автор |
сообщение |
Petro Gulak
миродержец
|
25 марта 2008 г. 02:10 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Veronika А кстати, "Ундина" — чем не фэнтези?
Хорошая романтическая фантастика (протофэнтези, если угодно), но более традиционная.
|
––– Больше я от него ничего не мог добиться: он вообще не любит метафизических прений. |
|
|
Petro Gulak
миродержец
|
25 марта 2008 г. 02:13 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Irena У скандинавских народов эльфы — альвы — как раз ближе к толкиновским, вовсе не маленькие с крылышками. Маленькие — это, видимо, более позднее "изобретение".
Не совсем так. "Маленькие с крылышками" — это одна из разновидностей уже в средневековом фольклоре, сколько помнится. Шекспир ее популяризировал, романтики ухватились, викторианцы распространили. Толкин был не прав, утверждая, что это исключительно литературное изобретение.
|
––– Больше я от него ничего не мог добиться: он вообще не любит метафизических прений. |
|
|
Irena
философ
|
25 марта 2008 г. 03:15 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Petro Gulak , так я, собственно, и не говорила, что это литературное изобретение; просто — что более позднее, чем скандинавские альвы Есть еще ирландские эльфы, весьма напоминающие толкиновских; но только сами ирландцы называют их сидами, так что не знаю, можно ли их причислять к "полноправным" эльфам (как и английских фэйри).
(Между прочим об эльфах. Вот тут http://www.blogs.mail.ru/community/elfiki/ на середине страницы довольно длинное "исследование" об эльфах. Забавно, имхо. На этой основе какую-нибудь фэнтезь бы написать... ).
|
|
|
Paladin
магистр
|
25 марта 2008 г. 04:56 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Irena Поясню: тот же Гомер верил, что Зевс с компанией существуют и в принципе могут являться людям.
На мой взгляд несколько самонадеянно рассуждать о том, во что верил тот или иной человек, живший польоры тысячи лет назад. Есть мнение, что уже во времена Гомера все эти боги являли собой не более чем поэтический образ.
|
|
|
Feska
философ
|
25 марта 2008 г. 09:26 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Paladin Есть мнение, что уже во времена Гомера все эти боги являли собой не более чем поэтический образ.
Не, наверное еще все-таки верили. Того же Сократа обвинили в том, что он не чтит богов, а дело ведь было гораздо позже Гомера. Другое дело, что, возможно, отношение к богам было несколько более вольным, без современного фанатизма.
|
––– Вместительные деревянные кони. Дешево. Доставка в ваш город. |
|
|
Kurok
магистр
|
25 марта 2008 г. 09:49 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Feska Другое дело, что, возможно, отношение к богам было несколько более вольным, без современного фанатизма.
Да какой фанатизм может быть к греческому пантеону? Там и требовалось просто уважать богов, периодически пожертвования делать и т.д. Никто даже не заставлял поклонятся именно вот этому богу. У каждого был свой бог-покровитель, можно даже было в своих верить, просто отдавать дань уважения к местным. И не орать, как христиане, что местные боги не настоящие, а есть только Бог, а кто верит в местных, тот вообще козёл. За Это можно было и на хавчик львам отправиться. По-моему совершенно отличная система.
|
|
|
Petro Gulak
миродержец
|
25 марта 2008 г. 11:16 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Kurok По-моему совершенно отличная система.
Только приводила она к отъявленному цинизму — "Да нет на самом-то деле никаких богов, но для государства оно, конечно, полезно... пипл хавает". Копирайт — Платон. К чему приводило христианство — обсуждать не будем, и так известно. Однако извращения религии — они и есть извращения, а платоновская демагогия — естественное следствие "отличной системы".
|
––– Больше я от него ничего не мог добиться: он вообще не любит метафизических прений. |
|
|
Feska
философ
|
25 марта 2008 г. 11:33 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Petro Gulak Только приводила она к отъявленному цинизму — "Да нет на самом-то деле никаких богов, но для государства оно, конечно, полезно... пипл хавает". Копирайт — Платон. К чему приводило христианство — обсуждать не будем, и так известно. Однако извращения религии — они и есть извращения, а платоновская демагогия — естественное следствие "отличной системы".
С богами всегда так: начинается хорошо, а в итоге — сплошные извращения и демагогия. Как раз в этот момент и возникает фэнтези, когда боги и прочие чудеса перестают быть объективной реальностью. Ну, или когда боги — объективная реальность, но сильно отличаются от тех, что описаны в фэнтезийной книжке.
|
––– Вместительные деревянные кони. Дешево. Доставка в ваш город. |
|
|
Михаль
миротворец
|
25 марта 2008 г. 15:07 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Feska когда боги — объективная реальность, но сильно отличаются от тех, что описаны в фэнтезийной книжке.
Как, например, в Ветхом Завете, где Б-г — реальная сущность с только ему присущими атрибутами.
|
|
|
Feska
философ
|
25 марта 2008 г. 15:40 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Михаль Как, например, в Ветхом Завете, где Б-г — реальная сущность с только ему присущими атрибутами.
Ага. Так что греческие мифы с точки зрения иудеев были самой забубенной фэнтези. Хотя нет, иудеи подходили к вопросу черезчур серьезно. Обзывали эллинов язычниками, и знаться с ними не хотели
|
––– Вместительные деревянные кони. Дешево. Доставка в ваш город. |
|
|
suhan_ilich
миротворец
|
|
Tyrgon
магистр
|
25 марта 2008 г. 16:02 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Здравый смысл мне подсказывает, что первой книгой в жанре фэнтези была книга, написанная первой после ввода в употребление этого понятия (в смысле "фэнтези") Теперь уважаемым экспертам в "истории фэнтези", отписавшимся выше, стоит сменить точку приложения своих знаний вверх по исторической цепочке (поближе к середине 20 века), т.к. судить о том, что понимали под своими текстами давно ушедшие люди (писали они фэнтези или нет) — это очень интересная тема...для любитилей флуда и археологов
|
––– Альтернативна історія: згадати про Каїна, доки Авель ще живий... |
|
|
Kail Itorr
гранд-мастер
|
25 марта 2008 г. 18:43 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Tyrgon, а мы имеем в виду русское понятие "фэнтези" или забугорное слово "фантазия"? То, что люди писали "фантазию", они прекрасно знали, и критики их тоже знали. "Так называемое фэнтези" — слова из критической статьи парочки советских журналистов 30х гг. Здравый смысл подсказывает, что первое колесо поехало не тогда, когда терминус сей вошел в ГОСТ. А посему — определяем, что есть фэнтези, и смотрим на весь корпус литературы в обратном хронопорядке. Имхо, Гильгамеш вполне подойдет, он литература светская (в отличие от религиозной Энума элиш).
|
|
|
Tyrgon
магистр
|
25 марта 2008 г. 19:10 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Kail Itorr а мы имеем в виду русское понятие "фэнтези" или забугорное слово "фантазия"? - вопрос конечно интересный, но скорее всего к автору темы
цитата Kail Itorr То, что люди писали "фантазию", они прекрасно знали, и критики их тоже знали. - как это выяснить, например, по отношению к "Иллиаде" Гомера или "Божественной комедии" Данте — кто те самые "достоверные" критики, которые могут определить, что это была "фантазия", а не аллюзия или другие стилистические приемы автора, который считал, что писал историю или политический памфлет или сборник анекдотов или еще что-нибудь. Кто может выяснить, что хотел этим произведением сказать давно умерший автор, если даже современники возникновения термина "фэнтези" не могут точно определить критерии его использования?
Kail Itorr, "дайте мне точку опоры и я переверну Землю" (с) Архимед, т.е. дайте мне точное определение критериев, по которым произведение можно и нужно отнести к фэнтези (или, если хотите "фантазии") и тогда можно будет оценивать по таким критериям любые памятники литературы...
|
––– Альтернативна історія: згадати про Каїна, доки Авель ще живий... |
|
|
Kail Itorr
гранд-мастер
|
25 марта 2008 г. 20:13 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Tyrgon "дайте мне точку опоры и я переверну Землю" (с) Архимед, т.е. дайте мне точное определение критериев, по которым произведение можно и нужно отнести к фэнтези (или, если хотите "фантазии") и тогда можно будет оценивать по таким критериям любые памятники литературы... Легко! "Мир объективного идеализма", как определяет это дело Логинов. Т.е. мир, имеющий определенные законы (что отличает его от абсурда и фантасмагории), но основанные на фантазии-воображении-мифологическом типе сознания. Что писал и имел в виду сам автор — неважно. Важно то, что читаем мы. Здесь и сейчас. Здесь и сейчас "Путешествия Гулливера" — фантастика, и "Ланселот, рыцарь Телеги" — тоже, и "Илиада", и уж конечно "Гильгамеш". А конкретно последние два — фэнтези.
|
|
|
Irena
философ
|
26 марта 2008 г. 00:56 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Paladin цитата На мой взгляд несколько самонадеянно рассуждать о том, во что верил тот или иной человек, живший польоры тысячи лет назад. Ну хорошо: СКОРЕЕ ВСЕГО, Гомер верил в существование Зевса с компанией. Так устроит?
Feskaцитата Обзывали эллинов язычниками, и знаться с ними не хотели Ну так эллины и были язычниками...
Tyrgon цитата дайте мне точное определение критериев, по которым произведение можно и нужно отнести к фэнтези (или, если хотите "фантазии") Я бы сказала — наличие в произведении некоего элемента, не существующего в нашем мире и считающегося на данный момент невозможным. Фантастического элемента, то есть.
Kail Itorr цитата Что писал и имел в виду сам автор — неважно. Важно то, что читаем мы. Здесь и сейчас. Ага, вот и ответ на мой вопрос. То есть с Вашей точки зрения, важнее восприятие читателя? Скажем, убежденный атеист может спокойно причислить Библию к фэнтези
|
|
|
Petro Gulak
миродержец
|
26 марта 2008 г. 02:27 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Kail Itorr Что писал и имел в виду сам автор — неважно. Важно то, что читаем мы. Здесь и сейчас. Здесь
Важно то, что имел в виду автор и в каком контексте существовало его произведение. А что имеем в виду "мы" — не важно совершенно. "Мы" — категория преходящая. О фэнтези можно говорить только с того момента когда некий набор текстов отделяется от литературной сказки ("Царь Салтан"), сказочной поэмы ("Руслан и Людмила"), романтической повести ("Диканька") и т.п. Приходим к тем же Макдональду и Моррису. Аналогично: "Джекил и Хайд" — не НФ (а романтическая повесть), "Машина времени" — НФ. Потому что у Стивенсона псевдонаучная мотивировка может быть заменена любой другой (= он неоромантик), а у Уэллса — не может. Так же и "Тристрам Шенди" или "Евгений Онегин" не могут быть постмодернистскими текстами, потому что постмодерн начался только в 1940-е, если не позже. Есть предшественники, есть опорные тексты, но давайте не путаться в терминах.
|
––– Больше я от него ничего не мог добиться: он вообще не любит метафизических прений. |
|
|
Irena
философ
|
26 марта 2008 г. 02:49 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Важно то, что имел в виду автор и в каком контексте существовало его произведение. А что имеем в виду "мы" — не важно совершенно. Так... итого две диаметрально противоположные точки зрения ... Дуэль будет?
цитата О фэнтези можно говорить только с того момента Не знаю... Ну чем "Диканька" не фэнтези, собственно говоря? Романтическая повесть? Ну и что? Разве одно исключает другое, разве не может быть фэнтезийная романтическая повесть?
цитата Потому что у Стивенсона псевдонаучная мотивировка может быть заменена любой другой, а у Уэллса — не может. А почему не может? Скажем, возможно, именно у Уэллса — маловероятно; но, мне кажется, немало есть НФ произведений, где "псевдонаучная мотивировка" легко может быть заменена, например, на фэнтезийную (не машина времени или звездолет — а колдовство). Но никто не выбрасывает эти книги из НФ на том основании, что МОЖНО БЫЛО БЫ написать подобный сюжет как фэнтези...
Что же касается постмодернизма — право, тут такое расплывчатое определение, что под него что угодно подойдет. В 40-е начали говорить о постмодерне — но, если присмотреться, "постмодернистские" черты можно найти у половины классиков (а то и у всех).
|
|
|
Veronika
миродержец
|
26 марта 2008 г. 03:07 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Petro Gulak Так же и "Тристрам Шенди" или "Евгений Онегин" не могут быть постмодернистскими текстами, потому что постмодерн начался только в 1940-е, если не позже. Кажется, Дмитрий Затонский, написавший книгу "Модернизм и постмодернизм: Мысли об извечном коловращении изящных и неизящных искусств", другого мнения. А вот насчёт фэнтези... Макдональд английским языком написал: Phantastes, a Faerie Romance for Men and Women. "Волшебная повесть для мужчин и женщин". Сам указал жанр. Значит, он — "отец-основатель", на пару с Моррисом.
|
––– я отношу себя к образованным и интеллектуальным, но они постоянно приносят меня обратно |
|
|
Feska
философ
|
26 марта 2008 г. 10:39 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Veronika Сам указал жанр. Значит, он — "отец-основатель"
Скорее он создатель названия, а не самого жанра.
|
––– Вместительные деревянные кони. Дешево. Доставка в ваш город. |
|
|