Книжные аннотации посетителя «PavelVolkov»
Страницы:1 | ||
1. | Уэйн Барлоу «Expedition: Being an Account in Words and Artwork of the 2358 A.D. Voyage to Darwin IV» | |
2358 год. Земля больше не под властью людей. Но это, впрочем, несравненно лучший вариант развития событий, чем оставить Землю в руках человечества. Ресурсы планеты истощены, окружающая среда загрязнена, большинство видов животных истреблено. И в соответствии с заключённым в 2231 году соглашением между людьми и инопланетной расой има, теперь они управляют Землёй и учат людей, как исцелить больную планету. После открытия обитаемой планеты Дарвин IV в планетной системе двойной звезды, находящейся в 6,5 световых лет от Земли, была организована Экспедиция для исследования планеты, в состав которой вошли разумные существа обоих видов. Автор книги был взят в экспедицию в качестве художника, чтобы показать людям красоту нетронутой природы чужой планеты и заставить задуматься о сохранении собственного мира. 24 марта 2361 года Экспедиция покинула планету, и раса има оставила её под надёжной охраной беспилотных зондов-роботов. Автор рассказывает о своём путешествии по планете Дарвин IV и о встречах с разнообразными представителями фауны и флоры, населяющими различные биотопы планеты – от бескрайних равнин до величественных гор и суровых полярных ледников. Планета с меньшей силой тяжести, чем Земля, и с более плотной и богатой кислородом атмосферой, является домом для множества удивительных существ, включая гигантов, равных которым не порождала биосфера Земли. И на этой планете даже началось зарождение разума. Книга построена как собранные воедино картины обитателей Дарвина IV, путевые заметки автора и быстрые полевые зарисовки, снабжённые пометками для дальнейшей работы. Автор делится с читателем историями о наблюдениях над инопланетными существами, о различных происшествиях, сопровождающих жизнь экспедиции, и чувствами, которые рождаются у человека, обречённого несколько лет в одиночестве странствовать над поверхностью чужой планеты, будучи заключённым в летающий ‘конус. | ||
2. | Ли Гудлоу «Fire, Brimstone — and Maybe Life?» | |
Статья доктора Стивена Л. Джиллетта, в которой с научной точки зрения рассматривается возможность существования жизни на основе серы. Это не первая статья автора на подобные темы: в журнале «Analog» №10/1984 уже публиковалась работа с анализом возможности использования галогенов в качестве дыхательных газов. В данной статье, отталкиваясь от химических свойств серы, автор рисует картину возможной геохимии планеты, на которой теоретически могла бы возникнуть жизнь на основе серы. Рассматривает спутник Ио в качестве возможной колыбели жизни на основе серы и строит предположения о технологии, доступной «серным» формам жизни. | ||
3. | Бонни Далзелл «Hexapedia» | |
Автор этой статьи — палеонтолог и прекрасная художница Бонни Далзелл, иллюстрации к статье — её собственные. В статье поднимается интересный вопрос: что помешало позвоночным выйти на сушу не на четырёх, а на шести ногах, и каковы эволюционные перспективы у такого хода событий? Автор проводит интересную параллель с мифологическими животными, среди которых довольно многие обладают именно шестью конечностями при плане строения позвоночного животного, и позволяет себе немного пошутить на эту тему. | ||
4. | Лайон Спрэг де Камп «How to Plan a Fauna» | |
В статье автор разбирает самые обычные ошибки авторов научно-фантастических произведений, и на примере земных экосистем рассказывает об особенностях экосистем в целом и факторах, влияющих на облик экосистемы. Статья содержит полезные советы для авторов и заслуживает их внимания, хотя написана больше полувека назад. | ||
5. | Лайон Спрэг де Камп «Design for Life» | |
Опубликованная в 1939 году статья рассказывает о возможном облике инопланетянина с научной точки зрения. Отталкиваясь от знаний о строении клетки, свойствах химических элементов, механике, биохимии и экологии, основываясь на актуальных на момент публикациях, автор рисует возможный портрет разумного инопланетного существа. Отдельные сведения устарели на настоящий момент, либо изучены значительно лучше, чем в первой половине ХХ века, однако подход, применённый автором, заслуживает внимания со стороны писателей-фантастов. | ||
6. | Дугал Диксон «После человека. Зоология будущего» | |
Эта книга известного шотландского палеонтолога Дугала Диксона стала знаковым событием в мире литературы, поскольку фактически открыла новое направление в фантастике, которому сам автор дал название speculative biology. До Диксона уже выходили книги, посвящённые несуществующим видам (например, «Формы и жизнь ринограденций» Герольфа Штайнера), но именно Диксону удалось «поймать волну» и вызвать к жизни целый жанр творчества. Книга «После человека: Зоология будущего» описывает гипотетический животный мир Земли в будущем — через 50 миллионов лет после нашего времени. Люди вымирают, загнав себя в биолого-технологический тупик и исчерпав ресурсы планеты. А жизнь начинает залечивать раны, нанесённые деятельностью человека, и наполнять материки и океаны новыми существами, которые являются потомками тех видов, которым удалось пережить эпоху господства человека. В первой части книги автор рассказывает о процессе эволюции, о её механизмах и явлениях. Рассказ сопровождается примерами, иллюстрирующими описываемые явления. Вторая часть посвящена описанию живых существ, сгруппированных по природным зонам. В третьей части автор описывает возможное будущее Земли и жизни на ней. В книге размещены цветные рисунки всех животных, более или менее подробно описанных в книге. А простой и доступный язык изложения сделает её интересной самому широкому кругу читателей — детей и взрослых. | ||
7. | Хол Клемент «The Creation of Imaginary Beings» | |
Очерк, написанный в 1974 году, посвящён теоретическим основам создания правдоподобных и корректных с научной точки зрения вымышленных существ – героев научно-фантастических произведений. Отталкиваясь от научных данных, автор объясняет поэтапно процесс создания инопланетного существа, обосновывая его биохимические и анатомические особенности. По ходу очерка автор даёт полезные советы по написанию произведений будущим писателям-фантастам. Несмотря на солидный возраст публикации, её содержание по-прежнему представляет интерес для авторов научно-фантастических произведений, и в частности – для любителей жанра спекулятивной биологии. | ||
8. | Кеннет Оппель «Darkwing» | |
Время действия книги — геологическая эпоха, которую учёные называют палеоценом. ...Много веков миром правили ужасные ящеры. А звери были вынуждены жить под их властью, убегать или прятаться. Но потом мир изменился: говорят, на землю упал кусок неба. Стало холодно и голодно, ящеры слабели, болели и умирали. Но не все. И тогда звери увидели, что могут победить их. Они заключили Договор, забыв вражду друг с другом, и стали уничтожать яйца ящеров, приближая конец их господства. Тайная битва длилась много веков, но нашлись и те, кто понял, что это было неправильно. Несколько семей зверей, называющих себя рукокрылами, вышли из Договора, чтобы прекратить уничтожение беззащитных детёнышей и вести мирную жизнь в уединении. Главный герой книги — рукокрыл по имени Сумрак (Dusk), сын Икарона (Icaron), предводителя клана рукокрылов, живших на острове. Он родился странным: его перепонки («паруса») были лишены шерсти, а уши были крупнее, чем у сородичей. Уже в первый урок планирующего прыжка он захотел махать своими парусами, за что получил отповедь от своего отца. Кроме того, Сумрак открыл в себе способность видеть мир в темноте при помощи эха, и всё-таки научился летать. Родители просили, чтобы он скрывал эти способности от сородичей, ведь из-за своих отличий от остальных рукокрылов он и так воспринимается всеми как странный уродец. Тем не менее, сородичи всё равно узнали о том, что он может летать, и стена непонимания стала ещё выше. Мир Сумрака перевернулся, когда на остров, где жила колония Икарона, прилетел огромный умирающий птерозавр. Именно тогда Икарону пришлось рассказать молодому поколению рукокрылов и о Договоре, и о большом мире. В это время на материке представитель примитивных хищников по имени Хищнозуб (Carnassial) расправляется, как он считает, с последним гнездом ящеров, и возвращается в родной лес, чтобы доложить об этом вождю Патриофелису (Patriofelis). И при этом он осознаёт, что больше не хочет питаться корешками, падалью и насекомыми, полюбив яйца и нежное мясо детёнышей ящеров. Он предлагает Патриофелису начать охотиться на других зверей, но за это его изгоняют из клана. Тем не менее, он находит единомышленников и начинает вести собственную жизнь хищника. После нападения Хищнозуба клан рукокрылов, потеряв часть сородичей, переселяется на материк, где начинает трудную битву за выживание. Мир после ящеров оказывается перенаселённым местом, и прежние узы братства охотников на ящеров уже забываются в свете новых реалий жизни. Появляются и новые опасности, среди которых клан Хищнозуба оказывается далеко не самой страшной. Клану рукокрылов приходится столкнуться и с непониманием их идей, и с враждебностью, и с откровенными подлостями, которые чинили другие звери ради собственного выживания. Обретение нового дома становится трудным делом, и немалую помощь им оказывает рукокрыл Сумрак со своими способностями летать и видеть в темноте при помощи эхозрения. | ||
9. | Роберт А. Фрейтас «Extraterrestrial Zoology» | |
Статья из журнала Analog Science Fiction/Science Fact (июль 1981), в которой автор подробно описывает некоторые особенности предполагаемого облика инопланетных организмов, исходя из анализа физиологических возможностей и ограничений данных приспособлений. Также автор описывает некоторые гипотетические варианты устройства живых организмов, редкие или вовсе не реализованные на Земле. | ||
10. | Роберт А. Фрейтас «Xenopsychology» | |
В данной работе поднимается вопрос предполагаемых характеристик разума инопланетян — наличие эмоций, характеристики способностей к восприятию информации. Естественно, при отсутствии результатов изучения живого инопланетянина мы можем лишь гадать о его умственных способностях, но автор пробует выделить самые общие характеристики умственной деятельности и рассмотреть их применительно к инопланетянам. | ||
11. | Роберт А. Фрейтас «Alien Sex» | |
Секс — это не просто явление, предположительно, чуждое советскому человеку, но и важный фактор, определяющий культурные особенности предполагаемой инопланетной цивилизации. В своей статье автор не только характеризует биологическое значение полового размножения, но и показывает, как его особенности могут оказывать влияние на культуру разумных существ. Взяв в качестве примера реальные особенности полового размножения земных животных, автор описывает гипотетические культурные особенности разумной цивилизации со сходным способом полового размножения. | ||
12. | Стэнли Шмидт «Aliens and Alien Societies: A writer's guide to creating extraterrestial life-forms» | |
Написанная в 1995 году книга американского писателя-фантаста, редактора журнала научной фантастики «Analog Science Fiction and Fact» (в 1978-2012 гг.). Данная книга — одно из целой серии пособий для писателей научно-фантастических произведений. В книге автор делится советами и рекомендациями по созданию образов инопланетных персонажей — разумных живых существ, обитающих на планетах других звёздных систем. Подход автора к проблеме основан на личном опыте писателя и редактора, а также на опыте лично знакомых ему авторов научно-фантастических произведений. Проблема создания инопланетных персонажей разбирается систематически, от самых общих вопросов к самым частным. Начиная с уровня звёзд и планет, автор переходит к биохимическим и анатомическим характеристикам гипотетических инопланетян, к возможным особенностям их цивилизации и языка и лишь в последнюю очередь разбирает вопросы возможного контакта с людьми. На каждом уровне разбора проблемы автор выделяет вопросы, существенные для понимания и проработки, указывает на возможные ошибки авторов. Одна из глав посвящена примерам проработки миров из уже вышедших в свет фантастических произведений — как самого автора, так и его коллег, которые поделились своими профессиональными приёмами. Данная книга, написанная простым и популярным языком, может быть интересна для авторов, пишущих в жанре научной фантастики, а значительная часть глав будет интересна любителям спекулятивной биологии, конструирующим инопланетные биосферы. В книге также изложены общие приёмы, применяемые при написании художественных произведений. | ||
Страницы:1 | ||