автор |
сообщение |
arcanum
магистр
|
12 июля 2010 г. 10:05 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Предлагаю указать любимые книги, проходящие по цеху предельно эстетских, красивых, тотально декадентских и стилистических утонченных. Причем прошу ориентироваться не просто на «потому что понравилось», а именно за ярко выраженное стремление автора написать предельно изысканную и изукрашенную красивостями прозу. 1. Лорд Дансейни – любая вещь, хоть рассказы, хоть романы. Красота в концентрированном виде. Но романы почему-то оказывают более убаюкивающее воздействие, особенно «Дочь короля эльфов». Спокойное, размеренноо и невероятно красивое повествование с минимальным сюжетом, зато с массой чарующих описаний. 2. Джеймс Брэнч Кейбелл – все «Сказание о Мануэле» вряд ли назовешь апофеозом литературной красивости, но «Domnei» невероятна красивая и пронзительная в своем рыцарственном чувстве вещь. И изысканно украшенная, как будто Кейбелл в ней осознанно экспериментировал с декадансом. 3. Танит Ли – «Плоская земля», хотя у нее можно брать заодно практически все сборники рассказов из 80-х. Томно, откровенно, по-женски чувственно, мелодраматично, предельно красиво и цветисто. Уникальное в своем роде явление. 4. Говард Лавкрафт – «Сомнабулический поиск неведомого Кадата».Ну, здесь все понятно. Дансейнизм во всей своей красе, но благодаря силе таланта преодолевший изначальный материал и вышедший на качественно новый уровень. Когда читал первый раз, эффект был абсолютно наркотический, как будто растворяешься в какой-то фантастически невероятной и колдовской грезе. 5. Анджела Картер – «Кровавая комната». Такие сказки мог бы, наверное, написать Бодлер, если бы озаботился такой идеей. А Оскар Уайлд бы долго аплодировал. 6. Александр Кондратьев – можно брать весь сборник «Сны» 93-го года и читать от корки до корки. То, что Лавкрафт называл «поющая проза» применительно к Дансейни, здесь на великолепном русском языке. Читая, спустя долгие годы ощутил примерно тот же эффект, что и от «Сомнабулического поиска неведомого Кадата» — полное погружение в царство грез. Хотя местами со смутным зловещим флером, как в тех же одноименных «Снах». Ну, так декаданс… 7. Кларк Эштон Смит – за его поэмы в прозе я готов поставить Смиту памятник. Эдгар По не достигал такой изысканной квинтэссенции красоты и томительного желания чего-то «превыше жизни», как это удавалось Смиту. 8. Артур Мейчен – прежде всего «Холм грез» и бесподобные «Нефритовые орнаменты». А далее можно (и нужно) брать «Белых людей». Видения Луциана из «Холма» в свое время заставили меня забыть и про булгаковский Бал Сатаны, и про поиски неведомого Кадата, и про незабвенные «Цветы зла» Бодлера. Такой страстной, мазохистски чувственной и возвышенной прозы я тогда еще не читал. Да и сейчас это редчайшее явление. 9. Джин Вулф – «Книга Нового Солнца», естественно. Казалось бы, простой и лаконичный стиль, без красивостей. Но так дух захватывает от этой строгой красоты, что испытываешь невыразимое чувство эстетического удовлетворения. Что, наверное, нетипично для восприятия этой книги. 10. Джон М. Харрисон – «Вирикониум». Недавнее приобретение в мою копилку, но какое! Ядовито-сладкое, струящееся колдовским дурманом – откроешь страницу и все, пропал. Странная красота, болезненная, причудливая, упадническая. Помимо этого еще конечно нельзя не назвать «Томаса Рифмача» Кашнер и «Альрауне» Эверса, «Маленький Большой» Краули и все Эдгара По, Йейтса, Уайлда, а еще Лиготти и Сологуб с Брюсовым. Как ни странно (для кого-нибудь, но не для меня) «Сэндмен» Геймана. Да сколько их еще… перечислять можно до бесконечности. А ваши предпочтения?
