автор |
сообщение |
mischmisch
миродержец
|
8 февраля 2013 г. 20:43 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
NHTMN , умеете переворачивать, значит, умеете препарировать. Будет очень интересно узнать, раз уж Вы увильнули от предыдущего конкретного вопроса про конкретное произведение, чем сферический художник в вакууме отличается от писателя в тех же условиях. И как отличить Горького-художника от Горького-писателя, а до кучи от публициста и общественного деятеля.
|
––– Пехаль киндриков куравь, пехаль киндриков лузнись — смуряком отемнеешь. |
|
|
NHTMN
гранд-мастер
|
8 февраля 2013 г. 21:58 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
mischmisch, полно вопросов, я попробую Сначала "художник и писатель": оба, понятное дело, творцы, но пользуются разными инструментами. Писатель делает карандашный рисунок (не исключено, что гениальный), а художник накладывает слоями краски, худ. приёмы то бишь. Будь "На дне" просто историей о том, как куча разномастного сброда собралась в одном месте (сатира? комедия положений? критика режима?). Но только "мазки" Горького-художника оживили персонажей, придали им неповторимые черты. И с такой любовью к деталям! То же можно вывести и из Клима Самгина (целиком, к сожалению, ещё не прочёл, только отрывки). От публициста и общественного деятеля, — пусть я того не утверждал, — стоит ли отличать? Публицист-писатель своими крупными произведениями подводит черту под определённой вехой, отмечает точки поворота, облачая реальность, описываемую им в своих публикациях, в иносказательную форму. А общественная деятельность, на мой взгляд, есть хороший способ получить опыт, пригодный для дальнейшей переработки. Такова моя позиция. На научность взглядов не претендую
|
––– https://t.me/nhtmn |
|
|
mischmisch
миродержец
|
8 февраля 2013 г. 22:30 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата NHTMN оба, понятное дело, творцы, но пользуются разными инструментами Как интересно. Иными словами, Вы очень уважаете Горького, считая его и художником, и писателем одновременно. А для общего моего развития, не подскажете примеры, когда писатель не является художником? Я бы еще спросила, когда художник не является писателем, но тут, боюсь, вы мне про Шишкина расскажете. Потому что говорить о художниках в литературе, не являющихся писателями, абсурдно. Хотя Вы так уверенно разделили понятия, что я почти поверила, что Вы говорите дело. Тогда встает другой вопрос: какого фига Вы применяете "художнические" метафоры к писателям?
цитата NHTMN Писатель делает карандашный рисунок
цитата NHTMN Будь "На дне" просто историей о том, как куча разномастного сброда собралась в одном месте (сатира? комедия положений? критика режима?). Но только "мазки" Горького-художника оживили персонажей, придали им неповторимые черты.
И как мило Вы коснулись пьесы. А чем Горький-художник-писатель отличается от Горького-драматурга?
|
––– Пехаль киндриков куравь, пехаль киндриков лузнись — смуряком отемнеешь. |
|
|
NHTMN
гранд-мастер
|
8 февраля 2013 г. 23:03 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата mischmisch не подскажете примеры, когда писатель не является художником
Постойте, я такого не утверждал. Вот вам изначальная цитата:
цитата изначальная цитата писатель, художник Горький гораздо глубже, серьезнее и значительнее, чем те извне воспринятые ходячие теории, которые он в ущерб себе и своему творчеству, а следовательно и в ущерб всем нам, его читателям, столь старательно проповедует
цитата мой вопрос меня больше удивляет, каким образом писатель Горький глубок, серьёзен и значителен, если теории, которые он проповедует не таковы? Про художника можно понять, но про писателя...
