Исторические науки и вокруг


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Наука и технологии» > Тема «Исторические науки и вокруг»

Исторические науки и вокруг

 автор  сообщение


магистр

Ссылка на сообщение 29 марта 2016 г. 15:38  

цитата lena_m

Любопытно — рискнёт ли Евгений Юрьевич опубликовать сие откровение в научной литературе? :-)

А мне любопытно каким образом определялось, что кость была обрезана орудием?
–––
Жизнь изнашивает человека. Изнашивает до дыр.


миротворец

Ссылка на сообщение 29 марта 2016 г. 16:02  

цитата elninjo_3

А мне любопытно каким образом определялось, что кость была обрезана орудием?
Методологически разработанная проблематика — см., к примеру, из совсем недавнего:

Панковский В.Б., Гиря Е.Ю., Саблин М.В. Трасологические критерии отличия предметов первобытного искусства и остатков фауны с естественными изменениями // Stratum plus: Archaeology and Cultural Anthropology, 2015, №1, с. 169-184.
http://historiae.borda.ru/?1-5-0-00000127...

Очень приличное (с точки зрения именно методлогии) и, главное, комплексное исследование...

Рекомендую...
–––
Helen M., VoS


магистр

Ссылка на сообщение 30 марта 2016 г. 11:19  
lena_m
Ух ты! Значит есть критерии, а не фантазии. Это всегда приятно
–––
Жизнь изнашивает человека. Изнашивает до дыр.


миротворец

Ссылка на сообщение 30 марта 2016 г. 17:52  

цитата elninjo_3

lena_m
Ух ты! Значит есть критерии, а не фантазии
За последние годы подобная трасологическая экспертиза встала на приличные научные основания и потому её результаты стали обязательно учитываться...
–––
Helen M., VoS


миротворец

Ссылка на сообщение 8 апреля 2016 г. 17:38  
Сегодня сходил на университетскую выставку "Дамские штучки". Украшения и макияж на Южном Урале от ХХ века до нашей эры до ХХ века нашей эры. Красавицы восстановленные по черепам.
–––


миродержец

Ссылка на сообщение 9 апреля 2016 г. 01:30  
О власти в Египте — http://www.fantlab.ru/user42143/blog

О философах и живописцах Ренессанса — http://alisterorm.livejournal.com/7918.html


философ

Ссылка на сообщение 9 апреля 2016 г. 10:58  

цитата AlisterOrm

О власти в Египте — http://www.fantlab.ru/user42143/blog
поражения владык Кемта, которые в принципе были непобедимы...
Откуда мнение о непобедимости?
"Каково было осознать, что твой владыка – обычный человек?"
А с чего это фараон стал обычным?


миродержец

Ссылка на сообщение 9 апреля 2016 г. 23:20  

цитата ааа иии

Откуда мнение о непобедимости?

Особо пространных объяснений в староегипетских памятниках нет. На печатях и стелах, где перечисляются "вечные истины", есть и такой тезис, что божественный фараон всегда одерживает победу в бою. В особенности это любили писать на приграничных камнях, ессно. Впрочем, здесь Демидчик опирается на известного египтолога Берлева, отчасти.
В припирамидальных храмах имеются тексты, в которых Нечер передают своему собрату-фараону власть над всем человечеством, и эта власть, помимо прочего, означало, что "внешние и внутренние бунтовщики были заранее обречены на поражение благодаря действиям правящего царя и богов".
Уже во времена Гераклеополитов это представление было поколеблено — сам отец Мерикара Хети пишет о том, что, оказывается, "мерзких азиатов" не всегда можно одолеть. Примерно в это время появляется ритуал убийства — имя предводителя "бунтовщиков", то есть всех, кто выступал против фараона, записывалось на специальной бирке, подвергалось проклятию и закапывалось в некрополе, после чего он считался умершим, то есть — побеждённым. Его дальнейшие действия были уже не важны — его Ка была убита. И этот факт не меняла даже победа над фараоном.