|
|
|
Pickman
миротворец
|
|
Бурцмали
гранд-мастер
|
12 июля 2010 г. 12:44 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Для меня — "Дюна" Герберта. Кто угодно может говорить, что это тяжело, что это некрасиво, что это нудно и т.д. — для меня все совсем не так.
|
––– Я всегда это знал... |
|
|
Raiden
философ
|
12 июля 2010 г. 12:46 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
К. Черри — "Эльфийский камень сна". При чтении этой книги возникает грусть по уходящему миру, который описывает автор.
Добавлю сюда ещё Симмонса — "Террор" — повествование настолько пронизано холодом, что при чтении его ощущаешь почти что наяву. Не советую читать этот роман зимой во время сильных морозов. Хотя, если в кресле под пледом и с чашечкой глинтвейна, то можно и зимой.
|
––– Отдел по внеклассному чтению во внеурочное время. |
|
|
valery123
активист
|
12 июля 2010 г. 12:46 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Мервин Пик — трилогия о замке Горменгаст — стилистически и математически, если можно так сказать, выверенный пугающий в третьем томе текст (писатель — художник). Клайв Баркер — Имаджика — поразило прежде всего поэтизмом, как и остальное у Баркера, и любовью к персонажам.(писатель — художник). Нил Стивенсон — Барочный цикл — это не фантастика как указано на обложке и в аннотации, а фантастически написанный исторический большой пребольшой роман.
|
|
|
Dark Andrew
гранд-мастер
|
12 июля 2010 г. 12:49 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
сообщение модератора Обязательное требование — не просто перечислять, но и объяснять, аналогично тому, как это сделано в первом сообщении темы.
Простое перечисление ниже данного сообщения буду удалять.
|
|
|
pacher
философ
|
12 июля 2010 г. 12:58 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Несогласен по двум пунктам. 1. Кларк Эштон Смит конечно велик и мы все его безумно любим, но где в его рассказах вышеупомянутые эстетические навороты и красивости? Я вот их в упор не вижу. Стиль, конечно, не такой сухой, как у Лавкрафта, но и далеко не поэтический. Я правда читал пока только в русский текст, может это перевод такой убитый и оригинал безумно поэтический, не знаю. Миры он рисует ого-го, визионер еще тот, но вот под определение
цитата эстетских, красивых, тотально декадентских и стилистических утонченных по-моему не подходит.
2. Анджела Картер показалась довольно убогой и вымученной постмодернистко-феминистской поделкой. Я был очень разочарован, когда начитавшись дифирамбов, прочел "Кровавую комнату". Единственный понравившийся мне рассказ — про девушку-вампира, остальные имхо ниже среднего уровня.
|
|
|
Claviceps P.
миротворец
|
12 июля 2010 г. 13:29 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Бруно Шульц — "Коричные лавки" и "Санатория под клепсидрой". Навскидку — не знаю иного такого же соседства и переплетения реальности и мифа, буйства жизни и смерти Текст — мед, патока, колдовство.
К вышеназванным, без сомнений достойнейшим товарищам — тоже питаю самые искренние симпатии и любовь К.Э. Смит — наше все. Переводы вполне себе неплохи, хотя могли быть и лучше. К оригиналам претензий нет вообще — красота, поэтичность, изысканность, богатая палитра слов и красок — все на месте.
|
|
|
arcanum
магистр
|
12 июля 2010 г. 13:52 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата pacher Кларк Эштон Смит конечно велик и мы все его безумно любим, но где в его рассказах вышеупомянутые эстетические навороты и красивости?
Есть они, есть. Особенно в его серии непереведенных несвязанных поэм в прозе типа "Белой сивиллы", "Цветочного демона", да и переведенная "Морфилла" в этом плане очень показательна, и еще немало переведенных вещей. Но это мое имхо, конечно.
цитата pacher Анджела Картер показалась довольно убогой и вымученной постмодернистко-феминистской поделкой.
А вот с этим категорически не согласен, я объявляю вам войну! На феминистские штучки-дрючки у меня чутье натасканное, обхожу за километр. если бы заметил это у Картер, сразу среагировал. по мне так необыкновенно красивые истории, эротично-заряженные, лукаво-плутовские, очень трогательные и местами очень готичные, но без пафоса.
цитата Claviceps P. Бруно Шульц — "Коричные лавки" и "Санатория под клепсидрой".
Взял на вооружение, спасибо
цитата Pickman Мервин Пик — трилогия о замке Горменгаст.
Абсолютно поддерживаю, крайне изысканное блюдо (хотя и несколько клаустрофобичное). Хотел включить в список, но в последний момент передумал. но в моей "второй десятке" он на первом месте
цитата Raiden К. Черри — "Эльфийский камень сна".
А ведь и правда. Забыл про него, но вещь, конечно, очень трогательная, грустная и хрупкая. Для Черри, по моему, абсолютно нетипичная.
|
|
|
baby furnace
новичок
|
12 июля 2010 г. 13:54 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Жюльен Грак — "Побережье Сирта" — может быть, самая красивая книга из всех, что я читал. Грак был прекрасным знатоком литературы романтизма (в частности немецкого) и в своих книгах нередко стилизовал язык, соединяя его с сюрреалистической образностью и другими новомодными (на то время) модернистскими приемами. Его "Побережье Сирта" — это три сотни страниц чарующих, неповторимых по своей красоте описаний, каждое из которых вполне может быть прочитано, как нечто символическое. Неспешное повествование этой книги, ее изящный, поэтический язык, тяготеющий к длинным, одновременно и в духе Новалиса, и в духе Пруста, предложениям, сложная, сгущенная образность, однако, ничуть не мешают ее восприятию. Книга читается очень легко.
Бруно Шульц — "Коричневые лавки", "Санатория под Клепсидрой". Такого описания простой повседневной жизни, как у Шульца, нет больше не у кого. Каждое, даже самое незначительное событие, превращается у Шульца в некое магическое действо. Рассказы Шульца — это как раз тот случай, про который можно сказать, что "здесь нет ни одного лишнего слова". Я не знаю, что делал Шульц с языком, но у него даже обычные, серые и незаметные у других слова, обнаруживают ту самую красоту.
Михаил Кузмин — у Кузмина красиво почти все, даже его романы из "современной" жизни, вроде "Тихого Иосифа". Однако, особого внимания достойны его причудливые, полные фантастических событий и магического символизма, стилизации. "Подвиги великого Александра", "Путешествие сэра Джона Фирфакса", "Римские чудеса" и другие причудливые истории можно перечитывать сколько угодно раз, всякий раз наслаждаясь их языком и стилистическим совершенством.
Томмазо Ландольфи — "Осенняя история". Ландольфи написал один из самых причудливых и красивых романов двадцатого века. Его высокий поэтический язык, органично сочетающийся с самыми что ни на есть прозаическими деталями, какая-то туманная, призрачная и зыбкая образность и обманчивая простота, образуют совершенно неповторимую, колдовскую атмосферу.
Поль Клодель — "Познание Востока". Сборник стихов в прозе одного из крупнейших французских поэтов 20 века. Я прочел книжку где-то месяц назад и до сих пор нахожусь под ее впечатлением. Клодель в общем-то всегда писал красиво, но здесь, поскольку пишет он о культуре, в которой нет ничего похожего на его собственную, Клодель нашел какой-то особенный язык. Его стихотворение в прозе о свинье и вовсе гениально.
Герман Мелвилл — "Моби Дик". "Моби Дик" красив от первой до последней строчки. Кто читал, тот знает. Плюс сложная философская образность, и сам белый кит — смерть, от которой не уйти никому... Да и куча описаний моря — одно бесподобнее другого.