Мой вопрос следует читать так: как может писатель быть "глубок, серьёзен и значителен", если "проповедуемые им теории" не столь "глубокие, серьезные и значительные"? Ведь тогда кроме них у него остаются лишь изобразительные средства, то есть художественное? Разве вы не согласны с этим? Разве писатель не равен сумме его идей и авторского стиля (совокупности используемых им изобразительных средств)?
|
––– https://t.me/nhtmn |
|
|
AUGUSTIN
миротворец
|
8 февраля 2013 г. 23:53 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
NHTMN Писатель далеко не равен сумме чего бы то ни было во вселенной. Он "бог таинственного мира" А вот миры у всех разные — кто на какого волшебника учился
|
––– Night gathers and my watch begins. |
|
|
NHTMN
гранд-мастер
|
|
AUGUSTIN
миротворец
|
|
mischmisch
миродержец
|
9 февраля 2013 г. 10:19 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата mischmisch А для общего моего развития, не подскажете примеры, когда писатель не является художником?
цитата NHTMN Постойте, я такого не утверждал. Вот вам изначальная цитата:
цитата NHTMN Сначала "художник и писатель": оба, понятное дело, творцы, но пользуются разными инструментами.
Иными словами, вводя два типа творцов, пользующихся разными инструментами, Вы утверждаете, что их не существует, а творец всегда творец. Таким образом, Вам в "изначальной цитате" пишут:
цитата NHTMN цитата изначальная цитата писатель, художник Горький гораздо глубже, серьезнее и значительнее, чем те извне воспринятые ходячие теории, которые он в ущерб себе и своему творчеству, а следовательно и в ущерб всем нам, его читателям, столь старательно проповедует
"творец-творец Горький..." И Вы тут же спрашиваете:
цитата NHTMN цитата мой вопрос меня больше удивляет, каким образом писатель Горький глубок, серьёзен и значителен, если теории, которые он проповедует не таковы? Про художника можно понять, но про писателя...
"каким образом творец Горький глубок , серьёзен и значителен, если теории, которые он проповедует не таковы? Про творца можно понять, но про творца..."
Ладно. Открестились от собственных слов, черт бы с ними. Но хоть на изначально возникший у меня вопрос про теории ответьте (тот, от которого Вы увильнули), а то и топик-стартер, обозвавший их наивными, тоже ретировался. А я же мучаюсь.
|
––– Пехаль киндриков куравь, пехаль киндриков лузнись — смуряком отемнеешь. |
|
|
NHTMN
гранд-мастер
|
9 февраля 2013 г. 12:30 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
mischmisch, вы пытаетесь меня подловить на слове, но нарушаете законы логики. "Писатель, художник" выступает в цитате как синонимичный ряд. Теории ищите в научных статьях: пример тут ещё И это только навскидку. Проводятся конференции по творчеству Горького, а вы меня просите ответить в двух словах.
|
––– https://t.me/nhtmn |
|
|
mischmisch
миродержец
|
9 февраля 2013 г. 14:44 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
NHTMN , я ни на чем Вас не пытаюсь подловить. Я просто пытаюсь вникнуть в логику Вашего же первого сообщения. Написали бы сразу, что наобум брякнули. Какие тогда тут претензии? А я-то, дура, правда пыталась Вас понять. Извините, что ошиблась в своем восприятии.
|
––– Пехаль киндриков куравь, пехаль киндриков лузнись — смуряком отемнеешь. |
|
|
NHTMN
гранд-мастер
|
9 февраля 2013 г. 15:23 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Прошу прощения за оффтоп у других читатетелей этой темы, но не ответить не могу. mischmisch, я рад, что вы, несмотря ни на что, поняли несостоятельность своих взглядов об отсутствии теорий в творчестве Горького.
|
––– https://t.me/nhtmn |
|
|
mischmisch
миродержец
|
9 февраля 2013 г. 15:32 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
NHTMN , Шутку оценила.
цитата Несколько лет назад прочитал "Фому Гордеева", получил громадное удовольствие, для себя четко уяснил почему он классик — это произведение показалось мне актуальным и на сей временной отрезок, ИМХО...
Удивляет заминусованность этого сообщения на предыдущей странице. Для меня тоже Горький "начался" именно с этого произведения. Проходили в школе в старших классах. Я Достоевского тогда мимо пропустила без зазрения совести, а вот Горький "нахлобучил" своей безысходностью и бессилием перед миром. Второй раз я подобный катарсис испытала, когда читала французских экзистенциалистов: "Посторонний" у меня почему-то теми же эмоциями, что и "Фома Гордеев", отыграл. Очень хочется перечитать, но реально боюсь: яркости впечатлений уже не будет, а сохранившееся до сих пор послевкусие могу убить.
|
––– Пехаль киндриков куравь, пехаль киндриков лузнись — смуряком отемнеешь. |
|
|
Демитрий
философ
|
9 февраля 2013 г. 15:53 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата mischmisch Второй раз я подобный катарсис испытала, когда читала французских экзистенциалистов: "Посторонний" у меня почему-то теми же эмоциями, что и "Фома Гордеев", отыграл.
Удивительно, но вышло так, что я в своё время "Фому Гордеева" благополучно пропустил. Если уж считается, что Горький "начался с этого произведения", думаю, в ближайшее время следует ликвидировать сие упущение.
|
|
|
Демитрий
философ
|
9 февраля 2013 г. 15:58 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата mischmisch Я поняла — богостроительство, Ницше, да много всего. Куда уж наивнее. Этакая овечка.
цитата Всё — в человеке, всё для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Чело-век! Это — великолепно! Это звучит... гордо!
Сильно сказано, не спорю, и всё-таки наивно.
|
|
|
NHTMN
гранд-мастер
|
|
Демитрий
философ
|
|
mischmisch
миродержец
|
9 февраля 2013 г. 16:47 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Демитрий Если уж считается, что Горький "начался с этого произведения
Ничего подобного не считается. Просто предложение читается со слов "для меня". Вы и книги, судя по всему, читаете так же, если путаете Сатина с самим Горьким.
|
––– Пехаль киндриков куравь, пехаль киндриков лузнись — смуряком отемнеешь. |
|
|
HOOSH
авторитет
|
10 февраля 2013 г. 04:57 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата mischmisch но реально боюсь: яркости впечатлений уже не будет, а сохранившееся до сих пор послевкусие могу убить.
Зря, мне кажется, боитесь. Юному читателю труднее найти хорошее в классике, чем взрослому. Во всяком случае, если уж мне что-то понравилось в юности, нравится (иногда даже больше) и в зрелости. А наоборот бывало: то, что когда-то оставило равнодушным, со временем становится понятным и вызывает восхищение. Не стоит смешивать Горького-общественного деятеля и Горького-художника. Настоящие книги проходят через сердце писателя, а сердце в искусстве часто мудрее голого ума. Горький в пору своего расцвета был большой художник.
|
––– Умей восхищаться нелюбимым |
|
|
mischmisch
миродержец
|
10 февраля 2013 г. 11:14 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата HOOSH Зря, мне кажется, боитесь
Я уже обожглась на "Жизни Клима Самгина": не смогла дочитать из-за простоватого языка и местами слишком лобовой атаки в характеристиках и сюжете. Поэтому пока поостерегусь или возьмусь после чего-нибудь реально слабого.
цитата HOOSH Во всяком случае, если уж мне что-то понравилось в юности, нравится (иногда даже больше) и в зрелости. А наоборот бывало: то, что когда-то оставило равнодушным, со временем становится понятным и вызывает восхищение.
Я уже "пролетала" с книгами, нравившимися в юности. Наоборот, кстати, у меня бывает чаще, хотя здесь сказывается то, что лет до 20 я читала преимущественно классику, которая не всегда "по возрасту". Теперь дорастаю потихоньку.
|
––– Пехаль киндриков куравь, пехаль киндриков лузнись — смуряком отемнеешь. |
|
|
AUGUSTIN
миротворец
|
10 февраля 2013 г. 14:25 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Начало статьи знаменитого слависта Жоржа Нива о Горьком:
X. Выход из Европы
Горький-сталинец
Есть вышедший из народа писатель-романтик, певец стихии, автор дидактического романа "Мать" (1906), создатель глубоких и притягательных образов обездоленных, босяков, бунтарей, значительнейший из которых, вероятно, Фома Гордеев. Есть сочинитель автобиографической трилогии, экранизированной режиссером Марком Донским в 1938-1940 гг.
Есть марксист-еретик, порой — большевик, порой — гностик, восторженный адепт "богостроительских" теорий Богданова, облекавший их в художественную форму ("Исповедь", 1908).
Есть художник, живописавший жестокости русской жизни: мелочность, скрытое насилие, лживое варварство русской глубинки ("Городок Окуров", 1909; "Жизнь Матвея Кожемякина", 1911).
Есть феноменальная известность Горького, в 1902 г. избранного почетным академиком и вычеркнутого императором из списка (в знак протеста от академического кресла отказались Чехов и Короленко). Эта слава писателя-изгнанника, талантливого сына народа-мученика многое объясняет в отношениях Горького с большевиками: попасть в лучи такой славы, пусть косвенно, весьма выгодно, причастность к ней подобна удачному вложению капитала. В 1917 г. этот барин-пролетарий-большевик-еретик ведет себя очень оригинально: прямо нападает на Ленина, Троцкого и всех, "позорящих революцию". Ленин долго терпит эти выходки. Газета "Новая жизнь", где печатались "Несвоевременные мысли" Горького, была запрещена только в 1918 г. Однако Горький не протестует по этому поводу. Хозяин страны и властитель умов играют в странную игру — "влечение-отвращение".
В 1924 г. Горький, отдавая долг памяти Ленина, припишет ему ненависть к уродству несчастья -хотя этой формулой скорее можно определить самого Горького: "В России, в стране, где необходимость страдания проповедуется как универсальное средство "спасения души", я не встречал, не знаю человека, который бы с такой глубиной и силой, как Ленин, чувствовал бы ненависть, отвращение и презрение к несчастьям, горю, страданию людей. В моих глазах эти чувства <...> особенно высоко поднимают Владимира Ленина".
Такого Горького, полуеретика, полубожество, сложно понять, не прочитав его книги "О русском крестьянстве". Этот странный обвинительный акт доказывает, что в глубине души Горького жил ужас перед русским варварством, что его неотступно преследовала мысль: если азиатская душа русского человека вырвется на свободу, только очень прочная плотина сможет ее сдержать.
В 1917 г. Горький воюет против Ленина, ибо считает его действия опаснейшими играми с русским вандализмом.
В 1928 г., обласканный Сталиным, Горький на время приезжает в СССР, где его ждет триумфальный прием, и делает это потому, что "плотина" налицо — это Сталин. Осторожный и чуткий, Горький окончательно покинул Сорренто только в 1931 г. В 1934 г. под его "святейшим покровительством" учреждается Союз писателей. Статьями цикла "Если враг не сдается, его уничтожают!" (1930-1931) Горький вполне недвусмысленно служит сталинской диктатуре.
Что же, он одобряет уничтожение крестьянства? Или, может быть, даже вдохновляет власть на это?
За время, протекшее с 1899 г., Горький -гностик и певец стихии — не переменился, но тиски эпохи сделали свое: в начале 1930-х годов он сыграл роль палача.
В 1916 г. Леонид Андреев писал о "двух душах Максима Горького", для которого источником всякого зла является Восток. Горький ожесточенно опровергает формулу "Ex Oriente lux"71. Для русского народа у него не находится ни единого доброго слова. Между темной душой Востока и западной душой нет ничего промежуточного. Летописец Нестор, подвижники-созерцатели, добрые мужики, славянофилы, до беспамятства влюбленные в народ, -вот что хуже всего в России...
Не было большего антинационалиста, более исступленного приверженца Просвещения, и это привело Горького к поистине черным страницам в его жизни и судьбе. Такова пьеса "Сомов и другие".
Александр Зиновьев в "Зияющих высотах" отзывается о ней чрезвычайно резко: "Интеллигент говорит, что нужно принимать во внимание трансформацию ненависти в ложь, которая, пожалуй, сидит в крови". Эти слова относятся прежде всего к Горькому-ненавистнику — его мы и попытаемся понять.
ОКОНЧАНИЕ см. http://nivat.free.fr/livres/retour/12a.htm
|
––– Night gathers and my watch begins. |
|
|