цитата ааа иии

А с чего это фараон стал обычным?

Если ранее фараон — априори Нечер, бог, власть которого не требовала оправданий и доказательств, то в более позднее время ситуация изменилась. Если в ранних стелах фараон частенько фигурировал как "великий-старший Нечер", то после переходного периода он уже не равен им, он всего навсего их избранник: "ибо бог возвышает его пред миллионами людей", да ещё и с определёнными условиями: "исполняй маат, и ты будешь пребывать на земле".
Номы поэтому и восставали — каждый, теоретически, мог быть избран.


философ

Ссылка на сообщение 10 апреля 2016 г. 09:52  

цитата AlisterOrm

сам отец Мерикара Хети пишет
...что этих пешеходов нельзя победить Он сражается со времени Гора. Он не побеждает, но и не побежден. Он не возвещает о дне сражения, подобно вору, избегающему отрядов...

цитата AlisterOrm

Уже во времена Гераклеополитов
... которые пришли к власти после Первого переходного периода, разделавшись с мемфисской династией, но не справившись с Фивами :-)
Книжка возможно заслужила внимание, но этот тезис опровергается. Самовосхваления вельмож Египта трещат от упоминаний покоренных и искорененных мятежников — явно был пласт культуры/ментальности, для которой непобедимость центральных властей существовала лишь как пропаганда и сопротивление им не было бесполезным.

цитата AlisterOrm

Если в ранних стелах фараон частенько фигурировал как "великий-старший Нечер", то после переходного периода он уже не равен им
А, это... Да, изменения в титулатуре могут свидетельствовать о существенных переменах.
С другой стороны — у египтян был хеб-сед.
Оснащенным официальной концепцией неизбежного угасания сил правителя теория небесного мандата вроде как особо и ни к чему.


миродержец

Ссылка на сообщение 10 апреля 2016 г. 23:58  

цитата ааа иии

   Книжка возможно заслужила внимание, но этот тезис опровергается. Самовосхваления вельмож Египта трещат от упоминаний покоренных и искорененных мятежников — явно был пласт культуры/ментальности, для которой непобедимость центральных властей существовала лишь как пропаганда и сопротивление им не было бесполезным.

Немного разные вещи. Представления о непобедимости восходят к значительно более ранним временам, как раз таки в более позднюю эпоху они были поколеблены.
Тем более, что в книжке об этом есть целый раздел — я имею в виду пресловутый "обычай кладбищенский" — фактов самовосхваления в погребальных надписях было невероятно много, и они априори считались враньём.

цитата ааа иии

Оснащенным официальной концепцией неизбежного угасания сил правителя теория небесного мандата вроде как особо и ни к чему.

У Крола на это были свои возражения — он утверждает в своём диссере ("Военно-политический аспект древнеегипетского праздника хед-себ"), что теория о хед-себ как о празднике, связанного с испытанием "неизбежного угасания сил правителя", не имеет никаких оснований, кроме мнения Фрэзера и этнографических параллелей. Лично он считает этот праздник-ритуал раз за разом подтверждал власть фараона над всем Египтом.

цитата ааа иии

...что этих пешеходов нельзя победить Он сражается со времени Гора. Он не побеждает, но и не побежден. Он не возвещает о дне сражения, подобно вору, избегающему отрядов...

У автора переведено по иному: "Не разгромить ему (нас), но не разгромить и его".


философ

Ссылка на сообщение 11 апреля 2016 г. 07:49  

цитата AlisterOrm

У автора переведено по иному
Больше нравится прежний вариант. Громят некую массу, а предшествующий текст "Вот презренный азиат, плохо место, в котором он находится, — скудное водой, трудное из-за обилия деревьев; путь там тяжел из-за гор. Он не живет на одном месте, ноги его бродят из-за недостатка" .

цитата AlisterOrm

Лично он считает этот праздник-ритуал раз за разом подтверждал власть фараона над всем Египтом.
... по причине существования представления об угасании оной ;-) Хрен его знает и, возможно, в разные эпохи праздник имел разное идеологическое наполнение. Но хеб-сед включал в себя пробежку. А это не ритуальный выстрел или первая борозда, на которые способен всяк стоящий вертикально.

цитата AlisterOrm

и они априори считались враньём.
Представления о непобедимости древних не вранье, а надписи вранье. Смело.
Рассуждая про представления древних и ментальность вообще, гипотезы можно выдвигать только со множеством оговорок. Например, говоря о религиозности египтян и греков обязательно учитывать тысячелетия разграбления могил, святотатства, гермакопидов и проч.
А то может быть как с карнавалами Бахтина.


миродержец

Ссылка на сообщение 11 апреля 2016 г. 21:18  

цитата ааа иии

Больше нравится прежний вариант. Громят некую массу, а предшествующий текст "Вот презренный азиат, плохо место, в котором он находится, — скудное водой, трудное из-за обилия деревьев; путь там тяжел из-за гор. Он не живет на одном месте, ноги его бродят из-за недостатка" .

"Воистину, мерзкий азиат — это (воплощение) тягот места, в котором он пребывает, страдая оттого, что вода труднодоступна, а деревья многочисленны. Пути там тягостны из-за гор, но он не поселится в одном месте, (нужда в) пропитании влечёт его ноги прочь, и он сражается со времени Хора".

цитата ааа иии

Но хеб-сед включал в себя пробежку.

"Я совершаю бег, во время которого я овладеваю тайным обоих знающих, наследством, которое дал мне отец мой Геб, я обегаю землю и касаюсь четырёх её сторон, я огибаю её по своему желанию" (храм Эдфу).
Впрочем, ни Крол, ни Дэккер, ни Барт, ни кто либо ещё не отрицают, что хед-себный бег — это демонстрация физических сил, однако он имеет двойное значение.

цитата ааа иии

Например, говоря о религиозности египтян и греков обязательно учитывать тысячелетия разграбления могил, святотатства, гермакопидов и проч.

См. тоже самое речение Ипувера. А также статейку Арона Гуревича "Время вывихнулось — поругание умершего правителя". Там интересная гипотеза насчёт подобного.

цитата ааа иии

   А то может быть как с карнавалами Бахтина.

Ну уж...


философ

Ссылка на сообщение 12 апреля 2016 г. 22:14  

цитата AlisterOrm

это (воплощение) тягот места, в котором он пребывает, страдая оттого, что вода труднодоступна, а деревья многочисленны. Пути там тягостны
Какой тяжелый слог!

цитата AlisterOrm

Там интересная гипотеза насчёт подобного.
Статья хорошая, но вот растаскивание имущества умершего теми, кого больше в дом, может, и не пригласят, суровая реальность. К которой исторический инструментарий можно б и не подключать. Жемчугом с погребальной повязки Цыси одна из пассий Чан Кай-ши себе туфли вышила — это не древность, не Египет и не Рим, а одна из мировых неизбежностей.
Точно так же известный дзенский гном "встретил Будду — убей Будду" явно отдает воплем панка, которого все достали. А не какой-то эззотеричной мудростью, непостижимой без посвященных.


миродержец

Ссылка на сообщение 12 апреля 2016 г. 23:38  

цитата ааа иии

Какой тяжелый слог!

Да, тяжеловат. Вообще, в этих случаях самый лучший — это билингвический перевод, с перечислением всех значений и форм слов. Но это уж совсем запредельная штука будет.

цитата ааа иии

Статья хорошая, но вот растаскивание имущества умершего теми, кого больше в дом, может, и не пригласят, суровая реальность.

Да, бывает. Вообще, если честно, то есть версия, что изначально таким образом подрывали представление о божественности периодов более ранних династий. Ну а что — они же не исполняли своих божественных функций — например, во время первого переходного периода, когда Нил обмелел, а "Старший Нечер" с этим ничего поделать не мог. Если он не нечер, а обычный человек, значит, его совершенно не нужно почитать, а гробницу можно и разграбить. А народ на эту тему, я думаю, во все времена соображал быстро.


философ

Ссылка на сообщение 14 апреля 2016 г. 07:41  

цитата AlisterOrm

Вообще, в этих случаях самый лучший — это билингвический перевод
Ну, сами древние египтяне придерживались иной точки зрения, их писцы дипломатического ведомства прилежно изучали клинопись. Блингвальные материалы — вспомогательные.
И, кстати говоря, не встречался анализ розеттского камня с точки зрения правильности языка?

цитата AlisterOrm

Если он не нечер, а обычный человек, значит, его совершенно не нужно почитать,
У политеизма логика другая. Ксеркс высек море, не считая его человеком. Наказание идолов, призывы, присвоение...


миродержец

Ссылка на сообщение 14 апреля 2016 г. 15:45  

цитата ааа иии

И, кстати говоря, не встречался анализ розеттского камня с точки зрения правильности языка?

Нет, такого не попадалось. У меня интерес к нему пока достаточно узкий...

цитата ааа иии

У политеизма логика другая. Ксеркс высек море, не считая его человеком. Наказание идолов, призывы, присвоение...

Он наказал море, считая его морем, которое не выполнило, насколько я помню, сделку. Вот и символическое наказание.


философ

Ссылка на сообщение 14 апреля 2016 г. 22:36  

цитата AlisterOrm

Вот и символическое наказание.
Тем не менее, вот смертный, который наказывает бессмертного.
Хорошо, другой пример: "Если Александру угодно быть богом, пусть будет". Герострат.
Ритуально выпрашиваемое прощение у духа убитого зверя.


миродержец

Ссылка на сообщение 15 апреля 2016 г. 02:26  

цитата ааа иии

"Если Александру угодно быть богом, пусть будет".

Ну, никто не отменял скептического отношения к правителям.

цитата ааа иии

Ритуально выпрашиваемое прощение у духа убитого зверя.

Поскольку у племён существует представление о том, что он может вернутся и отомстить. Всё логично — с их точки зрения.


философ

Ссылка на сообщение 15 апреля 2016 г. 07:20  

цитата AlisterOrm

Всё логично — с их точки зрения.
Попросив, продолжали убивать, убивать и убивать — отвержение нечерской природы фараона для грабежа захоронения или там хищений из храма в стиле плутарховой байки вовсе не обязательно.
Сила ритуала — "только, перекрестившись, плюнуть на самый хвост ей, то и ничего не будет". Треть мумий животных пустышки, мастеров это явно не смущало ни капли, но вряд ли они были атеистами.

цитата AlisterOrm

никто не отменял скептического отношения к правителям.
И это тоже.
С учетом того, что культы б.м. локализованы по номам — Апис в Мемфисе, Анубис в Кинополе, — исходно спокойное отношение народной религии к правительственным культам Долины царей и Гелиополя вероятнее переворотов сознания.
Более того, еще Коростовцев обращал внимание: фараон мыслился как посредник, единственный из людей, вхожий в мир богов, а не как живой бог или богочеловек. А отношение к посредникам хорошо известно.


философ

Ссылка на сообщение 15 апреля 2016 г. 09:24  

цитата ааа иии

У политеизма логика другая. Ксеркс высек море

Ксеркс не был политеистом и не мог считать море богом.

цитата

И среди этих стран была (такая), где прежде дэвы почитались. Потом, по воле Ахура Мазды, я разрушил этот храм дэвов и провозгласил: «Дэвов не почитай!». Где прежде почитали дэвам, там я совершил поклонение Ахура Мазде вместе с Артой по праведному обряду
–––
Minutissimarum rerum minutissimus scrutator
Страницы: 123...14151617181920    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Наука и технологии» > Тема «Исторические науки и вокруг»

 
  Новое сообщение по теме «Исторические науки и вокруг»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх