автор |
сообщение |
ameshavkin
философ
|
27 октября 2009 г. 22:54 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Шолль Сначала появились жанровые разновидности романа : философский, интеллектуальный, фантастический, любовный, детективный и т.д. А потом фантастика, к примеру, оторвалась от конкретного жанра романа, стала шире этого понятия. Появились фантастические повести, рассказы, новеллы, а по традиции так и продолжают употреблять слово "жанр". Получается, что нужно либо менять всю систему терминологии, либо признать, что фантастика жанром не является. Вопрос, что кому проще и стоит ли огород городить?
Ну вот вам аналогия: исторический роман. Бывают еще исторические рассказы, исторические поэмы, исторические пьесы, исторические фильмы... "Историческая" тематика составляет "художественную систему"? А вот есть такие жанры, как альтернативная история и историческое фэнтези. Они одновременно входят и в фантастику, и в исторический жанр. То же самое относится и к детективу. Детектив — "художественная система"? А что тогда жанр? Только роман-повесть-рассказ?
|
––– Minutissimarum rerum minutissimus scrutator |
|
|
kagerou
философ
|
27 октября 2009 г. 22:54 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ameshavkin У Ефремова в его времени было другое представление о фантастическом, вот и все.
Давайте не будем цепляться ко времени. Потому что по времени Ефремов ровесник Брэдбери и младше на целое поколение того же Толстого или Беляева. У которых с пониманием фантастики, судя по результатам их деятельности, все в порядке.
В расскае Беляева нет не то что фантастического хронотопа, а давайте уж скажем прямо — ни единой фантастической детали.
|
|
|
kagerou
философ
|
27 октября 2009 г. 23:00 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ameshavkin Извините, но у вас всего лишь игра словами, точнее предлогами. Исходя из здравого смысла, способа получается всего два, либо "в", либо "вне".
То есть, либо драма, либо лирика. Весь огромный пласт эпики пошел в трубу.
цитата ameshavkin А что значит "над", и чем он отличается от "вне"?
Тем, что автор, как в лирике, присутствует как повествующий субъект — но не проявляется на событийном плане.
цитата ameshavkin И если есть "над", должен быть и "под". А также "за" и "перед".
Кто вам сказал?
|
|
|
ameshavkin
философ
|
27 октября 2009 г. 23:02 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата kagerou Давайте не будем цепляться ко времени
И как же за него не зацепиться? Немцов, Охотников, Сапарин — вот современники Ефремова, а вовсе не Брэдбери. В СССР 1940-начала 1950-х было такое вот представление о фантастическом. Приземленное.
|
––– Minutissimarum rerum minutissimus scrutator |
|
|
Шолль
философ
|
27 октября 2009 г. 23:05 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ameshavkin Ну вот вам аналогия: исторический роман. Бывают еще исторические рассказы, исторические поэмы, исторические пьесы, исторические фильмы... "Историческая" тематика составляет "художественную систему"?
Оххх..... Художественная система подразумевает не только использование различных жанров и сходную тематику, но и объединяющее произведения видение мира, набор эстетических принципов и приемов, свою философию, если хотите, свою мифологию. Историческое в том примере, который вы приводите, это только содержательно-тематический аспект, а в чем заключается общая для всех авторов исторических романов эстетика? А вот альтернативную историю и историческое фэнтэзи я отнесу к фантастике, т.к. в них явно доминирует желание автора пересоздать мир, сотворить свой собственный, а не воссоздать конкретно-историческую эпоху.
|
––– Текст перед вами и порождает собственные смыслы. У. Эко, "Заметки на полях "Имени Розы". |
|
|
ameshavkin
философ
|
27 октября 2009 г. 23:10 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата kagerou Тем, что автор, как в лирике, присутствует как повествующий субъект — но не проявляется на событийном плане.
Выходит, басня — это в чистом виде эпос. Что может дать такая классификация, которая объединяет в один класс басню и "Энеиду"?
|
––– Minutissimarum rerum minutissimus scrutator |
|
|
Шолль
философ
|
27 октября 2009 г. 23:12 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ameshavkin цитата kagerou Тем, что автор, как в лирике, присутствует как повествующий субъект — но не проявляется на событийном плане.
Выходит, басня — это в чистом виде эпос. Что может дать такая классификация, которая объединяет в один класс басню и "Энеиду"?
Ээй, один про драму, другой про эпос... Остановитесь!
|
––– Текст перед вами и порождает собственные смыслы. У. Эко, "Заметки на полях "Имени Розы". |
|
|
zarya
миротворец
|
27 октября 2009 г. 23:12 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Шолль Вопрос в том, мы с вами будем беседовать на уровне профанов, или специалистов? Беседовать на профессиональном уровне скажем о теоретической физике я не могу, и даже пытаться не буду, не пойму, о чем речь. А вот в области литературоведения — пожалуйста, только к чему тогда раздаются упреки, что вы мол так объясняете, что неспециалисту не понять?
Упрёки вообще-то в том, что вы никак объяснять не хотите. Кто хотел, тот объяснил, без пальцегнутия и сложностей на ровном месте.
|
|
|
Шолль
философ
|
27 октября 2009 г. 23:14 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата zarya Упрёки вообще-то в том, что вы никак объяснять не хотите. Кто хотел, тот объяснил, без пальцегнутия и сложностей на ровном месте.
Я-то уже неоднократно объясняла. Вы почитайте, почитайте... А то что я повторять одно и то же буду.
|
––– Текст перед вами и порождает собственные смыслы. У. Эко, "Заметки на полях "Имени Розы". |
|
|
ameshavkin
философ
|
27 октября 2009 г. 23:15 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Шолль в чем заключается общая для всех авторов исторических романов эстетика?
Любовное и заинтересованное воссоздание "прошлого". И уж наверняка общая эстетика есть у любовного романа.
цитата Шолль А вот альтернативную историю и историческое фэнтэзи я отнесу к фантастике, т.к. в них явно доминирует желание автора пересоздать мир, сотворить свой собственный, а не воссоздать конкретно-историческую эпоху
В "Колодези" Логинова исторический план явно доминирует, а фантастический находится на заднем плане. То же самое относится и к "Сердцу Пармы".
|
––– Minutissimarum rerum minutissimus scrutator |
|
|
ameshavkin
философ
|
27 октября 2009 г. 23:17 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Шолль Ээй, один про драму, другой про эпос... Остановитесь!
Нет-нет, мы обое (та и другой) про эпос.
|
––– Minutissimarum rerum minutissimus scrutator |
|
|
zarya
миротворец
|
27 октября 2009 г. 23:18 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ameshavkin далеко не все историки литературы согласны с тем, что "Флуар и Бланшефлор" и "Окассен и Николетт" это рыцарские романы.
Или "Крестьянин Гельмбрехт" тем паче. Впрочем, kagerou сама же написала, что
цитата kagerou жанровая классификация ИЗНАЧАЛЬНО принимала во внимание СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ план. Скажем, подразделение на комедию и трагедию строится на содержательном плане, так? Или на гражданскую лирику и любовную лирику?
так что я вопрос считаю исчерпанным.
|
|
|
Шолль
философ
|
27 октября 2009 г. 23:24 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ameshavkin Любовное и заинтересованное воссоздание "прошлого".
??? То есть Дюма, к примеру, любовно и заинтересованно воссоздавал прошлое? Тип исторического романа Вальтера Скотта и Лиона Фейхтвангера один? Это не эстетика. Объясните мне, в чем общее у авторов исторического романа отношение к произведению, как они позиционируют себя по отношению к литературе и жизни, изображению скажем героя и народа....
цитата ameshavkin В "Колодези" Логинова исторический план явно доминирует, а фантастический находится на заднем плане. То же самое относится и к "Сердцу Пармы".
Поскольку эти произведения я не читала, конкретно вам возразить не могу. Но вот мир, который там изображен, это конкретный исторический период, все точно как в документах или все-таки наличествует отклонение от последовательности исторических событий?
|
––– Текст перед вами и порождает собственные смыслы. У. Эко, "Заметки на полях "Имени Розы". |
|
|
Шолль
философ
|
27 октября 2009 г. 23:29 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата kagerou Тем, что автор, как в лирике, присутствует как повествующий субъект — но не проявляется на событийном плане.
цитата ameshavkin Нет-нет, мы обое (та и другой) про эпос.
По-моему, вот это было явно про драму. В эпосе автор может присутствовать на событийном и композиционном уровне в авторских отступлениях, становиться персонажем, маскироваться под рассказчика. А в драме как он может себя проявить в тексте, кроме как тот, кто его пишет?
|
––– Текст перед вами и порождает собственные смыслы. У. Эко, "Заметки на полях "Имени Розы". |
|
|
Мартин
гранд-мастер
|
27 октября 2009 г. 23:37 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Шолль Но вот мир, который там изображен, это конкретный исторический период, все точно как в документах или все-таки наличествует отклонение от последовательности исторических событий?
Период — конкретный, документальный базис не хуже (а может даже и прочнее), чем у Дюма. А фантастичны там "вещи", точнее некоторые локальные явления в случае того же "Колодезя".
И встречный вопрос — а у тех же Бредбэри и Немцова — одна эстетика, философия и мифология? (уж извините, что вмешиваюсь, но просто интересно)
|
––– А в мире втором мотыльки и звезды Хрустели, как сахар под сапогом. И смысла не было, не было Ни в том, ни в другом. |
|
|
kagerou
философ
|
27 октября 2009 г. 23:44 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ameshavkin Выходит, басня — это в чистом виде эпос. Что может дать такая классификация, которая объединяет в один класс басню и "Энеиду"?
Стоп — а что вам ДОЛЖНА дать классификация? Чего вы от нее хотите? Начнем с этого. Мне такая классификация дает, по меньшей мере. представление об организации повествования, хотя бы самое общее.
|
|
|
kagerou
философ
|
27 октября 2009 г. 23:47 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Мартин И встречный вопрос — а у тех же Бредбэри и Немцова — одна эстетика, философия и мифология? (уж извините, что вмешиваюсь, но просто интересно)
Я ничего не знаю о немкове — но я знаю, что Брэдбери создает в своих вещах фантастический хронотоп. Я бы сказала — канонический фантастический хронотоп всех трех типов — даже в пределах одного сборника "Марсианские хроники".
|
|
|
Мартин
гранд-мастер
|
27 октября 2009 г. 23:52 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Немцов на Фантлабе. Ну а с тем, что Немцов (в основном ускэос) и Бредбэри — это фантастика "по хронотопу" я и не спорю. Мне интересно, как их объединяет "художественная система".
|
––– А в мире втором мотыльки и звезды Хрустели, как сахар под сапогом. И смысла не было, не было Ни в том, ни в другом. |
|
|
ameshavkin
философ
|
28 октября 2009 г. 07:38 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Шолль ??? То есть Дюма, к примеру, любовно и заинтересованно воссоздавал прошлое? Тип исторического романа Вальтера Скотта и Лиона Фейхтвангера один?
Да, воссоздавал. Дюма неизбежно принадлежал к "линии Скотта", потому что в его время другой и не было. Исторический роман моногенетичен.
цитата Шолль Это не эстетика. Объясните мне, в чем общее у авторов исторического романа отношение к произведению, как они позиционируют себя по отношению к литературе и жизни, изображению скажем героя и народа....
Это эстетика? По-моему, публицистика в духе Писарева-Добролюбова.
цитата Шолль Но вот мир, который там изображен, это конкретный исторический период, все точно как в документах или все-таки наличествует отклонение от последовательности исторических событий?
Встречный вопрос про Дюма. У него "все точно" или "наличествует отклонение"? Так он фантаст?
|
––– Minutissimarum rerum minutissimus scrutator |
|
|
ameshavkin
философ
|
28 октября 2009 г. 07:44 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата kagerou Мне такая классификация дает, по меньшей мере. представление об организации повествования
Итак, басня — эпический жанр. Такое понимание противоречит интуитивному ощущению, в том числе и вашему. Вот к чему приводит теоретический ригоризм.
|
––– Minutissimarum rerum minutissimus scrutator |
|
|