Аннотации PavelVolkov


  Книжные аннотации посетителя «PavelVolkov»
Сортировка: по фамилии авторапо дате написания
Страницы:1
1.Уэйн Барлоу «Expedition: Being an Account in Words and Artwork of the 2358 A.D. Voyage to Darwin IV»

2358 год. Земля больше не под властью людей. Но это, впрочем, несравненно лучший вариант развития событий, чем оставить Землю в руках человечества. Ресурсы планеты истощены, окружающая среда загрязнена, большинство видов животных истреблено. И в соответствии с заключённым в 2231 году соглашением между людьми и инопланетной расой има, теперь они управляют Землёй и учат людей, как исцелить больную планету. После открытия обитаемой планеты Дарвин IV в планетной системе двойной звезды, находящейся в 6,5 световых лет от Земли, была организована Экспедиция для исследования планеты, в состав которой вошли разумные существа обоих видов. Автор книги был взят в экспедицию в качестве художника, чтобы показать людям красоту нетронутой природы чужой планеты и заставить задуматься о сохранении собственного мира. 24 марта 2361 года Экспедиция покинула планету, и раса има оставила её под надёжной охраной беспилотных зондов-роботов.

Автор рассказывает о своём путешествии по планете Дарвин IV и о встречах с разнообразными представителями фауны и флоры, населяющими различные биотопы планеты – от бескрайних равнин до величественных гор и суровых полярных ледников. Планета с меньшей силой тяжести, чем Земля, и с более плотной и богатой кислородом атмосферой, является домом для множества удивительных существ, включая гигантов, равных которым не порождала биосфера Земли. И на этой планете даже началось зарождение разума.

Книга построена как собранные воедино картины обитателей Дарвина IV, путевые заметки автора и быстрые полевые зарисовки, снабжённые пометками для дальнейшей работы. Автор делится с читателем историями о наблюдениях над инопланетными существами, о различных происшествиях, сопровождающих жизнь экспедиции, и чувствами, которые рождаются у человека, обречённого несколько лет в одиночестве странствовать над поверхностью чужой планеты, будучи заключённым в летающий ‘конус.


2.Ли Гудлоу «Fire, Brimstone — and Maybe Life?»

Статья доктора Стивена Л. Джиллетта, в которой с научной точки зрения рассматривается возможность существования жизни на основе серы.

Это не первая статья автора на подобные темы: в журнале «Analog» №10/1984 уже публиковалась работа с анализом возможности использования галогенов в качестве дыхательных газов.

В данной статье, отталкиваясь от химических свойств серы, автор рисует картину возможной геохимии планеты, на которой теоретически могла бы возникнуть жизнь на основе серы. Рассматривает спутник Ио в качестве возможной колыбели жизни на основе серы и строит предположения о технологии, доступной «серным» формам жизни.


3.Бонни Далзелл «Hexapedia»

Автор этой статьи — палеонтолог и прекрасная художница Бонни Далзелл, иллюстрации к статье — её собственные. В статье поднимается интересный вопрос: что помешало позвоночным выйти на сушу не на четырёх, а на шести ногах, и каковы эволюционные перспективы у такого хода событий? Автор проводит интересную параллель с мифологическими животными, среди которых довольно многие обладают именно шестью конечностями при плане строения позвоночного животного, и позволяет себе немного пошутить на эту тему.


4.Лайон Спрэг де Камп «How to Plan a Fauna»

В статье автор разбирает самые обычные ошибки авторов научно-фантастических произведений, и на примере земных экосистем рассказывает об особенностях экосистем в целом и факторах, влияющих на облик экосистемы. Статья содержит полезные советы для авторов и заслуживает их внимания, хотя написана больше полувека назад.


5.Лайон Спрэг де Камп «Design for Life»

Опубликованная в 1939 году статья рассказывает о возможном облике инопланетянина с научной точки зрения. Отталкиваясь от знаний о строении клетки, свойствах химических элементов, механике, биохимии и экологии, основываясь на актуальных на момент публикациях, автор рисует возможный портрет разумного инопланетного существа. Отдельные сведения устарели на настоящий момент, либо изучены значительно лучше, чем в первой половине ХХ века, однако подход, применённый автором, заслуживает внимания со стороны писателей-фантастов.


6.Дугал Диксон «После человека. Зоология будущего»

Эта книга известного шотландского палеонтолога Дугала Диксона стала знаковым событием в мире литературы, поскольку фактически открыла новое направление в фантастике, которому сам автор дал название speculative biology. До Диксона уже выходили книги, посвящённые несуществующим видам (например, «Формы и жизнь ринограденций» Герольфа Штайнера), но именно Диксону удалось «поймать волну» и вызвать к жизни целый жанр творчества.

Книга «После человека: Зоология будущего» описывает гипотетический животный мир Земли в будущем — через 50 миллионов лет после нашего времени. Люди вымирают, загнав себя в биолого-технологический тупик и исчерпав ресурсы планеты. А жизнь начинает залечивать раны, нанесённые деятельностью человека, и наполнять материки и океаны новыми существами, которые являются потомками тех видов, которым удалось пережить эпоху господства человека.

В первой части книги автор рассказывает о процессе эволюции, о её механизмах и явлениях. Рассказ сопровождается примерами, иллюстрирующими описываемые явления. Вторая часть посвящена описанию живых существ, сгруппированных по природным зонам. В третьей части автор описывает возможное будущее Земли и жизни на ней. В книге размещены цветные рисунки всех животных, более или менее подробно описанных в книге. А простой и доступный язык изложения сделает её интересной самому широкому кругу читателей — детей и взрослых.


7.Хол Клемент «The Creation of Imaginary Beings»

Очерк, написанный в 1974 году, посвящён теоретическим основам создания правдоподобных и корректных с научной точки зрения вымышленных существ – героев научно-фантастических произведений. Отталкиваясь от научных данных, автор объясняет поэтапно процесс создания инопланетного существа, обосновывая его биохимические и анатомические особенности. По ходу очерка автор даёт полезные советы по написанию произведений будущим писателям-фантастам. Несмотря на солидный возраст публикации, её содержание по-прежнему представляет интерес для авторов научно-фантастических произведений, и в частности – для любителей жанра спекулятивной биологии.


8.Кеннет Оппель «Darkwing»

Время действия книги — геологическая эпоха, которую учёные называют палеоценом.

...Много веков миром правили ужасные ящеры. А звери были вынуждены жить под их властью, убегать или прятаться. Но потом мир изменился: говорят, на землю упал кусок неба. Стало холодно и голодно, ящеры слабели, болели и умирали. Но не все. И тогда звери увидели, что могут победить их. Они заключили Договор, забыв вражду друг с другом, и стали уничтожать яйца ящеров, приближая конец их господства.

Тайная битва длилась много веков, но нашлись и те, кто понял, что это было неправильно. Несколько семей зверей, называющих себя рукокрылами, вышли из Договора, чтобы прекратить уничтожение беззащитных детёнышей и вести мирную жизнь в уединении.

Главный герой книги — рукокрыл по имени Сумрак (Dusk), сын Икарона (Icaron), предводителя клана рукокрылов, живших на острове. Он родился странным: его перепонки («паруса») были лишены шерсти, а уши были крупнее, чем у сородичей. Уже в первый урок планирующего прыжка он захотел махать своими парусами, за что получил отповедь от своего отца. Кроме того, Сумрак открыл в себе способность видеть мир в темноте при помощи эха, и всё-таки научился летать. Родители просили, чтобы он скрывал эти способности от сородичей, ведь из-за своих отличий от остальных рукокрылов он и так воспринимается всеми как странный уродец. Тем не менее, сородичи всё равно узнали о том, что он может летать, и стена непонимания стала ещё выше.

Мир Сумрака перевернулся, когда на остров, где жила колония Икарона, прилетел огромный умирающий птерозавр. Именно тогда Икарону пришлось рассказать молодому поколению рукокрылов и о Договоре, и о большом мире.

В это время на материке представитель примитивных хищников по имени Хищнозуб (Carnassial) расправляется, как он считает, с последним гнездом ящеров, и возвращается в родной лес, чтобы доложить об этом вождю Патриофелису (Patriofelis). И при этом он осознаёт, что больше не хочет питаться корешками, падалью и насекомыми, полюбив яйца и нежное мясо детёнышей ящеров. Он предлагает Патриофелису начать охотиться на других зверей, но за это его изгоняют из клана. Тем не менее, он находит единомышленников и начинает вести собственную жизнь хищника.

После нападения Хищнозуба клан рукокрылов, потеряв часть сородичей, переселяется на материк, где начинает трудную битву за выживание. Мир после ящеров оказывается перенаселённым местом, и прежние узы братства охотников на ящеров уже забываются в свете новых реалий жизни. Появляются и новые опасности, среди которых клан Хищнозуба оказывается далеко не самой страшной. Клану рукокрылов приходится столкнуться и с непониманием их идей, и с враждебностью, и с откровенными подлостями, которые чинили другие звери ради собственного выживания. Обретение нового дома становится трудным делом, и немалую помощь им оказывает рукокрыл Сумрак со своими способностями летать и видеть в темноте при помощи эхозрения.


9.Роберт А. Фрейтас «Extraterrestrial Zoology»

Статья из журнала Analog Science Fiction/Science Fact (июль 1981), в которой автор подробно описывает некоторые особенности предполагаемого облика инопланетных организмов, исходя из анализа физиологических возможностей и ограничений данных приспособлений. Также автор описывает некоторые гипотетические варианты устройства живых организмов, редкие или вовсе не реализованные на Земле.


10.Роберт А. Фрейтас «Xenopsychology»

В данной работе поднимается вопрос предполагаемых характеристик разума инопланетян — наличие эмоций, характеристики способностей к восприятию информации. Естественно, при отсутствии результатов изучения живого инопланетянина мы можем лишь гадать о его умственных способностях, но автор пробует выделить самые общие характеристики умственной деятельности и рассмотреть их применительно к инопланетянам.


11.Роберт А. Фрейтас «Alien Sex»

Секс — это не просто явление, предположительно, чуждое советскому человеку, но и важный фактор, определяющий культурные особенности предполагаемой инопланетной цивилизации. В своей статье автор не только характеризует биологическое значение полового размножения, но и показывает, как его особенности могут оказывать влияние на культуру разумных существ. Взяв в качестве примера реальные особенности полового размножения земных животных, автор описывает гипотетические культурные особенности разумной цивилизации со сходным способом полового размножения.


12.Стэнли Шмидт «Aliens and Alien Societies: A writer's guide to creating extraterrestial life-forms»

Написанная в 1995 году книга американского писателя-фантаста, редактора журнала научной фантастики «Analog Science Fiction and Fact» (в 1978-2012 гг.).

Данная книга — одно из целой серии пособий для писателей научно-фантастических произведений. В книге автор делится советами и рекомендациями по созданию образов инопланетных персонажей — разумных живых существ, обитающих на планетах других звёздных систем. Подход автора к проблеме основан на личном опыте писателя и редактора, а также на опыте лично знакомых ему авторов научно-фантастических произведений.

Проблема создания инопланетных персонажей разбирается систематически, от самых общих вопросов к самым частным. Начиная с уровня звёзд и планет, автор переходит к биохимическим и анатомическим характеристикам гипотетических инопланетян, к возможным особенностям их цивилизации и языка и лишь в последнюю очередь разбирает вопросы возможного контакта с людьми. На каждом уровне разбора проблемы автор выделяет вопросы, существенные для понимания и проработки, указывает на возможные ошибки авторов. Одна из глав посвящена примерам проработки миров из уже вышедших в свет фантастических произведений — как самого автора, так и его коллег, которые поделились своими профессиональными приёмами.

Данная книга, написанная простым и популярным языком, может быть интересна для авторов, пишущих в жанре научной фантастики, а значительная часть глав будет интересна любителям спекулятивной биологии, конструирующим инопланетные биосферы. В книге также изложены общие приёмы, применяемые при написании художественных произведений.


Страницы:1

⇑ Наверх