Фантастика жанр или метод


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Фантастика - жанр или метод?»

Фантастика - жанр или метод?

 автор  сообщение


философ

Ссылка на сообщение 27 октября 2009 г. 22:54  
цитировать   |    [  ] 

цитата Шолль

Сначала появились жанровые разновидности романа : философский, интеллектуальный, фантастический, любовный, детективный и т.д. А потом фантастика, к примеру, оторвалась от конкретного жанра романа, стала шире этого понятия. Появились фантастические повести, рассказы, новеллы, а по традиции так и продолжают употреблять слово "жанр". Получается, что нужно либо менять всю систему терминологии, либо признать, что фантастика жанром не является. Вопрос, что кому проще и стоит ли огород городить?

Ну вот вам аналогия: исторический роман. Бывают еще исторические рассказы, исторические поэмы, исторические пьесы, исторические фильмы... "Историческая" тематика составляет "художественную систему"?
А вот есть такие жанры, как альтернативная история и историческое фэнтези. Они одновременно входят и в фантастику, и в исторический жанр.
То же самое относится и к детективу. Детектив — "художественная система"? А что тогда жанр? Только роман-повесть-рассказ?
–––
Minutissimarum rerum minutissimus scrutator


философ

Ссылка на сообщение 27 октября 2009 г. 22:54  
цитировать   |    [  ] 

цитата ameshavkin

У Ефремова в его времени было другое представление о фантастическом, вот и все.


Давайте не будем цепляться ко времени. Потому что по времени Ефремов ровесник Брэдбери и младше на целое поколение того же Толстого или Беляева. У которых с пониманием фантастики, судя по результатам их деятельности, все в порядке.

В расскае Беляева нет не то что фантастического хронотопа, а давайте уж скажем прямо — ни единой фантастической детали.


философ

Ссылка на сообщение 27 октября 2009 г. 23:00  
цитировать   |    [  ] 

цитата ameshavkin

Извините, но у вас всего лишь игра словами, точнее предлогами. Исходя из здравого смысла, способа получается всего два, либо "в", либо "вне".


То есть, либо драма, либо лирика.
Весь огромный пласт эпики пошел в трубу.

цитата ameshavkin

А что значит "над", и чем он отличается от "вне"?


Тем, что автор, как в лирике, присутствует как повествующий субъект — но не проявляется на событийном плане.

цитата ameshavkin

И если есть "над", должен быть и "под". А также "за" и "перед".


Кто вам сказал?


философ

Ссылка на сообщение 27 октября 2009 г. 23:02  
цитировать   |    [  ] 

цитата kagerou

Давайте не будем цепляться ко времени

И как же за него не зацепиться? Немцов, Охотников, Сапарин — вот современники Ефремова, а вовсе не Брэдбери. В СССР 1940-начала 1950-х было такое вот представление о фантастическом. Приземленное.
–––
Minutissimarum rerum minutissimus scrutator


философ

Ссылка на сообщение 27 октября 2009 г. 23:05  
цитировать   |    [  ] 

цитата ameshavkin

Ну вот вам аналогия: исторический роман. Бывают еще исторические рассказы, исторические поэмы, исторические пьесы, исторические фильмы... "Историческая" тематика составляет "художественную систему"?

Оххх..... Художественная система подразумевает не только использование различных жанров и сходную тематику, но и объединяющее произведения видение мира, набор эстетических принципов и приемов, свою философию, если хотите, свою мифологию. Историческое в том примере, который вы приводите, это только содержательно-тематический аспект, а в чем заключается общая для всех авторов исторических романов эстетика?
А вот альтернативную историю и историческое фэнтэзи я отнесу к фантастике, т.к. в них явно доминирует желание автора пересоздать мир, сотворить свой собственный, а не воссоздать конкретно-историческую эпоху.
–––
Текст перед вами и порождает собственные смыслы. У. Эко, "Заметки на полях "Имени Розы".


философ

Ссылка на сообщение 27 октября 2009 г. 23:10  
цитировать   |    [  ] 

цитата kagerou

Тем, что автор, как в лирике, присутствует как повествующий субъект — но не проявляется на событийном плане.

Выходит, басня — это в чистом виде эпос. Что может дать такая классификация, которая объединяет в один класс басню и "Энеиду"?
–––
Minutissimarum rerum minutissimus scrutator


философ

Ссылка на сообщение 27 октября 2009 г. 23:12  
цитировать   |    [  ] 

цитата ameshavkin

цитата kagerou
Тем, что автор, как в лирике, присутствует как повествующий субъект — но не проявляется на событийном плане.

Выходит, басня — это в чистом виде эпос. Что может дать такая классификация, которая объединяет в один класс басню и "Энеиду"?

Ээй, один про драму, другой про эпос... Остановитесь!
–––
Текст перед вами и порождает собственные смыслы. У. Эко, "Заметки на полях "Имени Розы".


миротворец

Ссылка на сообщение 27 октября 2009 г. 23:12  
цитировать   |    [  ] 

цитата Шолль

Вопрос в том, мы с вами будем беседовать на уровне профанов, или специалистов? Беседовать на профессиональном уровне скажем о теоретической физике я не могу, и даже пытаться не буду, не пойму, о чем речь. А вот в области литературоведения — пожалуйста, только к чему тогда раздаются упреки, что вы мол так объясняете, что неспециалисту не понять?

Упрёки вообще-то в том, что вы никак объяснять не хотите. Кто хотел, тот объяснил, без пальцегнутия и сложностей на ровном месте.


философ

Ссылка на сообщение 27 октября 2009 г. 23:14  
цитировать   |    [  ] 

цитата zarya

Упрёки вообще-то в том, что вы никак объяснять не хотите. Кто хотел, тот объяснил, без пальцегнутия и сложностей на ровном месте.

Я-то уже неоднократно объясняла. Вы почитайте, почитайте... А то что я повторять одно и то же буду.:-)
–––
Текст перед вами и порождает собственные смыслы. У. Эко, "Заметки на полях "Имени Розы".


философ

Ссылка на сообщение 27 октября 2009 г. 23:15  
цитировать   |    [  ] 

цитата Шолль

в чем заключается общая для всех авторов исторических романов эстетика?

Любовное и заинтересованное воссоздание "прошлого".
И уж наверняка общая эстетика есть у любовного романа.

цитата Шолль

А вот альтернативную историю и историческое фэнтэзи я отнесу к фантастике, т.к. в них явно доминирует желание автора пересоздать мир, сотворить свой собственный, а не воссоздать конкретно-историческую эпоху

В "Колодези" Логинова исторический план явно доминирует, а фантастический находится на заднем плане. То же самое относится и к "Сердцу Пармы".
–––
Minutissimarum rerum minutissimus scrutator


философ

Ссылка на сообщение 27 октября 2009 г. 23:17  
цитировать   |    [  ] 

цитата Шолль

Ээй, один про драму, другой про эпос... Остановитесь!

Нет-нет, мы обое (та и другой) про эпос.
–––
Minutissimarum rerum minutissimus scrutator


миротворец

Ссылка на сообщение 27 октября 2009 г. 23:18  
цитировать   |    [  ] 

цитата ameshavkin

далеко не все историки литературы согласны с тем, что "Флуар и Бланшефлор" и "Окассен и Николетт" это рыцарские романы.

Или "Крестьянин Гельмбрехт" тем паче. Впрочем, kagerou сама же написала, что

цитата kagerou

жанровая классификация ИЗНАЧАЛЬНО принимала во внимание СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ план. Скажем, подразделение на комедию и трагедию строится на содержательном плане, так? Или на гражданскую лирику и любовную лирику?

так что я вопрос считаю исчерпанным.


философ

Ссылка на сообщение 27 октября 2009 г. 23:24  
цитировать   |    [  ] 

цитата ameshavkin

Любовное и заинтересованное воссоздание "прошлого".

??? То есть Дюма, к примеру, любовно и заинтересованно воссоздавал прошлое? Тип исторического романа Вальтера Скотта и Лиона Фейхтвангера один?
Это не эстетика. Объясните мне, в чем общее у авторов исторического романа отношение к произведению, как они позиционируют себя по отношению к литературе и жизни, изображению скажем героя и народа....

цитата ameshavkin

В "Колодези" Логинова исторический план явно доминирует, а фантастический находится на заднем плане. То же самое относится и к "Сердцу Пармы".

Поскольку эти произведения я не читала, конкретно вам возразить не могу. Но вот мир, который там изображен, это конкретный исторический период, все точно как в документах или все-таки наличествует отклонение от последовательности исторических событий?
–––
Текст перед вами и порождает собственные смыслы. У. Эко, "Заметки на полях "Имени Розы".


философ

Ссылка на сообщение 27 октября 2009 г. 23:29  
цитировать   |    [  ] 

цитата kagerou

Тем, что автор, как в лирике, присутствует как повествующий субъект — но не проявляется на событийном плане.

цитата ameshavkin

Нет-нет, мы обое (та и другой) про эпос.

По-моему, вот это было явно про драму. В эпосе автор может присутствовать на событийном и композиционном уровне в авторских отступлениях, становиться персонажем, маскироваться под рассказчика. А в драме как он может себя проявить в тексте, кроме как тот, кто его пишет?
–––
Текст перед вами и порождает собственные смыслы. У. Эко, "Заметки на полях "Имени Розы".


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 27 октября 2009 г. 23:37  
цитировать   |    [  ] 

цитата Шолль

Но вот мир, который там изображен, это конкретный исторический период, все точно как в документах или все-таки наличествует отклонение от последовательности исторических событий?

Период — конкретный, документальный базис не хуже (а может даже и прочнее), чем у Дюма. А фантастичны там "вещи", точнее некоторые локальные явления в случае того же "Колодезя".

И встречный вопрос — а у тех же Бредбэри и Немцова — одна эстетика, философия и мифология? %-\ (уж извините, что вмешиваюсь, но просто интересно)
–––
А в мире втором мотыльки и звезды
Хрустели, как сахар под сапогом. И смысла не было, не было Ни в том, ни в другом.


философ

Ссылка на сообщение 27 октября 2009 г. 23:44  
цитировать   |    [  ] 

цитата ameshavkin

Выходит, басня — это в чистом виде эпос. Что может дать такая классификация, которая объединяет в один класс басню и "Энеиду"?


Стоп — а что вам ДОЛЖНА дать классификация? Чего вы от нее хотите? Начнем с этого.
Мне такая классификация дает, по меньшей мере. представление об организации повествования, хотя бы самое общее.


философ

Ссылка на сообщение 27 октября 2009 г. 23:47  
цитировать   |    [  ] 

цитата Мартин

И встречный вопрос — а у тех же Бредбэри и Немцова — одна эстетика, философия и мифология? (уж извините, что вмешиваюсь, но просто интересно)


Я ничего не знаю о немкове — но я знаю, что Брэдбери создает в своих вещах фантастический хронотоп. Я бы сказала — канонический фантастический хронотоп всех трех типов — даже в пределах одного сборника "Марсианские хроники".


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 27 октября 2009 г. 23:52  
цитировать   |    [  ] 
Немцов на Фантлабе.
Ну а с тем, что Немцов (в основном ускэос) и Бредбэри — это фантастика "по хронотопу" я и не спорю. Мне интересно, как их объединяет "художественная система".
–––
А в мире втором мотыльки и звезды
Хрустели, как сахар под сапогом. И смысла не было, не было Ни в том, ни в другом.


философ

Ссылка на сообщение 28 октября 2009 г. 07:38  
цитировать   |    [  ] 

цитата Шолль

??? То есть Дюма, к примеру, любовно и заинтересованно воссоздавал прошлое? Тип исторического романа Вальтера Скотта и Лиона Фейхтвангера один?

Да, воссоздавал. Дюма неизбежно принадлежал к "линии Скотта", потому что в его время другой и не было. Исторический роман моногенетичен.

цитата Шолль

Это не эстетика. Объясните мне, в чем общее у авторов исторического романа отношение к произведению, как они позиционируют себя по отношению к литературе и жизни, изображению скажем героя и народа....

Это эстетика? По-моему, публицистика в духе Писарева-Добролюбова.

цитата Шолль

Но вот мир, который там изображен, это конкретный исторический период, все точно как в документах или все-таки наличествует отклонение от последовательности исторических событий?

Встречный вопрос про Дюма. У него "все точно" или "наличествует отклонение"? Так он фантаст?
–––
Minutissimarum rerum minutissimus scrutator


философ

Ссылка на сообщение 28 октября 2009 г. 07:44  
цитировать   |    [  ] 

цитата kagerou

Мне такая классификация дает, по меньшей мере. представление об организации повествования

Итак, басня — эпический жанр. Такое понимание противоречит интуитивному ощущению, в том числе и вашему. Вот к чему приводит теоретический ригоризм.
–––
Minutissimarum rerum minutissimus scrutator
Страницы: 123...2122232425...272829    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Фантастика - жанр или метод?»

 
  Новое сообщение по теме «Фантастика - жанр или метод?»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх