Фантастика жанр или метод


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Фантастика - жанр или метод?»

Фантастика - жанр или метод?

 автор  сообщение


философ

Ссылка на сообщение 26 октября 2009 г. 20:37  
цитировать   |    [  ] 
Немного запоздало, но все же пусть Ефремов сам ответит:

цитата

Как мне рассказывали мои коллеги-геологи, ведшие поиски алмазов, они таскали в своих полевых сумках книжку рассказов с «Алмазной Трубой». Секрет этого удивительного на первый взгляд прогноза прост: будучи сибирским геологом, я, несколько лет занимаясь тектоникой древних щитов, подыскал геологические условия, очень близкие с африканским щитом, после того, как многие годы изучал Африку. В рассказе я придумал находку трубки геологическим отрядом, в приключения которого вложил испытанное в собственных маршрутах, как то сделал и в «Гольце Подлунном». Разумеется, я принял во внимание все известные по тому времени факты: существование зоны повышенного давления под Сибирской платформой, аномалии силы тяжести и пластовые интрузии тяжелых основных пород, описал, что основными спутниками алмазов должны быть алые гранаты — пиропы, а вмещающими породами — кимберлиты. Все это до такой степени точно совпало с найденными двенадцать лет спустя месторождениями, что фантастический рассказ «Алмазная Труба» стали рассматривать как научный прогноз. Нашлись даже люди, которые обвинили меня в присвоении чужих открытий, именно «теории» проф. Н. М. Федоровского, забыв, что фантастический рассказ не претендует на научную теорию, и упустив из виду, что я — исследователь Сибири. На поверку оказалось, что никакой теории у Федоровского не существовало. Все его высказывание о возможности находки месторождений алмазов заключается в одной строчке его популярной книги 1934 года: «Тип же южно-африканских месторождений пока что не встречен, возможно, что он будет найден в многочисленных вулканических областях Сибири и Северного Урала».

Как видим, автор не сомневался, что писал и написал фантастический рассказ.
–––
Minutissimarum rerum minutissimus scrutator


философ

Ссылка на сообщение 26 октября 2009 г. 20:59  
цитировать   |    [  ] 

цитата ameshavkin

Почитайте "Введение в архитекст" Женетта, там описаны и другие попытки обосновать "только три рода". Например, сопоставить их с временами (эпос — прошлое, лирика — настоящее, драма — будущее) или лицами (эпос — от третьего лица, лирика — от первого лица, драма — от второго лица). И т.д.


Я еще одно могу предложить: эпика — Бог-Отец, лирика — Бог-Сын, драма — Бог-Святой Дух.
Ассоциации могут быть какими угодно — а вот придумайте мне четвертый способ существования автора в тексте.

цитата

Что же касается авторского "я", то это совсем недавнее изобретение, введенное романтиками. На традиционных ступенях развития литературы оно отсутствовало.


Как оно могло отсутствовать? Это прямо как в анекдоте про Вовочку: ж...а есть, а слова нет.
Если есть текст, есть и творящий субъект (а Фуко пускай идет в перу, в известном озере купаться). Иногда этих субъектов больше одного. Даже сильно больше.

цитата

На дописьменной стадии ни в одной литературе вообще не было ни лирики, ни драмы. И даже на письменной стадии — как вы объясните отсутствие эпоса в той же китайской литературе?


Эпоса в каком смысле? Эпических народных сказаний? Или эпоса в литературном смысле?

цитата

Гильгамеш устный, "Путешествие" письменное.


Зеленого понятия мы не имеем об устном "Гиольгамеше" — до нас он дошел только в письменном виде.

цитата

Гильгамеш создавался для прославления предков, "Путешествие" для развлечения современников.


Утверждение,
а) требующее доказательств.
б) из которого ничего не слдует.

Былины тоже записаны. Но "письменных" былин все равно не бывает.

Былины записаны со слов народных сказителей. С шумеро-аккадским Киршей Даниловым нас никто так и не познакомил.


философ

Ссылка на сообщение 26 октября 2009 г. 21:03  
цитировать   |    [  ] 

цитата ameshavkin

Как видим, автор не сомневался, что писал и написал фантастический рассказ.


Колумб не сомневался, чот открыл Индию.


философ

Ссылка на сообщение 26 октября 2009 г. 21:11  
цитировать   |    [  ] 

цитата zarya

А с понятием "жанр" та беда, что у этого слова несколько значений.


У этого слова не несколько значений. Просто в ХХ веке литература стала немножко другой, не такой, какой была на протяжении нескольких тысяч лет. И прежнее понятие о жанрах дало трещину — как прежнее понятие об атомах под влиянием экспериментов Резерфорда (до которых считалось, что атом неделим). Не потому что было неточным — к жанрам, существовавшим до 19 века оно применимо с высокой степенью точности. А потому что сама литература вышла за рамки этих определений.

У меня есть сильное подозрение, что этому поспособствовали а) всеобщая грамотность и б) развитие кинематографа.


миротворец

Ссылка на сообщение 27 октября 2009 г. 07:33  
цитировать   |    [  ] 

цитата ameshavkin

У слова жанр одно значение, хотя и очень приблизительное.

цитата kagerou

У этого слова не несколько значений. Просто в ХХ веке литература стала немножко другой, не такой, какой была на протяжении нескольких тысяч лет.

"Жанр" в смысле "роман, повесть, рассказ" и "жанр" в смысле "детектив, фантастика, любовный роман" — это однозначно разные значения. И второе значение появилось отнюдь не в двадцатом веке, и даже не в девятнадцатом (историческая беллетристика была уже вполне обособенным жанром во времена Дюма), иначе откуда взялись бы определения наподобие "рыцарский роман"?
Да и какая, в сущности, разница, когда именно появилось второе значение, если первое всё равно никуда не делось? Я согласен, что у смешения понятий были исторические причины; это не отменяет того факта, что их разделение назрело. Иначе темам вроде текущей конца не будет.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 27 октября 2009 г. 08:54  
цитировать   |    [  ] 

цитата kagerou

Эпоса в каком смысле? Эпических народных сказаний? Или эпоса в литературном смысле?

ну вот опять одно слово, означающее разные вещи.

Как можно что-то классифицировать без однозначности терминов?


философ

Ссылка на сообщение 27 октября 2009 г. 08:59  
цитировать   |    [  ] 

цитата zarya

"Жанр" в смысле "роман, повесть, рассказ" и "жанр" в смысле "детектив, фантастика, любовный роман" — это однозначно разные значения.


Никоим образом. "Жанр" в обоих случаях означает одно и то же: "— совокупность формальных и содержательных особенностей произведения".

Спор ведется только об одном: можно ли выделять какой-то оттдельный жанр по сугубо СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМ особенностям?

цитата

И второе значение появилось отнюдь не в двадцатом веке, и даже не в девятнадцатом (историческая беллетристика была уже вполне обособенным жанром во времена Дюма), иначе откуда взялись бы определения наподобие "рыцарский роман"?


Видите ли, во времена рыцарского романа никто не говорил, что он "рыцарский" — говорили просто "роман". А других форм романа не существовало, поэтому не надо было выделять "рыцарский" в отдельную графу.

Кстати, именно на факте выделения жанров по СОДЕРЖАТЕЛЬНОМУ признаку, о котором вы говорите, и базируется моя уверенность в том, что жанры по содержательному признаку выделять в отдельные жанры можно и нужно. Потому что все равно так исторически складываетс, что их выделяют.


философ

Ссылка на сообщение 27 октября 2009 г. 09:07  
цитировать   |    [  ] 

цитата Dark Andrew

ну вот опять одно слово, означающее разные вещи.

Здесь имеется ввиду эпос как род литературы и жанр героического эпоса. Это разные термины.

цитата zarya

"Жанр" в смысле "роман, повесть, рассказ" и "жанр" в смысле "детектив, фантастика, любовный роман" — это однозначно разные значения. И второе значение появилось отнюдь не в двадцатом веке, и даже не в девятнадцатом (историческая беллетристика была уже вполне обособенным жанром во времена Дюма), иначе откуда взялись бы определения наподобие "рыцарский роман"?

Сначала появились жанровые разновидности романа : философский, интеллектуальный, фантастический, любовный, детективный и т.д. А потом фантастика, к примеру, оторвалась от конкретного жанра романа, стала шире этого понятия. Появились фантастические повести, рассказы, новеллы, а по традиции так и продолжают употреблять слово "жанр". Получается, что нужно либо менять всю систему терминологии, либо признать, что фантастика жанром не является. Вопрос, что кому проще и стоит ли огород городить?
–––
Текст перед вами и порождает собственные смыслы. У. Эко, "Заметки на полях "Имени Розы".


философ

Ссылка на сообщение 27 октября 2009 г. 09:07  
цитировать   |    [  ] 

цитата Dark Andrew

ну вот опять одно слово, означающее разные вещи.


НЕТ!!!
Эпос как комплекс сказаний ВХОДИТ в множество "эпос как род литературы". НО вот просто есть народный эпос — и народные эпические жанры (сказка, героическая поэма, сказание, легенда) — а есть авторский эпос и авторские эпические жанры (роман, повесть, рассказ и т. п.).

Юзер ameshavkin схитрил, не уточняя, имеет он в виду бОльшее множество или меньшее. Впрочем, эпос как род литературы, он отрицает, так что можно считать, что не схитрил.

цитата Dark Andrew

Как можно что-то классифицировать без однозначности терминов?


Они кажутся неоднозначными только тем, кто слабо знаком с материалом и кого вводят в заблуждение, пользуясь этим.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 27 октября 2009 г. 09:08  
цитировать   |    [  ] 

цитата kagerou

Никоим образом. "Жанр" в обоих случаях означает одно и то же: "— совокупность формальных и содержательных особенностей произведения".

Не совсем понял, т.е. вы утверждаете, что в рамках шкалы "жанр" есть одновременно понятия "роман" и "фантастика"? Эти понятия классификация одного порядка? ??? %-\


философ

Ссылка на сообщение 27 октября 2009 г. 09:10  
цитировать   |    [  ] 

цитата Шолль

Сначала появились жанровые разновидности романа : философский, интеллектуальный, фантастический, любовный, детективный и т.д. А потом фантастика, к примеру, оторвалась от конкретного жанра романа, стала шире этого понятия. Появились фантастические повести, рассказы, новеллы, а по традиции так и продолжают употреблять слово "жанр". Получается, что нужно либо менять всю систему терминологии, либо признать, что фантастика жанром не является. Вопрос, что кому проще и стоит ли огород городить?


Ну, есть еще вариант "выделить роман в отдельный род литературы", потому что роман может позволить себе и лирическую, и драматическую организцию текста — см. "Улисс".

Но я, в общем, настаиваю на том, что стройная система классификации жанров по сугубо формальным признакам, дала трещину уже давно. Сейчас мы можем только констатировать факт: содержательный план заявляет о себе все настойчивее.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 27 октября 2009 г. 09:12  
цитировать   |    [  ] 

цитата Шолль

Здесь имеется ввиду эпос как род литературы и жанр героического эпоса. Это разные термины.

Ну так а зачем одним словом называть разные термины? О том я и говорю — вот она — неоднозначность, отсюда и путаница.

цитата kagerou

Эпос как комплекс сказаний ВХОДИТ в множество "эпос как род литературы". НО вот просто есть народный эпос — и народные эпические жанры (сказка, героическая поэма, сказание, легенда) — а есть авторский эпос и авторские эпические жанры (роман, повесть, рассказ и т. п.).

Ну слушайте, смешно же, честное слово.

Есть слово "эпос". В зависимости от того о чём именно идёт речь оно означает разные вещи. Вы представьте, что в математике под словом "отрезок" будут понимать разное в зависимости от контекста. Или в биологии слово "отряд" будет означать у растений одно, у животных другое. Ну ерунда же получается.
И абсолютно тоже самое со словом "жанр".

цитата kagerou

Они кажутся неоднозначными только тем, кто слабо знаком с материалом и кого вводят в заблуждение, пользуясь этим.

Э, нет. Есть факт — одно слово используется для обозначения разных вещей (множеств, если вам угодно). Это и называется неоднозначностью.


философ

Ссылка на сообщение 27 октября 2009 г. 09:13  
цитировать   |    [  ] 

цитата kagerou

Но я, в общем, настаиваю на том, что стройная система классификации жанров по сугубо формальным признакам, дала трещину уже давно. Сейчас мы можем только констатировать факт: содержательный план заявляет о себе все настойчивее.

Конечно, но вы сами писали, что есть вопрос, стоит ли выделять жанр только по содержательным признакам? А с другой стороны, даже если принять эту позицию, внутри фантастики уже появилась куча разновидностей: альтернативная история, космоопера.... Тоже по содержательному признаку. Выходит, что такое фантастика? Уже не жанр, точно.
–––
Текст перед вами и порождает собственные смыслы. У. Эко, "Заметки на полях "Имени Розы".


философ

Ссылка на сообщение 27 октября 2009 г. 09:16  
цитировать   |    [  ] 

цитата Dark Andrew

Есть слово "эпос". В зависимости от того о чём именно идёт речь оно означает разные вещи.

Так употреблять термин надо правильно, а не как попало. Героический эпос — жанр, эпос (просто) — род. Знаете, в медицинской терминологии есть элемент cysto- в зависимости от контекста он означает кисту, пузырь вообще и конкретно мочевой пузырь. Но почему-то медики не путаются с его значением и употреблением.
–––
Текст перед вами и порождает собственные смыслы. У. Эко, "Заметки на полях "Имени Розы".


философ

Ссылка на сообщение 27 октября 2009 г. 09:17  
цитировать   |    [  ] 

цитата Dark Andrew

Не совсем понял, т.е. вы утверждаете, что в рамках шкалы "жанр" есть одновременно понятия "роман" и "фантастика"? Эти понятия классификация одного порядка?


ОМГ.
"Роман" — классификация по — главным образом — формальным признакам. И если бы классификации жанров строились ТОЛЬКО на формальных признаках, вопроса бы не было: нет такой вещи в литературе как "фантастическая форма".
Но жанровая классификация ИЗНАЧАЛЬНО принимала во внимание СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ план. Скажем, подразделение на комедию и трагедию строится на содержательном плане, так? Или на гражданскую лирику и любовную лирику?
Значит, мы не можем игнорировать план содержания. А фанастическое содержание произведения, как мы видим, бывает. Некоторым жанрам оно присуще изначально, с глубокой древности — например, сказке. Сказку именно по содержательным признакам отличают от легенды: в легенде есть элемент историзма, в сказке — нет, там сугубая фантастика.

Фантастика, детектив, дамский роман и пр. отлиаются от "прозы ммэйнстрима" СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМ ПЛАНОМ. Каноны этих жанров (буду называть их жанрами), каноны т. н. "жанровой прозы" касаются СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ признаков. И вот литературоеды рубятся над вопросом: может ли содержание аж до такой степени превалировать, чтобы те или иные произведения выделять в отдельный жанр по СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМ признакам, при том что по ФОРМАЛЬНЫМ — это романы, раскаы, повести етц.?


философ

Ссылка на сообщение 27 октября 2009 г. 09:24  
цитировать   |    [  ] 

цитата Dark Andrew

Ну так а зачем одним словом называть разные термины?


ТАК ИСТОРИЧЕСКИ СЛОЖИЛОСЬ, понимаете? Язык — это структура, которая развивается не по нашему велению и хотению. Вы же не выходите на улицу с плакатом "давайте назать ключ, которым двери открывают, одним словом. а в котором вода — другим словом"?

цитата

Есть слово "эпос". В зависимости от того о чём именно идёт речь оно означает разные вещи.


Ъ!
Оно означает одну и ту же вещь — "повестование, рассказывание". Дословно. С греческого.
ТОлько когда м говорим о "героическом эпосе как жанре" — мы просто говорим о повестоввании, у котороого есть коллективный автор, народ.
А когда о роде литературы — то обо всех повествованиях в мире, длинных и коротких, в общем и целом, понимаете?

Эпос — это ВСЕГДА повестование. У этого слова ОДНО значение. Просто в рамках эпоса выделяют "народно-героический", как жанр. Есть "повествование вообще", а есть "повествование об Илье Муромце". Но оно, сосредоточившись на Илье, не перестает быть повествованием, эпосом.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 27 октября 2009 г. 10:42  
цитировать   |    [  ] 

цитата Шолль

Так употреблять термин надо правильно, а не как попало. Героический эпос — жанр, эпос (просто) — род.

Золотые слова. И кто из литературоведов его так употребляет?
И тот же вопрос по слову "жанр".

цитата kagerou

ТАК ИСТОРИЧЕСКИ СЛОЖИЛОСЬ, понимаете?

Понимаю, вот это как раз я очень хорошо понимаю. Так сложилось. Замечательно.
А не понимаю, почему нельзя от "так сложилось" отойти и сделать нормально. Как сделали химики, когда из алхимии, где всё было примерно как сейчас в литературоведении, выделили ключевое и точно всё определили.

цитата kagerou

Эпоса в каком смысле? Эпических народных сказаний? Или эпоса в литературном смысле?

цитата kagerou

Эпос — это ВСЕГДА повестование. У этого слова ОДНО значение. Просто в рамках эпоса выделяют "народно-героический", как жанр. Есть "повествование вообще", а есть "повествование об Илье Муромце". Но оно, сосредоточившись на Илье, не перестает быть повествованием, эпосом.

Зачем тогда был первый вопрос?

------------
Собственно я идею понял давно, как литературоведы делят произведения, я не понимаю, почему они упорно не желают упростить эту идею.

цитата kagerou

И вот литературоеды рубятся над вопросом: может ли содержание аж до такой степени превалировать, чтобы те или иные произведения выделять в отдельный жанр по СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМ признакам, при том что по ФОРМАЛЬНЫМ — это романы, раскаы, повести етц.?

А зачем рубится? Это то, о чем я с самого начала писал, в полном недоумении зачем вообще смешивать их?

Отбрасываем исторически сложившееся, для улучшения понимания.
произведение = формальные признаки (форма) + содержательные признаки (жанр)
форма бывает такая-то.
жанры бывают такие-то.
и всё.

Я понять не могу, какой смысл объединять в одну шкалу две вещи разного порядка? Только потому что так исторически сложилось? Это на самом деле считается серьёзным доводом за или против?


философ

Ссылка на сообщение 27 октября 2009 г. 10:53  
цитировать   |    [  ] 

цитата Dark Andrew

Собственно я идею понял давно, как литературоведы делят произведения, я не понимаю, почему они упорно не желают упростить эту идею.

Потому что любое упрощение ведет к отсечению части явлений, которые не попадают в упрощенную классификацию. Но ведь они от этого не перестают существовать, верно? Представьте, что биологи перестают изучать вирусы, к примеру, потому что они не укладываются в какую-то классификацию. Игнорирование какого-то явления в любой области знаний никому никогда не помогало.

цитата Dark Andrew

Отбрасываем исторически сложившееся, для улучшения понимания.

Это не научный подход. А литературоведение — наука. Все равно, что предложить отбросить теорию эволюции для лучшего понимания биологии.

цитата Dark Andrew

Золотые слова. И кто из литературоведов его так употребляет?
И тот же вопрос по слову "жанр".

Вы попали на спор различных школ. Каждая предлагает свою классификацию и в рамках своей классификации употребляет термины правильно.
–––
Текст перед вами и порождает собственные смыслы. У. Эко, "Заметки на полях "Имени Розы".


философ

Ссылка на сообщение 27 октября 2009 г. 10:59  
цитировать   |    [  ] 

цитата Dark Andrew

А зачем рубится? Это то, о чем я с самого начала писал, в полном недоумении зачем вообще смешивать их?

Потому, что каждое произведение обладает и теми и другими признаками. Нельзя игнорировать часть фактов, составляя классификацию. Вопрос в том, какие из существующих принаков считать ведущими. К этому существуют разные подходы, как в любой науке. Вообще это довольно фундаментальная проблема. Вы же не ожидаете, что ученые-физики, опять же к примеру, будут спорить, приводя аргументы только из школьного учебника?
–––
Текст перед вами и порождает собственные смыслы. У. Эко, "Заметки на полях "Имени Розы".


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 27 октября 2009 г. 11:03  
цитировать   |    [  ] 

цитата Шолль

Потому что любое упрощение ведет к отсечению части явлений, которые не попадают в упрощенную классификацию. Но ведь они от этого не перестают существовать, верно? Представьте, что биологи перестают изучать вирусы, к примеру, потому что они не укладываются в какую-то классификацию. Игнорирование какого-то явления в любой области знаний никому никогда не помогало.

Пример с вирусами великолепно характеризует правильное отношение к классификации явлений. Вирусы кочевали по разным веткам классификации, вирусы — это явление. А классификация — это характеристики, не надо путать одно с другим.

цитата Шолль

Это не научный подход. А литературоведение — наука. Все равно, что предложить отбросить теорию эволюции для лучшего понимания биологии.

Это не научный подход?! Не научный подход, когда признаки, описывающие разный тип явлений относят к одной характеристике. Это как в физике упругость вещества и вязкость вещества объединять в единое целое. Теория Дарвина отбрасывала то, что было до неё. Теория Коперника отбрасывала, то что было общепринятым до неё. Посмотрите историю науки — во всех дисциплинах (вроде бы кроме математики) был этап, когда отбрасывалось всё старое запутанное и предлагалось новое, позволяющее точно и полно всё описать.
Страницы: 123...1920212223...272829    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Фантастика - жанр или метод?»

 
  Новое сообщение по теме «Фантастика - жанр или метод?»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх