делайте поправку на сильно различающийся от книги к книге уровень перевода.
Изданные АСТ Выбор оружия, Эксцессия, а особенно Взгляд с наветренной стороны в нынешних русских версиях имеют крайне мало общего с английскими оригиналами, местами целые куски текста выпущены или перевраны.
Для романа Surface Detail имеются два варианта перевода, один, выложенный в сети и выпущенный малотиражными изданиями под названием Черта прикрытия, снабжен подробными примечаниями и соответствует стилистике оригинала, второй, опубликованный ЭКСМО под названием Несущественная деталь, представляет интерес лишь для кунсткамеры Сергея Соболева ввиду зашкаливающего количества переводческих ляпов и полной кастрации ненормативной лексики.
Повесть Последнее слово техники и роман Водородная соната в официальных изданиях не выходили. Из романа Материя при публикации и русском переводе изъята одна глава, выпущенная затем в составе сборника The Spheres.
В опросе произведения расставлены в порядке внутренней хронологии цикла (даты по земному календарю):
Вспомни о Флебе (Consider Phlebas) — 1331 год Последнее слово техники (The State of the Art) — 1977 год (предисловие — 2092 год) Эксцессия (Excession) — около 2067 года (есть упоминание об Азадианской империи, изъятое в русском переводе; кроме того, в переизданиях дается датировка — семьсот лет после Идиранского конфликта, хотя в первом издании и русском переводе указан срок в пятьсот лет) Игрок (The Player of Games) — 2083-2084 гг. Материя (Matter) — около 2087 года Выбор оружия (Use of Weapons) — 2090-2092 гг. (основная сюжетная линия, время действия ретрохрональной линии точно не определено) Взгляд с наветренной стороны (Look to Windward) — 2167 — 2170 гг. Водородная соната (The Hydrogen Sonata) — 2370 год (указания на датировку противоречивы) Черта прикрытия/Несущественная деталь (Surface Detail) — 2870 год (указания на датировку противоречивы) Инверсии (Inversions) — неопределенное время действия
Иэн Бэнкс и Иэн М. Бэнкс скончались на рассвете 9 июня 2013 года после короткой тяжелой болезни.
Желающие посочувствать Адель Хартли-Бэнкс могут отписываться здесь: http://friends.banksophilia.com/guestbook
Следующая книга, The Quarry, вышла в свет 20 июня 2013 года.
Предыдущее произведение Бэнкса, Водородная соната, было номинировано на премию Locus, но не получило ее.
|
––– Мы начинаем со смелого допущения, что цель войны — победа над заявленным противником. Формайл с Цереры придет, порядок наведет |
|
|
|
Mickey
философ
|
|
maribass
философ
|
5 сентября 2013 г. 23:35 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Mickey Мечтаю собрать "Культуру" под одной обложкой, поэтому и не читал до сих пор. Я тоже выжидала, а потом не выдержала. И как начала читать *Вспомни...*, так — ни спать, ни есть — дочитать надо Редко, но встречаются такие гипнотические романы. Ах, умница Бэнкс: великолепное противостояние идей/цивилизаций. Поле непаханое для продолжений, приквелов, вбоквелов и т.д.
|
|
|
Miya_Mu
авторитет
|
5 сентября 2013 г. 23:47 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Вот да, насчет всей Культуры. Мечтаю наконец начать читать по-английски с собрать все в оригинале — но боги мои, боги, где же взять на это время?
|
––– Нужны ли мы нам? Кристобаль Х. Хунта |
|
|
maribass
философ
|
9 сентября 2013 г. 21:50 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Прочитала *Игрок* — ещё больше понравилось. Хотя финальная сцена сначала показалась чересчур грубой и надуманной по сравнению с очень убедительным описанием всей игры. Я бы даже сказала — изящным описанием. Но потом подумала, прикинула — а почему бы и нет? Не выпадает из логики Разумов () такой вариант развития событий. Правда, выпадает никудышная охрана игрока на промежуточных играх.
Ещё у меня пока не укладываются в стройную систему Культуры Разумы, наделённые сознанием и, как следствие, характерами, чувствами и прочими амбициями. Не могу понять, что было на уме у Бэнкса, когда он задумал такой симбионт цивилизаций гуманоиды-разумы. Пока плохо представляю подобную систему стабильной.
|
|
|
Miya_Mu
авторитет
|
9 сентября 2013 г. 22:05 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата maribass Не могу понять, что было на уме у Бэнкса, когда он задумал такой симбионт цивилизаций гуманоиды-разумы. Пока плохо представляю подобную систему стабильной.
Насколько я понимаю, это не столько искуственно создано, сколько списана окружающая реальность именно в его, Бэнкса, понимании, когда расовые различия ну вообще ни разу не существены, как цвет глаз или привычка одной семьи есть карактицу с красным перцем, когда вся округа так ест только осьминога. Это какое-то существование по ту сторону вопросов ксенофобии-ксенофилии; из русских такое присутствует только у Жарковского, да и среди англичан так вот не вспомню больше никого навскидку.
|
––– Нужны ли мы нам? Кристобаль Х. Хунта |
|
|
Garret11
философ
|
9 сентября 2013 г. 22:27 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата maribass Прочитала *Игрок* — ещё больше понравилось. Хотя финальная сцена сначала показалась чересчур грубой и надуманной по сравнению с очень убедительным описанием всей игры. Я бы даже сказала — изящным описанием. Но потом подумала, прикинула — а почему бы и нет? Не грубо, скорее все происходящее действие меняет свой знак. Бэнс изначально ставит две культуры на разные ступени морального развития. В кокой то момент он снимает маски и выясняется, что ситуация изначальна лежала вне марали, а конфликт лежал в эволюционной плоскости.
|
––– The way to control and direct a Mentat, Nefud, is through his information. False information—false results.” |
|
|
valery123
активист
|
|
ааа иии
философ
|
9 сентября 2013 г. 23:06 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата maribass Пока плохо представляю подобную систему стабильной. О, какая жалость. Там же в сцене выигрыша у императора практически все разъяснено. В следующий раз Бэнкс вернется к устройству Культуры нескоро, аж в Черте прикрытия. Культура — не система, она принципиально не системна. И стабильна она не больше, чем штормовое море. Это больше культура, чем цивилизация. Анархичная культура.
|
|
|
maribass
философ
|
9 сентября 2013 г. 23:22 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Miya_Mu Это какое-то существование по ту сторону вопросов ксенофобии-ксенофилии; Тогда уж технофобии. Во *Флебе* проскальзывает такая мысль, что, возможно, когда-нибудь Разумы посчитают гуманоидов лишним иррациональным звеном системы. Хотя в первом романе взаимоотношения ИИ/человек описаны вскользь. Тем интереснее было погрузиться в Культуру в *Игроке*. А вот в этой части Разумы не только полностью контролируют всю Культуру вместе с гуманоидами, они же и манипулируют ими по своему усмотрению, и применяют физическое насилие. Это бы и ладно — процесс уже не подконтролен человечеству. Но ведь и цивилизация Разумов, наделённых сознанием, должна быть нестабильна, Мне как-то понятнее и ближе разумный гель Уоттса.
цитата Garret11 В кокой то момент он снимает маски и выясняется Это понятно, как и то, что Игрок мог быть пущен в расход в зависимости от ситуации. Я больше прикидывала, так ли бы повёл себя Никозар (с мечом получилось, конечно, эпично, но несколько театрально), а если бы не так, то как? По размышлении пришла к выводу, что от перемены мест слагаемых... в общем, в любом случае дело было сделано, верхушка деморализована и срезана. Но, всё-таки, почему Гурже так плохо охраняли до финала, коли на него возлагалась такая миссия?
|
|
|
maribass
философ
|
9 сентября 2013 г. 23:25 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ааа иии Анархичная культура. Как бы то ни было, цели она перед собой ставит и за выживание и расширение сфер влияния борется. И почему не система? Завуалированная, но со всеми, практически, атрибутами... Надо ещё подумать
|
|
|
Garret11
философ
|
10 сентября 2013 г. 00:02 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата maribass что Игрок мог быть пущен в расход в зависимости от ситуации. Вряд ли. скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть) Компьютер то у Игрока действительно был, просто он им не пользовался То есть, проиграть он не мог бы в любой ситуации.
цитата maribass Но, всё-таки, почему Гурже так плохо охраняли до финала, коли на него возлагалась такая миссия? Вы дальше читайте, вполне возможно, что его охраняли. Возможности Культуры лежат далеко за пределами того, что написано в начале цикла.скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть) прямо не написано, но в цикле не раз упоминаются охранные системы на подобии браслет
|
––– The way to control and direct a Mentat, Nefud, is through his information. False information—false results.” |
|
|
maribass
философ
|
10 сентября 2013 г. 01:00 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Garret11 скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть) Ну, допустим, что и в притоне он охранялся не только силами За, а ещё каким-нибудь устройством. Допустим, что при покушении (когда в него стреляли), автономник его защитил бы от пуль, хотя Гурдже мог бы и шею сломать, Впрочем, его починили бы. А вот на Эрхатоне у него уже браслета не было, и его в последнюю секунду спасли на охоте. Полагаете, что Разумы могли предвидеть всё, когда объявляли ставку Никозару? Во время пожара его могли и гвардейцы размазать на молекулы без всякого эффектного выхода с мечом. Мне так кажется. К тому же, его миссия уже была выполнена. Несчастный случай. Интересно, что автономник Гурже в лоб заявляет, что того использовали по назначению.
И почему вы решили, что Гурже не мог проиграть на первых этапах? Он не раз был близок к проигрышу (можно ли просчитать наперёд эмоциональное состояние игрока в сложноменяющейся обстановке?), тем более на финале, когда советчик ничего не мог посоветовать. Другое дело, что Разумы просчитали: Гурже будет упираться до последнего, но ведь не принуждали принимать и выполнять решения *Фактора*. И была надежда не гениальное прозрение, недоступное Разумам.
|
|
|
maribass
философ
|
10 сентября 2013 г. 01:11 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
ааа иии Нет, не вижу я анархии — слишком хорошо организована Культура — *рационально устроенное общество*. Иерархия смазана, но просматривается. Контакт — движущая и направляющая сила, ОО — подчиняется Контакту, все производительные силы работают на Контакт (ну, и на людей, чтобы удовлетворялись и хорошо себя вели). Зачем Разумам люди (неэффективный вид, склонный к расточительству)? Видимо, из-за *гениального прозрения* — штучной продукции человеческого мозга. И ради этого тянуть на себе довесок в 18 млрд. гуманоидов? Наверное, стоит, тем более, что при технологическом уровне Культуры это не сложно.
|
|
|
Garret11
философ
|
10 сентября 2013 г. 01:13 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
maribass спойлеры. Тут надо прочитать весь цикл
|
––– The way to control and direct a Mentat, Nefud, is through his information. False information—false results.” |
|
|
maribass
философ
|
|
Jozef Nerino
авторитет
|
10 сентября 2013 г. 16:07 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
А у меня сложилось впечатление, что Разумы относятся к людям как к своего рода домашним животным — немножко ностальгии, немножко сочувствия, немножко развлечения. Такая вот игра в человечество.
|
|
|
Miya_Mu
авторитет
|
10 сентября 2013 г. 19:49 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Jozef Nerino А у меня сложилось впечатление, что Разумы относятся к людям как к своего рода домашним животным — немножко ностальгии, немножко сочувствия, немножко развлечения. Такая вот игра в человечество.
Возможно, это проекция стандартного НФ-шаблона? Насколько я понимаю Бэнкса, вертикальной иерархии в его мире не существует; даже то незаметное примечание, что во время действия Флеба на нашей Земле еще только 13 век, срезает идею линейности на корню.
|
––– Нужны ли мы нам? Кристобаль Х. Хунта |
|
|
Jozef Nerino
авторитет
|
10 сентября 2013 г. 20:00 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Miya_Mu Возможно, это проекция стандартного НФ-шаблона?
Стандартный НФ-шаблон — война людей и машин С одной стороны, Разумы готовы создать гедонистическую утопию для каждого человека, а с другой — совершенно явно управляют людьми, как индивидуально, так и в рамках всей Культуры, и вообще часто намекают, что "знают, как лучше".
|
|
|
ааа иии
философ
|
10 сентября 2013 г. 20:31 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата maribass надо бы прочитать сначала весь цикл, прежде чем делать умозаключения. В принципе да, но последняя игра Игрока и язык марейн — это очень приличный кусок знаний о Культуре.
цитата maribass не вижу я анархии — слишком хорошо организована Культура Нет налогов, правительства, законов, самой символики власти, нет аппарата принуждения, обязывания, насилия, нет неравенства и собственности. Есть множество автономных мирков без единого центра координации или управления. Вспомните, что в секту на острове из "Флеба" посылают спасательный катер, а не боевого дрона. Помочь, но не вести — конечно, анархия!
цитата maribass Иерархия смазана, но просматривается. Э... достаточно легко видеть, что плевать хотели граждане Культуры на иерархию и крайне низка их (и ИР тоже) заинтересованность в экспансии. Они самодостаточны — нафига им Контакт, если серьезно? Так, еще одна игра, спасение от скуки — с учетом того условия, что в анархичном эгалитарном мире не нацеленном на прогресс выделиться можно в очень немногих сферах. Лучше пограничных. Куда еще отправиться дрону, желающему повоевать за правое левое дело?
цитата maribass Зачем Разумам люди (неэффективный вид, склонный к расточительству)?
цитата Jozef Nerino сложилось впечатление, что Разумы относятся к людям как к своего рода домашним животным Гуманоиды Культуры часть экологической ниши корабельных Разумов в Галактике. Как пример: представьте, что Разумы — это деревья. Липы. А люди — пчелы, без которых липам цвести липовым цветом и расти незачем. Четко показано, что позволить развиваться ИИ в ИР и терпеть их существование готовы далеко не все в галактике.
|
|
|
maribass
философ
|
11 сентября 2013 г. 00:40 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ааа иии последняя игра Игрока и язык марейн — это очень приличный кусок знаний о Культуре. Сначала он вам покажется излишне сложным, а потом вы обнаружите, что разговаривать на нём приятно ? Последняя игра показывает внутренние ощущения культурианца, его представление о Культуре, её (собственно, Разумов, а не людей) политику поглощения *некультурных* цивилизаций, стратегию, тактику. И совершенно очевидно: когда не получается мирно окультурить, то становятся все средства хороши. Не думаю, что Гурджи сыграл бы так, если бы знал, какой ультиматум поставлен Никозару.
цитата ааа иии Нет налогов....нет неравенства и собственности. Это да. Изобилие. Но это не признак анархии.
цитата ааа иии правительства Человеческого? По тексту -нет. По факту — Разумы. Они не только определяют направление миссионерской деятельности, но и не всегда считают нужным сообщать это направление людям. Упоминается *волна общественного мнения*, которая может повлиять на решение Разумов, но опять же: кто не согласен — с вещами на выход из Культуры.
цитата ааа иии законов, самой символики власти, нет аппарата принуждения, Ну, символика, она символика и есть. Будь у Культуры флаг, гимн, герб , ничего бы это не поменяло. А вот законы и аппарат принуждения: совершил преступление, к тебе прикрепляется надзирающий автономник. Кем прикрепляется? Разумами. Вообще любой шаг даже добропорядочного гражданина контролируется машинами, дома контролируются, терминалы, почта — всё. И автономники — тоже контролируются. Это анархия?
цитата ааа иии обязывания, насилия В обязывании нет надобности, ибо нет надобности вообще в человеческой деятельности. Будь паинькой, играй, рисуй, пуляй по игрушечным ракеткам — вот тебе алкоголь, вот тебе наркожелезы. Кстати, без наркожелёз культурианцам совсем плохо было бы. К тому же, они все хорошо генетически подкорректированы."Культура не одобряет такую плодовитость" — кто не одобряет, большинство, которому дела нет до соседа?
Интересно, что описываются некультурианские общества и Культура. Отдельно. А смешанные возможны? Как Культура принимает (поглощает) варваров — предлагает им принять свод негласных правил? Вживление чипа и прочих ограничителей? Это к вопросу иммигрантов. цитата ааа иии Есть множество автономных мирков без единого центра координации или управления. Это в принципе невозможно: координируют Разумы через Узлы.
цитата ааа иии Вспомните, что в секту на острове из "Флеба" посылают спасательный катер, а не боевого дрона. Помочь, но не вести — конечно, анархия! А секта, как и всё орбиталище Вавач не населено культурианцами. Ка вы себе представляете такую секту или игру в "Ущерб" на Чиакре? Либо ты принимаешь свод правил Культуры, либо ты не принадлежишь Культуре. Тебе не предоставляется защита от насилия, только транспортные и прочие коммуникации. Тебя в любой момент выставят из дома, если Разумы посчитают нужным взорвать твой дом, потому что дом — не твой. И не должна ли сама Культура меняться (как размышлял на финале Игрок), поглощая варваров?
цитата ааа иии плевать хотели граждане Культуры на иерархию и крайне низка их (и ИР тоже) заинтересованность в экспансии. Они самодостаточны — нафига им Контакт, если серьезно? Так, еще одна игра, спасение от скуки К иерархии Разумов у людей даже доступа нет. А спасаются от скуки в Контакте единицы, а тысячи стоят в очереди, чтобы их туда взяли. Фактически Гурджи просит своего автономника (!) через связи того попросить за него (Гурджи) в Контакте. А насчет экспансии: люди Культуры отстранены от политики Разумов. А некультурианец Хорза видит эту саму политику как непрерывное и всёвозрастающее, ничем и никем не останавливаемое вмешательство в дела других гуманоидов/цивилизаций.
цитата ааа иии Как пример: представьте, что Разумы — это деревья. Липы. А люди — пчелы, без которых липам цвести липовым цветом и расти незачем. Это до тех пор, пока Разум не стал недоступным для человеческого понимания, самодостаточным, эволюционирующим и независимым (т.е. без встроенных ограничителей). Достигнув определённого качества липы полетели опыляться в другие галактики: это и намного интересней, и полезнее для самосовершенствования ( а также самосохранения). А человечеству (культурианцам) остаётся стагнация, варка в собственном соку с надеждой на то, что Разумы их не бросят, и, скорее всего, загнивание и смерть. На самом деле у людей должно быть гораздо больше внутренних проблем, чем описано в двух романах.
|
|
|