Гийом Апполинер — "Гниющий чародей". Книга скорее поэтическая, нежели прозаическая, странная модернистская мистерия, переосмысленный средневековый бестиарий и очередная история о любви. Фантазии Апполинера просто нет предела.
|
––– this is Combat, I know |
|
|
glupec
миротворец
|
12 июля 2010 г. 13:56 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Я просто процитирую то, что писал в колонке и отзывах:
цитата 1. А. Мерритт. «Корабль Иштар» (безумно красивая фантазия, насыщенная и -- я бы даже сказал -- перенасыщенная поэтическими образами. Одна из тех книг, где приходится вдумываться и вчувствовываться в каждон слово, "смаковать" каждую детальку мира подолгу и с удовольствием. Короче -- постоянно перечитывать унд каждый раз открывать этот мир заново).
2. Дж. Толкин. «Мифопоэйя», «Баллада об Аотру и Итрун», «Имрам». Очень изящная образность + умение описывать то, что всем давно известно (напр. "красота = хорошо, уродство = плохо"), и именно потому, что это всем известно, никто на это не обращает внимания. автор же не счел эти истины банальными, и... "оживил" их, вдумавшись в них заново. (Note: Средиземская пенталогия, безусловно, есть классика — но по уровню поэтичности до вышеназванных вещей не дотягивает. Я бы даже сказал, что в «Хоббите» и ВК изобилует прозаичность — как то: описания быта, вещей и т.п. «Том Бомбадил» не попал в канон по причине разнородности стихов, в него входящих. Если бы существовали только 3 стихотворения оттуда — «Клад», «Фириэль», «Невеста-тень» — они бы сюда попали безусловно).
3. М. Стюарт. «Артуриана» (а если уж выбирать одно произведение — то «Последнее волшебство» (а точнее все-таки — «Последнее очарование», The Last Enchantment). Почему: книга о любви к жизни, о глубокой сопричастности с природой + о «последнем очаровании» этой бренной землей на пороге смерти. Как видим, присутствуют и поэтичность, и философичность в оч. высокой степени. Кроме того, это одна из тех книг, в которых Стюарт наиболее вольно обходится с артуровскими сюжетами (Нимуэ не "злая", Бедуир вместо Ланселота, Грааль -- не чаша Христа). Видно, что ее заботит высказать свои мысли, а не просто "пересказать легенду".
Сюда же, на второе место -- "Умирающую землю" Вэнса (роман, а не цикл). Причина -- высокий гуманистический пафос в первой новелле цитата «Рви, режь, руби», — говорил ее мозг, но в ее теле, в каждой его частице разрасталось... наслаждение?»
А в самом деле, почему люди (пусть немногие, но всё-таки) творят добро? Не в последнюю очередь потому, что им же самим от этого хорошо...
+ возможно, "Призрачный город" Муркока. (Я не оч. люблю цикл об Элрике как таковой, в основном из-за его неимоверной "раскрученности" в фанской среде в ущерб другим хорошим вещам... но эта книга -- исключение).
цитата Красивая, романтичная вещица. Главный герой ещё юн, наивен и не испорчен плохим влиянием окружающего общества (он даже пытается противостоять ему — быть «не таким, как все»! Как говорится, знал бы, где упасть...)
И, надо сказать, в ТАКОМ Элрике я узнаю себя. Себя тех времён, когда впервые прочитал эту книгу. Очень многое близко мне, потому что напоминает меня-тогдашнего: и уход от общества с его проблемами в миры книжные, и малое количество друзей вокруг, и осознание собственной слабости (волшебный меч представляется овеществленной мечтой подростка о том, чтобы «быть сильным»...)
Итог: для 14-16-летнего возраста эта книга идеальна. А также идеальна она для перечитывания лет через десять, когда вдруг потянет на ностальгию.
Ну и — написано, разумеется, прекрасно. Как филигранно «вычерчен» Йиркун — как медленны, последовательны и поступательны его действия... Это вам не пресонаж голливудских боевиков, который сразу говорит «я злодей» — и сразу же пускается во вся тяжкая... Сюжет развивается неспешно, и весь он в итоге ведёт к поединку... а поединок происходит только в самом конце (сравните с «Амбером»: помахали братцы-принцы шпагами на середине книги, и разошлись каждый своей дорогой! Здесь — не так. Здесь — всё продуманнее...) Собственно говоря, во всём цикле об Элрике только одна книга так же филигранно «вычерчена» — это «Месть Розы»...
+ его же "Серебряная рука". Чувство влюбленности героя (и автора) в жизнь очень велико ("Он был в мире, а мир был в нем, он был миром, а мир был им") -- и еще: цитата «К земле, скоту и плугу они относились с тем же почтением, что к отцу, жене и другу...»
В наш циничный век повесть вызывает большое чувство ностальгии по «раньшим временам». Причём не обязательно это должны быть времена каких-нибудь там давно ушедших кельтов... Муркок не совсем это имеет в виду, всё ж таки. Но урок, который он преподаёт, весьма поучителен и актуален
NB Это не попытка переписать мой канон, который был в колонке -- это просто перечень любимых книг
|
––– ...и так как часто плывут корабли, на всех парусах по волнам спеша, Физики "вектор" изобрели -- нечто бесплотное. Как душа. |
|
|
Kshishtof A.
магистр
|
12 июля 2010 г. 14:00 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата arcanum 9. Джин Вулф – «Книга Нового Солнца», естественно. Казалось бы, простой и лаконичный стиль, без красивостей. Но так дух захватывает от этой строгой красоты, что испытываешь невыразимое чувство эстетического удовлетворения. Что, наверное, нетипично для восприятия этой книги.
КНС — одно из любимых моих литературных произведений; книга без преувеличений гениальная. Но вот насчёт "простой и лаконичный стиль, без красивостей" — это Вы, право слово, промахнулись. Например:
цитата We believe that we invent symbols. The truth is that they invent us; we are their creatures, shaped by their hard, defining edges. When soldiers take their oath they are given a coin, an asimi stamped with the profile of the Autarch. Their acceptance of that coin is their acceptance of the special duties and burdens of military life—they are soldiers from that moment, though they may know nothing of the management of arms. I did not know that then, but it is a profound mistake to believe that we must know of such things to be influenced by them, and in fact to believe so is to believe in the most debased and superstitious kind of magic. The would-be sorcerer alone has faith in the efficacy of pure knowledge; rational people know that things act of themselves or not at all.
И такое на каждой странице. Как раз наоборот, стиль нарочито вычурно-барочный. Потому что просто и лаконично Вулф писать умеет — взять тот же Peace, или, из недавнего, Pirate Freedom.
|
––– Who are the ones that we kept in charge? Killers, thieves, and lawyers |
|
|
Anariel
магистр
|
12 июля 2010 г. 14:07 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Мне вот сразу на ум пришла книга "Томас Рифмач" Эллен Кашнер. Написано именно красиво, изящно, особенно описания волшебной страны. От книги так и веет чем-то приятным, теплым и немного печальным. Хотя написана довольно просто без искусственных красивостей и громоздких конструкций.
|
––– Сhacun son goût |
|
|
arcanum
магистр
|
12 июля 2010 г. 14:17 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Kshishtof A. КНС — одно из любимых моих литературных произведений; книга без преувеличений гениальная. Но вот насчёт "простой и лаконичный стиль, без красивостей" — это Вы, право слово, промахнулись. Например:
Я может быть неправильно сформулировал. Стиль у Вулфа конечно красивейший, в чем-то даже архаично цветистый. Но у меня он просто вызывал стойкое ощущение какой-то благородной строгости, твердости, может быть даже аскетизма. Он не настолько напоказ "красивый" как "Портрет Дориана Грея", к примеру. Или изящные зарисовки Дансейни. Я это имел ввиду, не знаю как еще выразить...
|
|
|
arcanum
магистр
|
12 июля 2010 г. 14:19 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата baby furnace Томмазо Ландольфи — "Осенняя история". Ландольфи написал один из самых причудливых и красивых романов двадцатого века. Его высокий поэтический язык, органично сочетающийся с самыми что ни на есть прозаическими деталями, какая-то туманная, призрачная и зыбкая образность и обманчивая простота, образуют совершенно неповторимую, колдовскую атмосферу.
Можно только сказать "хорошо, но мало" Уж больно книжечка небольшая.
|
|
|
glupec
миротворец
|
12 июля 2010 г. 14:21 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
"Томасу Рифмачу" не хватает живого мяса. Красивейшие, филигранно вычеканенные кости -- и такая же первосортная кожа на них. Плоть-то где
цитата arcanum 4. Говард Лавкрафт – «Сомнабулический поиск неведомого Кадата».Ну, здесь все понятно. Дансейнизм во всей своей красе, но благодаря силе таланта преодолевший изначальный материал и вышедший на качественно новый уровень. Когда читал первый раз, эффект был абсолютно наркотический, как будто растворяешься в какой-то фантастически невероятной и колдовской грезе.
Согласен, подписываюсь под каждым словом, и т.п. Поставил бы его на одну ступеньку с Толкином и "Умирающей землей".
цитата arcanum > К. Черри — "Эльфийский камень сна". А ведь и правда. Забыл про него, но вещь, конечно, очень трогательная, грустная и хрупкая. Для Черри, по моему, абсолютно нетипичная.
Все-таки героиня этой книги -- не Арафель с ее влюбленностью в жизнь, а как раз-таки наоборот -- Бранвен. Воспринимающая все гораздо более приземленно и прозаично (вспомните, как она превращала волшебных голубей обратно в "обычных", и т.п.) И, хотя она в итоге (из-за детей) приходит к осознанию, что была неправа, и идет на контакт с Ши -- это не отменяет "античудесатого" пафоса книги второй. Как раз подобное для Черри вполне типично ("да, да, чудесное и прекрасное в мире есть, но дело не в этом, а в том, что поддаваться ему не надо...") Хотя написано более чем красиво, изящно и тонко. Кто бы спорил. (Правда, дракон и интрига, которую он плетет, скорее были бы уместны в каком-н. "Ордене манускрипта"). Из произведений Черри (малая форма) ОЧЕНЬ хороши "Последняя башня" и "Братья". Вот там романтика присутствует "на полную катушку".
|
––– ...и так как часто плывут корабли, на всех парусах по волнам спеша, Физики "вектор" изобрели -- нечто бесплотное. Как душа. |
|
|
gamayunov
миродержец
|
|
baby furnace
новичок
|
12 июля 2010 г. 14:25 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
роман небольшой, да, но, учитывая специфический язык книги, по-моему, в самый раз в подобных произведениях главное — это чувство меры
|
––– this is Combat, I know |
|
|
arcanum
магистр
|
12 июля 2010 г. 14:25 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата glupec Поставил бы его на одну ступеньку с Толкином и "Умирающей землей".
Да, "Умирающую Землю" в этом ряду тоже никак нельзя пропустить Хотя Вэнс берет скорее не изысканностью литературного стиля, а общим упадническо-романтичным настроением. Но это ничуть не умаляет красоты этой вещи.
|
|
|
glupec
миротворец
|
12 июля 2010 г. 14:26 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
"Меч в камне" -- да. "Царица воздуха и тьмы" -- да. Когда читал, то так и представлял себе всех этих рыцарей, по сути дела, мальчишками а ля Том Сойер. Такие же добрые в душе, вольнолюбивые, раскованные и ершистые. С 3-й части начиная, все становится несколько мрачнее и более сложно психологически.
|
––– ...и так как часто плывут корабли, на всех парусах по волнам спеша, Физики "вектор" изобрели -- нечто бесплотное. Как душа. |
|
|