автор |
сообщение |
Kurok
магистр
|
28 марта 2008 г. 23:10 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Irena однако Толкиен — это образец фэнтези и образец прописанности мира
Только не ВК. Мир он прописал в другой книге. И образец он не всей фентези, а фентази-классики.
|
|
|
Petro Gulak
миродержец
|
28 марта 2008 г. 23:13 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Veronika в чём принципиальная разница между задачами Гофмана и Макдональда? Гофмана и Миррлиз? В ЧЁМ?
Макдональд и Миррлиз изображают "вторичный мир" как реальность, и даже более реальную, чем наша (кстати: вот как можно переформулировать Ваше определение "миракля"). У Гофмана сказочный мир, даже противопоставленный мещанскому, всегда — сказочная условность; он не обладает самостоятельной реальностью, бОльшей, чем то, что представлено в тексте. Это театральные декорации, а не далекие горы. Отсюда — ряд следствий. Например, то, что в фэнтези, в отличие от сказки, потенциально возможен несчастливый конец (о чем писал Лем, а за ним — Сапковский). Или то, что закоы построения мира могут быть не представлены в тексте напрямую (как у Толкина,) но интуитивно ощущаться. И т.п. У Гофмана из этого нет ничего.
|
––– Больше я от него ничего не мог добиться: он вообще не любит метафизических прений. |
|
|
Petro Gulak
миродержец
|
28 марта 2008 г. 23:15 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата VuDu словом, высказывание Логинова (взятое из вашей статьи) рулит
И тем не менее: всё, что Логинов полагает в своем творчестве "нестандартной" фэнтези или "не вполне фэнтези", — это талантливая, но несомненная и классическая фэнтези. Просто построенная не на том материале, a формате не романа, а рассказа и т.п.
|
––– Больше я от него ничего не мог добиться: он вообще не любит метафизических прений. |
|
|
Kurok
магистр
|
28 марта 2008 г. 23:19 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Petro Gulak Отсюда — ряд следствий. Например, то, что в фэнтези, в отличие от сказки, потенциально возможен несчастливый конец (о чем писал Лем, а за ним — Сапковский). Или то, что закоы построения мира могут быть не представлены в тексте напрямую (как у Толкина,) но интуитивно ощущаться. И т.п.
"Потенциально возможен" и "интуитивно ощущаться" очень расплывчатые определения — оценка всегда будет субъективной. Я буду считать, что здесь вот "Потенциально возможен", Вы — нет.
|
|
|
Petro Gulak
миродержец
|
28 марта 2008 г. 23:28 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Kurok "Потенциально возможен" и "интуитивно ощущаться" очень расплывчатые определения — оценка всегда будет субъективной. Я буду считать, что здесь вот "Потенциально возможен", Вы — нет.
"Здесь" — это не столько в конкретном тексте, сколько именно в жанре. Когда у Андерсена Тень казнит Ученого, это ощущается читателем как нарушение законов сказки. Если бы Гэндальф надел Кольцо и скрутил всех в бараний рог... да, у Толкина этого не произойдет, но такой возможности боятся все, начиная с самого Гэндальфа. То же насчет законов мироздания. Мы не знаем, читая "ВК", законов эльфийской лингвистики или силы Валар(ов). Но то, что Гондор и Мордор, Мордор и Моргул имеют общие корни, мы понимаем; и понимаем, что есть какие-то Валары, к которым обращаются в беде и чьи троны стоят вечно. А прописывать подробности необязательно.
|
––– Больше я от него ничего не мог добиться: он вообще не любит метафизических прений. |
|
|
Dark Andrew
гранд-мастер
|
28 марта 2008 г. 23:36 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
2 Petro Gulak Я всегда не любил филологию и литературоведение, считая их не наукой ))) Но когда вот так чётко описывается то, что я чувствую, читая книгу и обдумывая, как бы описать ЧТО я ощущаю, то прямо таки начинаешь задумываться о строгости филологии, литературоведения и восприятия авторов...
|
|
|
Veronika
миродержец
|
28 марта 2008 г. 23:40 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Petro Gulak, спасибо, я (наконец-то) поняла Вашу мысль. Но: вот здесь и простор для ИМХО. Относительно "Щелкунчика" или "Королевской невесты" я с Вами полностью согласна: декорации, условность и т.д. НО: в отношении "Золотого горшка" и "Крошки Цахеса" можно возразить. Гофман в этих вещах настаивал на реальности волшебства, фей, чудес и пр. Игнорирование этой реальности доставило героям " изрядные неприятности — история с сюртуком в Крошке Цахесе", например. У Миррлиз — та же идея. Так что если Миррлиз — фэнтези, то у Гофмана — "те же права" .
|
––– я отношу себя к образованным и интеллектуальным, но они постоянно приносят меня обратно |
|
|
Petro Gulak
миродержец
|
28 марта 2008 г. 23:44 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Dark Andrew то прямо таки начинаешь задумываться о строгости филологии,
Давно здесь сидим...
|
––– Больше я от него ничего не мог добиться: он вообще не любит метафизических прений. |
|
|
Petro Gulak
миродержец
|
28 марта 2008 г. 23:45 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Veronika НО: в отношении "Золотого горшка" и "Крошки Цахеса" можно возразить.
Тут можно пойти на новый круг дискуссии, но не поддамся я. Главное, что мы сформулировали друг для друга некоторые опорные постулаты.
|
––– Больше я от него ничего не мог добиться: он вообще не любит метафизических прений. |
|
|
Kurok
магистр
|
28 марта 2008 г. 23:46 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Petro Gulak да, у Толкина этого не произойдет, но такой возможности боятся все, начиная с самого Гэндальфа.
Даже в сказках герой в принципе может не дойти до конца и погибнуть. За каждым углом. У Гомера вообще всё непредсказуемо и кроваво.
|
|
|
Petro Gulak
миродержец
|
29 марта 2008 г. 00:01 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Kurok Даже в сказках герой в принципе может не дойти до конца и погибнуть. За каждым углом.
Например?.. Как погибнет, так и воскреснет: живая вода, все дела.
цитата Kurok У Гомера вообще всё непредсказуемо и кроваво.
А Гомер — это эпос, совсем другая модель.
|
––– Больше я от него ничего не мог добиться: он вообще не любит метафизических прений. |
|
|
Kurok
магистр
|
29 марта 2008 г. 00:10 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Petro Gulak Например?..
Но до живой воды трупом то валялся. И это сейчас мы знаем, что живой водой отлечат, из волка Красную Шапочку вытащат и т.д. А так героя реально зарезали, сожрали и т.д. А в "Сказке о Золотом Петушке" вообще выживших маловато.
|
|
|
Irena
философ
|
29 марта 2008 г. 01:17 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Kurok, Гомер — не сказка... И то — ясно, что ГГ всех победит, как бы то ни было. А уж в сказке ГГ просто ОБЯЗАН победить. В отличие от фэнтези. В конце концов, фэнтези (не "барон-дракон", а качественная) отличается от "обычной" литературы только наличием фэнтезийного элемента, то есть в сторону "плюс", а не "минус". То есть всё, что присутствует в "обыкновенном" романе, может — и должно — присутствовать в романе фантастическом. Включая возможность поражения ГГ.
Petro Gulak , я тоже — наконец-то — поняла Вашу мысль... но, опять-таки, поддержу Веронику: тут можно поспорить, где декорации и условность, а где — очень даже нет. У Гоголя черти-ведьмы кажутся безусловно реальными, буквально на уровне — вот так это на самом деле и есть. Кстати, из этого определения не следует ли, что некоторые из современных писателей, считающихся "фэнтезистами" на том основании, что в книгах у них эльфы с колдунами, а на дворе у нас мода на фэнтезь, на самом деле таковыми не являются? И если да — то кто же они тогда?
|
|
|
Irena
философ
|
|
Kurok
магистр
|
29 марта 2008 г. 09:01 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Irena И то — ясно, что ГГ всех победит, как бы то ни было.
Это нам ясно, поскольку концовку знаем. А если читать не зная концовку, то этой ясности нет.
цитата Irena Включая возможность поражения ГГ.
Возможность(А как могло бы быть) — это не поражение, никогда нельзя доказать, что герой не мог погибнуть в конкретно этом произведениии. То есть говоря, что вот здесь есть возможность поражения ГГ, а вот здесь — нет, Вы на самом деле проявляете своё видение, а не истину.
|
|
|
Petro Gulak
миродержец
|
29 марта 2008 г. 13:07 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Irena У Гоголя черти-ведьмы кажутся безусловно реальными, буквально на уровне — вот так это на самом деле и есть.
Нет, Гоголя по второму разу мы обсуждать не будем.
|
––– Больше я от него ничего не мог добиться: он вообще не любит метафизических прений. |
|
|
Veronika
миродержец
|
29 марта 2008 г. 15:30 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Petro Gulak Нет, Гоголя по второму разу мы обсуждать не будем. И Гофмана не будем, потому что тут идут ИМХО, которые не обсудишь. Доказать тут ничего нельзя (разве только себе).
|
––– я отношу себя к образованным и интеллектуальным, но они постоянно приносят меня обратно |
|
|
Irena
философ
|
29 марта 2008 г. 17:04 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Kurok , не говорите: когда читаешь сказку, ты абсолютно УВЕРЕН, что все кончится хорошо. Это же сказка! А не-сказка — можно только надеяться, что автор "пожалеет" героя, а знать ничего нельзя. То, что Сапковский назвал, кажется, ненулевой суммой.цитата фэнтези — это сказка, лишенная оптимизма детерминированной судьбы
|
|
|
Veronika
миродержец
|
29 марта 2008 г. 23:04 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Irena , так что, "Властелин Колец" — сказка? Когда я читала, я была уверена, что всё кончится хорошо. Кстати, эта уверенность ничуть не убавляла мне удовольствие от чтения, даже наоборот.
|
––– я отношу себя к образованным и интеллектуальным, но они постоянно приносят меня обратно |
|
|
Irena
философ
|
29 марта 2008 г. 23:18 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Veronika , а я вот не была уверена. Хотя бы насчет Арагорна. Кстати: сказочный Фродо после возвращения стал бы "жить-поживать и добра наживать" — а что мы имеем? Так что в отношении Фродо хэппи-энд не случился. Там ведь и прямым текстом сказано: я спас Среднеземье — но не для себя.
|
|
|